Тренинговое занятие по развитию навыков общения
план-конспект урока по теме

Тренинговое занятие разработано для детей подросткового возраста. Данные упражнения помогают детям открыть новые способы самовыражения и общения со сверстниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon treningovoe_zanyatie_dlya_podrostkov.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для подростков


Цель: развитие у подростков навыков общения


Задачи: способствовать формированию умения работать в группе, формирующие навыки эффективного общения


Упражнение «Смотрим в книгу, видим…»

Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации.

Необходимый материал: лист бумаги, содержащий словесную информацию и картинку.

Время: 25-35 минут.

Из группы вызываются 5-6 добровольцев, которые уходят за дверь. Остальным вкратце объясняется, что сейчас будет происходить. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция:

«Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это текст и картинка. В течении одной минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там написано и нарисовано. После этого вы как можно подробнее донести запомнившуюся информацию до следующего испытуемого».

Далее приглашается второй испытуемый, которому дается следующая инструкция:

Вам будет устно передана некоторая информация, которую вы должны запомнить, для того, что бы передать ее следующему участнику эксперимента. Задавать уточняющие вопросы вы не имеете права».

Эксперимент продолжается, пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе.

Игра «Медведь перед дровосеками»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Ведущий.  Приглашаем вас поиграть в игру, с давних времен известную во Франции.

Вы превратитесь в дровосеков. Дровосеки – это мужественные мужчины и женщины, которые топорами валят деревья в лесу, обрубают ветви и распиливают стволы на бревна. Покажите мне, пожалуйста, как двигаются дровосеки во время работы… Хорошо. Вы прилежные и храбрые дровосеки.

А теперь мне нужен один доброволец…Спасибо!

Доброволец будет не дровосеком, а большим бурым Медведем.

Сейчас мне хотелось бы рассказать, что происходит между Медведем и дровосеками. Медведь выходит на сцену и громко рычит. Дровосеки пугаются до смерти и безжизненно замирают. Они закрывают глаза и пытаются спасти свою жизнь, сделав вид, что они совершенно неподвижны. А что же делает медведь? Медведь подходит  к каждому дровосеку и проверяет, живые они или нет. Для это он делает все, что ему вздумается, не разрешается лишь щекотать дровосеков. Медведь может ворчать или реветь, может дотрагиваться своими «лапами» до безжизненных дровосеков, он может расталкивать их, поднимать их головы, руки или ноги, короче он может использовать любой трюк, чтобы заставить дровосеков начать двигаться или смеяться.

Если кто-нибудь из дровосеков засмеется или начнет двигаться, то он сразу же превращается во второго медведя, и уже теперь два медведя пытаются разбудить дровосеков, которые в свою очередь, делают все, чтобы не пикнуть и не пошевелиться.

Но со временем медведей станет трое, потом - четверо и т.д. Вы поняли, как играть в эту игру? Теперь мы можем приступить. Дровосеки, за работу! А сейчас – выход Медведя: пожалуйста, мощный рев…

Техника «Розовый куст»

(Виолетта Оклендер)

Цель: помочь выразить подавленные чувства, потребности, устремления и мысли, лучше понять себя.

Необходимый материал: листы бумаги, краски, кисти.

Время: 45 минут.

Ведущий.  Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и представьте, будто вы превращаетесь в розовый куст.

Этот куст маленький или большой?

Сильный или слабый?

Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие?

Какого они цвета? Их много или мало? Они полностью распустились или имеются только бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги и ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть вовсе, нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые?

Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке в пустыне, в поле, под луной или где - нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли? А может быть пробивается сквозь бетон или асфальт?  Что находиться вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты, или он стоит один?

Есть ли вокруг деревья, животные птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть камни или скалы?

Затем участники открывают глаза и рисуют розовый куст на фоне окружающего пейзажа.

Рефлексия. Рисунки раскладываются в круг, и группа дает описание каждому кусту.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: Через постановку творческой задачи стимулировать взаимодействие интеллектуальных, эмоциональных функций всех участников; способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.

Время: 20 мин.

Ведущий. Для этой игры нам потребуется доброволец, готовый на несколько минут оставить нас, выйдя из комнаты. За время его отсутствия игроки выберут среди участников одного человека. Вернувшись, водящий игрок должен будет задать группе самые разные вопросы с тем, чтобы с 3-х попыток определить выбранного группой участника. Но вопросы будут необычные. Они не будут касаться возраста, цвета глаз и прочее. Все вопросы будут ассоциативно связывать загаданного игрока с самыми различными понятиями.

К примеру, вопросы могут быть такими:

На какой цветок похож загаданный человек?

С каким временем года он ассоциируется?

· На какое животное он похож?

· С каким стилем одежды его можно сравнить?

На каждый вопрос могут отвечать все члены группы. В результате ведущий получает целый набор разнообразных ответов-ассоциаций, проанализировав которые он сможет назвать имя участника.

Рефлексия.

Кого из игроков было сложнее всего вычислить и почему?

Какие ассоциации, названные коллегами в ходе игры, показались наиболее точными?

Что чувствовали «загаданные» игроки, слыша комментарии группы в свой адрес?

Цель: осознание собственных профессиональных качеств; снятие психоэмоционального напряжения; сплочение группы.

Время: 7-10 мин.

Участникам предлагается подобрать по 5 профессиональных качеств на первую букву своего имени.

Упражнение «Книга рекордов»

Цель: способствовать развитию чувства сплоченности

Время: 15-20 минут.

Ведущий. В нашей книге рекордов две части: содержательная и персональная. В содержательной части отмечаются профессиональные качества участников, а в персональной соответственно – личные, за которые каждый из присутствующих может быть записан туда. Участники образуют два круга (внутренний и внешний). Во внешнем – стоят, а во внутренним – передвигаются. Каждый из присутствующих имеет право выбора: что говорить своему партнеру, как раскрывать его профессиональные или личные качества. По сигналу ведущего внутренний круг начинает движение. Приветствие начинается словами: «Я обязательно запишу тебя в книгу рекордов, потому что…»

Упражнение «Пропасть»

Цель: сплочение коллектива, снятие напряжения участников.

Время: 10-15 минут.

Это упражнение проводится около свободной стены. Желательно, чтобы пространства было так много, чтобы , встав в шеренгу, участники занимали меньше половины длинны стены. На расстоянии примерно 30 см от стены проводит черту (можно положить на пол веревку). Участники становятся тесной шеренгой занимая узкое пространство между стеной и чертой.

Ведущий. На склоне этой горы есть огромная впадина. Мы оказываемся в царстве мрака и хаоса. Пробираемся, преодолевая завалы каменных глыб, ненадежные крутые осыпи, и оказываемся в пещере. Вокруг настоящие каменные кружева, за которыми не видно ни стен, ни потолка. Одни ощетинились как колючки ежа, другие раскрыли свои цветки, подобно щупальцам актинии. Со стен и с потолка свисают сотни и тысячи разноцветных сталактитов.

Но вот впереди слышен отчетливый шелест падающих сверху струй воды, и у нас перед глазами возникает таинственное озеро.

Черта, которую вы видите пред собой, - это не просто линия, это граница узкой тропки. За ней глубокая пропасть, падение в которую не оставляет надежды остаться в живых. По моему сигналу вы превращаетесь в причудливые скальные глыбы, самым неожиданным образом нависающие над тропинкой. Расставьте ноги, вытяните руки, пригнитесь… Только крайний слева участник становиться альпинистом.  Его задача – пройти до пропасти на всем ее протяжении, не свалившись в нее. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за камни… Главное – не причинять никому вреда. Как только первый альпинист пройдет часть пути, следующий за ним участник может превратиться из скальной глыбы в человека и начинать свое опасное путешествие. Тот же, кто добрался до конца тропы, сам превращается в камень. Важно, чтобы все вы в целости и сохранности миновали опасный участок маршрута.

Упражнение «Хор московского зоопарка»

Цель: снятие напряжения.

Время: 10 минут.

Ведущий. Мы находимся высоко в горах, где так отчетливо слышится эхо. Давайте споем.

Участники разбиваются на микрогруппы,  каждый из которых выбирает себе животное, издающее характерные звуки, например «гав», «мяу» и др. Ведущий становиться дирижером и предлагает спеть песню («Подмосковные вечера») На «языке» каждой группы. Дирижер показывает по очереди на каждую группу, и они продолжают исполнять песню, начатую предыдущей группой, но уже самостоятельно.

Упражнение «Десять секунд»

Цель: преодолеть тревожность участников; помочь им лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении; способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Время:5–15 минут.

Ведущий. Сейчас вы начнете быстрое спонтанное движение по комнате. Будьте внимательны, потому что время от времени вам придется реагировать на разнообразные задания ведущего и выполнять их в кратчайший срок — в течение 10 секунд.

Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью. Скажем, я попрошу распределиться на группы по цвету волос. Значит, пока я досчитаю до десяти, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может остаться в группе «черных»: у него есть дополнительный цвет! Не бойтесь остаться в гордом одиночестве. Вы просто другой! И потому мы разные!

Надеюсь, что задание понятно? Мы начинаем.

• Распределиться на тех, у кого есть часы на руке и у кого нет. Раз, два, три… десять. Стоп! Проверяем. В этой группе у всех участников есть часы. А в этой все счастливчики, да?

• Продолжаем ходьбу! Распределиться по стилю обуви! (Счет, проверка.)

• По длине волос.

• По тому, сколько братьев и сестер есть в вашей семье.

• По цвету брюк и юбок.

• По цвету глаз.

•По настроению, которое вы сейчас испытываете.

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативной компетенции подростков по коррекционной программе «Тренинг развития навыков общения»

Программа «Тренинг развития навыков общения» разработана для работы с подростками и направлена на формирование коммуникативных компетенций учащихся через наполнение занятий искусственно смоделированны...

Внеклассное занятие по развитию навыков общения и взаимодействия с учащимися 5 - 7 классов

Групповое занятие в форм тренинга. Применяемые методы - групповая работа, дискуссия, игра в группах. Цель занятия - развивать навыки конструктивного общения....

Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)

Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ...

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 лет

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 14 летАнализ запросов родителей, подростков, педагогов и психологов в...

Цикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться» для подростков 10 – 16 лет. Автор Осепян Анна Карленовна

ДООП «Треннинг общения»педагог Осепян Анна КарленовнаЦикл тренинговых занятий по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться»для подростков 10 – 16 ле...

Тренинговые занятия по обучению навыкам конструктивного взаимодействия «Учусь общаться»

Педагогические приемы коррекции нарушений развития оющения у детей с ОВЗ...