Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)
план-конспект по теме

Григорьева Мария Юрьевна

Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_seminara.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат № 6

Красногвардейского района СПБ

воспитатель Григорьева Мария Юрьевна

2016

Занятие по развитию коммуникативных навыков подростков с интеллектуальной недостаточностью «Вместе дружная семья»

Возраст воспитанников 15-19 лет

Цель: Формирование и развитие межличностных отношений

Задачи:

1.Обучающие

  • Формирование представлений о семье
  • Обучение правилам поведения и общения в семье
  • Обогащение словарного запаса

2. Коррекционно-развивающие

  • Развитие речи
  • Развитие памяти
  • Развитие внимания
  • Развитие мышления
  • Развитие слухового и зрительного восприятия

3. Воспитательные

  • Развитие эмпатических чувств к окружающим
  • Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу
  • Развитие чувства коллективизма

1.Этап - приветствие. Создание благоприятной атмосферы

2. Этап - объяснение цели занятия и правил работы в группе. Упражнение «Согласны-не согласны» на умение выражать свои эмоции с помощью жестов, движений (невербальное проявление).

3. Этап -  обсуждение темы занятия. Дискуссия

4.Этап -  упражнение «Найди ошибки» - работа с текстом в парах на межличностное общение

5.Этап -  индивидуальная работа на логическое мышление с картинками (для подростков с особенностями развития) на активизацию процессов познания и восприятия.  Обсуждение в группе

6. Этап - упражнение «Это я!» направлено на саморефлексию, эмоциональную разгрузку, развитие памяти, внимания.

7. Этап - упражнение «Семейный портрет» на развитие межличностных отношений, взаимодействие в группе с элементами драматизации.

8. Рефлексия. Обратная связь

Оборудование:

Экран, мультимедийная установка, мольберты с иллюстрациями для каждого воспитанника (иллюстрации изображают: мама моет посуду – дочка вытирает тарелки; вся семья на прогулке в парке; новогодний праздник в семье; внук читает книгу бабушке), изображение семейного портрета для вывода на экран, планшеты с распечатанными правилами семейной жизни для работы в парах.

Ход занятия:

  1. Здравствуйте ребята! Давайте ещё раз все вместе поздороваемся! Какие вы знаете способы приветствия? Давайте пожмём друг другу руки. Как вы думаете, какое у меня сейчас настроение? Как вы узнали? Правильно. Я улыбаюсь, значит у меня хорошее настроение. А у вас какое сегодня настроение? Покажите мне.
  2. А как ещё вы можете показать своё настроение? Какие жесты, звуки, движения мы используем, когда нам что-то нравится? А когда не нравится? Сейчас я расскажу вам о правилах общения на нашем занятии. Если вам они нравятся и вы согласны – покажите это без слов. Если нет – тоже.

Правила:

- если хочешь что-то сказать – надо кричать погромче

- когда один говорит – остальные внимательно слушают

- нужно стараться говорить откровенно

- нужно просто сидеть и заниматься своими делами

- старайся быть внимательным к другим

- будь активным в выполнении заданий

       3.  Название нашего занятия вы видите на экране. Кто-нибудь может разгадать шифр и прочитать название? «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ». Давайте разберём смысл каждого слова.

Шифр ПВLЕМZEКСБЭТУЙЕ

            ДWАРОЬУКSЖШЮНЙЪАБСЯ

        ЗЭСЫМЕРТМДАЬГУЯ

       4. А теперь давайте проверим, знаете ли вы семейные обычаи и правила. Я разделю вас  на пары. Теперь послушайте, какие семейные правила я для вас написала:

1. В семье каждый человек сам по себе.

2.У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому.

3. Все члены семьи живут дружно.

4. Каждый член семьи живёт в собственной квартире.

5. Все дела по дому должна делать только мама

6. Дети должны слушаться только бабушку.

Вы согласны с этими правилами? В своих парах  подумайте пару минут и найдите ошибки. Обсуждение результатов с группой.

5. Вы справились с заданием, нашли ошибки и объяснили свою позицию. А теперь каждый подойдите к мольберту, посмотрите на картинку, и скажите какое правило подходит к ней. Может быть, кто-нибудь сможет придумать новое правило. Индивидуальная работа с картинками, обсуждение результатов со всей группой.

6. Вы действительно хорошо знаете, какие отношения должны быть в хорошей семье! А вы знаете, что самое главное в семье быть заботливым и внимательным по отношению ко всем родным? Ведь в семье все разные – у каждого свои привычки, особенности характера, дни рождения в разные дни… Если семья большая – будет очень сложно всё запомнить. Давайте посмотрим, готовы  ли вы к этому.

Давайте встанем в круг и каждый придумает какое-либо прилагательное для себя и назовёт.  Например, Антон – весёлый, Максим – высокий и т.д. Я буду называть прилагательное, а тот, кто его придумал, будет громко говорить: «Это я!» .

А теперь, мы усложним задание. Тот, кто придумал прилагательное – молчит, а остальные должны постараться вспомнить, к кому оно относится и громко сказать: «Это Максим!» и т.д.

7. Вы отлично справились, и я предлагаю вам сделать семейный портрет.

Упражнение «Семейный портрет».  Я распределю между вами семейные роли (бабушка, папа, внучка..) Я буду фотографом и буду говорить вам как вам лучше встать, чтобы получилось настоящее семейное фото. А вы, конечно, будете мне помогать и подсказывать, например, у кого на коленях должна сидеть внучка, как должны стоять папа с мамой и т.п.

  А теперь, может быть кто-то хочет стать фотографом и сделать портрет по образцу на экране? Повторение упражнения с воспитанником в роли фотографа, который опирается на изображение на экране.

8. Скажите, пожалуйста, а лучше покажите, какое у вас настроение после занятия? Что вам больше всего понравилось? А может быть, вы узнали что-то новое для себя?

Я хочу сказать вам спасибо за ваше настроение и за то, что сегодня вы показали. Что умеете быть дружными, внимательными, понимающими.  И я уверена, что под крышами ваших будущих домов будут всегда царить любовь и взаимопонимание! Давайте все скажем друг другу спасибо! И до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста

Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ  РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"

Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе  обучения игре на  аккордеоне (баяне)»....

Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"

Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство"  Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....

Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....

Развитие навыков общения слабослышащих детей

Нарушение слуха- основной причино-обусловленный фактор, который в значительной мере влияет на всю познавательную сферу, что проявляется по всех психических процессах: внимание, память, мышление, воспр...