Валеология в школе
статья на тему
«В обществе, где не прививают здоровый образ жизни,
а только лечат больных,
всегда будет нехватка врачей»
Н.И. Козлов "Формула личности"
«Здоровье – это не свобода от болезни,
а способность человека справляться с ней»
Ф. Ницше
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologiya_kak_nauka._ditrih_ea.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«В обществе, где не прививают здоровый образ жизни,
а только лечат больных,
всегда будет нехватка врачей»
Н.И. Козлов "Формула личности"
«Здоровье – это не свобода от болезни,
а способность человека справляться с ней»
Ф. Ницше
Педсовет «Валеология как наука.
Принципы и приемы валеологизации.
Профессиональное развитие и здоровье педагога».
ДИТРИХ ЕЛЕНА АНДРЕЕВНА
МКОУ «Шайковская СОШ № 2»
Кировского района Калужской области
Валеология как наука о здоровье человека возникла в 80е годы XX века из синтеза биологии, антропологии, гигиены, психологии и других наук о человеке и его окружении.
Во второй половине ХХ века, когда возникла и получила широкое распространение эпидемия хронических неинфекционных заболеваний, становится очевидным, что для достижения здоровья населения все большее предпочтение следует отдавать второй стратегии - охране здоровья практически здорового человека. Однако выяснилось, что гигиеническая наука, возглавившая эту стратегию, также не в состоянии решить эту проблему.
Первую современную попытку сформулировать положения о механизмах здоровья и способах воздействия на них сделали в конце 60-х годов нашего столетия С. М. Павленко и С. Ф. Олейник. Они обосновали научное направление, получившее название "санология". Санология определялась как "общее учение о противодействии организма болезни". Но эта попытка не увенчалась успехом.
Основоположником науки о здоровье в современном ее понимании по праву считается выпускник Военно-морской медицинской академии И.И. Брехман, впервые после долгого забвения (1982) поднявший на щит методологические основы охраны здоровья практически здоровых людей. Назвав обоснованное им новое научное направление "валеологией" (лат. valeo - здравствовать), он в 1987 г. издал первую монографию по этой проблеме "Введение в валеологию - науку о здоровье", в которой утверждал, что наука о здоровье не должна ограничиваться одной медициной, а быть интегральной, формируясь также на основе экологии, биологии, психологии и других наук.
В 1986 году был утверждён «Межкафедральный план преподавания валеологии для студентов медицинских институтов».
С 1992 года к исследованию проблем валеологии присоединились специалисты НИЦ профилактической медицины МЗ России, где решались важные научно-практические проблемы. В 1995 году валеологию разделили на три главных направления:
1) общую;
2) педагогическую;
3) медицинскую.
С 1994 г. Российский институт профилактической медицины (г. С.-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы по проблемам профилактической медицины. Благодаря идеологии, сформулированной И.И. Брехманом, который к этому времени уже ушёл из жизни, было принято и реализовано решение о создании в России новой практической специальности «врач-валеолог».
Предметом валеологии является индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.
Индивидуальное здоровье человека рассматривается нами как многомерное динамическое состояние, отражающее целостный организм как самоуправляемую систему, основанную на принципах самоорганизации, самоадаптации и саморегуляции. Именно такой подход к определению индивидуального здоровья позволяет человеку определить для себя ценностные приоритеты по сохранению здоровья с учетом генетической предрасположенности (адаптационно-гомеостатические показатели) и социальной программы развития на разных этапах онтогенеза.
Официально валеология - это "наука о здоровье". Она преподает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности. Валеология (лат. valeo - “здоровье”, “быть здоровым”, “здравствовать”) – это наука о механизмах, методах и способах сохранения индивидуального здоровья человека.
В случае с педагогической валеологией и валеологическим образованием основная цель – не знания о здоровье и даже не умения и навыки оздоровления, но, прежде всего, воспитание у подрастающего человека системных потребностей в здоровом образе жизни и системных умений создавать индивидуальные модели здорового образа жизни.
Достичь этой комплексной цели можно на основе комплексных образовательных средств: интерактивных учебно-оздоровительных технологий, культуротворческих по своей природе, а также природосообразного образования и здоровьесберегающей образовательной среды.
Эргономика – наука, изучающая оптимальные условия труда с целью увеличения его производительности и сохранения сил, времени, энергии, работоспособности и здоровья человека.
Эргоно́мика (от др.-греч. ἔργον — работа и νόμος — закон) — научная дисциплина, комплексно изучающая производственную деятельность человека и ставящая целью её оптимизацию.
Эргономика возникла в 1920-х годах в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования по эргономике начали проводиться в Великобритании, США и Японии.
В последнее время эргономика отходит от классического определения и перестает быть строго связана с производственной деятельностью. Определение, принятое Международной Эргономической Ассоциацией (IEA) в 2007 году: «Эргономика — это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им».
Термин "эргономика" был принят в Англии в 1949г., когда группа английских ученых положили начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагался термин "эргология", а в настоящее время принят английский термин. В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США - "исследование человеческих факторов", в ФРГ - "антропотехника".
Понятие «эргономика» включает в себя:
1. Эргономика изучает особенности и возможности функционирования человека в системах: человек, вещь, среда.
2. Эргономика - наука о системах. Она включает в себя такие понятия, как антропометрия, биомеханика, гигиена труда, физиология труда, техническая эстетика, психология труда, инженерная психология.
3. Эргономика - отрасль науки, которая изучает движения человеческого тела во время работы, затраты энергии и производительность конкретного труда человека. Область применения эргономики довольно широка: она охватывает организацию рабочих мест, как производственных, так и бытовых, а также промышленный дизайн.
4. Эргономика - научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ. Эргономика подразделяется на миниэргономику, мидиэргономику и макроэргономику. В основу эргономики легли многие дисциплины от анатомии до психологии, а главной ее задачей является создание таких условий работы для человека, которые бы способствовали сохранению здоровья, повышению эффективности труда, снижению утомляемости, да и просто поддержанию хорошего настроения в течение всего рабочего дня.
Ортобиотика – наука о технологии сбережения человеческого здоровья и оптимистического настроя.
Ортобиоз в переводе с латинского означает разумный образ жизни. Великий Мечников (лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины), принимавший участие в разработке ортобиотики, считал: ортобиоз - это одно из главных условий долголетней работоспособности человека.
Людям необходимо преодолеть стереотип небрежного отношения к своему здоровью и выработать критическое отношение к своим знаниям, ибо можно многое знать, не зная самого нужного. И, конечно, важна привычка самоконтроля за своим здоровьем.
В чём отличие ортобиотики от медицины и геронтологии, с которыми она тесно соприкасается? В отличие от медицины, объектом которой является болезнь, и геронтологии, объектом которой является процесс увядания человеческого организма, объектом ортобиотики является технология самосбережения людьми здоровья и наполнения их жизненным оптимизмом.
Кроме того, в ортобиотике используется несколько иной подход к понятию «здоровье». В ней оно рассматривается как единство трёх составляющих: физического, психического, нравственного здоровья.
Ни медицина, ни геронтология, ни даже валеология не пользуются подобной методологией. Перспектива сбережения здоровья людей во многом зависит от научного уровня развития медицины, геронтологии и других дисциплин, занимающихся человеческим организмом. Подпитываясь их достижениями, ортобиотика по своей практической значимости прочно займёт среди них первое место.
На чём основано такое предположение?
Прежде всего, на том, что международная статистика по здравоохранению свидетельствует: в обеспечении жизни людей приоритет принадлежит образу их повседневной деятельности, культуре обращения с самим собой. Согласно анализу, образ жизни представляет 60–70% в общей структуре факторов выживаемости современных людей.
Предназначение ортобиотики – дать научно обоснованные рекомендации на этот счет. Ортобиотика разрабатывает технологии каждого возрастного этапа жизни людей. Она носит превентивный характер, ее наработки призваны помочь людям упреждать какие-либо нежелательные процессы в их физическом, психическом и нравственном здоровье. Для ортобиотики нравственные проблемы чрезвычайно много значат, как и проблемы психологические.
Итак, ортобиотика – это наука, синтезирующая обширный круг различных научных и технологических знаний. Ортобиотику можно считать теоретико-прикладной основой человековедения. Она является антропологической основой для целого ряда теоретических и технологических дисциплин, в тесном соприкосновении с ней находится имиджелогия (ведь назначение имиджелогии в том, чтобы, создав привлекательный имидж, помочь человеку психологически и нравственно чувствовать себя уверенно и оптимистично).
По мнению ученых, современное общество стоит перед роковой чертой – экологического вымирания. Чтобы сохранить человеческий род, необходимо объединить его под знаменем общемирового ортобиоза.
И.И. Мечников писал, что современный человек по-прежнему остается ещё не вполне сложившимся и неполно приспособленным к условиям существования биологическим видом. Иными словами, жизненные функции современного человека неадекватны их биологической сути.
Исследования Г. Селье позволили выйти на новый виток изучения человека, прежде всего в познании закономерностей функционирования психики. По мнению Г. Селье, в каждом из нас имеется некое количество адаптационной энергии, израсходовав которую организм становится неприспособляемым к условиям жизни, а потому обречён на погибель.
И.И. Мечников писал: «Человек в этом отношении страшно отстал от жизни. Жизнь требует от него всё большей нервной энергии, всё больше умственных затрат: нервы его неспособны на такую интенсивную работу, и вот человек прибегает к возбудителям, чтобы искусственно поднять свою энергию».
В этом объяснении заложен ответ на многие вопросы социального поведения людей. Природная слабость нашей нервной системы – её плюс и минус. Плюс потому, что благодаря этому свойству она обладает изумительной пластичностью, чем неоднократно восхищался И.П. Павлов, видя в этом изумительную способность человека адаптироваться к самым различным условиям жизни. Минус же в том, что не всякие натяжения в жизни нервная система выдерживает, о чём свидетельствует возрастающая смертность людей в цветущем возрасте, повышенный спрос на наркотики, динамика самоубийств. Таким образом, необходимо разумно обращаться со своей нервной системой, знать, какие генетические особенности ей присущи, видеть перспективы одоления этого недуга. Остальные заболевания – это результат недооценки людьми так называемых факторов риска, нарушения элементарных норм обращения с самими собой. Как сказал Сократ: «Высшее искусство – безупречная человеческая жизнь».
Понятие «безупречная жизнь» в качестве важной составляющей включает и достойный личностный имидж.
Как же современному человеку сохранить свой род и продолжить его совершенствование?
Особое значение необходимо придавать своему здоровью. Как утверждали древние греки, оно является мерой всех удовольствий. Здоровый человек достойно воспринимает и радости, и горести. Известный отечественный педагог П.Ф. Каптерев писал, что каждого надо с малых лет «морально закаливать», т.е. готовить к перенесению без каких-либо психических травм всего того, что он может встретить на своём жизненном пути.
Что такое здоровье?
Авиценна называл шесть степеней нашего состояния: тело здоровое до предела; тело здоровое, но не до предела; тело в хорошем состоянии; тело, быстро воспринимающее здоровье; тело, больное легким недугом; тело, больное до предела.
При таком раскладе у каждого из нас больше перспектив определить своё соматическое и душевное состояние. Если к этой классификации добавить внутривозрастную градацию (по основным нишам возраста), то для многих людей появится свет в тоннеле жизни. Зная, что моё тело не больно до предела, я не буду испытывать духовной надломленности, а потому разум и воля организуют мои усилия по укреплению здоровья. В жизни немало примеров, подтверждающих полезность подобной логики рассуждений и поведения людей.
Подобный психологический настрой выступает предпосылкой духовной самоорганизации человека, что обостряет в его сознании инстинкт самосохранения и потребность в самосбережении здоровья. Только при таком настроении может появиться рациональный интерес к познанию своего организма, сознательному контролю над механизмами возникновения болезней и выбору оптимальных моделей своего поведения, в том числе имиджа. Прежде всего, тех моделей поведения и имиджа, благодаря которым максимально нейтрализуются «факторы риска», соблюдается разумный режим личной жизни, сводящий к минимуму какие-либо потери в здоровье.
Особым психотерапевтическим эффектом обладает привлекательный имидж личности, благодаря которому она пожинает плоды внимания к себе. Надо ли особо говорить о том, какое одухотворяющее воздействие оказывает на каждого из нас людское признание и симпатия!
Если обратиться к научно-популярной медицинской литературе, и особенно геронтологической, то можно найти немало фактов, свидетельствующих о том, что долгожители – это люди, прожившие более ста лет благодаря огромному оптимизму и разумному образу жизни. При этом они находятся в здравом уме, трудятся и не отягощают своим присутствием родных и знакомых. Они редко обращаются к врачам, почти не употребляют фармакологического снадобья. В их жизни четко прослеживается логика умеренности по отношению к материальным благам, т.е. они никогда не были «рабами вещей», не превращали пищу в культ, были воздержаны от страстей.
В этом несложно убедиться, ознакомившись с их основными устоями жизни:
– умение быть терпимым. Стойко переносить тяготы жизни, не впадая в уныние. Не быть завистливым и в основном рассчитывать на свои силы. Проявлять настойчивость в поставленных перед собой целях;
– открытость к общению. Дружелюбие и доверительное отношение к людям. Чаще соблюдать мудрый совет Марка Аврелия: «Что бесполезно для улья, то бесполезно и для пчелы»;
– любовь к детям. Они звенья в цепи преемственности поколений. В них воплощается всё то, что сделано их родителями. Вера в них – основа семейного благополучия;
– самообладание и оптимизм. В жизни неизбежны неприятности и горе. Нужно быть готовым к таким поворотам судьбы. Не падать духом, не обращаться к какому-либо зелью. Никогда не терять чувства радости и доброты;
– забота о стариках. Внимательное обхождение с ними. Проявление искренней заботы об их нуждах. Признательное отношение в семье. Всяческая поддержка у них интереса к общественной жизни. Покровительство их возрастным желаниям;
– актуализированное трудолюбие. Активная настроенность на труд. Преобладание в его структуре физических усилий. Разумное чередование труда с отдыхом. Основное время труда – на свежем воздухе;
– отсутствие злопамятности. Никаких дурных мыслей в голове. Неумение помнить обиды. Принимать людей такими, какие они есть. Высвобождение своей памяти от личных невзгод, неприятных воспоминаний;
– природная пища. Натуральное питание, в котором значительное место занимают молочные продукты, овощи, фрукты, домашний хлеб. Признание полезности сухого вина. Неприятие алкоголя и кофе. Недопустимость переедания.
Из восьми названных устоев жизни долгожителей только последний связан с материальным фактором. Все остальные – психологического и нравственного характера. Другими словами, если рассматривать наше здоровье как сложную систему, включающую физическое, психическое и нравственное состояние человека, то у долгожителей психолого-этические показатели активно преобладают.
ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ ОРТОБИОЗА – ОПТИМИЗМ
Если обратиться к этимологии слова «оптимизм», то в переводе с латинского оно обозначает наилучший.
Благодаря усилиям немецкого философа, математика, физика и языковеда Г.В. Лейбница, который по просьбе Петра I разработал первый проект развития образования и государственного управления в России, была создана теория оптимизма. Это учение о существующем мире как наилучшем из возможных.
С тех пор оптимизм стал рассматриваться как стержень философских взглядов на жизнь, как духовная энергетика человека. Вот почему столь высока значимость оптимизма для жизнедеятельности людей. Они могут быть разными по темпераменту или по мировоззрению, но если им присущ оптимизм, то они наиболее активны и целеустремлённы. Такие люди в силу своего духовного настроя ориентированы на принятие необходимых мер по самосбережению своего здоровья. Они просто хотят жить и готовы выслушивать советы и следовать рекомендациям, способствующим продлению их жизни. Г.П. Боткин сказал: «Врач лишь помогает организму справиться с болезнью, справиться его собственными защитными приёмами».
Несмотря на значимость материальных, санитарно-гигиенических, дидактических и психологических условий, ключевую роль в решении задач сохранения здоровья детей играет, прежде всего, личность учителя, педагога. Задачи охраны и укрепления здоровья школьников могут успешно решаться только в том случае, если учитель сам будет обладать психическим и соматическим здоровьем. Психическое здоровье означает зрелость, сохранность и активность механизмов саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. Профессиональная деятельность учителя имеет особое влияние на структуру его психических характеристик. Учительство как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. Для учителей с 15 – 20-летним стажем характерны педагогические «кризы», «истощение», «сгорание». Так, у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Учителю важно уметь регулировать собственное поведение, анализировать педагогическую деятельность с позиций доминантной профессиональной ценности – личности ребенка, осознавать значимость собственных усилий в поддержке психического и соматического здоровья, уметь диагностировать проблемы в собственном здоровье.
Факторы, влияющие на поддержание психического здоровья педагога.
Проектируя стратегию профессионального роста, учителю необходимо продумывать и усилия по сохранности и поддержанию собственного здоровья, особенно психического.
Таким образом, собственная установка учителя на личностный рост, развитие здоровьесберегающего потенциала личности становится залогом и успешного здорового личностного становления учащихся.
1. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья. Все психологи и врачи, когда их спрашивают, что нужно делать для сохранения своего здоровья в наше психогенно-напряженное время, дают единодушный совет – «радоваться»!
Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Радость – одно из самых эффективных лекарств. И доступное для всех. Веселые люди стойко переносят тяготы жизни и болезни. Они, как правило, не падают духом при каких-либо поражениях, а потому у них не формируется «гормон страха», наличие которого разрушающе действует на здоровье.
В психологическом плане жизнерадостность обусловлена рядом факторов. Рассмотрим некоторые из них.
2. Разнообразие впечатлений. Они основа наших эмоций и чувств. Яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.
Академик Анохин писал, что никакой «сумасшедший» ритм жизни, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать гипертонии, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. Любая работа не может продолжаться бесконечно, без отдыха. В целях сохранения «здоровья» мозга полезно помнить, что люди, которые в среднем спят 7 – 8 часов, живут дольше, чем те, которые спят менее 5 или более 10 часов в сутки. Желательно иметь интересное хобби.
3. Обращение к музыке. Музыка прекрасно снимает усталость, восстанавливает сон, выравнивает ритм сердца.
4. Игры с детьми. Доказано, что даже дидактические игры так же эмоционально положительно воздействуют и на взрослых людей, в том числе и на педагогов. Тот, кто может увлечь детей, душевно богат.
5. Общение с природой. Важный фактор, который действует эмоционально-очищающе и успокаивающе, целительно воздействует на психику любого человека.
6. Культура общения. Важный элемент ортобиоза. В деловом мире профессиональное и межличностное общение играет чрезвычайно важную роль.
Культура общения – соблюдение правил хорошего тона, доброжелательный настрой к людям, проявление уважения и деликатности.
7. Самоободрение – преднамеренное возбуждение жизненного оптимизма в себе с помощью аутотренинга, медитации и др.
8. Самоорганизация труда как важнейшая составляющая НОТ – это организация своего рабочего времени и собственного жизнеобеспечения в процессе профессиональной деятельности, основными элементами которой являются:
- личная организованность в соблюдении ортобиоза;
- рациональное распределение рабочего времени;
- рациональное оборудование личного рабочего места;
- профессиональное выполнение своих функций.
9. Самоценность личной жизни. В ортобиозе осознание самоценности собственной жизни – исходная предпосылка его успешного построения. Трудовая деятельность имеет огромное значение для каждого человека, но не должна вытеснять все другие. Человек не имеет права обкрадывать свою личную жизнь, не проявлять трепетного отношения к семье, не реализовывать полностью свои способности.
Арт-терапия в системе психологической помощи учителям с дефицитом здоровья (вылечивается даже онкология). Н.о. № 1/2001, с. 166.
Для улучшения психологического состояния человека применяют арт-терапию, назначение которой не в том, чтобы выявлять психические недостатки или нарушения. Напротив, она обращена к сильным сторонам личности.
Арт-терапия возникла на стыке науки и искусства и объединила достижения не только разных направлений психотерапии, но и педагогики, культурологи, социологии. Поэтому некоторые специалисты рассматривают это направление как разновидность творческой деятельности со значительным «лечебным» эффектом.
Основа арт-терапевтических занятий – изобразительное искусство с опорой на визуальный канал коммуникации. Кроме того, в процессе работы могут использоваться музыка и пение, сочинение историй и т.д. Занятия должны проводиться психологом или психиатром.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по валеологии "Знакомься твое тело"
Занятие из цикла "Здоровым быть здорово" для воситанников начальных классов VIII вида....
Конспект занятия по валеологии "Зачем человеку кости?"
Занятие из цикла "Зоровым быть здорово" для воспитанников начальных классов VIII вида....
Валеология на уроках и внеклассных мероприятиях в начальной школе.
Методические рекомендации.Практические занятия программы валеологического цикла "Быть здоровым".Тесты, задания, опросники.Уроки, беседы, праздники, викторины, состязания, турниры. ...
Занятие по валеологии: Культура движения.
Занятие формирует валеологическую и информационную компетентности: в сфере самостоятельной познавательной деятельности; критического мышления; развитии умения анализировать; устанавлении ...
Здоровьесберегающие технологии или кружок "Юный валеолог.".
В школе работаю с детьми в кружке "Юный валеолог". Работаю с авторской методической разработкой по здоровьесберегающей технологии, согласованной с администрацией школы и врачом.Учащиеся нашей школы - ...
Авторская рабочая программа по валеологии для 5 классов.
основные материалы по валеологии, здоровьесбережению в школе. Программа состоит из двух частей (теория и практика)....
Статья «Нужна ли валеология в современной школе?»
статья из материалов 2 заочной НПК преподавателей СПО, студентов, учащихся и преподавателей школ Республики Бурятия...