Статья «Нужна ли валеология в современной школе?»
статья
статья из материалов 2 заочной НПК преподавателей СПО, студентов, учащихся и преподавателей школ Республики Бурятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_valeologii.docx | 27.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Нужна ли валеология в современной школе?»
Степанова Светлана Васильевна
Учитель химии и биологии
МБОУ «Бичурская СОШ № 1»
По данным ВОЗ 2020 года, здоровье школьников ухудшилось в 1,5 раза, возросло число хронических заболеваний, число выпускников имеющих вредные привычки составляет 35%, от общего числа выпускников.
Современная школа представляет собой цифровую образовательную среду. На данном этапе образования это очень модно, но насколько это безопасно для учащихся, и соответствуют ли новые требования ФГОС укреплению здоровья школьников, или наоборот приводят к его дальнейшему ухудшению. А главное готова ли школа и педагоги к решению этой задачи. Рассмотрим данный вопрос с позиции преподавания валеологии в школе.
«Нужна ли валеология в современной школе?»
Термин «валеология» был предложен в 1980 г. профессором И.И. Брехманом для обозначения совокупности знаний о закономерностях и механизмах формирования, сохранения, укрепления и воспроизводства здоровья человека.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология.
Государственный стандарт образования – это нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основные требования к обеспечению процесса образования.
Требования сохранения и здоровья обучающихся находиться на первом месте в иерархии запросов к результатам общего образования. Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.
Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности .
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку. Поэтому актуальность темы сохранения и укрепления здоровья ежегодно растет. Это связано с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического и политического характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья всех участников образовательного процесса.
Проведённые в последние годы исследования свидетельствуют о неуклонном ухудшении состояния здоровья детей и молодёжи России. Одной из основных причин такого положения является то, что у подрастающего поколения не сформирована устойчивая мотивация на здоровый образ жизни и нет ясного понимания, как следует заботиться о своём здоровье. Школьники не всегда могут противостоять негативному влиянию со стороны окружающей среды.
Развитие информационных технологий, ускорение темпов жизни также повышают требования к физической и психической выносливости детей, их адаптационным способностям. Важными факторами поддержания здоровья являются качество жизни и ЗОЖ человека, внешней среды и заболеваниям, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, личная гигиена, экологически грамотное поведение, психическая и эмоциональная устойчивость, сексуальное воспитание, отказ от вредных привычек, безопасность труда и поведения, позволяющая избежать травм и других повреждений.
Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования предъявляют повышенные требования к психофизиологическим особенностям школьников, что на фоне роста и развития организма может приводить к утомлению, переутомлению, нарушению внутренней среды организма и развитию различных патологических состояний.
Согласно новым требования ФГОС, образовательный процесс в средней и высшей школе предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения.
Установка на здоровый образ жизни не появляется сама собой, а формируется в результате определённого педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И. Брехмана, состоит в «соучении здоровью с самого раннего возраста.»
В школьных программах все больше расширяется разрыв со сложной современной жизнью, переплетением личных и государственных проблем. Все меньше уделяется времени на воспитание и приобретение учеником сознательной дисциплины. Очень трудно без этого искать свое место в жизни. Возникает педагогическая задача – формировать валеологические убеждения у школьников в образовательном процессе. И начинать это необходимо уже в начальной школе.
Школьная валеология включает в себя преподавание знаний, которые в других специальных предметах не связывается с сохранением и укреплением здоровья. Это и анатомия, и физиология человека, и элементарные знания по гигиене, о вреде табака и алкогольных напитков, наркотиков; психология знания таких методов оздоровления, как закаливание, использование народных средств, аутогенные тренировки и т.д.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у школьников необходима совместная работа педагогов и родителей.
На здоровье человека оказывает влияние целая группа различных факторов – это наследственность, экологическая обстановка, уровень развития медицины. Однако наиболее существенным фактором является тот образ жизни, которого придерживается человек.
Здоровый образ жизни человека — это способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование и сохранение здоровья, на выполнение человеком его биологических функций. Здоровый образ жизни – это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющий в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал. Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья детского и взрослого населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями. Здоровье формируется из множества составляющих, причем каждый компонент по-своему важен. В вопросе здорового образа жизни школьника задача педагогов и родителей подразумевает три основных направления:
1. создание оптимальных внешних условий (питание, одежда, микроклимат класса и т.п.);
2.составление гармоничного режима труда и отдыха;
3. воспитание правильных представлений о здоровом образе жизни и его важности, а также формирование здорового стереотипа поведения.
По современным представлениям в понятие ЗОЖ школьника входят следующие составляющие (компоненты):
рациональное сбалансированное питание ;
отказ от вредных привычек;
оптимальный двигательный режим;
рациональная организация трудовой (учебной) деятельности;
правильный режим труда и отдыха, рациональная организация свободного времени;
соблюдение норм и правил личной гигиены , закаливание;
контроль за своим здоровьем;
условия жизнедеятельности ребенка в семье и в образовательном учреждении;
благоприятная психологическая обстановка в школьном коллективе и семье.
Пропаганда здорового образа жизни должна начинаться с самого педагога. Он должен являться примером здорового образа жизни для детей особенно младшего школьного возраста. Учитель в рассматриваемый период обучения как никогда в другое время, занимает одно из центральных мест в жизни учащихся начальных классов. Он олицетворяет для них всё - то новое и важное, что вошло в жизнь в связи с приходом в школу. Вместе с тем, чем ниже уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем менее эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры; способность к формированию и развитию личностных креативных качеств; знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни, владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях; умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.
Для обеспечения динамичного и поступательного развития системы образования необходима организационная модель управления инновационными процессами в технологиями образования. Она включает в себя критерий отбора знаний из сферы их производства в систему образования, условия гарантированной трансляции этих знаний обучаемым и принципы управления разработкой, проверкой и внедрением нововведений в практику.
Перестройка высшего образования, вообще, и процесса подготовки учителя, в частности, предусматривает переход от господствовавшего экстенсивно-информационного стиля обучения к интенсивно-фундаментальному, к созданию и развитию реально функционирующей системы непрерывного образования (в том числе и ЗОЖ): подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителя.
Важнейшей задачей становится формирование научнопедагогического стиля мышления педагога. Немаловажной специфической чертой педагогического стиля мышления современного учителя должно быть своеобразное сочетание методологичности и технологичности. Он должен владеть совокупностью научно-методических знаний и педагогической техникой, иметь соответствующее отношение к своей деятельности и, наконец, овладеть высокой культурой и необходимыми личными качествами. Чтобы произошло раскрепощение труда учителя, развитие всех его способностей необходим иной уровень методологической базы, иные теоретические подходы.
В настоящее время наблюдается всеобщая неудовлетворенность педагогическими науками и, среди них, методическими. Поскольку еще не сложилось единого мнения по поводу нового статуса валеологии, а в методике преподавания ЗОЖ накопился богатый эмпирический материал, настала необходимость переходить на уровень теоретического познания с собственной теорией и методологией.
Методологизация знания о ЗОЖ, его предмета изучения, определяется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педагогической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую действительность в условиях изменяющегося общества.
Главной задачей общества сегодня является преобразование социальной сферы (всех сторон обучения и воспитания), чтобы поведение человека приобрело социально-активную направленность на сохранение собственного здоровья и здоровья других. В сложившихся условиях особо важно научить ребенка самого заботиться о своем здоровье, сформировать у него установку на поддержание собственного здоровья без применения медикаментозных средств. Традиционно в определении здорового образа жизни выделяется единый стереотип поведения, в котором критерием является не конечный результат, а промежуточное поведение. Эта точка зрения не состоятельна, так как на практике мы встречаемся с различными нарушениями здоровья, потому и здоровый образ жизни не может быть одинаковым для всех детей, но его принципы должны быть обязательны для ЗОЖ каждого человека. Возможности снижения уровня заболеваемости школьников через профилактические мероприятия и внедрения оздоровительных методик высоки, но если у учащихся не будет сформирована осознанная мотивация и соответствующие ценности, направленные на сохранение здоровья и здоровый образа жизни, то можно не получить желаемого результата.
Создание оздоровительных программ по физическому воспитанию и программ по ЗОЖ для педагогов на сегодняшний день является насущной необходимостью, так как они несут в себе не только оздоровительный физический, но и духовный компонент, помогут учителю стать творцом собственного здоровья. Педагог должен владеть принципами здорового образа жизни, иметь твердую убежденность в практической их реализации в учебно-воспитательном процессе.
Учителя, также, как школьники не имеют четкого научного представления о сущности здорового образа жизни, и это мешает им должным образом заботиться о своем здоровье. Их суждения о здоровом образе жизни носят общий и односторонний характер (в основном речь идет о вредных привычках). Все сказанное свидетельствует о необходимости оказания учителям помощи в управлении собственным здоровьем (создание программ повышения квалификации по вопросам ЗОЖ) и овладение ими обоснованных технологий обучения и воспитания школьников здоровому образу жизни. Наряду с этим необходимо создать условия (экономические и психологические) для учителей по сохранению собственного здоровья и выработки у них мотивации на здоровый образ жизни. Проблема предупреждения заболеваемости имеет общегосударственное значение. Ее решение может быть обеспечено системой общественных, педагогических, медицинских мероприятий различного уровня и направленности.
Очевидный является необходимость рассматривать образовательный процесс параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничного развития личности без формирования духовности, нравственности и здоровья нет. Не учащиеся должны адаптироваться к системе образования и воспитания, а программы и методы обучения и воспитания должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную, добровольную мотивацию к получению знаний сохранения собственного здоровья.
Только система непрерывного валеологического образования и воспитания может обеспечить сохранение восстановление здоровья детей, вызвать интерес у учащихся к той области знаний, которая связана со здоровьем. Валеология, как интегрированный наука, объединяющее все общеобразовательные предметы, способны не только изменять и корректировать отношения учеников и учителей к здоровью, но и перестраивать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Нужно учить не рассказом, а работой и показом"
В центре работы стажировочной площадки «Системно-деятельностный подход во внеурочной деятельности как основа для реализации ФГОС НОО» – организация таких условий индивидуализации образовательног...
Статья "Нужны ли домашние задания по физической культуре?"
Физкультура - такой же общеобразовательный предмет, поэтому домашние задания нужно задавать, чтобы соблюдать определённую последовательность его преподавания....
статья " Нужно ли детям снимать кино"
В течении нескольких лет в школе организован КИНОФЕСТИВАЛЬ, где демонстрируются мини-фильмы , созданные учениками школы. В статье изложено: для чего нужен такой фестиваль, как он изменяет ученик...
статья «Нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»
laquo;Нужно ли отдавать ребёнка в музыкальную школу?»С таким вопросом сталкиваются многие родители.Конечно возникает много неудобств и проблем в процессе обучения музыки, но всё-таки есть причи...
Статья "Для чего нужны уроки технологии в современной школе"
Немного истории, роль и место технологии в современном образовании, размышления и выводы о значимости предмета в современной школе....
Написать статью для раздела "Урок в современной школе-2019", статья размышление о современном образовательном процессе.
Одной из задач учителя в современной школе, на мой взгляд, является не только формирование у учащихся, знаний и навыков по своему предмету, но и формирование общей картины окружающего мира. На сегодня...
Статья "Нужно ли менять приоритеты, модернизируя образование и общество?"
По статистике, большая часть выпускников-медалистов, отличников, которые, обучаясь в школе, стремились только к интеллектуальным вершинам, немногого добились в жизни. Они трудяги, ответственные исполн...