"Господин из Сан-Франциско"
материал (10 класс) на тему

Суворова Ирина Сергеевна

Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско"  (литература, история, обществознание)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gospodin_iz_san-_franciska.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок "Господин из Сан-Франциско"

Черданцева Татьяна Андреевна, учитель истории
Горельникова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Суворова Ирина Сергеевна, учитель истории

Цель: проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Задачи:

  1. Сформулировать понятия “бездуховность”, “духовность”.
  2. Раскрыть проявление данных понятий на примере рассказа И.А.Бунина “Господин из Сан-Франциско”.
  3. Создать условия для свободного выбора учащимися приоритетов в жизни общества.

Оборудование: интерактивная доска (презентация выполнена в программе Smart Notebook), тексты художественного произведения И.А Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Ход урока

Учитель обществознания:

- Что же такое духовный мир человека? В научном обиходе понятие “духовная жизнь людей” охватывает все богатство чувств и достижений разума, объединяет усвоение человечеством накопленных духовных ценностей и творческое созидание новых.

- Перед вами два понятия - духовность и бездуховность. Ваша задача распределить предложенные характеристики таким образом, чтобы раскрыть сущность каждого из них, возможно, вы дополните данный список своими признаками.

- В течение трех минут сформулируйте определение понятий “духовность” и “бездуховность”.

ДУХОВНОСТЬ-это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на этом уровне мотивом и смыслом жизнедеятельности человека становятся не личные потребности и отношения, а высшие человеческие ценности. Усвоение определенных ценностей, таких как истина, добро, красота, создает ценностные ориентации, т.е. осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

БЕЗДУХОВНОСТЬ - это низкий уровень развития духовной жизни, человек не способен увидеть и почувствовать все многообразие и красоту окружающего мира. Такой индивид не способен создать что-то ценное , что бы оставило след в памяти даже близких ему людей.

- Понять и осмыслить данные категории нам сегодня предстоит на примере рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

Учитель литературы:

- Чтобы понять смысл происходящего и объяснить существующую действительность, Бунин уезжает за границу.

Весной 1910г. И.А.Бунин посетил Францию, Алжир, Капри. А в декабре 1910- весной 1911годов был в Египте и на Цейлоне. Весной 1912 г. снова уехал на Капри, а летом следующего года побывал в Трапезунде, Константинополе, Бухаресте и др. городах Европы. Впечатления от этих путешествий отразились в его рассказах и повестях, одним из которых является “Господин из Сан-Франциско”(1916г.).

Повесть “Господин из Сан-Франциско” продолжала традицию Л.Н.Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности буржуазного общества, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию

Учитель обществознания:

- Шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации, где война ведется не ради развития, а ради наживы. Ярко прослеживался кризис духовности буржуазного общества. Отчетливо проявлялась бездуховность - замыкание человека на общепринятых стереотипах, который ориентировался не на духовные ценности, а поступал так, “как надо, как принято в определенных кругах, уровня которых ты достиг”. Чтобы этому уровню соответствовать, ты ведешь себя так, как заведено. Буржуазное общество достигало своего уровня не своими силами, трудом, а уровень жизни достигался за счет других людей, которых было большинство. Несправедливость такого развития общества приводило к большим социальным проблемам, требовавшим своего разрешения. Буржуазное общество “паразитировало”. Вечные общечеловеческие ценности в нем не были приоритетными, они отвергались, т.к. на их смену приходили такие ценности, как положение в обществе, нажитый капитал, власть ,которые ценились гораздо выше общечеловеческих ценностей.

Буржуазная цивилизация демонстрирует бездуховность , а вследствие этого - неотвратимость гибель этого мира.

Учитель литературы.

- Примером проявления данной концепции служит сюжет рассказа Бунина, который построен на описании несчастного случая, неожиданно прервавшего налаженную жизнь и планы героя, имени которого “никто не запомнил”.

Бунин в своем рассказе использует многие символы для отображения конкретно взятой ситуации.

- Какие символы использует автор, чтобы показать гибель существующего образа жизни буржуазного общества?

Символы:

  1. “Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.
  2. “Нет имени у господина” - олицетворение человека буржуазной цивилизации
  3. “Океан, ходивший за стенами” парохода - символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.
  4. “Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь-символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается. (слайд на доске)

Анализ рассказа.

- Обратимся к содержанию рассказа.

Прослушайте отрывок из произведения “Господин из Сан-Франциско”.

А.Бунин “Господин из Сан-Франциско” (презентация, слайд 6)

- Почему главный герой лишен имени? (Герой назван просто - “господин”. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением: он может позволить себе ради развлечения поехать в “Старый Свет” на целых два года, может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, может презрительно унижать людей, говоря им “Прочь!”)

- Как описывает “господина” автор? (Подчеркивается его богатство и его неестественность: “серебряные усы”, “золотые пломбы зубов” и пр. В “господине” нет ничего духовного. Его цель-стать богатым и пожинать плоды этого богатства - осуществилась. Но он не стал от этого счастливее).

- Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность? (“Господин” меняется перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое. Смерть делает его человеком: черты его стали “утончаться и светлеть…” Резко меняется отношение окружающих: никто не сочувствует и не сожалеет о его смерти, а прислуга, трепетавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым).

- Как показано общество в рассказе? (Работа с текстом рассказа) (На верхних этажах корабля протекает жизнь богатых, достигших “полного благополучия”. Общество обезличено, лишено индивидуальности. Все, что они делают, ненатурально: нанятая пара влюбленных – показатель отсутствия настоящих чувств. Это искусственный рай, залитый теплом и музыкой)

- Подводя итог вышесказанному, характеристика такого общества доказывает яркое проявление кризиса духовности общества. Но есть ли в рассказе Бунина пример того, что рядом с паразитирующим обществом живут те, которые наделены истинными человеческими ценностями? Как автор описывает этих людей? ( Лоренцо - высокий старик, лодочник, красавец, ему дано имя, не раз служил моделью многим живописцам., он останется жить вечно на полотнах художника. Он - олицетворяет естественность и радость бытия, живет в гармонии с окружающим миром. Это и есть истинные ценности, в отличие от мнимых.)

Учитель обществознания:

- На данном литературном примере показана тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченное на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии. Дело каждого из нас – сделать свой выбор: “Я хочу быть таким, как “господин”, либо могу стать “Лоренцо”. Либо раб эпохи, либо – хозяин жизни”.

Попробуйте сейчас сформулировать не менее пяти категорий, которые будут отражать то общество, в котором вы хотели бы жить.

Творческое задание.

- Напишите эссе на тему “Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот”. Л.Н.Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"

Данный материал содержит историю создания,  определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...

И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"

Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет  пониманию произведени...

ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"

Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...

Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина   «Господин из Сан-Франциско».   На уроке литературы  учащиеся  11 класса попытаются осмыслить Бунинскую  идею кризиса...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...