И.А.Бунин "Господин из Сан-Франциско"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Предложенный фрагмент урока литературы в 11 классе представляет собой анализ рассказа И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". Диалог учащихся с учителем и писателем поможет пониманию произведения, осознанию его актуальности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gospodin_iz_san-francisko.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Фрагменты урока литературы в 11 классе.
И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско».
Твой труд переживёт тебя, поэт,
Переживут творца его творенья,
Живого не утратит выраженья
С тебя когда-то списанный портрет –
И станешь ты незримый, бестелесный,
Мечтою, мыслью, сказкою чудесной.
Так о поэте, творце говорил И.А.Бунин. Но эти слова можно отнести и к самому Ивану Алексеевичу.
- Почему?
(Его произведения не оставляют равнодушными, будят мысли.)
В бунинских произведениях всё имеет глубинный смысл, нет ни одного лишнего слова, точки, запятой.
Бунин говорил: «Как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной». И это слово приобретает свою мелодию с самого начала – с названия.
- Вслушайтесь в названия произведений Бунина: «Тёмные аллеи», «Баллада», «Поздний час», «Холодная осень», «Тишина», «Антоновские яблоки», «Заря всю ночь».
- В чём, по-вашему, их особенность?
( В названиях ощущается особый лиризм; слышна затаённая грусть, тоска по ушедшему. Они поэтичны, музыкальны).
- Переданы ли эти чувства в названии рассказа «Господин из Сан-Франциско»?
(Нет).
- В чём причина?
(Речь идёт о жизни, в которой нет места прекрасному).
- Коротко перескажите содержание рассказа.
- Случайно ли ослаблен сюжет? Почему достаточно нескольких предложений, чтобы его передать?
( Бунина не интересует, что делает герой, автор пытается понять, почему он так действует).
Почему автор не называет своего героя по имени?
(Имя – индивидуальная отличительная особенность человека, выделяющая его из множества людей. Для ниже его стоящих он и так Господин, а из равных себе он выделяться не хочет. Он строит свою жизнь по чужому образцу. Нет индивидуальности).
- Прочитайте описание портрета главного героя. Кого напоминает этот персонаж?
(Божество, идол, болван).
- Какое чувство возникает у читателя?
(Золотой идол, бездушный, мёртвый, существо, кукла, действующая по заданной программе).
Бунин очень внимателен к детали. Мы успели это заметить.
- Что понимает герой под словами «наслаждаться жизнью»? Найдите «говорящие» детали.
- В чём суть наслаждений?
(материальное благо, плотские утехи).
- Как строил свою жизнь Господин?
- Как автор относится к такой жизни?
(Горькая ирония).
- В каком году Бунин пишет этот рассказ? Какое событие повлияло на настроение автора?
(1915 год, идёт Первая мировая война).
- Таким образом проявляется гражданская позиция Бунина: он считает, что эта война «отрезвит людей и многое изменит в их жизни к лучшему». Рассказ, в котором показан вопиющий мир фальши и эгоизма, бездуховности и равнодушия, должен заставить людей взглянуть на мир другими глазами.
- Приглядимся повнимательнее к обществу на пароходе.
- Что оно собою представляет?
-Какое средство художественной выразительности помогает автору в описании?
(антитеза, контраст, противопоставление)
- Чем интересен образ капитана?
(Это человек, от которого сейчас почти всё зависит. В его руках жизни пассажиров. Он незаменим).
- Как чувствует себя герой во время путешествия?
- Почему он так мало говорит?
- Прочитайте его реплики.
(Господин живёт по определённому порядку, который нельзя прервать. Всё сводится к телесным чревоугодным наслаждениям. Он купил эту жизнь).
- Однако… У Бунина возникает это однако.
-Что нарушает заведённый на корабле порядок? Что мешает Господину жить по заданной программе?
(Природа, она устанавливает свои законы и порядки, её нельзя купить).
- Природа и человек вступают в противоборство. Кто победит? Почему?
Докажите, что природа победила.
- Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Как теперь называют Господина?
(Старик)
- В чём теперь он видит наслаждение?
(в ложке супа, глотке вина; оказывается, человеку так мало надо).
- Какие мотивы усиливаются в рассказе?
(трагизм, ощущение катастрофы).
- Прочитайте второй портрет героя. Кого мы теперь видим?
Природа сотворила чудо: она превратила Господина в человека. Это уже не идол золота, а больной старик, который цепляется за жизнь, долго и неохотно уходит из жизни. Теперь он понимает, что в жизни ничего нельзя откладывать на будущее, потому что его может просто не быть.
- В чём видит «истинное наслаждение жизнью» Бунин?
- На протяжении рассказа нас сопровождают символы. Попробуем их «расшифровать».
- Корабль «Атлантида» - катастрофа (погибший материк).
Господин – идол золота, «золотой болван».
Корабельный трюм – преисподняя, чистилище, ад.
Капитан – держатель судеб. Начальник над трюмом. Властитель Господ.
Кольцевая композиция подчеркивает бессмысленность движения, обречённость.
Дьявол, следящий за кораблём. Корабль велик, он создан гордыней. Он – дьявол.
Господин = идолы золота
«Атлантида» = рок
Капитан = держатель судеб
Трюм = чистилище, ад
Смерть Господина = крушение идола
Деньги = пустяки
Ящик из-под содовой
Трюм
Господа- бал
«Атлантида» - гибель
Капитан – дьявол
Трюм – ад – ящик из-под содовой
- О чём этот рассказ? Какова его идея?
Это рассказ-предостережение. Попытка разобраться, для чего человек живёт, что по-настоящему ценно на земле; действительно ли всё можно купить или есть что-то важнее богатства.
- Подведём итог разговора. Жизнь и существование по Бунину…
(обобщают учащиеся).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы. И.А.Бунин. "Господин из Сан-Франциско"
Данный материал содержит историю создания, определение темы, идеи, проблемы произведения, а также помогает в выявлении особенностей композиции, рассматривает образ героя, выделяет символику расс...
Роль символов и подтекста в рассказе И.А.Бунина "Господин из Сан-Франциско". / Систематизированные материалы к уроку литературы в 11 классе.
Данный матер...
ВОПРОСЫ К РАССКАЗАМ И.А.БУНИНА "СОЛНЕЧНЫЙ УДАР", "ГОСПОДИН ИЗ САН-ФРАНЦИСКО", "ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК", "ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ"
Вопросы к рассказам И.А.Бунина даются учащимся при подготовке к семинару, обобщающему творчество данного автора. Это помогает учащимся обобщить свои знания по теме и провести аналитическую работу...
Конспект урока по литературе 11 класс "Тема кризиса цивилизации в рассказе И.Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Тема кризиса цивилизации в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско». На уроке литературы учащиеся 11 класса попытаются осмыслить Бунинскую идею кризиса...
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...
Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...
Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"
Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....