Портфолио профессиональной деятельности.
материал по теме

Николаева Нина Алексеевна

Портфолио  профессиональной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание методической системы педагога.

  Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,  научившись копировать, умели сделать самостоятельные приложения  этих сведений.

Л.Н.Толстой.

I. Условия возникновения и становления опыта. Актуальность.

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.

Однообразие, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к учению.

Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Ежедневно школьный звонок призывает в классы миллионы учителей. Вот они энергично идут по школьным коридорам, открывается дверь в класс, и …начинается великое таинство, имя которому – педагогическое творчество.

Я считаю, что для учителя, желающего овладеть педагогическим мастерством и стать мастером педагогического труда, необходимо осознание педагогической деятельности как творчества, постоянное творческое профессионально – личностное самовоспитание.

Став учителем сельской школы, я непосредственно столкнулась с тем, что интерес к знаниям у большинства учащихся падает. Я поняла, что едва ли ни единственным источником на селе, способствующим повышению интереса к знаниям, является учитель. Долгое время,  работая над проблемой повышения у учащихся интереса к изучению математики,  изучила более глубоко и детально методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме мотивации учения и интереса. «Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишённое всякого интереса и взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт» - слова, сказанные выдающимся русским педагогом К.Д.Ушинским, говорят  о важности решения проблемы интереса в процессе преподавания вообще и, конечно же, в процессе преподавания математики с ориентацией на личность  учащегося. Поэтому моей педагогической деятельности присуща творческая новизна в поиске методических приёмов, форм, методов и средств обучения, необходимых для создания ситуации успеха – создание обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции.

Актуальность опыта обусловлена противоречиями:

  • между низким уровнем мотивации учащихся к обучению и как следствие - слабая математическая подготовка и высокими требованиями, предъявляемыми обществом к выпускнику;
  • между интересами учащихся, возникающими в период ускорения научно-технического прогресса и содержанием материала, представленного в учебной литературе;
  • между математическими знаниями, полученными на уроках математики и способностью применять их в жизненной практике, будущей профессиональной деятельности.

Сегодня в значительной степени возросла ответственность педагога за судьбу каждого ученика в личностном и профессиональном значении. Я осознаю свою значимость в формировании всесторонне развитой личности, готовой к сопряжению полученных знаний с общекультурными духовными ценностями.

Успех процесса обучения определяется уровнем учебной мотивации учащихся. Моя задача, опираясь на диагностические исследования, интересы учащихся, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить учебную мотивацию.

II. Цель и задачи, решаемые в опыте.

В своей педагогической деятельности я ставлю цель: формирование и развитие образовательной среды на уроке и во внеурочной деятельности, способствующей самоопределению личности учащихся, как важнейшего условия   повышения качества образования.

Чтобы реализовать данную цель, решаю следующие задачи:

  • повышение качества образования посредством введения новых педагогических технологий;
  • оптимальное развитие математических способностей учащихся, посредством внедрения инновационных педагогических технологий;
  • усиление связи математических знаний с жизненной практикой и будущей профессиональной деятельностью;
  • создание условий для формирования умений и навыков исследовательской и поисковой работы;
  • внедрение ИКТ для развития познавательного интереса учащихся, формирования логического и системного мышления, развития рефлексии;

В ходе работы использую следующие методы исследования познавательных интересов:

- анкетирование;

- сочинения;

- интервью;

- лабораторный эксперимент;

- наблюдение, педагогический эксперимент;

Анализирую результативность проведенных исследований.

Объектом исследования выбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики и во внеурочное время как способ развития креативных способностей личности.

Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности, а, следовательно, качественному росту результатов обучения.

Моя миссия

Создание условий для получения сельскими школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить, в быстро меняющемся мире, обеспечивающего самореализацию сегодня и в будущем, посредством внедрения новых образовательных и воспитательных технологий.

III. Педагогические средства, используемые в опыте.

Для реализации педагогического опыта конструирую и провожу уроки и занятия,  разнообразные по своему типу. Чередую нетрадиционные формы с традиционными. Провожу  внеурочную деятельность.

При планировании учебной деятельности учитываю следующие аспекты:

  • определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Бывают случаи, когда интерес к математике возникает у учащегося, слабо успевающего по предмету. Если учитель замечает это и в то же время видит его затруднения, связанные с плохим знанием теоретического материала за прошлые годы или с неумением быстро и умело проводить вычисления, преобразования и рассуждения, то ему надо помочь и поддержать появившийся интерес к математике. Способности могут получить дальнейшее развитие после окончания школы.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

Ни для кого не секрет, что математика сложный предмет, который требует плодотворного труда. Математику нельзя выучить («зазубрить»), её надо понять! А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными. Вот здесь и нужна моя педагогическая находчивость, которая имеет одну цель - заинтересовать!!! Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении.

Анализируя влияние процесса обучения на познавательные интересы, выделяю два источника познавательных интересов:

  • содержание учебного материала;
  • организация познавательной деятельности, то есть методы и приемы, используемые в обучении.

Внутри одного урока каждый источник познавательного интереса не действует изолированно, а находится во взаимосвязи с другими источниками интереса.

В группу стимулов, содержащихся,  в первом источнике входят:

  • новизна содержания учебного материала;
  • практическая значимость содержания знаний;
  • историзм;
  • современные достижения науки.

К стимулам второй группы я отношу:

  • игровые технологии;
  • проблемное обучение;
  • уроки с применением информационных технологий;
  • практические работы исследовательского характера;
  • творческие работы;
  • метод проектов;
  • специальные приемы учителя: наглядность, занимательность и др.

Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. Знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках математики, развиваются, расширяются, углубляются, находят практическое применение при хорошо организованной внеклассной работе, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе. Ее цель на данном этапе модернизации российского образования – всестороннее развитие и социализация ученика на основе усвоения математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, воспитание средствами математики культуры личности, понимание значимости математики для общественного прогресса на основе социального партнерства учителей, детей и родителей, их взаимопонимания, взаимороста,  взаимообогащения и личностного развития всех субъектов,  участвующих во внеклассной работе.

 При этом внеклассная работа является естественным продолжением и дополнением основных форм организации учебно-познавательной деятельности. Учитель содействует творческой, интеллектуальной, социально-значимой деятельности обучающихся, создает в кружках и факультативах  благоприятный психологический климат и развивает в них ученическое самоуправление

 В своей педагогической практике стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся через различные формы внеклассной работы по математике.

Выделяю типы внеклассной работы:

1.Индивидуальные занятия с учащимися, имеющими затруднения в изучении программного материала по математике

2.Работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес и способности к изучению математики

Виды:

  • индивидуальная работа,
  • групповая работа,
  • массовая работа.

Формы:

  • факультативные (элективные) курсы;
  • математические кружки;
  • неделя математики;
  • научно-исследовательская работа;
  • интегрированные внеклассные занятия;
  • олимпиады, международный конкурс «Кенгуру».

Правильно поставленная и систематически проводимая внеклассная работа укрепляет математические знания учащихся, приобретенные ими на уроках, расширяет математический кругозор. На внеклассных занятиях происходит развитие информационных, коммуникативных компетенций ученика.

Результативность опыта.

Средний балл по результатам ЕГЭ

Год

2009

2010

2011

По России

44,09

44,1

47,49

По региону

44,1

44

48,1

По школе

51,5

43

49

Средний балл по результатам ЕГЭ по математике в школе превышает результаты по России и области.  Несколько   ниже в 2010 году, это объясняется тем, что количество выпускников в 2010 году – 2. При   минимальном количестве баллов установленных  Рособрнадзором – 21б, учащиеся набрали соответственно: 30 б. и 56 б., т.е. 50% учащихся показали результат выше регионального.

Для меня как учителя,  сегодня важно, не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Повысить  эффективность образовательного процесса, добиваться хороших результатов в обучении, мне помогает формирование универсальных учебных действий, которые  носят надпредметный, метапредметный характер.

А для этого на своих уроках я  создаю образовательную среду обучающихся на основе системно-деятельностного подхода, создаю условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

В  своей работе я стараюсь не просто передать знания, умения и навыки ученику, но и   развивать  способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.  Одним из условий решения этих задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся, которые играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Диаграмма увеличения процента учеников имеющих повышенный уровень  ключевых образовательных компетенций с 2009 по 2011годы

Диаграмма  показывает процент прироста числа учеников, имеющих повышенный уровень компетенции.

Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета. Понимание значимости высокой, устойчивой мотивации к изучению предмета для успешности освоения общеобразовательной программы по математике побудило меня выстроить систему диагностики мотивации учащихся.

Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету» за 3 года обучения математике среди учащихся одного и того же класса.

Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствуют об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания.

 

По мнению родителей, как видно из диаграммы, наблюдается положительная динамика степени удовлетворенности родителями учащихся уровнем преподавания предмета, а также рост интереса к изучению математики со стороны учащихся.

Результаты внеурочной деятельности педагога по предмету.

  На уровне образовательного учреждения результативность участия школьников в олимпиаде по математике выросла. 

Год  

Количество выполнявших работу

Победителей

Призеров

Всего награжденных

2010

11

2

5

7 (63%)

2011

15

5

5

10 (67%)

2012

9

2

4

7 (77%)

Есть результаты и в муниципальном этапе олимпиады по математике в 2012 – 2013 учебном году: Николаева О. (7 кл.) – победитель, Николаева А (6кл.) – призер.

Ежегодно мои ученики участвуют в международном конкурсе «Кенгуру». Количество  участников игры – конкурса «Кенгуру» растет.

Диаграмма соотношения количества участников из моих классов от общего количества участников по школе.

Хороший результат показали в 2010- 2011 году Табунов Д.(6кл.) – 6 место в районе,  в 2011 – 2012 году Харьков А., Иванова Е – 5 класс - призеры, награждены ценными подарками.

Учащиеся под моим руководством участвуют во Всероссийских олимпиадах и конкурсах по математике.

Участие  во Всероссийских олимпиадах и конкурсах

Название конкурса, олимпиады

Всего участников/

 из моих классов

Результат

2010 – 2011учебный год

Молодежный математический чемпионат

10/4  40%

Новоселова М. – 11 кл. – 1 место в районе, Сырохватов Д. – 6кл. – 3 место в районе

2011 – 2012  учебный год

Молодежный математический чемпионат

16/12  75%

Иванова Е. – 5 класс – Диплом III степени, Табунов Д. – 6кл. – 3 место в районе, Крагель К. – 2 место в районе, Митягин М. – 3 место в районе.

Общероссийская олимпиада «Олимпус»

13\9  75%

Лауреаты: Трищенков А. – 3 место, Харьков А. – 7м., Николаева А. – 9м.

Общероссийский предметный конкурс «Альбус»

6\5  83%

Лауреаты: Харьков А. – 6м., Степанов А. – 9м.

Общероссийский предметный конкурс «Мультитест»

11\6  55%

Лауреаты: Харьков А. – 9м

2012 – 2013учебный год

Общероссийская олимпиада «Олимпус»

7/10 70%

Молодежный математический чемпионат

10/6  60%

Селиверстов А.6кл. – 1м. в районе, Иванова Е.6кл.. – 2м в районе, Митягин М. 6кл.– 3м в районе

На уровне образовательного учреждения количество творческих  работ выполненных школьниками за 3 года выросло на 50%.

Результатом работы является и то, что выпускники школы продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях, где профилирующим предметом является математика.



Предварительный просмотр:

МКОУ «Днепровская СОШ»

Новодугинский район, Смоленская область

Портфолио

профессиональной деятельности

учителя математики Николаевой Нины Алексеевны

Раздел  I. Общие сведения. 

1.1. Общие сведения о педагоге

Полное наименование образовательного учреждения - по Уставу и свидетельству о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, которое выдается Инспекцией Федеральной налоговой службы;                                 № телефона, факса; электронный адрес                     Ф.И.О.

Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Днепровская средняя общеобразовательная школа»





телефон:84813823622

факс: 8481382362       E-mail:  dneprsk1@yandex.ru

Николаева Нина Алексеевна

Дата рождения

19.11.1957г.

Образование (когда и какое учебное заведение окончил)

Смоленский государственный педагогический институт имени К. Маркса, 1979г.

Специальность по диплому

математика

Квалификация по диплому

Учитель математики средней школы

Общий педагогический трудовой стаж на 01.09.13г.

39лет

Педагогический стаж в данном образовательном учреждении на 01.09.13г.

28 лет

Занимаемая должность

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики

Квалификационная категория, дата присвоения

 I квалификационная категория,

27.11.2008г.

УМК, по которому работает учитель

УМК «Алгебра» (авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И.,  Суворова С.Б. и др.), УМК «Геометрия» (авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.)

Количество учащихся в классе

 7кл. – 12уч., 8кл. – 4уч., 9кл. – 10уч.

Классы

7,8,9

1.2. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка.


п\п

Название курсов

Год

прохождения

1.

Курсы повышения квалификации в области современных информационных технологий

2009

2.

Комплексные  курсы повышения квалификации учителей математики, информатики «Профессиональная компетентность учителя математики, физики, информатики в условиях реализации требований ФГОС».

2012

3.

Комплексные  курсы повышения квалификации руководителей ОУ «Профессиональная компетентность руководителя в условиях реализации требований ФГОС»

2012

4.

Семинар «Система работы по подготовке учащихся основной школы к ГИА по математике»

2013

5.

Комплексные  курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования «Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования в современных условиях».

2013

1.3. Учебная нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам:

Год

Учебная нагрузка

2008- 2009уч. г.

Зам. директора по УВР, математика 9, 11классы, ПДО

2009- 2010уч. г.

Зам. директора по УВР, математика 5, 10 классы, ПДО

2010- 2011уч. г.

Зам. директора по УВР, математика 5, 6, 11 классы, ПДО

2011- 2012уч. г.

Зам. директора по УВР, математика 5,6, 7классы, ПДО

2012- 2013уч. г.

Зам. директора по УВР, математика 6,7,8 классы, ПДО

2013 - 2014уч. г

Зам. директора по УВР, математика 7,8,9 классы

1.4. Достижения учителя.                                      

Дата

Вид награды, уровень

Достижения

25.02 1994г.

Отличник народного просвещения

1.

2008г.

Почетная грамота (Районный уровень)

За успешную работу по обучению школьников

 2.

2009г.

Благодарственное письмо главы администрации муниципального образования «Новодугинский район»

(Районный уровень)

За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся

  3.

2009г.

Почетная грамота (Районный уровень)

За успешное участие в национальном проекте «Образование»

4.

2010г.

Почетная грамота Главы администрации «Новодугинский район»

(Районный уровень)

За значительный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения

  5.

2011г.

Почетная грамота (Районный уровень)

За большой вклад в организацию методической работы в районе.

  6.

 2012г

Диплом  центра развития одаренности

(Всероссийский уровень)

За подготовку призера Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

  7.

2011г.

Сертификат

 Областная акция «Антинаркотический урок»

«Лучшая методическая разработка по профилактике наркомании и токсикомании в молодежной среде».

8.

2012

Диплом

(Всероссийский уровень)

За организацию общероссийской предметной олимпиады «Олимпус»

9

2012

Диплом

(Всероссийский уровень)

За организацию сверх программного конкурса Мультитест

10

2012г.

Диплом

(Всероссийский уровень)

За организацию сверхпрограммного конкурса Альбус

11.

2012г

Благодарность

(Районный уровень)

За подготовку победителя и призера в районной научно - исследовательской  конференции

 12.

2012г.

Грамота

(Районный уровень)

Призеру муниципального этапа областного конкурса методических материалов по проблеме использования информационно-коммуникативных технологий в системе образования.

13.

2012

Благодарность

(Районный уровень)

За подготовку победителя и призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

14.

2013г.

Благодарность

(Всероссийский уровень)

За активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru

15.

2013г.

Сертификат

(Районный уровень)

За подготовку победителя районной научно  - исследовательской  конференции.

16

2013

Грамота

(Районный уровень) 

За значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса

17

2013

Грамота

(Районный уровень)

За высокий уровень организации и проведении  методической работы в районе

Раздел 2. Информационно-аналитическая справка.

2.1. Характеристика условий, в которых работает педагог.

МКОУ «Днепровская СОШ», в которой я работаю, -  сельская малокомплектная школа.  Сокращение общей численности учащихся и, как следствие, средней наполняемости классов вызвано старением сельского населения и миграцией работоспособного населения за пределы района и области. Реальное отсутствие предприятий, имеющих рабочие вакансии, делает вопрос трудоустройства молодежи на территории села проблематичным. Наблюдается отток выпускников школы за пределы сельского поселения. В школе обучается 84 ученика, это дети с разным уровнем развития, способностей, мотивации. На сегодняшний день школа в социуме остается едва ли не единственным образовательным и культурным центром, воспитывающим у учеников здоровый образ жизни, ориентирующих их на духовно-нравственные ценности. Сегодня это инновационное образовательное учреждение, соответствующее требованиям социального заказа, предъявляемого школе государством, обществом, учащимися и их родителями. В 2009 году школа стала победителем в национальном проекте «Образование».

В настоящее время кабинет математики стал современным, кабинет оснащен компьютером, проектором, интерактивной доской. В кабинете находится литература, как методическая, так и познавательная, которую дети используют для подготовки к уроку, для внеурочной работы. Для проведения уроков, внеурочной работы  использую электронные  учебные пособия по математике. Собрана копилка методических разработок.

2.2. Сведения о реализуемых программах.

Преподавание математики в 7 – 9 классах  в 2012 – 2013 учебном году  я осуществляю по УМК «Алгебра» (авторы: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И.,  Суворова С.Б. и др.), по УМК «Геометрия» (авторы: Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И.)

Рабочие  программы по математике основной общеобразовательной школы разработаны мною в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образования и рекомендаций авторских программ Ю.Н.Макарычева по алгебре и Л.С.Атанасяна по геометрии.

Учебники

Алгебра 7, Алгебра 8, Алгебра 9.  Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Пешков, С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского./ М.: Просвещение, 2011-2012гг:

Геометрия 7 – 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И. Юдина. /М.: Просвещение, 2010-2012гг.

     

2.3. Результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений.

2.3.1. Позитивную динамику уровня обученности и качества знаний  по математике в моих классах в сравнении с общешкольным показателем по математике можно проследить по диаграммам.

   Динамика уровня обученности             Динамика качества знаний

               

Вывод: Уровень обеченности в моих классах – 100%. Отмечается позитивная динамика качества знаний обучающихся по математике. Качество  знаний в моих классах выше, чем по школе.

Высокие показатели обученности учащихся подтверждаются и внешними оценками (контрольные срезы,  итоговая аттестация).

Позитивная динамика качества знаний по рубежному контролю (итоговые контрольные работы)

         

Вывод: Качество знаний по результатам итоговых контрольных работ в моих классах растет.

            Вывод: Качество знаний по результатам итоговых контрольных работ в моих классах выше, чем средний показатель по школе.

Результативность выпускников школы             

                      Результаты ГИА

 

  Учебный год                 

Успева-

емость

Качество  

2208 - 2009

100%

81%

Средний балл по результатам ЕГЭ

Год

2009

2011

По России

44,09

47,49

По региону

44,1

48,1

По школе

51,5

49

Вывод: Средний балл по результатам ЕГЭ по математике в моих классах в 2009, 2011 годах превышает результаты по России и области.  

2.3.2. Личностные результаты учащихся.

Для меня как учителя,  сегодня важно, не только дать ребенку как можно больший багаж знаний, но и обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Повысить  эффективность образовательного процесса, добиваться хороших результатов в обучении, мне помогает формирование универсальных учебных действий, которые  носят надпредметный, метапредметный характер.

А для этого на своих уроках я  создаю образовательную среду обучающихся на основе системно –  деятельностного подхода, создаю условия для развития познавательной активности обучающихся через использование в работе инновационных приемов и методов.

Наиболее  эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности является личностно-ориентированный подход в обучении.

На практике я убедилась, что наиболее удачно вписывается в современный образовательный процесс метод проектной деятельности, так как создает равные стартовые возможности для учащихся с разным уровнем базовых знаний. В дополнении к урочной практике метод  проектов предоставляет учащимся уникальную возможность проявить свои способности, творить, выдумывать, пробовать, не боясь ошибиться, а учителю - привлечь ребят к науке математике, помочь им в самоопределении.

В  своей работе я стараюсь не просто передать знания, умения и навыки ученику, но и развивать  способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Одним из условий решения этих задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся, которые играют многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Показателем результативности работы педагога является готовность учащихся к самообразовательной деятельности, к самостоятельной организации или собственной познавательной деятельности, в частности учебного труда. Оценку этого конечного результата деятельности учителя осуществляют путем определения сформированности у школьников общеучебных умений и навыков, которые являются ведущими компонентами учебной деятельности.

Распределение детей по уровню сформированности ОУУН

за 3 года (по классификации Лошкаревой Н.А)

 

Вывод: Наблюдается  положительная динамика изменения уровня сформированности общеучебных умений и навыков.

Личностное развитие школьников происходит и во время изучения курсов по выбору в 9 классе, элективных учебных предметов в 10-11 классах, т.к. школьники сами выбирают область знаний для изучения и достигают положительных результатов, а так же во внеурочной работе  по математике, которые доказывают сформированность надпредметных умений и навыков. Элективные  курсы для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов посещают учащиеся школ  микрорайона. Предпрофильная подготовка позволила создать условия для более осознанного выбора девятиклассниками профиля дальнейшего обучения, их первичного профессионального самоопределения (2007 – 2008, 2008 – 2009г.г. изучение математики на профильном уровне, качество знаний по математике составило 50%, результаты ЕГЭ: средний балл по школе 51,5, по региону 44,1). 

             Одним из значимых критериев деятельности учителя является рост мотивации к изучению предмета.

Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования  «Интерес к предмету» (методика Т.И. Шамовой) от общего количества учащихся в классе

                      9 класс                                8 класс                                   7 класс

   

Вывод: Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствует об устойчивом, повышенном интересе ребят к изучению предмета.              

2.3.3.Сведения об удовлетворенности обучающихся, родителей результатами образовательной деятельности.

Ежегодно в школе проводится анкетирование учащихся по выявлению степени удовлетворенности качеством преподавания по разным школьным предметам.

               

Вывод:    Степень удовлетворенности преподаванием предмета математика высокая.

 (                    

Мнение родителей об уровне преподавания предмета немаловажный фактор в формировании мотивации учащихся к изучению предмета. Ежегодно проводится опрос родителей, с целью изучения степенью их удовлетворенности уровнем преподавания.

Анкета для изучения  удовлетворенности родителей работой  педагога  проводилась в 2013 году в 6,7,8 классах (по методу А. Н. Лутошкина)

Вывод: уровень удовлетворенности родителей работой педагога высокий.  

Стабильные результаты ЕГЭ и ГИА по математике (представлены выше в таблицах), позитивная динамика количества учащихся – участников олимпиад различных уровней, количество призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах, полученных учащимися, позитивная динамика качества обучения, позитивная динамика количества учащихся, участвующих в исследовательской и проектной деятельности (разделы 2.3.1, 2.4,), позитивные отзывы родителей и выпускников, свидетельствуют о повышенном интересе учащихся к предмету.

 

  Все  выпускники школы   продолжают образование в

высших и средних учебных заведениях.

2.4. Результаты внеурочной деятельности по предмету.

     В своей педагогической практике стараюсь организовать познавательную деятельность учащихся через различные формы внеурочной работы по математике.

Я выделяю типы внеурочной работы:

  • индивидуальные занятия с учащимися, имеющими затруднения в изучении программного материала по математике;
  • работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес и способности к изучению математики.

Формы: факультативные (элективные) курсы; индивидуальные групповые занятия, консультации; математические кружки; неделя математики; научно-исследовательская работа; интегрированные внеклассные занятия; олимпиады, международный конкурс «Кенгуру» .

За годы работы в школе мною создана целостная система внеурочной работы с детьми.

Руководство творческими объединениями обучающихся

Учебный год

Название объединения

2009 - 2010

Математика вокруг нас

2010 - 2011

Школа Пифагора, Занимательная математика

2011 – 2012

Математика вокруг нас

2012 - 2013

Юный комбинатор

Элективные курсы

Учебный год

Название элективного курса

Класс

2008 - 2009

Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля

11

Нестандартные методы решения конкурсных задач

11

Избранные вопросы математики

10

Решение задач

9

Элементы статистики и теории вероятностей

9

2009 – 2010

2010 - 2011

«Избранные вопросы математики»

«Избранные вопросы математики»

10,11

2013 - 2014

Готовимся к ГИА по математике

9

Программы элективных курсов и программы творческих объединений разработаны мною и утверждены РЭМС . 

Динамика охвата учащихся внеурочными видами деятельности по математике составляет 100%.

На уровне образовательного учреждения результативность участия школьников во Всероссийской олимпиаде по математике за три года выросла. .

Результаты  участия в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике

Год

Фамилия, имя

Класс

Результат

2010

Новоселова Мария

11

Грамота

2012

Николаева Олеся

7

Победитель

2012

Николаева Алина

(дистанционная олимпиада)

6

Призер

 

Результатом возрастающего интереса к изучению математики, а значит мотивации, также можно считать увеличение количества участников Международного математического конкурса – игры «Кенгуру».

Результаты: 2011 г. Табунов Д.

(6кл.) – 6 место в районе,

2012 г. -  Харьков А., Иванова Е – 5 класс – призеры конкурса по Новодугинскому району,

2013 г.- Трищенков А.(6кл.) – призер, награжден дипломом.

Учащиеся под моим руководством участвуют во Всероссийских олимпиадах и конкурсах по математике.

Диаграмма соотношения участия  во Всероссийских олимпиадах и конкурсах из моих классов от общего количества участников по школе

Результаты:  2011г.  – Иванова Е. (5 класс)  – Диплом  регионального победителя III степени, участника Всероссийского «Молодежного математического чемпионата».

2012г. -  Лауреаты Общероссийской олимпиады «Олимпус»:  Трищенков А. – 3 место, Харьков А.., Николаева А. – 5 класс.

Лауреаты Общероссийского предметного конкурса «Альбус»: Харьков А., Степанов А.  – 5 класс.

Лауреаты Общероссийского предметного конкурса «Мультитест» : Харьков А. – 5 класс .

На уровне образовательного учреждения количество творческих  работ, выполненных школьниками выросло.

Результаты участия в районных  научно – исследовательских конференциях.

Год

Класс

Результат

Фамилия

Тема

2011

6

Призер

Николаева Олеся

В мире процентов

2012

5

Диплом победителя

Селиверстов Александр

Старинные меры длины в нашей жизни

2012

5

Призер      

Николаева Алина

Народные секреты магических чисел

2013

6

Диплом победителя

Селиверстов Александр

Математика на страже экологии

Вывод:  наблюдается рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности.

 Ежегодно провожу «Неделю математики», интегрированные внеклассные  занятия, каждый последний урок четверти провожу в нестандартной форме.

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность по предмету способствует формированию надпредметных умений и навыков, а в конечном итоге способствует повышению качества образования.

Результатом работы является и то, что выпускники школы продолжают обучение в средних и высших учебных заведениях, где профилирующим предметом является математика.

2.5. Использование  здоровьесберегающих технологий, пропаганда ценности здорового образа жизни.

Вся моя профессиональная деятельность направлена на решение актуального, на сегодняшний день, вопроса здоровья – здоровья детей. Задача, которая стоит передо мной – обеспечить ребенку возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Внедряя элементы здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, я  поставила перед  собой   цели:

  • создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися;
  • создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.

Для достижения целей здоровьесберегающих  технологий обучения стараюсь  правильно организовать учебную деятельность, провожу уроки, внеурочную деятельность отвечающие требованиям здоровьесбережения и здоровьеформирования,  а именно:

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • благоприятный эмоциональный настрой, эмоциональные разрядки;
  • смена видов деятельности, проведение физкультминуток: дыхательная и звуковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения для укрепления мышц рук, упражнения на отдых позвоночника, релаксационные упражнения для мимики лица, динамические паузы на уроках , подвижные дидактические игры ;
  • в урок включаю вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни, экологией  (собран подбор задач для учащихся, формирующий мотивацию к ЗОЖ,  задач, которые непосредственно связаны с понятиями «знание своего тела», «гигиена тела, «правильное питание», «здоровый образ жизни», «безопасное поведение на дорогах»,  разработаны проекты учащихся по данной проблеме: «Суд над сигаретой», «Мы за здоровый образ жизни» и другие, исследовательская работа «Математика на страже экологии» стала победителем на районной научно – практической конференции в 2013 .
  • провожу уроки, формирующие у учащихся мотивацию сохранения и укрепления здоровья (разработаны конспекты уроков: «За здоровьем на урок математики»( Пропорция. 6 класс), интегрированный урок математики и биологии по теме «Длина окружности и площадь круга» (Защита органов дыхания), «Математика о вреде курения» (алгебра 7класс), интегрированный урок математики и валеологии на тему: «Прогрессии»(9класс), урок  «О вреде наркотиков – языком математики» на региональном конкурсе отмечен как «Лучшая методическая разработка по профилактике наркомании и токсикомании в молодежной среде».
  • Наличие мотивации учебной деятельности (Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу)
  • Большое внимание уделяю работе по соблюдению  ТБ .

Чтобы  результативно  реализовать  здоровьесберегающие  технологии в  педагогической деятельности,  я  применяю  некоторые  образовательные технологии  по  их здоровьесберегающей  направленности.

Личностно-ориентированное обучение

В  центр  образовательной  системы  ставлю  личность ребёнка,  стараюсь  обеспечить  комфортные  условия  её  развития  и  реализации  природных  возможностей.

Педагогика  

сотрудничества 

Можно  рассматривать  как  создающую  все  условия  для реализации  задач  сохранения  и   укрепления  здоровья  учащихся  и  педагогов.

Технология уровневой дифференциации обучения

Уроки строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше.

На своих  уроках я придерживаюсь следующих позиций организации учебной деятельности в рамках вопросов здоровьесбережения:

Мой ученик всегда имеет возможность улучшить свой результат по изучаемой теме либо, выполняя задание на новом уровне качества, либо в рамках другого вида деятельности. На мой взгляд, это позволяет снять страх перед опросом, снижает уровень тревожности.

Далеко не всем учащимся дается математика, поэтому я провожу работу по профилактике стрессов. Хорошие  результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

При выполнении домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ ученик имеет право выбирать уровень заданий. Это формирует положительную установку «Я могу».

Ученик может выбрать вид деятельности на уроке: устный ответ или письменный:  работа с текстом, изготовление наглядности для презентации ответа, выполнение практической работы, работа с информацией. Это позволяет предупредить переутомление, организовать «щадящий режим», снизить уровень тревожности.

Использование таких несложных приемов на каждом уроке приносит свои плоды. Показателем  эффективности проведенного занятия  считаю  состояние и вид  учеников, выходящих с урока.

Опыт работы по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики обобщен на РМО.

  1. Информация об использовании современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий.

Для  реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся.

Достигаемые результаты

Подтверждение

Проблемное обучение

Создание   в учебной деятельности  проблемных ситуаций  и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по  их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Открытый урок. «Решение уравнений», 6 класс,

«Рациональные числа»

6 класс

Проектные методы обучения

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и

социальному самоопределению.

Предметные проекты,

исследовательские и творческие работы. Результативное участие в олимпиадах и конкурсах 

Мастер – класс для педагогов РМО «Метод проектов на уроках математики». 

Лекционно-семинарско-зачетная технология

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Разработаны зачеты для учащихся 10 – 11 классов.


Технология игрового обучения

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.

Конспекты уроков.

Мастер – класс для РМО

«Активизация внеурочной деятельности в малокомплектной сельской школе»

Интегрированные уроки

Помогают преодолеть недостатки предметного обучения и способствуют формированию у учащихся целостной картины мира.

Уроки: «Это гордое слово – «Победа», «Математика в мире животных и  животные в математике».

Технология развития критического мышления

Происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения.

Открытый урок «Решение уравнений» 6 класс

Урок. «Числовые промежутки». 8 класс.

Информационно-коммуникационные технологии

Рост навыков самообразования и самовоспитания, работы с информацией (услугами сети Интернет учащиеся чаще пользуются в домашних условиях при подготовке к семинарам, в работе над выполнением творческих заданий).

Развитие мышления, коммуникативной компетентности, информационной культуры через создание собственных образовательных информационных продуктов. Использование данных технологий способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию у них ценностных ориентаций, успешной социализации.

Использую следующие типы компьютерных средств обучения: презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы программы-тренажёры, программные системы контроля знаний.

Разработаны уроки с применением ИКТ.

Вывод:

Современные педагогические  технологии дали  положительный результат в  моей педагогической  деятельности. Применяемые мною элементы  данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся. Использование  педагогических технологий  дало мне, как учителю продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему  выше сказанному – проведенный мониторинг, который показывает, что наблюдается рост обученности учащихся. Участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней и их результативность. (разделы 2..

2.7. Внесение личного вклада в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания.

2.7.1. Сведения о разработанных программах.

Название

Класс

Экспертиза РЭМС, протокол

Модифицированная программа среднего (полного) образования по алгебре и началам анализа 10 – 11 класс (базовый уровень)

10- 11

№2 от 28.08 2008г

Модифицированная программа среднего (полного) образования по геометрии 10 – 11 класс (профильный уровень)

10- 11

№2 от 28.08 2008г

Модифицированная программа среднего (полного) образования по математике 10 – 11 класс (базовый уровень)

10- 11

№2 от 28.08 2009г

Модифицированная программа среднего (полного) образования по геометрии 10 – 11 класс (базовый уровень)

10- 11

№2 от 28.08 2009г

Элективные курсы, предметы

Избранные вопросы математики

10 - 11

№1 от 30.08 2010г

«Решение уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля»

10- 11

№2 от 28.08 2008г

Нестандартные задачи конкурсных экзаменов

10- 11

№2 от 28.08 2008г

Решение задач

9

№2 от 28.08 2008г

Математическая мозаика

9

№2 от 28.08 2006г

Элементы статистики, комбинаторики, теории вероятностей

9

№2 от 28.08 2006г

Образовательные программы дополнительного образования

«Математика вокруг нас»

5 - 6

№1 от 27.08 2010г

«Занимательная математика»

5 - 7

№1 от 30.08 2011г

«Школа Пифагора»,

11

№1 от 27.08 2010г

«Юный комбинатор».

6 - 8

№1 от 31.08 2012г

2.7. 2. Участие в профессиональных объединениях педагогов

В своей профессиональной деятельности имею тесную связь с коллегами по работе: обмениваемся опытом, методическими разработками.

Являюсь руководителем районного методического объединения учителей математики с 2007 года.

Активно принимаю участие в работе экспертных комиссий различного уровня:

председатель жюри  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников;

председатель жюри научно – исследовательской конференции учащихся;

зам. председателя территориальной предметной подкомиссии РЭК  по проверке экзаменационных работ по математике 9 класс.

Руководитель творческой группы учителей математики района по проблеме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся», 2010 – 2011 учебный год.

В составе творческой группы «Использование ИКТ на уроках математики», 2009 – 2010 учебный год.

Руководитель рабочей  группы по разработке основной образовательной программы школы. – 2013г.

Председатель методического совета школы.

Участвую  в сетевых сообществах, форумах.

2.7.3. Публикации по проблемам развития, воспитания, образования детей, обобщению опыта.

В социальной сети работников образования создан свой персональный сайт, Web-адрес сайта: htt://nsportal.ru/nikolaeva-nina-alekseevna-0 (приложение №3 - сертификат о создании сайта), на котором размещены материалы из опыта работы, электронное портфолио. За активное участие в работе социальной сети поощрена благодарностью . Являюсь регистрированным участником сайтов www.kindergenii.ru, http://www.proshkolu.ru/, Дистанционный образовательный портал Продленка, Открытый класс и др., на которых размещаю свои методические  материалы из опыта работы;

В  сборнике материалов регионального конкурса «Антинаркотический урок» размещен урок «О вреде наркотиков – языком математики».

2.7.4. Участие   в мероприятиях, повышающих имидж   образовательного  учреждения.

Участвую в мероприятиях, повышающих авторитет и имидж образовательного учреждения:

подготовка и проведение внутренних мероприятий в школе: провожу открытые уроки, внеклассные мероприятия, семинары, мастер – классы, педсоветы, олимпиады, конференции. Автор программы «Созвездие» (работа с одаренными детьми), программы дополнительного образования школы «Старт» .

участие во внешних мероприятиях: участвую в муниципальных, областных конкурсах, семинарах, научно-практических конференциях, круглых столах,  всероссийских олимпиадах, международной игре – конкурсе «Кенгуру», публикую материалы  в СМИ, участвую в сетевых сообществах, форумах.

В  рамках национального проекта «Образование» в 2009 году ( 3место по области) были заявлены в конкурсе мои  разработки уроков, внеклассных мероприятий, программы творческих объединений, элективных курсов, являюсь одним из авторов программы развития школы, разработчиком подпрограмм  «Одаренные дети»,  дополнительного образования «Старт».

2.7.5.  Участие в профессиональных конкурсах.

2011г. Областная акция «Антинаркотический урок»:  Урок математики с презентацией «О вреде наркотиков – языком математики".   Сертификат в номинации «Лучшая методическая разработка по профилактике наркомании и токсикомании в молодежной среде».

2012г.  Конкурс Методические  разработки «ИКТ в  образовательном процессе (муниципальный уровень ). Представлены две работы:  1.Презентация «Симметрия вокруг нас». 2. Разработка урока с презентацией «Это гордое слово -  «Победа!»  - Призер конкурса.

2.8. Обобщение и распространение опыта работы.

Работая над собой, как учителем, даю открытые уроки для РМО,  провожу мастер – классы, внеклассные мероприятия, выступаю по обмену опытом на РМО, педсоветах, семинарах. Материалы из опыта работы размещаю на собственном сайте Web-адрес сайта: htt://nsportal.ru/nikolaeva-nina-alekseevna-0, на сайте школы и других сайтах: www.kindergenii.ru , http://www.proshkolu.ru/, Дистанционный образовательный портал Продленка, Открытый класс

Год

Уровень

Тема

Открытый урок

2010

Школьный  

Интегрированный урок математики и истории «Это гордое слово «Победа!»

2011

Районный

«Уравнения», 6 класс, урок с применением ТКМ

2012

Школьный

«О вреде наркотиков – языком математики», 5 класс.

2013

Школьный

«Числовые промежутки», 8 класс урок с применением ТКМ

Открытые внеклассные мероприятия

2010

Школьный

Игра «Последний Герой»

2011

Школьный

Игра – викторина «Что? Где? Когда?»

2012

Школьный

Игра – путешествие «Математика на страже Армии».

Мастер - класс

2010

Школьный

Активизация  внеурочной деятельности в малокомплектной сельской школе.

2012

Районный

Метод проектов на уроках математики

Семинар

2010

Школьный

Формирование исследовательских умений у учащихся на уроках математики.

2011

Школьный

Новые подходы к оцениванию знаний учащихся

2012

Школьный

Системно - деятельностный подход в условиях введения ФГОС нового поколения.

Педсовет

2010

Школьный

Работа с одаренными и мотивированными детьми в направлении повышения качества образования в школе.

2011

Школьный

Развитие познавательной активности на уроках математики как фактор успешности обучения.

2012

Школьный

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочное время как способ раскрытия творческого потенциала личности школьника.

2013

Школьный

Методы, формы, средства, обеспечивающие комфортность условий для работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности.

Общешкольное  родительское собрание

2011

Школьный

Роль семьи в формировании навыков саморазвития, самоопределения, самореализации ребенка.

Конкурсы

2011

Региональный

Областная акция «Антинаркотический урок»

2012

Региональный

Конкурс. Методические  разработки «ИКТ в  образовательном процессе» Конкурс. Методические  разработки «ИКТ в  образовательном процессе»

Публикации СМИ

Всероссийский

Web-адрес сайта: htt://nsportal.ru/nikolaeva-nina-alekseevna-0, www.kindergenii.ru , http://www.proshkolu.ru/, Дистанционный образовательный портал Продленка, Открытый класс, размещаю материалы из опыта работы

Региональный

 Сборник материалов регионального конкурса «Антинаркотический урок», урок «О вреде наркотиков – языком математики».

РМО учителей математики

2010

Районный

Формирование ключевых и предметных компетенций на уроках математики.

2011

Районный

Разработка творческих проектов по математике как повышение мотивации к изучению предмета

2013

Районный

Система работы с учащимися «группы риска» по подготовке к государственной (итоговой) аттестации».

2012

Районный

Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.

2013

Районный

Формирование общеучебных умений, навыков и способов действий  в математическом образовании школьников в контексте перехода на федеральный государственный стандарт (ФГОС) второго поколения

РМО ПДО

2013

Районный

Дифференцированное обучение и индивидуальный подход в системе дополнительного образования.

Августовское совещание работников образования

2013

Районный

Математическое образование – конкурентное преимущество России. О проекте концепции по развитию математического образования

2.9. Информация о теме самообразования.

Тема. ИКТ как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики.

Актуальность

На современном этапе развития трудно представить общество без компьютеров, поэтому одной из основных задач образования является введение человека в информационное пространство. Основной задачей современной школы является повышение эффективности и качества образования, формирование информационной культуры как основы информатизации общества в целом, формирование творческой, всесторонне развитой личности. Одним из средств повышения мотивации к учению, интереса к предмету, уровня знаний является применение информационных технологий.

Цель:

Через   призму работы по самообразованию учителя - создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся средствами ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи:

• изучить передовой опыт по использованию ИКТ в преподавании курса математики по литературным и электронным источникам;
• выявить возможности использования ИКТ на уроках математики;

• организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно-исследовательскую  работу учащегося средствами ИКТ;

• обобщить личный опыт использования ИКТ в преподавании математики.

Результат

В процессе преподавания математики, информационные технологии использую в различных формах. Используемые мною направления можно представить в виде следующих основных блоков:

  • мультимедийные сценарии уроков;
  • проверка знаний на уроке;
  • подготовка к ЕГЭ, ГИА;
  • внеурочная деятельность

Разработаны конспекты уроков, внеклассных мероприятий с презентациями.

Разработан пакет дидактических  материалов в электронном виде (самостоятельные, практические и контрольные работы, тесты и т.п.)

Разработан персональный сайт Web-адрес сайта: htt://nsportal.ru/nikolaeva-nina-alekseevna-0), электронное  портфолио в сети Интернет. Размещаю  на нем авторские методические материалы.

Применяя информационные технологии, мне удалось индивидуализировать учебный процесс, за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. ( В классах, как правило, учащиеся, обладающие неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами.)

  • Создать условия для развития самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно (не копируя решения с доски или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.
  • Повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации, построение сечений многогранников, построение сложных графиков т.д.)
  • Использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений.
  • Снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения уровня мотивации учащихся к предмету, наблюдается рост творческой активности и мотивации к непрерывному образованию

Существенно  повысились качество знаний учащихся, успешность участия в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Вовлечено большое количество учащихся в исследовательскую деятельность.

Повысилась  сформированность предметных компетенций.

Созданы  условия для расширения математического кругозора учащихся.

Обмениваюсь опытом с коллегами на заседаниях РМО, семинарах и в Интернете,  с целью анализа педагогической деятельности.

Участвую в конкурсах.

Раздел 3. Описание методической системы педагога.

Перемены, произошедшие в нашей стране за последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.

Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, критически обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Учителю приходится задумываться над новыми методами обучения, использовать новые технологии преподавания, которые развивают мотивацию школьников к учебно-познавательной деятельности, повышают их интеллектуальный уровень, раскрывают творческие способности.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность учащихся.

Тема. Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как способ раскрытия творческого потенциала личности школьника.

Цель: создать условия для раскрытия творческого потенциала личности школьника, формирования устойчивых знаний через проектную деятельность на уроке и во внеурочной деятельности.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи в рамках методической системы:

  • изучение метода проектов;
  • использование элементов проектной деятельности на уроках математики (проанализировать содержание тематического планирования и определить темы занятий, позволяющие эффективно использовать метод проектов);
  • организация и проведение исследовательской деятельности учащихся на занятиях кружка, элективных курсах и внеклассных мероприятиях;
  • использование различных видов деятельности: коллективной, групповой, индивидуальной;
  • оценка результативности учебных проектов;
  • подготовка учащихся к участию в конкурсах и научно-практических конференциях школьного, муниципального;
  • транслировать собственный педагогический опыт.

В моей практике сложилась собственная система организации проектной деятельности  школьников.  

Моя методическая система позволяет реализовать  актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.

Сущность методической системы заключается в реализации педагогической идеи формирования у школьников главного  учебного действия умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве система обеспечивает реализацию следующих принципов: развития индивидуальности каждого ребенка в урочной и внеурочной деятельности; раскрытие способностей и поддержка одаренных детей; принцип сотрудничества, делового партнёрства учителя, родителей  и учащихся; принцип психологической комфортности (снятие всех стрессообразующих факторов, создание  доброжелательной атмосферы); принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

При этом я использую методы обучения: проектные, игровые, проблемные, исследовательские, поисковые, творческие, информационные, практико-ориентированные, социального взаимодействия, презентационные.

Образовательной средой являются уроки математики, внеурочная деятельность по математике, внеклассная работа.

Результатом проекта являются личные продвижения детей, а также  приобретение опыта проектной деятельности, главным в котором является способность создавать, представлять и защищать собственный результат и продукт.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей, а детям дает возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях.

В ходе проектной и исследовательской деятельности я формирую следующие способности: рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план коллективной и индивидуальной  проектной деятельности); проявлять инициативу при реализации идеи проекта, при поиске способа (способов) решения проблемы; вступать в коммуникацию (взаимодействовать в ходе проектной деятельности, отстаивать свою позицию, принимать или  аргументировано отклонять точки зрения других).

Методическая система основана на применении технологии сотрудничества, проблемного обучения, элементов информационно-коммуникационной технологии.

Этапы работы над проектом

 

        

Эти этапы предполагают, что дети большую часть проекта могут выполнить

самостоятельно.

Проекты, в которых участвуют мои учащиеся, отличаются по продолжительности подготовки: краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный; по количеству участников: индивидуальный, работа в парах, групповой; по методу: творческий, исследовательский, информационный.

Организовывать проектную деятельность я начинаю с 5 класса. Большую  часть работ составляют коллективные проекты. Я считаю это правильным, так как дети чувствуют себя более уверенно, когда выполняют работу вместе. Все ученики класса задействованы, каждый работает в силу своих способностей и возможностей.

При работе над любым проектом я обязательно обращаю внимание детей  на основную идею проектного замысла: Что? Зачем? Для кого? Очень важно, чтобы дети в процессе проектной деятельности всегда помнили: кто и для чего будет использовать в дальнейшем созданный ими продукт (практическая или социальная значимость проекта).

Продуктами нашей проектной деятельности являются опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме, компьютерная презентация, кроссворд, викторина, творческие задачи на соответствие, статистические диаграммы, буклеты, брошюры.

Работая над проектом «Десятичные дроби», дети создали набор карточек для «математического лото». Результатом работы над проектом «Обыкновенные дроби» стала брошюра с задачами творческого характера.

В результате работы над проектом «Координатная плоскость» дети создали альбомы: «Животные на координатной плоскости», «Астрономия на координатной плоскости», «В зоопарке», буклет «Рисуем по координатам».

Продуктом проекта  «Диаграммы» является представление различных статистических данных из школьной жизни в диаграммах.

Продуктом проектов «Золотая пропорция», «Симметрия вокруг нас» стали индивидуальные проекты – компьютерные презентации.

Использую технологию проектирования на элективном курсе «Готовимся к ГИА по математике» (9класс), курс посещают учащиеся  из школ микрорайона. Подведение итогов обучения курса осуществляется защитой индивидуального проекта.

В 10 – 11 классах широко использую  проектную  технологию при подготовке к ЕГЭ, на элективных предметах, что позволяет, систематизировать, обобщить  знания.

Обеспечению включения школьников  в проектно -  исследовательскую деятельность способствуют разработанные программы: кружков «Математика вокруг нас», «Занимательная математика», «Школа Пифагора,» «Юный комбинатор» (в рамках дополнительного образования),  содержание которых содействует созданию оптимальных условий для формирования собственных способов учебной деятельности и потребности в самостоятельном приобретении знаний, дающих возможность справляться с различными ситуациями, совершенствование учащимися умений и навыков проектной деятельности.

 Большое внимание уделяю практико-ориентированности проектов, их реализации, когда ребята могут увидеть результативность и социальную значимость своей работы, использовать на уровне класса, школы или района. Примеры  социальных проектов: «Математика на страже экологии», «Мы за здоровый образ жизни», «Математика в быту и повседневной жизни»

Результаты работы методической системы.

  • рост познавательного интереса учащихся к математике;
  •  положительная динамика роста качества знаний по математике;
  • рост мотивации учащихся  к учебной деятельности;
  •  рост прочных навыков проектно-исследовательской деятельности;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • осознание ценности творческого открытия;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования;
  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах по математике с высокими результатами.

Ведется работа по распространению собственного педагогического опыта, в том числе и через Интернет, через работу в профессиональных педагогических сообществах. В рамках своей системы провожу занятия с коллегами школы, с презентацией своего опыта делилась на заседаниях методического объединения учителей математики района, на педагогическом совете.

Проектная деятельность – это здоровьесберегающая технология, т. к. дети работают  на интересе,  а  если  есть интерес,  то не  нужно  себя заставлять  и  нервные  перегрузки  снижаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио профессиональной деятельности педагогического работника

Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося педагога подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования....

Портфолио профессиональной деятельности тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР как форма прохождения аттестации

Рекомендации по оформлению и структуре портфолио аттестующегося тренера-преподавателя, инструктора-методиста ДЮСШ, СДЮСШОР подготовлены Центром аттестации работников образования Санкт-Петербургской ак...

Портфолио профессиональной деятельности учителя английского языка

Портфолио профессиональной деятельности Лейман Ольги Владимировны, учителя английского языка...

портфолио профессиональной деятельности

В материале содержится информация о педагогической деятельности...

портфолио профессиональной деятельности

В материале содержится информация о педагогической деятельности...

портфолио профессиональной деятельности

В портфолио размещены материалы о профессиональной деятельности...