Как создать психологический комфорт на уроке
материал по теме

Шарифуллина Вероника Сергеевна

памятка для педагогов и психологов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_psihologicheskiy_komfort.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

   

      Что такое психологический комфорт?

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.  

                       Источником психологической комфортности является:

  1. положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
  2. доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.

Например, чтобы добиться позитивного настроя, можно использовать  следующие упражнения:

Улыбка. Первым знаком обращения должна быть доброжелательная улыбка. С какими бы мы словами не подходили друг к другу, начинаем наш диалог с улыбки. Между учащимися можно организовать диалог по теме урока.

Ассоциации. Дети подбирают ассоциативный ряд к какому-либо определению, другая команда должна догадаться, о чём идёт речь.

Поменяйтесь местами те, кто ... Учитель называет, какой либо признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре и т.д. Как вариант, раздать карточки со словами и дать задание, например, «Поменяйтесь местами те, у кого на карточке свойство символов», «…свойства абзацев», «Поменяйтесь местами те, у кого на карточках автор родился в 20 веке», «…писал прозу»  

Компот. Учитель называет какой-нибудь признак и учащиеся меняются местами. Например: кто любит апельсины, кто одет в красное, кто играет на гитаре. Упражнение позволяет учащимся получить дополнительную информацию друг о друге, тренирует внимание.

Окно. Учитель каждой группе дает,  какой-то материал по теме урока. Затем детям предлагается разделиться по парам и встать напротив друг друга. Дается задание: «Представьте, что вас с партнёром разделяет окно с толстым стеклом. Таким, что кричать бесполезно, вас не услышат. Однако вам необходимо сообщить ему что-то важное. Попробуйте передать через стекло то, что вам нужно, и получить ответ» После передачи сообщений  партнёры обмениваются информацией о том, что сообщалось и что было понято.

Цепочка. Учитель (или один из учащихся) начинает игру высказывая какое-нибудь положение, например, «Я люблю есть орехи и играть на гитаре» Остальные учащиеся, если их мнение совпадает с высказанным предыдущим игроком, встают рядом с ним, беря за руку с той стороны, какое положение они  выбирают и проговаривают, с чем согласны. В результате цепочка должна замкнуться, как символ того, что интересы учащихся в группе совпали. Темы для высказываний могут содержать любые необходимые для урока лексические и грамматические модели. Это упражнение позволяет больше узнать друг о друге, для учителя – помогает в последующем учитывать эту информацию для определения тематики уроков, формирования пар и групп для работы на уроке.

       Парный рисунок. Участники разбиваются по парам и с помощью рисунков, знаков, символов «разговаривают» друг с другом на заданную учителем тему. После обсуждается, получился ли разговор, поняли ли партнёры друг друга.

      Используя такие упражнения-игры, учитель всегда может отследить и скорректировать эмоциональное состояние учащихся, помочь преодолеть какие-то негативные ощущения. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический комфорт на уроке, как условие развития личности

            В отечественной психологии проблема взаимодействия педагога и учащихся интенсивно разрабатывалась в русле теории общения. Однако вопрос влияния п...

Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уро...

Создание психологического комфорта на уроке как условие развития личности

Слово учителя приобретает силу воздействия лишь в том случае, если учитель узнал ученика, проявил к нему внимание, чем-то помог ему. Наиболее активны в общении с учителями ученики начальных классов. Э...

Как создать психологический комфорт для учащихся на уроках.

Методы и приёмы создания психологического комфорта учащихся на уроках....

Как создать психологический комфорт для учащихся на уроках.

Методы и приёмы создания психологического комфорта учащихся на уроках....