Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья учащихся и учителей
тест (психология) по теме

Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort_na_uroke.docx14.28 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ НА УРОКЕ

КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ

УЧАЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ

       Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20% здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние. «Комфорт» в переводе с английского языка означает «поддержка, укрепление». В «Толковом словаре» С.И.Ожегова «комфорт» определяется как «условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют». Значит, психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться. В школе психологический комфорт необходим для успешного развития личности, успешного усвоения знаний, благоприятного физического и эмоционального состояния.

      Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся (по данным психологической диагностики, проведенной в сентябре 2008 года) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

      Что можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта? Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные

процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать

вынужденное положение тела во время учебных занятий, очень тяжела для

младшего школьного возраста).

3. Динамическая (как правило, недостаточно, что приводит к гиподинамии).

Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью

физминуток.

Физминутки могут быть традиционными (чаще используются в начальных классах), оздоровительными (гимнастика для глаз, самомассаж), расслабляющие (с элементами релаксации), развлекательные (с использованием игровых ситуаций). При выборе разрядки выбираются упражнения, которые не приводят к нарушению дисциплины в классе. Использование физминуток позволяет расходовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью. После физминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Учащиеся, участвовавшие в опросе на вопрос: «Физминутки  на уроках помогают или мешают?» ответили:

- помогают преодолевать сонливость и однообразность 35%;

- повышают работоспособность 30%;

- создают хорошее настроение 20%;

- способствуют общению 6%;  

- мешают уроку 5%;

- ограничивают время урока 4%.

На вопрос: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения физминуток?» даны следующие ответы:

-  перестали ждать перемену 25%;

- уроки проходят быстрее 20%;

- уроки стали интереснее 27%;

- улучшились учебные результаты 11%;

- повысилась активность на уроке 10%;

-  изменились взаимоотношения с учителями 6%.

Вывод: релаксационные моменты в течение урока благотворно влияют на здоровьесбережение учащихся и учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".

Презентация для психологического семинара с учителями....

Семинар для педагогов по теме: «Психологический комфорт на уроке, как фактор успешной самореализации личности обучающегося»

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Учитель – мастер, виртуоз. Только он знает, сколько труда и сил ушло на том, чтоб урок шел как по нотам. Мастеров не так много. Но есть немало професси...

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся....

Создание психологического комфорта на уроке как необходимое условие работы учителя

Создание психологического комфорта на уроке как необходимое условие работы учителя...

Мониторинг здоровье сберегающей направленности урока как средство сохранения здоровья учащихся.

Новая концепция отечественного образования и проводимая на её основе модернизация школьного обучения относит охрану здоровья обучающихся к приоритетным задачам школы. В нашей школе, на наш взгляд, со...

Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей.

В данной презентации рассказывается как сохранить психологическое здоровье учителей и учащихся. Дается понятие психогигиены. Ее задачи и принципы. Какие негативные факторы влияют на психологическое зд...