ЭОР в образовании. Заинтересованный взгляд.
статья на тему
Размышления о роли электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. О том, что обучение всему, что связано с ЭОР, должно начинаться не с ученика, а с учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eor_v_obrazovanii._zainteresovannyy_vzglyad.docx | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЭОР в образовании. Заинтересованный взгляд».
36 лет назад я начала свою педагогическую деятельность в должности учителя музыки. В школе на тот период не было кабинетной системы. Учителя «путешествовали» из класса в класс с книгами тетрадями, таблицами, дидактическим материалом. Кабинета музыки не было. Фортепиано стояло в актовом зале, и мне приходилось проводить уроки в ужасной обстановке! Совершенно было несерьезное отношение ко мне и к предмету, который я преподаю. В моем арсенале был инструмент, кусочек мела, доска и огромное желание учить учащихся любви к музыкальному искусству. Ведь искусство раскрывает мир не в сухих цифрах и строгих логических схемах, а в образах, живых картинах, затрагивающих эмоциональную сферу человека, будящих воображение, оно рождает массу ассоциаций и заставляет не только мыслить, но и сопереживать. Ребенок познает мир и себя в нем, определяет свои ценностные ориентации.
Никакого технического оснащения кабинетов не было, кроме проигрывателя и пластинок. Чаще объяснять материал приходилось «на пальцах», да и урок выглядел как урок – монолог. Как часто я слышала фразы: «Не хочу это слушать», «Мне не интересно». И как часто я говорила: «А ты попробуй послушать, - понравится!». Как же мне хотелось услышать не эти изречения из уст учащихся, а другие: «Хочу!», «Интересно!»
Сегодня все изменилось! Началось внедрение информационно –коммуникационных технологий в школах. Появились мультимедийные компьютеры, Интернет, современные и эффективные для образования ЭОР, которые целиком состоят из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация, ни звук для полиграфического издания невозможны. Форма уроков стала совершенно иной. У ребят появился заинтересованность, искорки в глазах. Они спешат на уроки с огромным удовольствием, опережая начало урока вопросом: «А чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Мы будем путешествовать?».
На своем опыте я убедилась, что электронные образовательные ресурсы (ЭОР) дают много преимуществ в образовательном процессе и учителю и ученикам. Для учеников - прежде всего – возможность действительно научиться. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубиться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д. ЭОР позволяют так же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным.
Древняя китайская пословица гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы. Для меня, как учителя, ЭОР дают много: не нужно писать конспекты; при фронтальном опросе нет проблем объективности оценок – с компьютером не поспоришь; решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо работают с компьютерами, выполняя задание, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен. Компьютерные технологии – это «круто» и престижно!
Не буду скрывать, что не все так просто. Чтобы использовать элементы новых педагогических технологий мне приходится сначала осознавать самой, затем начинать применять, идя путем проб и ошибок.
Освоив компьютер, я начала создавать презентации к каждому уроку. Мне казалось, что это предел мечтания! Сейчас их несколько сотен. Ну и что? Эйфория прошла. Многочасовые подготовки просто выматывали! Сканирование репродукций, оформление слайдов…
Использование в своей работе ЭОР изменили ситуацию. Они, прежде всего, дают возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания. Доступ из школ и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны. Это очень удобно!
Обучение всему, что связано с ЭОР, должно начинаться не с ученика, а с учителя. Хорошо известно, что ни один учитель не посоветует учебник, не просмотрев его предварительно сам. Поэтому я считаю, что каждый учитель должен разумно использовать ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге – для каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный взгляд на образование России и Германии
Эту статью я готовила на Международную конференцию. Было интересно сравнить опыт инноваций наших и немецких коллег....
Программа дополнительного образования «Взгляд на Соединенное Королевство» для учащихся 6-х классов
Данная программа направлена на расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка, формирование и развитие языковой, речевой, коммуникативной и социокультурной компетенций средствами английско...
Мой взгляд на дошкольное образование: как, чему и зачем учить в детском саду статья
Статья о ценности дошкольного возраста. Поднимаются вопросы о том, как учить, чему учить и зачем учить в детском саду....
ЭССЕ "НЕ БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА" (ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС "ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ" )
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3424252","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"391","width":"394"}}]]ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЕЖНЫЙ КОНКУРС «ВЫСШЕЕ ОБРА...
Роль информатизации образования в повышении заинтересованности обучающихся в изучении физики
использование ИКТ при изучении физики...
Эссе на тему "Образование 2020: взгляд в будущее"
Эссе "Образование 2020: взгляд в будущее"...
Некоторые педагогические взгляды Д.И.Менделеева и образование в условиях современной России
О.А.Трегуб, И.Б.ЯкутинаНекоторые педагогические взгляды Д.И.Менделеева и образование в условиях современной России Образование – это та область человеческой деятельности, которая касается практич...