Рабочая программа по черчению
рабочая программа (9 класс) по теме

Поповян Наталья Викторовна

Рабочая программа по черчению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_cherchenie_9_klass.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

              Пояснительная записка

1. Нормативные документы:

- Федеральный Государственный образовательный стандарт;

- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы;

- Примерная программа основного общего образования по направлению «Черчение».

2. Цели обучения:

Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.

3. Задачи курса:

- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

- формировать знания о сборочных чертежах;

- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- развивать статистические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;

- развивать способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи;

- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.

4. Используемая программа:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Степаковой «Черчение» вошедшей в Федеральный перечень учебников на 2009-2010 учебный год.

5. УМК:

Учебник: Н.А.Гордиенко, В.В.Степакова «Черчение», М. «Издательство АСТ», 2007 год.

                          Методическое пособие для учителя:


Авторы


Название

Год издания


Издательство



1


Б.В.Будасов

«Машиностроительное черчение»


1996


Москва, «Стройиздат»



2


А.Д.Ботвинников


«Об актуальных вопросах методики обучения черчению»


1997


Москва, «Просвещение»


3


В.В.Степакова


«Карточки задания по черчению»


2002


Москва, «Просвещение»

               

                Дополнительная литература для учителя:


Авторы


Название


Год издания


Издательство


1


С.В. Титов


«Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях»


2007


Волгоград, «Учитель»


2


Н.Г.Михайлов


«Обучение школьников элементам конструирования»


1996


     Москва, «Просвещение»

                       Дополнительная литература для учащихся:


Авторы


Название

Год издания


Издательство


1


Я.И.Перельман


«Занимательные задачи и опыты»


1995


Екатеринбург

Региональный и школьный компонент отражён в темах курса:

- «Введение», урок №1

- «Чтение и выполнение чертежей», урок №11,12;

            Требования к уровню подготовки:

В результате изучения черчения на базовом уровне ученик должен:

Знать

- особенности графического «языка»;

- правила оформления чертежей;

- читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;

- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;

 - правила выполнения сечений и разрезов;

- назначение сборочных чертежей и деталирования.

Уметь

- владеть приёмами выполнения изображений;

- самостоятельно пользоваться учебными материалами;

- выполнять учебные и творческие задания.

- конструировать и моделировать несложные детали и их элементы;

- анализировать геометрическую форму предметов

- мысленно воссоздавать  пространственные образы предметов по проекционным изображениям, словесному описанию;

- читать чертежи несложных сборочных единиц, выполнять деталирование.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выбора путей своего технического развития;

- организации личного и коллективного досуга;

- выражения собственного стиля;

- самостоятельного графического творчества.

           

   Структура курса: количество часов в неделю – 1 час

                                         количество часов в год – 35 часов

№ урока

Главы

Темы уроков

Кол-во часов

Контроль

1

2

3

Введение

2

1

Графический язык. Чертёж как основной графический элемент. Инструменты и принадлежности.

1

2

Понятие о стандартах. Чертёжный шрифт

1

Гр.р.№1 «Чертёжный шрифт»

Метод проецирования и графические способы изображения

8

3

Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование

1

4-5

Выполнение чертежей, изображений предметов на 1-ой, 2-х и 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей. Виды.

2

6

Правила выполнения чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы)

1

7

Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция

1

8,9

Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объёмных фигур

2

Гр. р. №2 «Аксонометрия окружности»

10

Технический рисунок

Чтение и выполнение чертежей

8

11

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов

1


12

Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа форм

1

Гр. р. №3  «Построение сопряжений»

13,14

Нахождение на чертеже вершин, рёбер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета

2

15,16

Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.

2

Гр. р. №4  «Чертёж в трёх видах»

17

Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предмета

1

18

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений

1

Гр. р. №5 «Эскиз»

Сечения и разрезы

8

19

Сечения и разрезы, сходства и различия между ними

1

20, 21

Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов в сечениях

2

Гр. р. №6  «Сечение»

22

Разрезы. Простые разрезы

1

23

Соединение вида и разреза

1

24

Обозначение разрезов. Местные разрезы

1

25

Разрезы в изометрической прямоугольной проекции

1

26

Условности и упрощения на чертежах

1

Гр. р. №7  «Разрез»

Сборочные чертежи

9

27

Общие сведения об изделии. Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений

1

28

Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы

1

29,30

Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений

1

Гр. р. №8 «резьбовые соединения»

31

Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже

1

32

Чтение чертежей несложных сборочных единиц

1

33

Деталирование

1

Гр. р. №9 «Деталирование»

34,35

Элементы конструирования

2

Гр. р. №10 «Конструирование изделия»

РАЗВЁРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 КЛАСС)

№ п/п


Тема занятия


Кол часов


Содержание занятия


Контроль

Примечания


Дата

1

2

3

4

5

6

7

Введение

2

1


Графический язык. Чертёж как основной графический элемент. Инструменты и принадлежности.

1

Графические изображения, сборочный чертёж, схема, развёртка, наглядное изображение, эскиз

Региональный компонент: из истории графических способов изображения

2

Понятие о стандартах. Чертёжный шрифт

1

Стандарты ЕСКД, основная надпись, виды линий, шрифт

Гр.р.№1 «Чертёжный шрифт»


Метод проецирования и графические способы изображения

8

3


Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование

1

 Проецирование, проекционная плоскость, проецирующий луч

1

2

3

4

5

6

7

4-5

Выполнение чертежей, изображений предметов на 1-ой, 2-х и 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей. Виды.

2

Вид, вид спереди, вид сверху, вид слева, местный вид

6

Правила выполнения чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы)

1

Форматы, основная надпись, линейные и угловые размеры, масштабы

7

Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция

1

Аксонометрические проекции; косоугольная, прямоугольная, изометрическая проекции

8,9

Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объёмных фигур

2

Оси, диметрия, аксонометрия, эллипс, овал

Гр. р. №2 «Аксонометрия окружности»

10

Технический рисунок

           1

Правила выполнения технического рисунка и его штриховки

Чтение и выполнение чертежей

8

1

2

3

4

5

6

7

11

Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов

1

Геометрические формы: цилиндр, призма, конус, пирамида, шар, тор

Региональный компонент: анализ геометрической формы окружающих предметов

12

Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа форм

1

Анализ геометрической формы предмета

Гр. р. №3 «Построение сопряжений»

Региональный компонент: выполнение чертежей окружающих предметов

13,14

Нахождение на чертеже вершин, рёбер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета

2

Введение понятий: вершина, ребро, грань, поверхность

15,16

Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения.

2

Выбор количества видов и определение главного.

Гр. р. №4  «Чертёж в трёх видах»

17

Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предмета

1

Дать понятие о плоскогранных и телах вращения. Фаска

18

Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений

1

Деление отрезков, углов, окружностей

Гр. р. №5  «Эскиз»

Сечения и разрезы

8

19

Сечения и разрезы, сходства и различия между ними

1

Применение сечений и разрезов на чертежах

20, 21

Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов в сечениях

2

Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений

Гр. р. №6 «Сечение»

22

Разрезы. Простые разрезы

1

Фронтальные, горизонтальные, профильные разрезы

23

Соединение вида и разреза

1

Ось симметрии

24

Обозначение разрезов. Местные разрезы

1

Целесообразность местных разрезов

25

Разрезы в изометрической прямоугольной проекции

1

Расположение секущей плоскости для выявления внутренней формы предмета. Штриховка

26

Условности и упрощения на чертежах

1

Сокращение количественных изображений, применение условных знаков и упрощений

Гр. р. №7  «Разрез»

Сборочные чертежи

9

27

Общие сведения об изделии. Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений

1

Введение понятий: деталь, сборочная единица, комплекс, комплект

28

Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы

1

Изображение резьбы на чертежах, правая и левая резьба

29,30

Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений

1

Проставление относительных размеров, спецификация

Гр. р. №8 «Резьбовые соединения»

31

Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже

1

Последовательность чтения сборочного чертежа

32

Чтение чертежей несложных сборочных единиц

1

33

Деталирование

1

Порядок деталирования, масштаб деталирования, сопрягаемые поверхности

      Гр. р. №9 «Деталирование»

34,35

Элементы конструирования

2

Понятие конструирования и конструкция

Гр. р. №10  «Конструирование изделия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по черчению 8, 9 классы

Рабочая программа по черчению...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...

Рабочая программа по черчению 9 класс

Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...

Рабочая программа по Черчению 8-9 класс

Рабочая  программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...

Рабочая программа по черчению для 9 класса

Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы  общео...