Рабочая программа по черчению
рабочая программа (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Нормативные документы:
- Федеральный Государственный образовательный стандарт;
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы;
- Примерная программа основного общего образования по направлению «Черчение».
2. Цели обучения:
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
3. Задачи курса:
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- формировать знания о сборочных чертежах;
- научить читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- развивать статистические и динамические пространственные представления, образное мышление на основе анализа формы предметов и её конструктивных особенностей, мысленного воссоздания их пространственных образов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- развивать способность комбинировать, умение анализировать исходные данные с разной точки зрения и переосмысливать их в соответствии с условием поставленной задачи;
- научить самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- формировать умения применять графические знания в новых ситуациях.
4. Используемая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В.В.Степаковой «Черчение» вошедшей в Федеральный перечень учебников на 2009-2010 учебный год.
5. УМК:
Учебник: Н.А.Гордиенко, В.В.Степакова «Черчение», М. «Издательство АСТ», 2007 год.
Методическое пособие для учителя:
Авторы | Название | Год издания | Издательство | |
1 | Б.В.Будасов | «Машиностроительное черчение» | 1996 | Москва, «Стройиздат» |
2 | А.Д.Ботвинников | «Об актуальных вопросах методики обучения черчению» | 1997 | Москва, «Просвещение» |
3 | В.В.Степакова | «Карточки задания по черчению» | 2002 | Москва, «Просвещение» |
Дополнительная литература для учителя:
Авторы | Название | Год издания | Издательство | |
1 | С.В. Титов | «Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях» | 2007 | Волгоград, «Учитель» |
2 | Н.Г.Михайлов | «Обучение школьников элементам конструирования» | 1996 | Москва, «Просвещение» |
Дополнительная литература для учащихся:
Авторы | Название | Год издания | Издательство | |
1 | Я.И.Перельман | «Занимательные задачи и опыты» | 1995 | Екатеринбург |
Региональный и школьный компонент отражён в темах курса:
- «Введение», урок №1
- «Чтение и выполнение чертежей», урок №11,12;
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения черчения на базовом уровне ученик должен:
Знать
- особенности графического «языка»;
- правила оформления чертежей;
- читать и выполнять несложные чертежи, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекции, способах построения изображений на чертежах. Построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- правила выполнения сечений и разрезов;
- назначение сборочных чертежей и деталирования.
Уметь
- владеть приёмами выполнения изображений;
- самостоятельно пользоваться учебными материалами;
- выполнять учебные и творческие задания.
- конструировать и моделировать несложные детали и их элементы;
- анализировать геометрическую форму предметов
- мысленно воссоздавать пространственные образы предметов по проекционным изображениям, словесному описанию;
- читать чертежи несложных сборочных единиц, выполнять деталирование.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выбора путей своего технического развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного стиля;
- самостоятельного графического творчества.
Структура курса: количество часов в неделю – 1 час
количество часов в год – 35 часов
№ урока | Главы Темы уроков | Кол-во часов | Контроль |
1 | 2 | 3 | |
Введение | 2 | ||
1 | Графический язык. Чертёж как основной графический элемент. Инструменты и принадлежности. | 1 | |
2 | Понятие о стандартах. Чертёжный шрифт | 1 | Гр.р.№1 «Чертёжный шрифт» |
Метод проецирования и графические способы изображения | 8 | ||
3 | Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование | 1 | |
4-5 | Выполнение чертежей, изображений предметов на 1-ой, 2-х и 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей. Виды. | 2 | |
6 | Правила выполнения чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы) | 1 | |
7 | Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция | 1 | |
8,9 | Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объёмных фигур | 2 | Гр. р. №2 «Аксонометрия окружности» |
10 | Технический рисунок | ||
Чтение и выполнение чертежей | 8 | ||
11 | Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов | 1 | |
12 | Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа форм | 1 | Гр. р. №3 «Построение сопряжений» |
13,14 | Нахождение на чертеже вершин, рёбер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета | 2 | |
15,16 | Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. | 2 | Гр. р. №4 «Чертёж в трёх видах» |
17 | Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предмета | 1 | |
18 | Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений | 1 | Гр. р. №5 «Эскиз» |
Сечения и разрезы | 8 | ||
19 | Сечения и разрезы, сходства и различия между ними | 1 | |
20, 21 | Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов в сечениях | 2 | Гр. р. №6 «Сечение» |
22 | Разрезы. Простые разрезы | 1 | |
23 | Соединение вида и разреза | 1 | |
24 | Обозначение разрезов. Местные разрезы | 1 | |
25 | Разрезы в изометрической прямоугольной проекции | 1 | |
26 | Условности и упрощения на чертежах | 1 | Гр. р. №7 «Разрез» |
Сборочные чертежи | 9 | ||
27 | Общие сведения об изделии. Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений | 1 | |
28 | Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы | 1 | |
29,30 | Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений | 1 | Гр. р. №8 «резьбовые соединения» |
31 | Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже | 1 | |
32 | Чтение чертежей несложных сборочных единиц | 1 | |
33 | Деталирование | 1 | Гр. р. №9 «Деталирование» |
34,35 | Элементы конструирования | 2 | Гр. р. №10 «Конструирование изделия» |
РАЗВЁРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (9 КЛАСС)
№ п/п | Тема занятия | Кол часов | Содержание занятия | Контроль | Примечания | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Введение | 2 | |||||
1 | Графический язык. Чертёж как основной графический элемент. Инструменты и принадлежности. | 1 | Графические изображения, сборочный чертёж, схема, развёртка, наглядное изображение, эскиз | Региональный компонент: из истории графических способов изображения | ||
2 | Понятие о стандартах. Чертёжный шрифт | 1 | Стандарты ЕСКД, основная надпись, виды линий, шрифт | Гр.р.№1 «Чертёжный шрифт» | ||
Метод проецирования и графические способы изображения | 8 | |||||
3 | Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное проецирование | 1 | Проецирование, проекционная плоскость, проецирующий луч | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4-5 | Выполнение чертежей, изображений предметов на 1-ой, 2-х и 3-х взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей. Виды. | 2 | Вид, вид спереди, вид сверху, вид слева, местный вид | |||
6 | Правила выполнения чертежа (форматы, нанесение размеров, масштабы) | 1 | Форматы, основная надпись, линейные и угловые размеры, масштабы | |||
7 | Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция | 1 | Аксонометрические проекции; косоугольная, прямоугольная, изометрическая проекции | |||
8,9 | Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объёмных фигур | 2 | Оси, диметрия, аксонометрия, эллипс, овал | Гр. р. №2 «Аксонометрия окружности» | ||
10 | Технический рисунок | 1 | Правила выполнения технического рисунка и его штриховки | |||
Чтение и выполнение чертежей | 8 | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
11 | Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов | 1 | Геометрические формы: цилиндр, призма, конус, пирамида, шар, тор | Региональный компонент: анализ геометрической формы окружающих предметов | ||
12 | Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа форм | 1 | Анализ геометрической формы предмета | Гр. р. №3 «Построение сопряжений» | Региональный компонент: выполнение чертежей окружающих предметов | |
13,14 | Нахождение на чертеже вершин, рёбер, граней, поверхностей геометрических тел, составляющих форму предмета | 2 | Введение понятий: вершина, ребро, грань, поверхность | |||
15,16 | Определение необходимого и достаточного количества видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. | 2 | Выбор количества видов и определение главного. | Гр. р. №4 «Чертёж в трёх видах» | ||
17 | Нанесение размеров на чертежах с учётом формы предмета | 1 | Дать понятие о плоскогранных и телах вращения. Фаска | |||
18 | Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений | 1 | Деление отрезков, углов, окружностей | Гр. р. №5 «Эскиз» | ||
Сечения и разрезы | 8 | |||||
19 | Сечения и разрезы, сходства и различия между ними | 1 | Применение сечений и разрезов на чертежах | |||
20, 21 | Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов в сечениях | 2 | Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений | Гр. р. №6 «Сечение» | ||
22 | Разрезы. Простые разрезы | 1 | Фронтальные, горизонтальные, профильные разрезы | |||
23 | Соединение вида и разреза | 1 | Ось симметрии | |||
24 | Обозначение разрезов. Местные разрезы | 1 | Целесообразность местных разрезов | |||
25 | Разрезы в изометрической прямоугольной проекции | 1 | Расположение секущей плоскости для выявления внутренней формы предмета. Штриховка | |||
26 | Условности и упрощения на чертежах | 1 | Сокращение количественных изображений, применение условных знаков и упрощений | Гр. р. №7 «Разрез» | ||
Сборочные чертежи | 9 | |||||
27 | Общие сведения об изделии. Чертежи разъёмных и неразъёмных соединений | 1 | Введение понятий: деталь, сборочная единица, комплекс, комплект | |||
28 | Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы | 1 | Изображение резьбы на чертежах, правая и левая резьба | |||
29,30 | Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений | 1 | Проставление относительных размеров, спецификация | Гр. р. №8 «Резьбовые соединения» | ||
31 | Сборочный чертёж. Изображения на сборочном чертеже | 1 | Последовательность чтения сборочного чертежа | |||
32 | Чтение чертежей несложных сборочных единиц | 1 | ||||
33 | Деталирование | 1 | Порядок деталирования, масштаб деталирования, сопрягаемые поверхности | Гр. р. №9 «Деталирование» | ||
34,35 | Элементы конструирования | 2 | Понятие конструирования и конструкция | Гр. р. №10 «Конструирование изделия» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...