Доклад Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах
материал по теме
Тема доклада: «Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах – основа комфортности условий обучения».
Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики.
ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ
Педагогический совет – 19 ноября 2010г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах – основа комфортности условий обучения
(материалы к педсовету 19.11.2010г.)
Слово «проблема» переводится с греческого, как «трудно разрешимая задача». Переведем понимание проблемы несколько в другую плоскость, а именно как определения несоответствия между желаемым и действительным состоянием образовательной системы. Поэтому, пользуясь понятийным и принятым в означенной системе логическим аппаратом, мы попытаемся вычленить самые, на наш взгляд, уязвимые места, моменты отсутствия необходимого взаимодействия во взаимодействии отдельных звеньев образовательной системы и пути устранения проблем в функционировании системы в целом. Сформулируем несколько общеизвестных приемов анализа проблем: диалектические – расчленение проблемы с помощью продвижения от простого к сложному и от общего к частному, а также четкого определения причинно-следственных связей. Благодаря такому подходу мы постараемся выстроить схему или построить своеобразное “дерево проблем”, что позволит в общем плане увидеть те слабые места, которые и являются камнем преткновения в функционировании образовательной системы. Итак, определим составляющие означенной проблемы, а потом перейдем к непосредственной расшифровке каждой: эффективному осуществлению образовательного процесса на наш взгляд препятствует недостаточно четко формулируемый социальный заказ в каждой, конкретной социально-экономической ситуации, существующей в обществе на данный момент; как производные, определяющие вышеприведенную составляющую, ими являются недостаточно четко сформулированные социальные заказы как самими родителями, так и педагогами, работающими в образовательных учреждениях. Расшифруем сказанное. Общество расплывчато определяет те критерии, согласно которым должно быть установлено то, чему и как необходимо воспитывать и обучать детей. Существовавшие до недавнего времени программы воспитания и обучения предполагали формирование всесторонне развитой личности, где учитывалось нравственное, трудовое, эстетическое образование каждого. При этом предписывалось как это делать, с помощью каких методов этого добиваться. Нынче в свете вновь сформированных приоритетов эти программы устарели, а в разнообразии новых так и не определены приоритетные, главенствующие. Поэтому и не существует того упорядоченного разнообразия в подходах к тому, как, каким образом вести образовательную деятельность в этом “океане” новых направлений в образовании. Но это относится уже больше к иному пласту, составляющей проблемы, а именно функционированию образовательных учреждений, подготавливающих педагогов и воспитателей. На данный момент прослеживается явная тенденция в содержании вариативных программ обучения и воспитания к освоению какого-то одного направления в ущерб другим (напр. либо эстетическое, либо физическое, либо нравственное воспитание). Также, например, сверху спускаются образовательные программы, ориентированные на акселератов, т.е детей значительно опережающих своих сверстников по своему развитию в то время, как уже в большинстве регионов совместными усилиями медиков и педагогов установлено, что не менее 90% детей, а то и 95% в среднем являются физически либо психически нездоровыми к моменту поступления в школу. Таким образом, эти программы ориентированы на весьма незначительное количество общей массы детей, т.к. большинство из них труднодоступно и трудноисполнимо для них. Многие программы плохо учитывают возрастные особенности развития ребенка дошкольника, школьника и неправильно ориентируют педагогов на простое натаскивание ребенка в ущерб его общему развитию и адаптационным возможностям при переходе из одного возрастного периода в другой. Педагоги, часто плохо себе представляющие возрастные особенности развития ребенка, с большим трудом, либо почти не могут сформулировать социальный заказ со своей стороны для правильного формирования личности в данной, конкретной социально-экономической ситуации, сложившейся в обществе. Часто приемы, применяемые при подготовке ребенка к школе, идут вразрез с применяемыми в школе, куда он приходит для дальнейшего обучения. В довершение родители, имеющие свои, подчас устаревшие представления о способах обучения, вносят свою “лепту” в дезорганизацию процесса подготовки ребенка к школе. Необходимо добавить и то, что родителей больше интересует насколько ухожен ребенок, насколько внешне благоустроено образовательное учреждение, где ребенок находится, и мало учитывается насколько успешно усваивает он необходимые для его возраста сведения, знания, насколько правильно разработана стратегия обучения, воспитания личности в конкретном учреждении существующей системы образования. В итоге намечается ряд противоречий, препятствующих гармоничному развитию личности ребенка и необходимой преемственности в его воспитании и обучении: – противоречия между педагогами по вопросам обучения и воспитания – отсутствие координации в подходе и взаимопонимании между педагогами, родителями о таком важном предмете, как детство, детское сообщество, понятие об особом психологическом микроклимате в детской жизни.
Краткая характеристика целей обучения
в 5-6 классах основной школы
Обеспечение преемственности и перспективности в решении этих задач — обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5 классе.
Цели образования в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это важно с двух позиций — поддержки усилий начальной школы, которая заложила основы контрольно-оценочной самостоятельности, сформировала желание и умения учиться, а также дальнейшего решения задач профильной старшей школы.
Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной системы, учебника, приемов обучения), в подростковом возрасте возможно создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.
Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.
Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:
- Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
- Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Напротив, удельный вес групповых работ. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.
- Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
- Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.
За время обучения в 5-6 классе младшие подростки при благоприятных условиях обучения достигают следующих результатов:
- выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;
- осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;
- овладевают умениями учиться
- определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;
- владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
- обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.
Результаты анкетирования по предметам
Целью анкеты являлось установление уровня общей адаптации пятиклассников по отношению к уровню адаптации к определенному предмету и новому учителю – предметнику. В структуре анкеты предлагались вопросы двух планов: общая адаптация и предметная адаптация. Вопросы 2, 5, 6, 9 и 12 ставили цель выяснить уровень общей адаптации учащихся, остальные вопросы были противопоставлены по критерию начальная – средняя школа. В результате исследования удалось установить:
1. Русский язык
5 «А» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Иногда | |
Мне было легко учиться по русскому языку в начальной школе | 12 | 3 | 3 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 16 | 2 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с русским языком | 17 | 1 | ||
Я обращаюсь к учителю русского языка, если у меня есть проблема | 12 | 5 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 7 | 3 | 8 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 12 | 5 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках русского языка в 5 классе | 12 | 4 | 2 | |
Я делаю домашнюю работу по русскому языку самостоятельно | 11 | 4 | 3 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 4 | 12 | 2 | |
Я не успеваю сделать всё по русскому языку до того, как нужно идти спать | 2 | 16 | ||
Мне легко обучаться русскому языку в 5 классе | 12 | 2 | 4 | |
Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку | 10 | 7 | 1 | |
Обычно я получаю ту оценку по русскому языку, которую хочу получить | 10 | 8 | ||
В 5 классе мои оценки по русскому языку стали выше | 9 | 8 | 1 | |
Мне нравиться заниматься русским языком на уроке | 14 | 2 | 2 |
5 «Б» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Примечания | |
Мне было легко учиться по русскому языку в начальной школе | 18 | 1 | 1 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 14 | 6 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с русским языком | 15 | 5 | ||
Я обращаюсь к учителю русского языка, если у меня есть проблема | 7 | 12 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 13 | 6 | 1 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 18 | 1 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках русского языка в 5 классе | 10 | 7 | 3 | |
Я делаю домашнюю работу по русскому языку самостоятельно | 15 | 2 | 3 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 6 | 10 | 2 | |
Я не успеваю сделать всё по русскому языку до того, как нужно идти спать | 4 | 15 | 1 | |
Мне легко обучаться русскому языку в 5 классе | 13 | 5 | 2 | |
Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку | 14 | 4 | 2 | |
Обычно я получаю ту оценку по русскому языку, которую хочу получить | 5 | 12 | 3 | |
В 5 классе мои оценки по русскому языку стали выше | 6 | 9 | 5 | |
Мне нравиться заниматься русским языком на уроке | 15 | 5 |
Анализ анкеты
5 «А» | 5 «Б» | ||
Общая адаптация | |||
1. Легко ориентируются в расписании | 88% | 70% | |
2. Легко дается учеба в 5 классе | 38% + 44% | 65%+5% | |
3. Свободнее чувствовали себя в начальной школе | 66% +5% | 90%+5% | |
4. Делали уроки с родителями и учителями | 22%+12% | 30%+20% | |
5. Всегда знают, что задано по предмету | 55%+5% | 70%+10% | |
Предметная адаптация | |||
1. Легко учились р.я. в нач. шк. | 66%+16% | 90%+5% | |
2. Легко учатся р.я. в 5 кл. | 66%+25% | 65%+10% | |
3. Знают к кому обратиться за помощью по предмету | 94% | 75%+5% | |
4. Обращаются за помощью к учителю | 66%+5% | 35%+5% | |
5. В 5 кл. повысились оценки по р.я. | 50%_5% | 30%+25% | |
6. Получают оценку, которую хотят | 55% | 25%+15% | |
7. Чувствуют себя комфортно на уроке р.я. | 66%+10% | 50%+15% | |
8. Нравится заниматься р.я. на уроке | 78%+11% | 75% | |
9. Не успевают делать уроки | 11% | 20%+5% | |
10.Делают дом. раб. сами в 5 кл. | 61%+16% | 75%+15% | |
Коэффициент истинности: | 89 | 75 |
2. Математика
5 «А» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Иногда | |
Мне было легко учиться по математике в начальной школе | 14 | 1 | 3 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 15 | 3 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с математикой | 18 | |||
Я обращаюсь к учителю математики, если у меня есть проблема | 11 | 7 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 10 | 6 | 2 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 12 | 5 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках математики в 5 классе | 11 | 5 | 2 | |
Я делаю домашнюю работу по математике самостоятельно | 12 | 2 | 4 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 1 | 16 | 1 | |
Я не успеваю сделать всё по математике до того, как нужно идти спать | 2 | 16 | ||
Мне легко обучаться математике в 5 классе | 12 | 3 | 3 | |
Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку | 11 | 7 | ||
Обычно я получаю ту оценку по математике, которую хочу получить | 7 | 11 | ||
В 5 классе мои оценки по математике стали выше | 7 | 11 | ||
Мне нравиться заниматься математикой на уроке | 15 | 1 | 2 |
5 «Б» класс
Вопросы - утверждения | ДА | НЕТ | Иногда | |
Мне было легко учиться по математике в начальной школе | 18 | 1 | 1 | |
Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе | 16 | 5 | ||
Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с математикой | 15 | 3 | 2 | |
Я обращаюсь к учителю математики, если у меня есть проблема | 12 | 7 | 1 | |
Мне легко дается учеба в 5 классе | 9 | 5 | 6 | |
Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе | 16 | 3 | 1 | |
Мне свободно и легко на уроках математики в 5 классе | 16 | 3 | 1 | |
Я делаю домашнюю работу по математике самостоятельно | 18 | 1 | 1 | |
В начальной школе я делал уроки с родителями и учителем | 4 | 14 | 2 | |
Я не успеваю сделать всё по математике до того, как нужно идти спать | 3 | 17 | ||
Мне легко обучаться математике в 5 классе | 17 | 2 | 1 | |
Я всегда знаю, что нам задали по математике | 15 | 5 | ||
Обычно я получаю ту оценку по математике, которую хочу получить | 7 | 9 | 4 | |
В 5 классе мои оценки по математике стали выше | 5 | 7 | 8 | |
Мне нравиться заниматься математикой на уроке | 17 | 3 |
Анализ анкеты
5 «А» | 5 «Б» | ||
Общая адаптация | |||
1. Легко ориентируются в расписании | 83% | 90% | |
2. Легко дается учеба в 5 классе | 55% +10 % | 45%+30% | |
3. Свободнее чувствовали себя в начальной школе | 67% +6% | 80% | |
4. Делали уроки с родителями и учителями | 5%+5% | 20%+10% | |
5. Всегда знают, что задано по предмету | 61%+5% | 70%+% | |
Предметная адаптация | |||
1. Легко учились математике в нач. шк. | 78%+15% | 90% | |
2. Легко учатся математике в 5 кл. | 67%+15% | 85%+5% | |
3. Знают к кому обратиться за помощью по предмету | 100% | 85%+10% | |
4. Обращаются за помощью к учителю | 61%+5% | 60%+5% | |
5. В 5 кл. повысились оценки по математике | 39% | 25%+40% | |
6. Получают оценку, которую хотят | 39% | 35%+20% | |
7. Чувствуют себя комфортно на уроке математики | 61%+10% | 80% | |
8. Нравится заниматься математикой на уроке | 83%+10% | 80% | |
9. Не успевают делать уроки | 10% | %+% | |
10.Делают дом. раб. сами в 5 кл. | 67%+20% | 80% | |
Коэффициент истинности: |
После проведения анкетирования было установлено соответствие годовых оценок начального звена и четвертных оценок среднего звена. В результате было установлено, что:
Русский язык | Математика | |||
5 «А» | 5 «Б» | 5 «А» | 5 «Б» | |
Нач. школа | ||||
5 класс |
Таким образом, по результатам исследования выяснилось:
- Предметная адаптация в 5 классах прошла успешно.
- Оценки по предметам начальной школы адекватны оценкам по соответствующим предметам в 5 классе.
- Большинство учащихся чувствуют себя на уроках комфортно и спокойно.
- Контакт с учителями – предметниками можно считать установленным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.
В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...
Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...
Доклад «Модели личностно ориентированных уроков»
Доклад для выступления по теме самообразования...
Доклад на ШМО «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Доклад на ШМО...
Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...
Доклад "Применение личностно – ориентированных технологий на уроках экономики"
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.Назначение личностно ориентированного подхода к образо...
доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"
Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять акту...