Доклад Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах
материал по теме

Агабабян Мариам Микаеловна

Тема доклада: «Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах – основа комфортности условий обучения».

 

Подготовила: Агабабян Мариам Микаеловна, учитель математики.

ФГОУ-СОШ № 21 МО РФ

Педагогический совет – 19 ноября 2010г.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Реализация личностно-ориентированного урока в 5-х классах – основа комфортности условий обучения

(материалы к педсовету 19.11.2010г.)

Слово «проблема» переводится с греческого, как «трудно разрешимая задача». Переведем понимание проблемы несколько в другую плоскость, а именно как определения несоответствия между желаемым и действительным состоянием образовательной системы. Поэтому, пользуясь понятийным и принятым в означенной системе логическим аппаратом, мы попытаемся вычленить самые, на наш взгляд, уязвимые места, моменты отсутствия необходимого взаимодействия во взаимодействии отдельных звеньев образовательной системы и пути устранения проблем в функционировании системы в целом. Сформулируем несколько общеизвестных приемов анализа проблем: диалектические – расчленение проблемы с помощью продвижения от простого к сложному и от общего к частному, а также четкого определения причинно-следственных связей. Благодаря такому подходу мы постараемся выстроить схему или построить своеобразное “дерево проблем”, что позволит в общем плане увидеть те слабые места, которые и являются камнем преткновения в функционировании образовательной системы. Итак, определим составляющие означенной проблемы, а потом перейдем к непосредственной расшифровке каждой: эффективному осуществлению образовательного процесса на наш взгляд препятствует недостаточно четко формулируемый социальный заказ в каждой, конкретной социально-экономической ситуации, существующей в обществе на данный момент; как производные, определяющие вышеприведенную составляющую, ими являются недостаточно четко сформулированные социальные заказы как самими родителями, так и педагогами, работающими в образовательных учреждениях. Расшифруем сказанное. Общество расплывчато определяет те критерии, согласно которым должно быть установлено то, чему и как необходимо воспитывать и обучать детей. Существовавшие до недавнего времени программы воспитания и обучения предполагали формирование всесторонне развитой личности, где учитывалось нравственное, трудовое, эстетическое образование каждого. При этом предписывалось как это делать, с помощью каких методов этого добиваться. Нынче в свете вновь сформированных приоритетов эти программы устарели, а в разнообразии новых так и не определены приоритетные, главенствующие. Поэтому и не существует того упорядоченного разнообразия в подходах к тому, как, каким образом вести образовательную деятельность в этом “океане” новых направлений в образовании. Но это относится уже больше к иному пласту, составляющей проблемы, а именно функционированию образовательных учреждений, подготавливающих педагогов и воспитателей. На данный момент прослеживается явная тенденция в содержании вариативных программ обучения и воспитания к освоению какого-то одного направления в ущерб другим (напр. либо эстетическое, либо физическое, либо нравственное воспитание). Также, например, сверху спускаются образовательные программы, ориентированные на акселератов, т.е детей значительно опережающих своих сверстников по своему развитию в то время, как уже в большинстве регионов совместными усилиями медиков и педагогов установлено, что не менее 90% детей, а то и 95% в среднем являются физически либо психически нездоровыми к моменту поступления в школу. Таким образом, эти программы ориентированы на весьма незначительное количество общей массы детей, т.к. большинство из них труднодоступно и трудноисполнимо для них. Многие программы плохо учитывают возрастные особенности развития ребенка дошкольника, школьника и неправильно ориентируют педагогов на простое натаскивание ребенка в ущерб его общему развитию и адаптационным возможностям при переходе из одного возрастного периода в другой. Педагоги, часто плохо себе представляющие возрастные особенности развития ребенка, с большим трудом, либо почти не могут сформулировать социальный заказ со своей стороны для правильного формирования личности в данной, конкретной социально-экономической ситуации, сложившейся в обществе. Часто приемы, применяемые при подготовке ребенка к школе, идут вразрез с применяемыми в школе, куда он приходит для дальнейшего обучения. В довершение родители, имеющие свои, подчас устаревшие представления о способах обучения, вносят свою “лепту” в дезорганизацию процесса подготовки ребенка к школе. Необходимо добавить и то, что родителей больше интересует насколько ухожен ребенок, насколько внешне благоустроено образовательное учреждение, где ребенок находится, и мало учитывается насколько успешно усваивает он необходимые для его возраста сведения, знания, насколько правильно разработана стратегия обучения, воспитания личности в конкретном учреждении существующей системы образования. В итоге намечается ряд противоречий, препятствующих гармоничному развитию личности ребенка и необходимой преемственности в его воспитании и обучении: – противоречия между педагогами по вопросам обучения и воспитания – отсутствие координации в подходе и взаимопонимании между педагогами, родителями о таком важном предмете, как детство, детское сообщество, понятие об особом психологическом микроклимате в детской жизни.

Краткая характеристика целей обучения

в 5-6 классах основной школы

Обеспечение преемственности и перспективности в решении этих задач — обязательное условие адаптации школьников к обучению в 5 классе.

Цели образования в 5-6 классах определяются, прежде всего, той ответственностью, которая возлагается на переходный (от начального к основному) период обучения. Ответственность связана с необходимостью обеспечить благополучную адаптацию школьника в 5-6 классах. С учетом развития качеств (самостоятельности, инициативности, умения рассчитывать собственные силы), которые формируются в начальной школе, приоритетной целью обучения является развитие учебной самостоятельности как ответственного, инициативного поведения, независимого от посторонних влияний, совершаемого без посторонней помощи, собственными силами. Это важно с двух позиций — поддержки усилий начальной школы, которая заложила основы контрольно-оценочной самостоятельности, сформировала желание и умения учиться, а также дальнейшего решения задач профильной старшей школы.

Другая важная задача основной школы связана с самоопределением и самореализацией подростков. При решении этой задачи основная школа должна особое внимание уделить обеспечению возможности формирования умения делать осознанный и ответственный выбор, основанный на адекватной самооценке школьника. В отличие от начальной школы, где вариативность образования задается для ребенка преимущественно извне (родители, школа, учитель имеют право выбора образовательной системы, учебника, приемов обучения), в подростковом возрасте возможно создать условия для реального выбора индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) самим учащимся, что будет служить предпосылкой для построения индивидуальных образовательных планов и программ самими учащимися в старшей профильной школе.

Успешность самореализации подростков тесно связано с общим стилем взаимоотношений в учебном коллективе. В этом плане очень важно, чтобы учитель создавал ситуации, позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь право на ошибку, на свое мнение, участвовать в совместной деятельности, работать в условиях альтернативы, выбора, создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения.

Для решения поставленных общих задач в основной школе администрация учебных заведений, педагоги в образовательном процессе должны реализовать ряд важных условий:

  1. Создать атмосферу доброжелательности, искренности, строить свои взаимоотношения с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению.
  2. Обеспечить постепенный переход от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Развиваются групповые формы организации урока. Напротив, удельный вес групповых работ. Качественно изменяется содержание этих работ и степень ответственности каждого члена группы за общий результат.
  3. Развивать рефлексивные умения учащихся — умения смотреть на себя «со стороны», «чужими глазами»; совершенствовать навыки самоконтроля и самооценки, постепенного приближения к объективной, адекватной самооценке. Использовать метод совместных (учитель-ученик; ученик — другие ученики) оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития.
  4. Предоставить учащимся возможность свободного выбора способов и источников информации, обучать умению работать с ними, использовать их для решения самостоятельно поставленных, личностно-значимых учебных задач.

За время обучения в 5-6 классе младшие подростки при благоприятных условиях обучения достигают следующих результатов:

  1. выполняют требования, которые предъявляются к уровню их обученности предметными программами;
  2. осознают необходимость обучения, понимают общественную значимость образования;
  3. овладевают умениями учиться 
  4. определять границы и дефициты своего знания, находить способы и пути преодоления своих трудностей, проблем; переносить способы действия из одной предметной области в другую; строить алгоритмы своих действий;
  5. владеют умственными операциями (сравнение, классификация, обобщение и др.), обладают возможностями решать достаточно большой круг предметных, социально-ориентированных и личностных задач;
  6. обладает достаточно широким социальным опытом, позволяющим ему ориентироваться в окружающем мире, взаимодействовать с ним, находить свое место в нем.

Результаты анкетирования по предметам

Целью анкеты являлось установление уровня общей адаптации пятиклассников по отношению к уровню адаптации к определенному предмету и новому учителю – предметнику. В структуре анкеты предлагались вопросы двух планов: общая адаптация и предметная адаптация. Вопросы 2, 5, 6, 9 и 12 ставили цель выяснить уровень общей адаптации учащихся, остальные вопросы были противопоставлены по критерию начальная – средняя школа. В результате исследования удалось установить:

1. Русский язык

5 «А» класс

Вопросы  - утверждения

ДА

НЕТ

Иногда

Мне было легко учиться по русскому языку в начальной школе

12

3

3

Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе

16

2

Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с русским языком

17

1

Я обращаюсь к учителю русского языка, если у меня есть проблема

12

5

1

Мне легко дается учеба в 5 классе

7

3

8

Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе

12

5

1

Мне свободно и легко на уроках русского языка в 5 классе

12

4

2

Я делаю домашнюю работу по русскому языку самостоятельно

11

4

3

В начальной школе я делал уроки  с родителями и учителем

4

12

2

Я не успеваю сделать всё по русскому языку до того, как нужно идти спать

2

16

Мне легко обучаться  русскому языку в 5 классе

12

2

4

Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку

10

7

1

Обычно я получаю ту оценку по русскому языку, которую хочу получить

10

8

В 5 классе мои оценки по русскому языку стали выше

9

8

1

Мне нравиться заниматься русским языком на уроке

14

2

2

5 «Б» класс

Вопросы  - утверждения

ДА

НЕТ

Примечания

Мне было легко учиться по русскому языку в начальной школе

18

1

1

Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе

14

6

Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с русским языком

15

5

Я обращаюсь к учителю русского языка, если у меня есть проблема

7

12

1

Мне легко дается учеба в 5 классе

13

6

1

Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе

18

1

1

Мне свободно и легко на уроках русского языка в 5 классе

10

7

3

Я делаю домашнюю работу по русскому языку самостоятельно

15

2

3

В начальной школе я делал уроки  с родителями и учителем

6

10

2

Я не успеваю сделать всё по русскому языку до того, как нужно идти спать

4

15

1

Мне легко обучаться  русскому языку в 5 классе

13

5

2

Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку

14

4

2

Обычно я получаю ту оценку по русскому языку, которую хочу получить

5

12

3

В 5 классе мои оценки по русскому языку стали выше

6

9

5

Мне нравиться заниматься русским языком на уроке

15

5

Анализ анкеты

5 «А»

5 «Б»

Общая адаптация

1. Легко ориентируются в расписании

88%

70%

2. Легко дается учеба в 5 классе

38% + 44%

65%+5%

3. Свободнее чувствовали себя в начальной школе

66% +5%

90%+5%

4. Делали уроки с родителями и учителями

22%+12%

30%+20%

5. Всегда знают, что задано по предмету

55%+5%

70%+10%

Предметная адаптация

1. Легко учились р.я. в нач. шк.

66%+16%

90%+5%

2. Легко учатся р.я. в 5 кл.

66%+25%

65%+10%

3. Знают к кому обратиться за помощью по предмету

94%

75%+5%

4. Обращаются за помощью к учителю

66%+5%

35%+5%

5. В 5 кл. повысились оценки по р.я.

50%_5%

30%+25%

6. Получают оценку, которую хотят

55%

25%+15%

7. Чувствуют себя комфортно на уроке р.я.

66%+10%

50%+15%

8. Нравится заниматься р.я. на уроке

78%+11%

75%

9. Не успевают делать уроки

11%

20%+5%

10.Делают дом. раб. сами в 5 кл.

61%+16%

75%+15%

Коэффициент истинности:

89

75

2. Математика

5 «А» класс

Вопросы  - утверждения

ДА

НЕТ

Иногда

Мне было легко учиться по математике в начальной школе

14

1

3

Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе

15

3

Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с математикой

18

Я обращаюсь к учителю математики, если у меня есть проблема

11

7

1

Мне легко дается учеба в 5 классе

10

6

2

Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе

12

5

1

Мне свободно и легко на уроках математики в 5 классе

11

5

2

Я делаю домашнюю работу по математике самостоятельно

12

2

4

В начальной школе я делал уроки  с родителями и учителем

1

16

1

Я не успеваю сделать всё по математике до того, как нужно идти спать

2

16

Мне легко обучаться  математике в 5 классе

12

3

3

Я всегда знаю, что нам задали по русскому языку

11

7

Обычно я получаю ту оценку по математике, которую хочу получить

7

11

В 5 классе мои оценки по математике стали выше

7

11

Мне нравиться заниматься математикой на уроке

15

1

2

5 «Б» класс

Вопросы  - утверждения

ДА

НЕТ

Иногда

Мне было легко учиться по математике в начальной школе

18

1

1

Мне легко ориентироваться в расписании уроков в 5 классе

16

5

Я знаю к кому обратиться, если у меня возникли проблемы с математикой

15

3

2

Я обращаюсь к учителю математики, если у меня есть проблема

12

7

1

Мне легко дается учеба в 5 классе

9

5

6

Мне было свободнее и комфортнее в начальной школе

16

3

1

Мне свободно и легко на уроках математики в 5 классе

16

3

1

Я делаю домашнюю работу по математике самостоятельно

18

1

1

В начальной школе я делал уроки  с родителями и учителем

4

14

2

Я не успеваю сделать всё по математике до того, как нужно идти спать

3

17

Мне легко обучаться  математике в 5 классе

17

2

1

Я всегда знаю, что нам задали по математике

15

5

Обычно я получаю ту оценку по математике, которую хочу получить

7

9

4

В 5 классе мои оценки по математике стали выше

5

7

8

Мне нравиться заниматься математикой на уроке

17

3

Анализ анкеты

5 «А»

5 «Б»

Общая адаптация

1. Легко ориентируются в расписании

83%

90%

2. Легко дается учеба в 5 классе

55% +10 %

45%+30%

3. Свободнее чувствовали себя в начальной школе

67% +6%

80%

4. Делали уроки с родителями и учителями

5%+5%

20%+10%

5. Всегда знают, что задано по предмету

61%+5%

70%+%

Предметная адаптация

1. Легко учились математике в нач. шк.

78%+15%

90%

2. Легко учатся математике в 5 кл.

67%+15%

85%+5%

3. Знают к кому обратиться за помощью по предмету

100%

85%+10%

4. Обращаются за помощью к учителю

61%+5%

60%+5%

5. В 5 кл. повысились оценки по математике

39%

25%+40%

6. Получают оценку, которую хотят

39%

35%+20%

7. Чувствуют себя комфортно на уроке математики

61%+10%

80%

8. Нравится заниматься математикой на уроке

83%+10%

80%

9. Не успевают делать уроки

10%

%+%

10.Делают дом. раб. сами в 5 кл.

67%+20%

80%

Коэффициент истинности:

После проведения анкетирования было установлено соответствие годовых оценок начального звена и четвертных оценок среднего звена. В результате было установлено, что:

Русский язык

Математика

5 «А»

5 «Б»

5 «А»

5 «Б»

Нач. школа

5 класс

Таким образом, по результатам исследования выяснилось:

  1. Предметная адаптация в 5 классах  прошла успешно.
  2. Оценки по предметам  начальной школы адекватны оценкам по соответствующим предметам в 5 классе.
  3. Большинство учащихся чувствуют себя на уроках комфортно и спокойно.
  4. Контакт с учителями – предметниками можно считать установленным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий

В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"...

Доклад «Модели личностно ориентированных уроков»

Доклад для выступления по теме самообразования...

Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...

Доклад "Применение личностно – ориентированных технологий на уроках экономики"

Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.Назначение личностно ориентированного подхода к образо...

доклад "Демонстрационный эксперимент как условие для реализации личностно ориентированного подхода на уроке биология"

Одним из важнейших показателей умственного развития обучающихся является наличие у них пространственных представлений. Сформированные пространственные представления помогают мысленно осуществлять акту...