Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий
статья по алгебре по теме
В статье рассказывается об олыте работы по теме самообразования: "Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование информационно-коммуникативных технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_i.yu_._statya.rar | 579.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация личностно - ориентированного обучения
на уроках математики через использование
информационно-коммуникативных технологий
Воробьева Ирина Юрьевна
учитель математики
КГУ «Экономический лицей»
г.Семей
ул. Кутжанова 36, кв.73
irozka64@mail.ru
Без сомнения,
все наше знание начинается с опыта.
(И. Кант, немецкий философ, 1724-1804 гг.).
Тема самообразования, над которой я работаю два года, - «Реализация личностно - ориентированного обучения на уроках математики через использование ИКТ». Эта тема была выбрана мной неслучайно. Одной из ведущих потребностей, в том числе личности ребенка, является потребность в самореализации. Она выступает внутренним стимулом человеческой деятельности. Создание условий для развития личности, способной к самореализации – основная задача современной школы. Личностно-ориентированный подход в обучении является наиболее эффективным в создании необходимых условий для полноценного развития личности. Так как в его основе заложены гуманистические идеи , сотрудничества, диалога, индивидуализация полноценного развития личности. Введение личностно-ориентированного обучения в учебный процесс подразумевает индивидуальную деятельность учителя по проектированию учебной деятельности и ее практической организации на уроках математики с учетом личностных возможностей учащихся. Использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учителям реализовать свои педагогические идеи, представить их вниманию коллег и получить оперативный отклик, а учащимся даёт возможность самостоятельно выбирать образовательную траекторию – последовательность и темп изучения тем, систему тренировочных заданий и задач, способы контроля знаний. Так реализуется важнейшее требование современного образования – выработка у субъектов образовательного процесса индивидуального стиля деятельности, культуры самоопределения, происходит их личностное развитие.
Основная задача современного образования не столько давать ученику знания, сколько научить получать эти знания. XXI век – век высоких компьютерных технологий. Компьютер уже давно и прочно вошел в нашу жизнь. Наступило время, когда без него нельзя представить себе и общеобразовательную школу. Быстрое развитие компьютерных технологий и мультимедийных средств заставляет учителей, использовать все это многообразие на уроках. Информационные технологии открывают доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы учеников, дают большие возможности для творчества учащихся и педагога, позволяют реализовывать новые формы и методы обучения. При организации учебного процесса информационные технологии становятся средством активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими более высоких образовательных результатов. При этом одновременно ставится цель устранения перегрузок учащихся. Реализация всех этих задач возможна только при активном внедрении современных образовательных технологий, в том числе информационных.
Под термином "информационные технологии" понимаются процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств. Информационные технологии характеризуются средой, в которой осуществляются, и компонентами, которые они содержат:
- техническая среда (вид используемой техники для решения основных задач);
- программная среда (набор программных средств);
- предметная среда (содержание конкретной предметной области науки, техники, знания);
методическая среда (инструкции, порядок пользования, оценка эффективности и др.).
Информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому с помощью компьютера.
Что же нужно, чтобы урок прошел с использованием ИКТ?
Во-первых, оборудование, как минимум один компьютер, в идеале – автоматизированное рабочее место преподавателя, несколько рабочих мест ученика, видеопроектор, интерактивная доска.
Во-вторых, учитель, который владеет навыками работы на компьютере, знаком с правилами работы с мультимедийным проектором, интерактивной доской.
В-третьих, компакт-диски с цифровыми образовательными продуктами. Как показывает опыт, уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а наоборот, делают общение ученика с учителем более содержательным, индивидуальным и деятельным. Использование ЭВМ на уроках математики экономит время, повышает мотивацию учащихся и эффективность учебно-познавательного процесса. Учитель – основное действующее лицо на уроке. Поэтому компьютер и мультимедийные средства надо рассматривать как инструмент обучения. Помощь от этого инструмента существенна.
Сравнение параметров урока
Опираясь на исследования ученых, можно выделить три основных формы использования компьютерных программ:
- уроки с компьютерной поддержкой;
- самостоятельная работа учащихся с программой;
- дистанционное обучение (взаимодействие учителя и ученика через компьютерные сети).
На уроках с использованием ИКТ, также как и на других уроках, учителю приходится решать следующие задачи:
- дидактическая (подготовка учебного материала урока, подбор компьютерной программы);
- методическая (определить методы использования ИКТ в преподавании темы, анализ результатов урока, постановка следующей учебной цели);
- организационная (организовать работу, избегая перегрузки учащихся и нерациональной траты времени);
- учебная (выработать и закрепить у учащихся знания по рассматриваемой теме, умения и навыки работы с предложенной программой).
Исходя из вышеперечисленных задач, можно сказать, что методика подготовки уроков с использованием компьютерных программ включает в себя следующие этапы:
- постановка задачи учителем (анализ данных по конкретному классу, определение методов и форм работы с классом в целом и отдельными учениками);
- самостоятельная работа учителя по разработке компьютерной программы или использованию готового цифрового образовательного ресурса;
- использование подготовленной программы на различных этапах урока;
- проведение тестового контроля (тематического, промежуточного, по итогам урока) с помощью тестовой оболочки;
- внедрение программы для самостоятельной работы учащихся во внеурочное время;
- анализ урока с целью корректировки содержания следующего урока в этом классе, например, определить, что было не усвоено, и вернуться к этому позднее.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы (отсутствие письменных заданий), проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
При условии систематического использования электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения детей с разноуровневой подготовкой.
Для подготовки и проведения уроков алгебры, геометрии, математики возможны следующие методы по использованию цифрового образовательного ресурса на уроке.
Изучение нового материала
1. Фронтальная работа с классом
Учитель объясняет материал, используя интерактивную доску или мультимедийную презентацию для демонстрации графиков, иллюстраций, алгоритмов. Такие презентации незаменимы на уроках геометрии особенно при решении стереометрических задачах, можно любую геометрическую фигуру с помощью интерактивной доски повернуть, выполнить дополнительные построения, задать ее в объеме, сделать чертеж на плоскости, показать решение задачи на построение. В алгебре при объяснении темы «Графики функции» можно наглядно показать движение графиков по оси абсцисс и оси ординат. В младших классах с помощью анимаций можно наглядно смоделировать ситуацию, описанную в задаче и т.д.
2. Самостоятельная работа учащихся с электронным изданием. Ученик получает от учителя:
1) план изучения нового материала;
2) промежуточные контрольные вопросы;
3) шаблон изучения темы для заполнения.
Ученик самостоятельно работает с электронным изданием.
Отработка учебных навыков по теме
1. Фронтальный опрос. Учитель использует проектор с презентацией учебных материалов без звукового сопровождения, ученики их озвучивают.
2. Самостоятельная работа учащихся с математическими тренажерами и обучающими программами по алгебре, геометрии, математике. Обучающие программы обеспечивают восприятие материала каждым учеником, так как каждый в своем темпе (что немаловажно), самостоятельно продвигается по учебному материалу. Не усвоив текущего материала, не перейдешь к следующему – компьютер не позволит. Учитель имеет возможность скорректировать работу ученика, помочь более слабым учащимся. Действия ученика при этом следующие:
1) самостоятельно или в паре решает задачу на компьютере;
2) повторяет решение, отключив подсказки;
3) решает аналогичную задачу в тетради и проверяет решение, вызвав «шпаргалку» на компьютере;
4) решает аналогичную задачу, предложенную учителем на оценку, или составляет сам аналогичную задачу и решет ее на оценку.
3. Занятия практикумы
1) ученики получают задания или вопросы по изучаемой теме, сформированные в виде 3-х блоков (по 4-5 вопроса в каждом) с разным уровнем сложности (на оценку «3», «4», «5»);
2) ученики выбирают уровень сложности и 30 минут готовятся по данным задачам, могут использовать электронные средства как помощь, при этом можно объединить в пары, группы для совместного решения;
3) в оставшееся время учитель выборочно дает каждому ученику 1-2 задания на выбранную оценку;
4) ученик предоставляет решение и получает оценку.
4. Лабораторные работы
Учащиеся с помощью специальных компьютерных программ могут выполнять различные построения, чертежи.
Так, в 8 классе я провожу лабораторную работу по геометрии «Вписанная и описанная окружности», в 10 классе «Построение графиков тригонометрических функций с помощью преобразований» .
Самостоятельная работа учащихся
1. Работа с цифровыми образовательными ресурсами по устранению пробелов в знаниях (после пропуска уроков по болезни). В данном случае от учителя требуется составление плана работы ученика с электронным ресурсом и обычным учебником.
2. Самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке к контролирующим мероприятиям с использованием цифровых образовательных ресурсов.
3. Подготовка учащимися проектов.
Контроль знаний
Контроль знаний с использованием компьютерных тестов (компьютер выдает % выполнения задания, ошибки, оценки). Я в своей работе пользуюсь бесплатными программами из сети Интернет. Например, программа тренажер «Действия с обыкновенными дробями» (автор С.А. Ермолин), позволяет за короткое время объективно проверить знания учащихся по данной теме. Программа проста в эксплуатации, после каждого пройденного задания по этой программе учащиеся получают оценки. В 10 классе для контроля ЗУН я использую тренажер "Тригонометрия. Устные упражнения", который тоже позволяет быстро осуществить контроль по данной теме. При подготовке к ВОУД по геометрии в 9 классе я использовала презентацию-тренажер «Решение задач на готовых чертежах». Цель этой презентации повторение, систематизация и обобщение учебного материала по геометрии за 7-8 классы.Можно использовать программу «Конструктор тестов», которая позволяет учителю самому составить разноуровневые тесты по любой теме с использованием рисунков, графиков, схем. При проведении уроков использую обучающие программы, а также программное обеспечение для интерактивной доски SMARTBORD, материалы, размещенные на сайте педагогического журнала «Коллеги» тестами на образовательном сайте http://www.testent.ru , http://uztest.ru/exam?idexam=25, /www.ege.edu.ru, www.fipi.ru. На различных сайтах в интернете есть возможность пройти тестирование по различным образовательным модулям, на разных уровнях изучения.
Исходя из вышесказанного, можно сформулировать ожидаемые результаты обучения при использовании компьютера на уроках математики:
- развитие межпредметных связей математики и информатики;
- формирование компьютерной грамотности;
- развитие самостоятельной работы учащихся на уроке;
- формирование информационной культуры, творческого стиля деятельности учащихся;
- подготовка учащихся к использованию информационных технологий и других информационных структур в образовании.
- реализация индивидуального, личностно-ориентированного подхода.
Эффективность урока во многом зависит от безопасности и оптимальности режимов применения технических средств обучения. Поэтому нужно помнить о длительности работы с техническими средствами. Урок может проводиться в компьютерном классе, или в кабинете, оборудованном интерактивной доской ( при непрерывной работе за компьютером или с интерактивной доской) для учащихся 8-9-х классов - 25минут, 10-11-х классов – 30 минут.
При подготовке к урокам, я всегда в первую очередь рассматриваю целесообразность использования ИКТ на данном этапе. Мною замечено, что учащиеся проявляют большой интерес к теме, когда я использую на уроке средства ИКТ. Даже самые пассивные включаются в работу. Практика использования информационных технологий подтверждает теоретические предположения, что ИКТ способствуют:
- развитию аналитических способностей (анализ информационных моделей, сравнение, обобщение);
- развитию психических функций (логическое мышление, память, внимание, воображение, восприятие);
- формированию коммуникативных навыков;
- развитию умения строить информационные модели изучаемых процессов;
- развитию умения предвидеть последствия принимаемых решений и делать правильные выводы;
- готовности к самостоятельной работе.
С использованием информационных технологий обучения повышается интерес у ребят к математике, обеспечивается объективность в оценке знаний учащихся, снижается трудоемкость процесса составления контрольных и экзаменационных работ. Использование информационных технологий на уроке способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной математики. Кроме того, компьютер готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.
Но, как отмечает Крейг Барретт: "Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!", и, наверное, с этим мы согласимся. Только соединение информационных технологий и инновационных педагогических методик способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся, что является одним из основных принципов государственной политики в области образования.
Литература
1. Жанпеисова, М.М. Модульная технология как средство развития ученика./ Жанпеисова М.М//.-Алматы,2001.
2 Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие//М.:Народное образование,199821.
Интернет ресурсы
1. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе О.А. Полякова, канд. техн. наук, доцент ПГТУ, заместитель директора Фонда "Институт интеллектуальных технологий” http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-3
2. Использование информационно-коммуникационных технологий при изучении алгебры и начал анализа http://www.slideshare.net/ivan-gav9/ss-7794466
3. Математика/ Приложение к газете 1 сентября www.1september.ru.
4. Образовательный сайт Казахстана «ТестЕНТ» http://www.testent.ru
5. Официальный информационный портал ЕГЭ http://www.ege.edu.ru/
6. Применение информационных технологий для повышения эффективности обучения математике. http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-3
7. Преподавание математики с использованием ИКТ http://aleshko.ucoz.kz/publ/2-1-0-3
8. «Школа» Казахстанский интернет-портал http://teacher-almaty.clan.su/gb/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.
Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...
Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии и литературы.
В данной работе затрагиваются проблемы личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов.Представлено выступление по данной проблеме. К выступлению прилагаются планы конспекты уроков пров...
2."Возможности реализации личностно-ориентированного обучения с помощью средств ИКТ"
Презентация к докладу...
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРАЦИЮ ПРЕДМЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ, ХИМИИ И ЛИТЕРАТУРЫ)
Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребе...
Персонализированное обучение как один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения
Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника. Школе необходимо сформировать личность свободную и толерантную, ответственную и ...
Применение социальных технологий при реализации личностно-ориентированного обучения
В докладе представлены примеры применения социальных технологий при реализации личностно-ориентированного обучения на основе опыта работы....