Доклад "Применение личностно – ориентированных технологий на уроках экономики"
статья по экономике на тему
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.
Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных изначально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_lichnostno_orientirovannyh_tehnologiy_na_urokah_ekonomiki.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
Тема: «Применение личностно – ориентированных технологий на уроках экономики.»
Выполнила: Клюева Ирина Станиславовна
учитель экономики МБОУ
школа № 7 с углубленным
изучением отдельных
предметов
Дзержинск 2017
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.
Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных изначально.
Применение технологий личностно-ориентированного обучения на уроках экономики.
Личностно- ориентированное образование есть системное построение взаимосвязи учения, обучения, развития. Содержание личностно - ориентированного образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме, в этих целях разрабатываются индивидуальные программы обучения, которые моделируют исследовательское мышление.
Личностно ориентированный подход к образованию предполагает осознанную ориентацию на личность учащегося, процесс взаимодействия учителя и ученика.
Назначение личностно ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала, помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству, что предполагает вовлечённость в этот процесс самого ребёнка. Речь идёт о помощи ребёнку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных изначально.
Цель – создание необходимых условий, содействующих развитию мотивации личности школьника к изучению экономики, на основе раскрытия их индивидуального потенциала.
Основные задачи:
- Инициирование развития субъектного опыта ученика.
- Раскрытие субъектных ценностей учащихся и их использование в качестве мотивационных механизмов.
- Содействие реализации личностной познавательной траектории обучаемых в процессе изучения экономики.
Выделяют психолого-дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность урока.
1) Формирование и стимулирование субъектной позиции учащегося:
-уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов ученика;
-создание ситуации выбора;
-организация индивидуальной деятельности по осмыслению проработке заданного материала;
-стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения задания.
2) Создание условий для проведения и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащегося:
-опора на личностный опыт учеников;
-активное принятие оригинальности, своеобразия, предложений и мнений учеников, их выводов и оценок;
-применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид, действия с учебным материалом;
-создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности, интересы;
-формирование внимательного, позитивного отношения к мнению других.
3) Ориентация на формирование учебной деятельности учащегося (а не передачу учебной информации):
-развитие мотивационной сферы учащегося;
-создание условий для освоения учащихся компонентов учебной деятельности, учебной задачи, учебных действий, самоконтроля и самооценки;
-повышение степени самостоятельности в учебной деятельности школьников;
-поощрение проявлений учениками инициативы и активности в образовательном процессе.
4) Знание и учёт психо - физиологических особенностей учащихся:
-использование приёмов внешней и внутренней дифференциации;
-выбор методических приёмов, типа, вида урока в соответствии с возрастными особенностями учащихся;
-использование тренировочных и проблемных заданий различной трудности;
-обеспечение дозированности помощи взрослого ученикам.
5) Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения:
-ориентация учащихся на усвоение процесса обучения, а не стремлением к заданным извне результатам;
-обучение целеполагания (приёмам, последовательности, классификации)
-создание ситуации успеха;
- помощь в осознании мотивов собственных действий, поведения.
6) Организация развивающего пространства; ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей:
-постановка и организация разрешения проблемных ситуаций;
-поощрение творческой активности учащихся;
-ориентация на развитие интеллектуальных умений, а не только на запоминание учебной информации;
-использование сюжетно-ролевых игр, элементов, тренинга, анализ ситуации;
-разнообразие методов и приёмов деятельности;
-повышение доли учебных заданий творческого характера.
7) Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе;
-создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
-формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям;
-формирование стремления к достижению успеха, а не к избеганию неудач;
-создание ситуаций вовлечённости учеников в общественно полезную деятельность, их причастность к процессам и явлениям.
8) Организация равноправного партнёрского общения в ходе учебного взаимодействия:
-приоритет диалогических форм учебной деятельности;
-организация сотрудничества учителя и учеников;
-организация сотрудничества учеников между собой;
-оптимальное соотношение фронтальных и индивидуальных форм организации учебной деятельности;
-доброжелательность в общение.
9) Создание атмосферы взаимной заинтересованности в работе друг друга:
-акцентирование важности участия и мнения каждого в деятельности группы;
-подробные инструкции к выполнению домашних и самостоятельных работ с целью обеспечения их успешности.
10) Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:
-обучение учеников рефлексии, самооценке действий, усилий, результатов;
-открытость и не закомплексованность как учителя, так и учеников;
-заинтересованность учителя на предложения, пожелания и замечания учеников.
11) Личностно ориентированная позиция педагога:
-установка на ученика как на субъект, личность, индивидуальность;
-признание самобытности и уникальности каждого ученика;
-безоценочная позиция;
-доверительная позиция;
-умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей
Типы уроков, способствующие реализации данного подхода:
- Открытие нового знания
- Урок совершенствования знаний
- Контроль знаний
- Урок обобщения знаний
Для овладения вышеперечисленным содержанием необходимо использовать разнообразные технологии. Выделю некоторые типы:
-На формирование знания изучаемого материала:
- Вставить пропущенные слова в формулировке определения, правила, алгоритма, приёма.
- Среди предложенных формулировок выбрать правильную
- Определить, истинно или ложно данное утверждение
- Найти в тексте ключевые слова-ориентиры.
- Составить вопросы к тексту, к чертежу, к схеме
- Найти дополнительный материал по теме в дополнительной литературе
-На формирование понимания изученного материала:
- Привести примеры и контрпримеры к данному высказыванию
- Прокомментировать выполнение какого-либо задания
- Прочитать словами схему, рисунок и т. д.
- Описать основную идею выполнения задания
- Выяснить связь задания с темой или с другими заданиями
- Подвести итог выполненной работы
-На формирование умений и навыков:
- Выполнить практическую работу
- Выполнить действия по образцу, правилу, алгоритму и т. д.
- Решить типовую задачу, используя известный план
- Найти и исправить ошибки при решении задачи
- Дать оценку результатам решения задачи
- Выделить из процесса решения задачи полезные для себя новые знания
-На развитие творчества:
- Придумать и сделать иллюстрацию(модель) понятия, правила
- Выполнить практическую работу исследовательского характера
- Придумать стихотворение, сказку, ребус, кроссворд
- Решить задачу в изменённом виде (с недостающими или с избыточными) данными
- Составить собственные задачи
- Составить сообщение на семинар, конференцию
Важным является ещё один фактор – оценка знаний. Здесь оцениваются не только итоговые знания, но и усилия ученика. Такое положение особенно важно для осуществления эмоциональной поддержки подростков с низким уровнем интеллектуального развития и стимулирования более продуктивной учебной деятельности учеников с высоким уровнем интеллектуальных способностей.
Создание ситуации успеха
Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому педагогически оправдано создание для школьника ситуации успеха. Это можно сделать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами.
Назначение | Речевые обороты |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. | “Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться”. “Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили”. |
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. | “У вас обязательно получиться.” “Я даже не сомневаюсь в успешном результате”. |
Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. | “Возможно, лучше всего начать с…” “Выполняя работу, не забудьте о ….” |
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. | “Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…” |
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. | “Только ты и мог бы ….” “Только тебе я и могу доверить…” “Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…” |
Побуждает к выполнению конкретных действий. | “Нам уже не терпится начать работу…” “Так хочется поскорее увидеть…” |
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. | “Тебе особенно удалось то объяснение”. “Больше всего мне в твоей работе понравилось…” “Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы”. |
Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно - ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности.
Из технологий личностно-ориентированного обучения я выбрала “обучение в сотрудничестве”
Класс делю на группы разноуровневые или одноуровневые, это зависит от характера предстоящей работы, так чтобы в каждой группе был ученик-координатор, способный помочь, поправить и направить работу.
Для усвоения нового материала возможны два варианта организации работы. После вступительного объяснения:
1 вариант. Каждой группе предлагается одна (своя) проблема или одна серия вопросов, на которые должна ответить эта группа. Разбираются каждый с конкретным вопросом своей темы, затем идет общее обсуждение каждого вопроса так, чтобы любой ученик группы мог понять весь материал. Во время обсуждения учителю можно задавать любые вопросы. Когда команда готова, спрашивается любой ученик этой группы.
2 вариант. Учащимся предлагаются одинаковые задания по изучаемому материалу для всех групп. Каждый ученик в группе выполняет свое задание, но кроме консультации с учителем может осуществлять консультации с “экспертами” по этому вопросу из других команд. А затем общее обсуждение всех вопросов в своей команде. Проверка по усмотрению.
После завершения работы всеми группами организуется либо общее обсуждение работы (если задание было одинаковым для всех), либо рассмотрение заданий каждой группы, если задания разные.
Когда учитель убеждается, что материал усвоен всеми учащимися, дается проверочная работа или тест. Такую работу ученики выполняют индивидуально. При этом учитель дифференцирует сложность заданий слабым и сильным. Оценки за индивидуальную работу суммируются, и объявляется общая для группы. Таким образом, и сильный, и слабый могут принести группе одинаковые оценки и баллы.
Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс к повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и слабых, появляется уверенность в своих силах. Они уже не чувствуют страха перед новыми задачами. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учебе.
В своей педагогической практике я использую различные формы и виды дифференцированного обучения:
1. Разноуровневые карточки
Каждая карточка содержит задания базового уровня, более сложные задания и задания, требующие творческого подхода.
При получении такой карточки каждый ученик определяет для себя уровень.
2. Тесты: тематические, итоговые
Задания в тестах подбираются по степени сложности - от легких к более сложным. При работе с тестами ученики выполняют различные виды заданий: выбрать только ответы или кратко решить, чтобы видеть ход мыслей, рассуждений ребенка.
3. Самостоятельные и контрольные работы содержат задания, как обязательного уровня, так и задания повышенного уровня сложности. При проведении контрольных работ использую несколько вариантов; для сильных учеников более сложные задания, что исключает списывание и дает индивидуальный подход к каждому ученику.
4. Работа по учебнику также имеет дифференцированный подход. Задания разбиты по уровню сложности. В своей работе практикую консультации для детей, которые пропустили занятия, в целях устранения пробелов в знаниях.
5. При изучении новой темы выделяю четыре этапа: изучение, усвоение, закрепление и углубление. В результате их прохождения должна быть усвоена тема. Первый этап обращен одинаково ко всем учащимся. На следующих этапах проявляется дифференциация.
В этой работе детям очень помогают компьютерные технологии. Они учатся работать с информацией, эффективно её использовать.
Методы и формы, применяемые при дифференцированном обучении
Методы и формы обучения | Учащиеся с низкой успешностью обучения | Учащиеся со средней успешностью обучения | Учащиеся с высокой успешностью обучения |
1.Самостоятельные работы с внепрограммным, дополнительным материалом | Экспресс- информация, сообщение | Реферат | Доклады |
2.Самостоятельные работы с учебником | Репродуктивные | Познавательно- творческие | Творческие |
3.Групповая работа | Участник группы | Руководитель группы | |
4.Деловые игры | Участники игры | Исполнитель ролевой ситуации | Ведущие игры |
5.Внеклассные учебные занятия | Дополнительные занятия, консультации | Факультативы | |
6.Работа временных групп во внеурочное время | Группы по ликвидации пробелов | Группы для подготовки к олимпиадам | |
7.Программированный контроль | Ответы типа «правильно»- «неправильно» | Из 5 ответов- один правильный | Из 10 ответов — несколько правильных |
8.Работа в парах (консультанты) | Консультируемый | Консультант |
Таким образом, учащиеся строят «свою» экономику, поэтому экономические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а, по сути.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговый проект применение личностно-ориентированной технологии на уроках изо в 6 классе
Ведущей педагогической идеей моей работы можно назвать идею личностно-ориентированного подхода Цель данного обучения: максимально выявить, инициировать, использовать, «окультурить» индивидуальный (суб...
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии
Применение личностно-ориентированных технологий на уроках технологии...
Проект "Использование личностно - ориентированных технологий на уроках английского языка. Развитие критического мышления у учащихся среднего звена через письмо и чтение".
Преподавание любого предмета в общеобразовательной школе сегодня имеет целью формирование таких ключевых компетентностей, как способности определять для себя границы ситуации, ставить свою задачу и ор...
Личностно-ориентированные технологии на уроках английского языка
Выступление на заседании кафедры ШМО Иностранные языки. Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения....
Личностно-ориентированная технология на уроках математики. Урок математики в 5 классе по теме «Решение задач с помощью уравнений»
Личностно-ориентированный подход создает особые отношения между школьниками, между учителем и учеником. Совместное проектирование деятельности (учебной, познавательной) – процесс, соединяющий норматив...
статья "Личностно-ориентированные технологии на уроках технологии в школе"
Каждый предмет, изучаемый в школе важен и нужен. Не исключение и предмет – технология. В современное время, когда у молодежи новые интересы и принципы, важно со школьной скамьи прив...
Доклад на тему: «Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики.»
Использование технологий личностно-ориентированных технологий на уроках математики....