Программа по черчению 8-9 классы
календарно-тематическое планирование (9 класс) на тему
Тематическое планирование учебного материала по программе
«ЧЕРЧЕНИЕ. 8 КЛАСС»
Количество часов: всего 34 часа; в неделю _1 час; в год 34 часа.
(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - на листах в клетку)
«ЧЕРЧЕНИЕ. 9 КЛАСС»
Количество часов: всего 34 часа; в неделю _1 час; в год 34 часа.
(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4,практические - на листах в клетку)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 165 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федеральной программы по черчению для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования РФ (авт. А.Д.Ботвинников, И.С.Вышнепольский).
Тематическое планирование учебного материала по программе
«ЧЕРЧЕНИЕ. 8 КЛАСС»
Количество часов: всего 34 часа; в неделю _1 час; в год 34 часа.
(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4, упражнения - на листах в клетку)
№№ уроков | Тема урока | Графическая и практическая деятельность учащихся | Разделы учебника | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Предмет «Черчение». Цели и задачи. Инструменты и принадлежности. | Ответы на вопросы, разгадывание кроссворда | Введение, §1 | ||
2 | Рациональные приемы работы чертежными инструментами. | Практическая работа по построению геометрического орнамента | §1 | ||
3 | Понятие о стандартах. Формат. Рамка. Основная надпись. | Подготовка формата - рамка, графы основной надписи | §2 пп.2.1, 2.2 | ||
4 | Линии чертежа. | Практическая работа по вычерчиванию копий представленных изображений. | §2 п.2.3 | ||
5 | Шрифты чертежные. Цифры и знаки | Написание букв и цифр чертежным шрифтом по сетке. | §2 п.2.4 | ||
6 | Шрифты чертежные. Цифры и знаки. | Написание букв и цифр чертежным шрифтом на бумаге в клетку. Заполнение основной надписи. | §2 п.2.4 | ||
7 | Графическая работа № 1. Линии чертежа. | На формате А4 оформленном рамкой и штампом вычертить разными типами группы линий. Заполнить графы основной надписи чертежным шрифтом. | |||
8 | Масштабы. | Вычерчивание геометрических фигур в разных масштабах. | §2 п.2.6 | ||
9 | Правила нанесения размеров на чертеже. | Упражнения на нанесение размеров. | §2 п.2.5 | ||
10 | Правила нанесения размеров на чертеже. | Практическая работа на нанесение размеров на деталях различной конфигурации. | §2 п.2.5 | ||
11 | Симметрия. | Написать буквы, обладающие осевой симметрией. Построить точку, окружность, треугольник симметричные заданным. | |||
12 | Графическая работа Ж° 2. Чертеж плоской детали. | Выполнение чертежа плоской детали по половинке изображения в масштабе и с нанесением размеров. | |||
13 | Геометрические построения. Деление отрезков и углов на равные части. | Выполнение упражнений на деление отрезков и углов на равные части. Вычерчивание деталей, требующих таких построений. | §15 п.15.1 | ||
14 | Геометрические построения Деление окружностей на равные части. | Выполнение упражнений на деление окружностей на равные части. Построение правильных вписанных в окружности многоугольников. | §15 п. 15.2 | ||
15 | Сопряжение. | Выполнение чертежей деталей с применением сопряжений. | §15 п. 15.3 | ||
16 | Графическая работа № 3. Геометрические построения. | Выполнение чертежа детали с использованием геометрических построений по индивидуальным карточкам-заданиям. | |||
17 | Методы проецирования. Проецирование на одну плоскость. | Сравнение различных способов изображения. Построение одной проекции по наглядному изображению. | §3,4 п. 4.1 | ||
18 | Проецирование на несколько плвскостей. Расположение видов на чертеже. | Решение задач на определение вида и элементов проецирования. | §4 п. 4.2, §5 | ||
19 | Практические работы по вычерчиванию деталей с натуры. | Составление чертежа детали с натуры в трех видах с сохранением линий взаимосвязи. | |||
20 | Практические работы по вычерчиванию деталей по аксонометрии. | Составление чертежа детали по аксонометрии в трех видах с сохранением линий взаимосвязи. | |||
21 | Практические работы по вычерчиванию и определению видов деталей с натуры и по аксонометрии. | Решение задач на дочерчивание проекций, сравнение изображений, проведение отсутствующих на чертеже линий. | |||
22 | Графическая работа № 4. Комплексный чертеж детали. | По наглядному изображению выполнить три вида детали по индивидуальным карточкам-заданиям. Нанести размеры. Масштаб выбрать самостоятельно | |||
23 | Аксонометрические проекции. | Сравнение двух аксонометрических проекций на примере предметов плоскогранной формы | §6,7 пп. 7.1, 7.3 | ||
24 | Аксонометрия плоских фигур. | Построение аксонометрических проекций плоских фигур | § 7 пп. 7.2 | ||
25 | Эллипс как изометрическая проекция окружности. Замена эллипса овалом. | Построение изометрической проекции окружности на гранях куба. | § 8 | ||
26 | Выбор вида аксонометрии. Технический рисунок. | Построение аксонометрических проекций и технического рисунка предметов различной формы. | § 9 | ||
27 | Графическая работа № 5. Аксонометрические проекции. | По двум видам вычертить деталь в двух аксонометрических проекциях по индивидуальным карточкам-заданиям. | |||
28 | Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. | Анализ геометрической формы предметов по его наглядному изображению, решение занимательных задач. | §10,11 | ||
29 | Изображение элементов предметов. | Построение, проекций точек, нахождение вершин, ребер и граней предмета. | §12 | ||
30 | Практическая работа Чтение чертежа группы геометрических тел. | Определение по чертежу наименование геометрических тел. Выполнение проекций геометрических тел по описанию. | §10,11, 12 | ||
31 | Развертки поверхностей геометрических тел. | Определение по развертке геометрических тел. Изготовление разверток геометрических тел из бумаги или картона. | § 16, 17 | ||
32 | Построение третьей проекции детали по двум данным. | Анализ геометрической формы предметов по чертежу. Построение третьей проекции по двум данным. | §13 | ||
33 | Графическая работа № 6. (контрольная). | Построение чертежа детали в трех видах и наглядного изображения по двум данным видам с определением проекций элементов. | |||
34 | Обобщение знаний | Решение графических задач по выполнению и чтению чертежей, решение занимательных задач. |
«ЧЕРЧЕНИЕ. 9 КЛАСС»
Количество часов: всего 34 часа; в неделю _1 час; в год 34 часа.
(Графические работы выполняются на отдельных листах формата А4,практические - на листах в клетку)
№№ уроков | Тема урока | Графическая и практическая деятельность учащихся | Разделы учебника | Дата проведения | |
По плану | Фактически | ||||
1 | Комплексный чертеж детали по аксонометрической проекции. | Решение занимательных задач, выполнение чертежей. | §19 | ||
2 | Аксонометрические проекции. | Решение занимательных задач, выполнение аксонометрических проекций. • | §19 | ||
3 | Знакомство с техническими .терминами и конструктивными элементами | Определение по чертежам наименование конструктивных элементов. | §20 | ||
4,5 | Классификация сечений. Правила нанесения размеров. Графическое обозначение материалов. | Нахождение сечений по чертежу в прямоугольных проекциях | §§21- 22 | ||
6,7 | Практические работы по построению фигур сечения. | Построение вынесенных и наложенных сечений на чертеже детали, выполненном в прямоугольных проекциях. | §§21- 22 | ||
8 | Графическая работа № 1. Чертеж детали с выполнением фигур сечения. | Чертеж детали с выполнением фигур сечения. | §§21- 22 | ||
9,10 | Разрезы. Классификация, обозначение. | Сравнение изображений сечений и разрезов. Выполнение чертежей с применением простых разрезов. | §23-§24 | ||
11 | Соединение на чертеже вида и разреза. Местные разрезы. | Выполнение чертежей с применением частичных разрезов по наглядному изображению. | §25, §24.4 | ||
12,13 | Особые случаи разрезов. | Построение чертежей детали содержащей ребра жесткости. | §26 | ||
14,15 | Практические работы по построению рациональных разрезов. | Выполнение чертежей деталей с применением необходимых разрезов. | |||
16 | Графическая работа № 2. Чертеж детали с выполнением рационального разреза. | Чертеж детали по аксонометрии с применение необходимых разрезов. | |||
17 | Применение разрезов в аксонометрии. | Выполнение аксонометрических проекций деталей с вырезами. | §27 | ||
18 | Практические работы «Чтение чертежа содержащего разрезы». | Чтение чертежей деталей, содержащих разрезы и сечения. | §15 п.15.1 | ||
19 | Выбор количества изображений. Условности и упрощения на чертежах. | Выполнение и чтение чертежей деталей с применение сечений, разрезов и рассмотренных условностей и упрощений. | §§28-29 | ||
20 | Графическая работа № 3. Сечения и разрезы. | Выполнение чертежей деталей с применение сечений и разрезов. | |||
21 | Общие сведения о соединении деталей. Типы соединений. | Определение типов соединений по чертежам. | §30 | ||
22 | Соединение штифтом и шпонкой. | Чтение и выполнение чертежей деталей, содержащих шпоночные и штифтовые соединения. | §33 | ||
23 | Понятие о резьбах. Условное изображение резьбы на чертежах. | Выполнение чертежей деталей с резьбой. | §31 | ||
24 | Типы резьбовых соединений. Условности на чертежах резьбовых соединений. | Чтение чертежей деталей, содержащих резьбовые соединения. | §32 | ||
25 | Графическая работа № 4. Чертеж болтового соединения. | Чертеж болтового соединения по относительным размерам. | §32 | ||
26,27 | Общие сведения о сборочных чертежах. Размеры и изображения на сборочных чертежах. Спецификация. Условности и упрощения. | Устные ответы на вопросы по сборочному чертежу, выполнение штриховки на разрезах соединений деталей. | §§34, 36 | ||
28 | Практические работы по чтению сборочного чертежа. | Чтение сборочных чертежей по приведенному плану. | §35 | ||
29 | Деталирование. Определение размеров деталей по сборочному чертежу. | Выполнение эскизов и технических рисунков по сборочному чертежу. | §37 | ||
30 | Графическая работа № 5. Деталирование сборочного чертежа. | Выполнение чертежей одной - двух деталей по сборочному чертежу. | §37 | ||
31 | Понятие об архитектурно-строительных чертежах. Их назначение и отличие от машиностроительных чертежей. Практические работы по чтению строительного чертежа. | Чтение строительных чертежей с использованием справочных материалов | §§38-40 | ||
32 | |||||
33,34 | Итоговая контрольная работа | Теоретическая часть: тестовые задания. Графическая часть: по двум видам вычертить третий вид детали с применением рационального разреза. Построить изометрическую проекцию детали. |
Цели и задачи изучения курса черчения в 8-9 классах является
- обучение учащихся чтению и выполнению различных видов графических изображений, формирование у учащихся графической грамотности;
- всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления,
- развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
- развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
- сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приемам выполнения технических рисунков;
- ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- обучить в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
- научить пользоваться учебными и справочными материалами.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение черчения на ступени основного общего образования отводится 68 часов из расчета 1 час в неделю с 8 по 9 класс (34 часа для 8 класса и 34 часа для 9 класса)
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
8 класс Введение в предмет (2 часа):
- значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории черчения. Современные методы выполнение чертежей с использованием ЭВМ. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе;
- инструмента, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Правила оформления чертежей (10 часов):
- понятие о стандартах. Формат, рамка и основная надпись (штамп);
- линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная;
- сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах;
- применение и обозначение масштаба;
- некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линия, стрелки, знаки диаметра, радиуса, толщины, длины, расположение размерных чисел;
- понятие о симметрии. Виды симметрии.
Геометрические построения (4 часа):
- деление углов на равные части
- деление отрезков на равные части
- сопряжение;
- выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений.
Способы проецирования (11 часов):
- проецирование. Центральное и параллельное проецирование;
- прямоугольные проекции;
- выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций; _
- расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах;
• косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
. проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров;
• аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала;
• понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения;
Чтение и выполнение чертежей деталей. (7 часов):
- анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела — призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части. Чертежи группы геометрических тел;
- нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета;
- нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Развертывание поверхностей некоторых тел;
- анализ графического состава изображений;
- чтение чертежей детали;
- решение графических задач, в том числе творческих.
9 класс
Обобщение сведений о способах проецирования (2 часа).
Сечения и разрезы (18 часов):
- сечения. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на сечениях;
- разрезы. Различия между разрезами и сечениями. Простые разрезы (горизонтальные, фронтальные и профильные). Соединения части вида с частью разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Особые случаи разрезов;
- применение разрезов в аксонометрических проекциях;
- определение необходимого и достаточного числа изображений на чертежах; Выбор главного изображения;
- чтение и выполнение чертежей, содержащих условности;
- решение графических задач, в том числе творческих.
Сборочные чертежи (10 часов):
• общие понятия о соединении деталей. Разъемные соединения деталей:болтовые, шпилечные, винтовые, шпоночные и штифтовые. Ознакомление с условностями изображения и обозначения на чертежах неразъемных соединений (сварных, паяных, клеевых). Изображение резьбы на стержне и в
отверстии. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение
" резьбовых соединений;
- работа со стандартами и справочными материалами. Чтение чертежей, содержащих изображение изученных соединений деталей;
- выполнение чертежей резьбовых соединений; ,
- обобщение и систематизация знаний о сборочных чертежах (спецификация, номера позиций и др.), приобретенных учащимися в процессе трудового обучения;
- изображения на сборочных чертежах;
- некоторые условности и упрощения на сборочных чертежах. Штриховка сечений смежных деталей. Размеры на сборочных чертежах;
- чтение сборочных чертежей. Деталирование;
- выполнение простейших сборочных чертежей, в том числе с элементами конструирования.
Строительные чертежи (2 часа):
- понятие об архитектурно-строительных чертежах, их назначении. Отличия строительных чертежей от машиностроительных. Фасады. Планы. Разрезы. Масштабы. Размеры на строительных чертежах;
- условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования;
- чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником.
Контрольная работа (2 часа)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- правила оформления чертежа;
- приемы геометрических построений, в том числе основных сопряжений;
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости и иметь понятие о способах построения несложных аксонометрических изображений;
- последовательность построения чертежа;
• основные правила нанесения размеров на чертеже.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты; анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
- анализировать графический состав изображений;
- читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
- выбирать необходимое число видов на чертежах;
- осуществлять несложные преобразования формы и пространственного положения предметов и их частей.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- основные правила выполнения и обозначения сечений и разрезов;
- типовые соединения деталей: разъемные и неразъемные;
- условности изображения и обозначения резьбы;
- правила оформления сборочного чертежа;
- некоторые условности упрощения, применяемые на сборочных чертежах. Учащиеся должны уметь:
- выполнять необходимые разрезы и сечения на чертежах;
- правильно выбирать главное изображение и количество изображений на чертеже;
- выполнять чертежи основных типовых соединений деталей;
- читать и деталировать несложные сборочные чертежи;
- анализировать форму детали по сборочному чертежу;
- -читать несложные строительные чертежи;
- пользоваться основными государственными стандартами ЕСКД, справочной литературой, учебником;
- применять полученные знания при выполнении графических и практических работ. ,.
Список учебно-методической литературы
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учеб. для 7 -8 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Астрель, 2006.
- Василенко Е.А., Жукова Е.Т. Карточки-задания по черчению для 7 класса. -М.: Просвещение, 1988.
- Владимиров Я.В., Ройтман И.А. Черчение: Учеб. Пособие. - М..: Владос, 1999
- Владимиров Я.В., Гудилина СИ., Катханова Ю.Ф. тетрадь с печатной основой по черчению: 7 кл.: Учеб. Материалы для самостоятельной работы учащихся. -М.: Школа-Пресс, 1996.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. - М.: Просвещение, 1990.
- Гордеенко Н.А., Степакова В.В. Черчение: 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.
- Карточки-задания по черчению для 8 класса / Е.А.Василинко, Е.Т. Жукова, Ю.Ф. Катханова, А.Л. Терещенко. - М.: Просвещение, 1990.
- Карточки-задания по черчению: 8 кл. / Под ред. В.В.Степаковой. - М.: Просвещение, 2000.
- Осокина Н.П. Рабочая тетрадь по черчению. - Мурманское издательско-полиграфическое предприятие «Север», 2000.
Ю.Преображенская Н.Г., Кучукова Т.В., Беляева И.А. Рабочая тетрадь по
черчению. - М.: Вентана-граф, 2007. 11.Словарь-справочник по черчению / В.Н. Виноградов, Е.А. Василенко, А.А.
Альхименок и др. - М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 8, 9 классы
Рабочая программа по черчению...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/13/picture-67049.jpg)
Рабочая программа по Черчению 8-9 класс
Рабочая программа по черчению для 8, 9 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черче...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-103282-1455563875.jpg)
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса. Разработана на основе нормативных документов и программы общеобразовательных учреждений (Черчение 9, Москва, «Просвещение», 2008. Составитель В. А. Гервер, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/19/picture-101607-1397923175.jpg)
Рабочая программа по черчению для 9 класса
Рабочая программа по черчению для 9 класса составлена на основе базисного учебного плана, федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования и программы общео...
Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Программа расчитана в каждом классе на 35 часов....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-122999-1350008533.jpg)
Рабочая программа по черчению 8-9 классы
Рабочая программа по черчению составлена на основе, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации, программы основного общего образования по черчению, разработанной ...
Рабочая программа по черчению для 8 класса
Рабочая программа по черчению для 8 класса с элементами компьютерной графики на основе использования системы КОМПАС-3D LT...