Рабочая программа по черчению для 8 класса
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме
Рабочая программа по черчению для 8 класса с элементами компьютерной графики на основе использования системы КОМПАС-3D LT
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по черчению с элементами компьютерной графики | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа№571 с углублённым изучением английскогоязыка
Невского района Санкт-Петербурга
СОГЛАСОВАНА Протокол заседания методического объединения учителей математики и информатики № 4 от 19.06. 2012 г. ____________/Степанова Е.Б./ подпись и расшифровка подписи руководителя МО СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ____________/Мазаева В.П./ подпись и расшифровка зам. директора по УВР 20.06.2012г. | Принята Решением педагогического совета ГБОУ школы №571 с углублённым изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга Протокол № 14 от 29.08. 2012 г. УтвержденА Приказ №306-у от 30.08.2012г. Директор ГБОУ школы № 571 ____________ /Григорьев В.Е./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по черчению
для 8 класса
Учитель черчения
Котлярова Виктория Сергеевна
Высшая квалификационная категория
Санкт- Петербург
2012 год
Оглавление
Общая характеристика учебного предмета
Требования к уровню подготовки учащихся
Учебно-тематическое планирование
Перечень учебно-методического обеспечения
Настоящая рабочая программапо черчению для 8 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по черчению в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по направлению «Технология» (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004г №1089).
На изучение курса отводится один учебный год, программа рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Реализация учебной программы обеспечивается учебным пособием: А.Д.Ботвинников, В.Н.Виноградов, И.С.Вышнепольский. Черчение. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:АСТАстрель, 2009г. Учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы представляет собой интеграцию основ графического языка, изучаемого в объеме образовательного минимума (стандарта), и элементов компьютерной графики, осваиваемых на уровне пользователя отечественной образовательной системы трехмерного проектирования КОМПАС 3D LT.
Программа предусматривает изучение формы предметов, правил чтения графических изображений, методов и правил графического изображения информации об изделиях; выполнение графической документации при параллельном овладении ручным и машинным способами.
Общая характеристика учебного предмета
Курс черчения в школе направлен на формирование графической культуры учащихся, развитие мышления, а также творческого потенциала личности. Понятие «графическая культура» широко и многогранно. В широком значении графическая культура понимается как совокупность достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации. Применительно к обучению школьников под графической культурой подразумевается уровень совершенства, достигнутый школьниками в освоении графических методов и способов передачи информации, который оценивается по качеству выполнения и чтения чертежей. Формирование графической культуры учащихся есть процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. Формирование графической культуры школьников неотделимо от развития образного (пространственного), логического, абстрактного мышления средствами предмета, что реализуется при решении графических задач.
Курс черчения у школьников формирует аналитические и созидательные (включая комбинаторные) компоненты мышления и является основным источником развития статических и динамических пространственных представлений учащихся.Творческий потенциал личности развивается посредством включения школьников в различные виды творческой деятельности, связанные с применением графических знаний и умений в процессе решения проблемных ситуаций и творческих задач. Процесс усвоения знаний включает в себя четыре этапа: понимание, запоминание, применение знаний по правилу и решение творческих задач. Этапы связаны с деятельностью по распознаванию, воспроизведению, решению типовых и нетиповых задач, требующих применения знаний в новых ситуациях. Без последнего этапа процесс обучения остается незавершенным. Поэтому процесс усвоения учебного материала каждого раздела должен содержать решение пропедевтических творческих задач, локально направленных на усвоение соответствующих знаний.
Систематическое обращение к творческим задачам создает предпосылки для развития творческого потенциала учащихся, который в конце обучения реализуется при решении задач с элементами технического конструирования. Творческая деятельность создает условия для развития творческого мышления, креативных качеств личности учащихся (способности к длительному напряжению сил и интеллектуальным нагрузкам, самостоятельности и терпения, умения доводить дело до конца, потребности работать в полную силу, умения отстаивать свою точку зрения и др.). Результатом творческой работы школьников является рост их интеллектуальной активности, приобретение положительного эмоционально-чувственного опыта, что в результате обеспечивает развитие творческого потенциала личности, развивает коммуникативную культуру. Перечисленные концептуальные положения взаимосвязаны, взаимообусловлены и раскрывают современные представления о графической подготовке школьников.
Целью школьного курса черчения является общая система развития мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся. Курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира; имеет большое значение для общего образования;содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Кроме того, занятия черчением оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, благоприятно воздействуют на формирование эстетического вкуса учащихся.
Целью обучения черчению с элементами компьютерной графики является приобщение школьников к графической культуре – совокупности достижений человечества в области освоения ручных и машинных способов передачи графической информации.
Основная задача курса черчения – формирование у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в черчении как стимул активизации деятельности школьника, позволяющий учителю сделать процесс обучения интересным, привлекательным, выделяя в нём те аспекты, которые смогут привлечь к себе внимание ученика.
Цель обучения предмету конкретизируется в основных задачах:
- ознакомитьобучающихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственным стандартом ЕСКД;
- научить выполнять несложные чертежи системе прямоугольных проекций, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки деталей различного назначения;
- научить читать и анализировать форму предметов и объектов по чертежам, эскизам, аксонометрическим проекциям и техническим рисункам;
- сформировать у обучающихся знания об основных способах проецирования;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях;
- развивать образно - пространственное мышлениена основе анализа формы предметов и ее конструктивных особенностей, мысленного воссоздания пространственных образов предметов по проекционным изображениям, словесному описанию и пр.;
- научить самостоятельно, пользоваться учебными материалами.
- формировать знания об основах прямоугольного проецирования на одну, две и три плоскости проекций, о способах построения изображений на чертежах (эскизах), а также способах построения прямоугольной изометрической проекции и технических рисунков;
- развивать графическую культуру;
- научить самостоятельно пользоваться учебными и справочными материалами;
- формировать умение применять графические знания в новых ситуациях.
- изучение графического языка общения, передачи и хранения информации о предметном мире с помощью различных графических методов, способов и правил отображения ее на плоскости, а также приемов считывания;
- изучение способов создания трехмерных моделей деталей и сборочных единиц машинными методами;
- формирование умений выполнять чертежи ручным и машинным способами, в усвоении правил чтения чертежей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к знаниям
К концу года учащиеся 8 класса должны знать:
- правила оформления и выполнения чертежей (один, два и три вида), эскизов,аксонометрических проекций и технических рисунков;
- правила нанесения размеров;
- общие сведения о способах проецирования;
- как выполнять геометрические построения (деление окружности на части,сопряжения);
- порядок чтения чертежей;
- последовательность выполнения чертежа с помощью чертежных инструментов и средств инженерной компьютерной графики.
Требования к умениям
К концу года учащиеся 8 класса должны уметь:
- выполнять чертёж с необходимым количеством видов, эскизы, аксонометрические проекции, технические рисунки, местные виды;
- правильно выбирать главные изображения и количество изображений;
- правильно наносить размеры;
- уметь выполнять различные геометрические построения;
- читать чертежи;
- пользоваться государственными стандартами (ЕСКД), справочной литературой и учебником;
- применять полученные знания при выполнении конструктивных преобразований несложных объектов;
- выполнять (создавать) и редактировать графические объекты и их изображения в программе КОМПАС 3D LT.
Требования компетенции
- иметь представление о форме предметов, знать геометрические способы образования и преобразования формы, уметь анализировать форму;
- иметь представление о методах проецирования, знать метод прямоугольного проецирования и способы построения чертежа, уметь выполнять и читать чертежи;
- иметь представление о чертежах различного назначения, знать графические изображения (виды);
- знать некоторые правила оформления графической документации, уметь их использовать на практике;
- уметь преобразовывать форму, выполнять модели из некоторых материалов;
- уметь выполнять геометрические построения.
Формы контроля знаний обучающихся
Проверка знаний, умений и навыков — одна из составных частей процесса обучения, позволяющая произвести контроль работы школьников и учет их успеваемости. Проверка имеет не только контрольные, но и развивающие, воспитывающие функции.
Проверке и учетуподлежатследующие умения и навыки обучающихся:
- знание программного теоретического материала, правил ГОСТов, формулировок, терминологии;
- умение работать чертежными и измерительными инструментами, навыки пользования ими;
- умение и навыки в решении задач;
- навыки работы с книгой и справочной литературой и др.
Формы контроля на занятиях по черчению могут быть следующими:
- наблюдение за учащимся в процессе работы;
- устныйили письменный опрос;
- оценка графических работ, домашних рабочих тетрадей;
- решение задач;
- практическая работа учащихся (моделирование, конструирование и т. п.) и др;
- компьютерное тестирование по разработанным автором программы тестам.
Учебно-тематическое планирование
№ раздела | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||||||
Всего | Теоретические занятия | Графические занятия | Контрольные занятия | |||||
Правила оформления чертежей | 6 | 4 | 2 | |||||
Способы проецирования | 8 | 7 | 1 | |||||
Чтение и выполнение чертежей | 18 | 10 | 8 | 1 | ||||
Обобщение сведений о способах проецирования | 3 | 3 | ||||||
Итого | 35 |
Структура курса «Черчение с элементами компьютерной графики» состоит из трех блоков, изучаемых в 8 классе.
Содержание первого блока позволяет систематизировать представления о форме предметов, выработать умения анализировать форму, графически отображать ее методами проецирования и читать различные изображения, освоить ручные и машинные способы построения виртуальных моделей и чертежей деталей (построение простейших геометрических объектов, используемых для выполнения проекций и их редактирования; создание изображений объемных тел; изменение их положения относительно наблюдателя; получение «проекционной заготовки» чертежа).
Содержание второго блока предусматривает формирование понятия «изделие», развитие умений анализировать форму изделий (деталей), выполнять и читать несложные рабочие чертежи, содержащие виды, разрезы, сечения, а также изучение возможностей системы КОМПАС 3D LT по созданию моделей деталей, чертежей деталей, по выполнению технической документации на несложные изделия (детали).
Содержание третьего блока направлено на изучение сборочных единиц, формирование умений читать, выполнять и деталировать чертежи. Осваиваются возможности системы КОМПАС (в том числе и демонстрационных версий) по созданию сборочных единиц с использованием файлов деталей стандартных элементов.
Рабочая программа предполагает равное количество времени на освоение ручного и машинного способов выполнения чертежей. За учителем сохраняется право на обоснованное изменение соотношения в ту или иную сторону.
Изучению методов и способов графического отображения предметов на плоскостях проекций предшествуют уроки по систематизации представлений о форме геометрических тел и их положении в пространстве, на которых целесообразно использовать демонстрационные возможности системы КОМПАС-3D LT (без объяснения способов построения изображений геометрических тел).
Изложение теоретического материала по теме о проецировании на одну плоскость проекций и его закрепление проводится с использованием плоских деталей разнообразной формы, отображение которых требует знаний геометрических построений (деление окружности на равные части, построение сопряжений). Нужно обратить внимание учащихся на свойства виртуальных инструментов геометрических построений в системе КОМПАС 3D LT, каждый из которых реализует свой алгоритм построения.
Изучение тем по проецированию на две-три плоскости проекций предлагается проводить на примере геометрических тел и несложных деталей. При использовании системы КОМПАС 3D LT целесообразно использовать возможности изменения текущей ориентации детали при различных режимах отображения. При этом особое внимание уделяется формированию умений анализировать форму, отображать ее на плоскостях проекций, анализировать полученные изображения, выявляя характерные признаки, обеспечивающие узнавание формы геометрических тел и моделей деталей. Построение трехмерных моделей деталей в системе КОМПАС 3D LT должно быть связано с выполнением эскиза заготовки, содержащего два или три изображения, а их редактирование — с изменением формы, положения в пространстве. Предлагается логическая последовательность изложения вопросов проецирования по этим темам:
- наблюдение и анализ формы двух (трех) простых геометрических тел (например, призмы, цилиндра);
- проецирование на плоскости проекций каждого геометрического тела;
- анализ изображений проекционного чертежа с выявлением характерных признаков узнавания геометрических тел, чтение изображений;
- наблюдение и анализ формы несложных предметов (моделей деталей), представляющих собой сочетание двух (трех) геометрических тел, с последующим выполнением и чтением проекционного чертежа.
При этом на каждом уроке целесообразно использовать систему КОМПАС 3D LT в качестве демонстрационного средства.
Программой предусмотрено формирование представлений об изделиях (деталь, сборочная единица, комплекс, комплект) как об объектах, различающихся составом, функциональным назначением, устройством и действием при эксплуатации.
Углубляются и расширяются понятия «анализ формы», «выполнение и чтение графических изображений». Так, при анализе формы деталей выделяются конструктивные элементы, функциональное назначение которых желательно разъяснять на примере различных изделий, применяемых в машиностроении, легкой промышленности и др., используя приемы сравнения, аналогии, обобщения.
Изучая эту тему, целесообразно использовать виртуальные модели, представленные в системе КОМПАС 3D LT.
При выполнении чертежа заготовки (детали) в системе КОМПАС-3D LT желательно обратить внимание на возможность автоматического создания разрезов и сечений. Кроме этого, необходимо раскрыть сущность метода прототипирования, основанного на использовании совокупности сечений простых по форме деталей (например, валика), позволяющего учитывать современные принципы их изготовления.
Обучая школьников чтению сборочных чертежей, рекомендуется вырабатывать у них определенную последовательность считывания с изображений информации об изделии. Это поможет целенаправленно выбирать необходимую информацию о составе, геометрической форме изделия и отдельных его деталей, относительном положении их между собой, способах соединения деталей, а также о других технических и технологических характеристиках изделия.
На протяжении всего курса черчения предусмотрено решение задач на преобразование формы трехмерных объектов (деталей сборочных единиц). Решение задач осуществляется на основе элементарных операций: объединение, вырезание, сопряжение, зеркальная копия, сдвиг — и объемного моделирования в системе КОМПАС 3D LT.
Основываясь на возможностях системы КОМПАС 3D LT, показываются преимущества машинного проектирования: облегчение труда конструктора при выпуске и сокращение сроков проектирования изделий и внесения корректив в конструкторскую документацию. Появление систем автоматизированного проектирования является логическим этапом на пути совершенствования процесса отображения объектов реального мира.
Изучение теоретического материала сочетается с выполнением графических работ, содержание которых направлено:
- на отработку методов, способов и приемов выполнения чертежей различного назначения ручным и машинным способами, а также на формирование умения читать графическую документацию;
- на развитие умения преобразовывать форму геометрических тел и несложных изделий по заданным требованиям.
Успеваемость оценивается на основе наблюдений за текущей работой школьников, результатов опроса, осуществляемого в устной, письменной, тестовой формах, результатов проверки обязательных графических и контрольных работ.
При планировании уроков учитывается примерное распределение времени на изучение тем курса «Черчение с элементами компьютерной графики», приведенное в тематическом плане. Однако за учителем остается право перераспределения времени в зависимости от методики преподавания, состава класса и исходной подготовленности школьников. Указанное в программе резервное время используется учителем по его усмотрению, что позволит осуществить графическую подготовку школьников с учетом их индивидуальных особенностей.
Правила оформления чертежей (6 часов)
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения об истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Цели, содержание и задачи изучения черчения в школе.
Инструменты. Принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приемы работы инструментами. Организация рабочего места.
Понятие о стандартах. Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная волнистая, штрихпунктирная и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Форматы, рамка и основная надпись.
Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел).
Применение и обозначение масштаба.
Сведения о чертежном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах.
Способы проецирования (8 часов)
Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций.
Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направление осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объемных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала.
Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. Выбор вида аксонометрической проекции и рационального способа ее построения.
Чтение и выполнение чертежей деталей (18 часов)
Анализ геометрической формы предметов. Проекции геометрических тел. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар, и их части). Чертежи группы геометрических тел.
Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета.
Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Использование знак квадрата. Развертывание поверхностей некоторых тел.
Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжения.
Чтение чертежей.
Выполнение эскиза детали (с натуры).
Решение графических задач, в том числе творческих.
Построение графических объектов (прямоугольник, многоугольник). Режим «Моделирование объекта» и режим «Автосоздание объекта». Команды операций редактирования объектов: «Сдвиг», «Поворот», «Симметрия», «Масштабирование», «Деформация».
Выполнение чертежа плоской детали средствами КОМПАС-3D LT. Команды вспомогательных построений (построение чертежа в тонких линиях). Команды «Скругление», «Фаска». Комбинации клавиш для выполнения привязок. Строка параметров объектов и редактирование геометрических объектов. Построение эскизов.
Операции с трехмерными объектами (преобразование формы, изменение положения в пространстве) и отображение их на проекционном чертеже. Библиотека файлов геометрических тел системы КОМПАС-3D LT. Создание простейших геометрических тел (параллелепипед, призма, сфера, конус, тор) с помощью операций «Выдавливание» и «Вращение». Редактирование эскиза заготовки детали с целью изменения формы объекта и взаимного расположения частей относительно друг друга. Выполнение и редактирование проекционного чертежа в системе КОМПАС-3D LT. Моделирование формы предмета по заданным параметрам, условиям и функциональному назначению с последующим изображением полученной модели на плоскостях проекций (на бумаге и экране дисплея).
Обобщение сведений о способах проецирования (3 часа)
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учителя
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2009г.
- Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Борисов Д.М. Черчение. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. М.:Просвещение,1987, с изменениями.
- Василенко Е.А. Методика обучения черчению. Учебное пособие для студентов и учащихся. – М.: Просвещение,1990.
- Преображенская Н.Г. Черчение: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана - Граф, 2004.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
Для учащихся
- Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С. Черчение: Учебник для 7 общеобразовательных учреждений. М.: ООО «Издательство Астерель», 2006.
- Воротников И.А. Занимательное черчение. Книга для учащихся средней школы. – М.: Просвещение. 1990.
- Гордиенко Н.А. Черчение: Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
- Гервер В.А. Творческие задачи по черчению. – М.: Просвещение,1991.
- Словарь- справочник по черчению: Книга для учащихся. В. Н. Виноградов, Е. А. Василенко и др. – М.: Просвещение,1993.
Инструменты, принадлежности и материалы для черчения
- Тетрадь в клетку, 48 листов.
- Чертежная бумага плотная нелинованная, формат А4.
- Миллиметровая бумага.
- Калька.
- Готовальня школьная (циркуль круговой, циркуль разметочный).
- Линейка деревянная 30 см.
- Чертежные угольники с углами: а) 90, 45, 45 -градусов; б) 90, 30, 60 - градусов.
- Набор простых карандашей.
- Ластик.
- Инструмент для заточки карандашей.
- Компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол. часов | Содержание учебной темы | Основные изучаемые вопросы | Формы занятий | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Контроль | Виды самостоя-тельной работы | Дата проведе-ния | |||||||||
1.Правила оформления чертежей (6 ч) | ||||||||||||||||||
1. | Учебный предмет "черчение". Современные методы построения чертежей | 1ч | Предмет черчение, содержание дисциплины, роль черчения в формиро-вании и развитии навыков графичес-кого изображения. Графические изобра-жения. Исторические сведения о развитии чертежей. Сведения о чертёжных инстру-ментах и правилах пользования ими. | Введение. Графические изображения. Чертежные инструменты | Беседа | Учащиеся должна знать: какие бывают графические изображения, что такое чертёж, какие требования предъявляются к чертежу, что такое сборочный чертёж, о роли чертежей в изучении школьных дисциплин. Учащиеся должны уметь: различать графические изображения, применять полученные знания о чертежах в теории и на практике. | Устный опрос | Принести чертёжные принадлежности | ||||||||||
2. | Инструменты, принад-лежности и материалы для выполнения чертежей. Государственные стандарты ЕСКД. | 1ч | Определение стандарта, виды, значение. Стандарты ЕСКД. Форматы: назначение, размер ф.А4, оформление. Основная надпись: назначение, размеры, расположение на чертеже. | Стандарты, форматы. | Практи-ческая работа | Учащиеся должны знать: что такое стандарт ЕСКД, разновидности форматов, размер формата А4, что такое основная надпись, её назначение, размеры и месторасположение. Учащиеся должны уметь: начертить рамку и основную надпись по стандартным размерам. | Работа на листах формата А4 | Если не успели начертить рамку и основную надпись, закончить самостоя-тельно | ||||||||||
3. | Линии чертежа. | 1ч | Линии: сплошная толстая основная, штриховая, сплошная тонкая, сплошная волнистая, штрихпунктирная с двумя точками тонкая, штрих-пунктирная тонкая | Начертание и толщина различных линий чертежа | Теоретический материал и выпол-нение графичес-кой рабо-ты №1 | Учащиеся должны знать: начертание и толщину, назначение каждой линии чертежа. Учащиеся должны уметь: чертить линии согласно ГОСТу. | Графичес-кая работа №1 | Завершить выполнение работы №1, выполнить задание 2 из учебника (рис.23), ответить на вопросы в учебнике | ||||||||||
4. | Шрифты чертёжные | 1ч | Сведения о чертёжном шрифте. Буквы, цифры и знаки на чертежах. | Изучение конструкции прописных и строчных букв и цифр | Теоретический ма-териал и написа-ние чер-тежного шрифта | Учащиеся должны знать: написание строчных и прописных букв алфавита, их размеры и ширину, а так же цифр и знаков. Учащиеся должны уметь: самостоятельно заполнять основную надпись работы №1
| Тестовая работа | Написать в рабочей тетради латинский алфавит | ||||||||||
5. | Нанесение размеров. Масштабы. | 1ч | Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Применение и обозначение масштаба. | Назначение размеров на чертежах. Линейные и угловые размеры. Выносные и размерные линии. Назначение знаков диамет-ра и радиуса. Применение условностей при нанесении размеров сторон квад-рата, указание толщины и длины детали. Назначение масштаба. | Теоретический материал и практи-ческая работа | Учащиеся должны знать: какие линии используются для нанесения размеров, правила их нанесения по ГОСТу, какие бывают масштабы и условности для выполнения чертежей. Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежах по ГОСТу, использовать различные условности и упрощения. | Выполнение задания по изучаемой теме | Выполнить в рабочей тетради задания 5,6, (рис.34). | ||||||||||
6. | Чертёж «плоской» детали. | 1ч | Проверка усвоения материала по теме предыдущего занятия, самостоятельное выполнение работы №2. | Практическая проверка усвоения материала по нанесению размеров на чертеже «плоской» детали | Выполне-ние графической работы №2 | Учащиеся должны знать: какие линии используются для нанесения размеров, правила их нанесения по ГОСТу, какие бывают масштабы и условности для выполнения чертежей. Учащиеся должны уметь: наносить размеры на чертежах по ГОСТу, использовать различные условности и упрощения. | Графическая работа №2 | |||||||||||
2.Способы проецирования (8 ч) | ||||||||||||||||||
7. | Проецирование. Прямоугольное проецирование | 1ч | Объяснение сути процесса проецирова-ния. Центральное проецирование: его суть, использование в рисовании, примеры центральных проек-ций. Параллельное проецирование. Косо-угольное проециро-вание. Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций: определе-ние и обозначение плоскости проекций, обозначение толщины детали надписью. | Проецирова-ние. Центра-льное и па-раллельное проецирование. Прямо-угольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной плоскости проекций. | Теоретический материал | Учащиеся должны знать: что такое проецирование, проецирующий луч, проекция, плоскость проекций, способы проецирования, примеры центральных проекций из личной жизни. Учащиеся должны уметь: выполнять фронтальную проекцию по наглядному изображению «плоской» детали. | Выполне-ние тренировочного упражне-ния | Выполнить в рабочей тетради упр., данное учителем на классной доске. | ||||||||||
8. | Проецирование на 2 и 3 плоскости проекций. | 1ч | Обоснование необходимости введения на чертеже второй проекции для выявления геометри-ческой формы пред-мета. Рассказ о полу-чении изображений предмета на двух плоскостях проекций. Примеры недостаточ-ности на чертеже двух проекций, обоснова-ние необходимости введения третьей плоскости проекций. Получение изобра-жений на профильной плоскости проекций. | Выполнение изображений предметов на двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостях. | Теоретический материал | Учащиеся должны знать: что такое горизонтальная и профильная проекции, правила их построения. Учащиеся должны уметь: строить горизонтальную и профильную проекции предметов. | Выполне-ние тренировочных упражне-ний | Выполнить задание 7 (рис.51) учебника. | ||||||||||
9. | Выполне-ние упражне-ний | 1ч | Повторение материала в двух формах: фронтальный и индивидуальный опросы и выполнение упражнений. | Выполнение изображений предметов на одной, двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостях. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: что такое фронтальная, горизонтальная и профильная проекции, правила их построения. Учащиеся должны уметь: строить фронтальную, гори-зонтальную и профильную проекции предметов. | Выполне-ние трениро-вочных упражне-ний | Работа по индивидуальным карточкам-заданиям. | ||||||||||
10. | Виды на чертеже | 1ч | Понятие вида через понятие проекция. Определение вида; названия видов, уста-новленных стандар-том; их отличие от проекций; количество видов, необходимых для выявления гео-метрической формы предмета. Местные виды – определение, назначение, изобра-жение, примеры. Технические чертежи, их роль в производ-стве, использование в школьной практике. | Виды: главный (вид спереди), вид сверху, вид слева. Местный вид. | Теоретический материал | Учащиеся должны знать: какие бывают виды на чертежах, что такое местный вид, в каком случае его применяют, что такое проекционная связь. Учащиеся должны уметь: выполнять построения видов (главного, сверху, слева) и местных видов на чертеже в проекционной связи. | Выполне -ние трениро-вочных упражне -ний | Принести проволоку, картон, ножницы. | ||||||||||
11. | Моделирование по чертежу. | 1ч | Фронтальный и индивидуальный опрос по теме «Виды», практическая работа по моделированию. Подведение итогов. | Моделирование по чертежу из бумаги и проволоки | Практическая работа | Учащиеся должны знать: что такое горизонтальная и профильная проекции, правила их построения, какие бывают виды на чертежах, что такое местный вид, в каком случае его применяют, что такое проекционная связь. Учащиеся должны уметь: строить горизонтальную и профильную проекции предметов, выполнять построения видов (главно-го, сверху, слева) и местных видов на чертеже в проекционной связи | Графическая работа №3. | |||||||||||
12. | Аксонометрическое проецирование плоскогранных предметов | 1ч | Аксонометрические проекции. Косоугольная и прямоугольная аксонометрические проекции. Аксонометрические оси. | Косоугольная фронтальная диметричес-кая и прямо-угольная изометри-ческая про-екции. Направление осей, показа-тели искаже-ния, нанесе-ние размеров | Теоретический материал и практическая работа | Учащиеся должны знать: способы построения аксонометрических проекций, показатели искажений и направления осей косоугольной фронтальной диметрической и прямоугольной изометри-ческой проекций. Учащиеся должны уметь: строить аксонометрические оси, а так же косоугольную фронтальную диметричес-кую и прямоугольную изометрическую проекции. | Выполне-ние трениро-вочного упражне-ния | В рабочей тетради выполнить задание 12 | ||||||||||
13. | Аксонометрическое проецирование предметов, имеющих круглые поверхности | 1ч | Фронтальный опрос по теме прошлого урока, построение аксонометрических проекций предметов, имеющих круглые поверхности, после-довательность постро-ения изометрической проекции окружности (овала) | Аксонометрические проекции плоских фигур и объёмных тел. Последовательность построения овала. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: последовательность построения аксонометрических проекций плоских фигур, объёмных тел и овалов. Учащиеся должны уметь: строить аксонометрические проекции плоских фигур и объёмных тел, овалы. | Построение овалов, вписан-ных в грани куба. | В рабочей тетради выполнить задание 15 | ||||||||||
14. | Технический рисунок | 1ч | Технический рисунок – определение. Правила и последовательность выполнения рисунка. Требования, предъявляемые к техническим рисункам. Приёмы штриховки. | Понятие о техническом рисунке. Технические рисунки и аксонометрические проекции предметов. | Теорети-ческий материал и практи-ческая работа | Учащиеся должны знать: понятие технический рисунок, для чего он используется на производстве, приёмы штриховки. Учащиеся должны уметь: выполнять технические рисунки, их штриховку. | Выполне-ние технического рисунка по рис.71 | В рабочей тетради выполнить технический рисунок цилиндра и прямоугольного параллелепипеда. | ||||||||||
3.Чтение и выполнение чертежей (18 ч) | ||||||||||||||||||
15. | Анализ геометрической формы предмета | 1ч | Анализ геометрической формы предмета. Чертежи геометрических тел. Проекции группы тел. | Анализ гео-метрической формы пред-мета. Проек-ции геомет-рических тел. Мысленное расчленение предмета на геометричес-кие тела. Чертежи груп-пы геометри-ческих тел. | Теоретический материал и практическая работа | Учащиеся должны знать: что такое анализ геометрической формы предмета, названия геометрических тел. Учащиеся должны уметь: выполнять чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел, делать анализ геометрической формы предмета. | Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. | Закончить работу. | ||||||||||
16. | Чертежи и аксонометрические проекции предмета. | 1ч | По наглядному изображению построить чертёж и нанести проекции точек. Построить технический рисунок. | Закрепление материала по теме «Изображение элементов предмета». | Практическая работа | Учащиеся должны знать: элементы формы предмета (вершины, рёбра, грани, кривые поверхности), обозначение проекций вершин, граней и ребер предмета (видимых и невидимых). Учащиеся должны уметь: находить на чертеже верши-ны, ребра и грани предмета и грамотно обозначать их. | Графичес-кая работа №4 | |||||||||||
17. | Изображение элементов предмета. | 1ч | Фронтальный опрос по теме «Проекции геометрических тел». Элементы формы предмета (вершины, рёбра, грани, кривые поверхности). Обозначение проек-ций вершин, граней и ребер предмета (види-мых и невидимых). Нахождение проекций вершин, ребер и граней на чертеже. | Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверх-ностей тел, составляющих форму предмета. | Теоретический материал и практическая работа | Учащиеся должны знать: элементы формы предмета (вершины, рёбра, грани, кривые поверхности), обозначение проекций вершин, граней и ребер предмета (видимых и невидимых). Учащиеся должны уметь: находить на чертеже вершины, ребра и грани предмета и грамотно обозначать их. | Нахождение на чертеже вершин, ребер и граней предмета. | Выполнить в рабочей тетради задание 29 | ||||||||||
18. | Порядок построения изображений на чертежах. | 1ч | Анализ графической работы №4, разбор ошибок. Построение третьего вида (третьей проекции) | Анализ геометрической формы предмета. Изображение элементов предмета. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: порядок построения изображений на чертежах; что по двум любым видам всегда можно построить третий вид. Учащиеся должны уметь: строить третий вид по двум данным видам. | Построение третьего вида | Выполнить в рабочей тетради задание 33 (рис.111 (в,г)) | ||||||||||
19. | Построение третьей проекции по двум данным. | 1ч | Выполнение графической работы №5 на ф.А4 | Построение третьей проекции по двум данным. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: что по двум любым видам всегда можно построить третий вид. Учащиеся должны уметь: строить третий вид по двум данным видам. | Графическая работа №5 | Выполнить в рабочей тетради задание 35 | ||||||||||
20. | Нанесение размеров с учетом формы предмета. | 1ч | Анализ графической работы №5, разбор ошибок. Назначение размеров на чертеже, необходимость стандартизации правил. Определение количества необхо-димых размеров. Правила нанесения размеров фасок. | Назначение размеров на чертежах с учётом формы предмета. Использование знаков квадрата. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: как учитывая форму предмета нанести минимальное количество размеров, используя условные обозначения; как наносят размеры на детали типа вала. Учащиеся должны уметь: грамотно по ГОСТу наносить размеры на детали любой формы. | Назначение размеров на чертежах с учётом формы предмета. | Выполнить в рабочей тетради задание 36 (в,г) | ||||||||||
21. | Геометрические построения | 1ч | Приемы деления отрезка на две и более равные части и угла пополам. Правила деления окружности на 3,4,5,6,8, 10,12 частей с использованием циркуля, циркуля и угольника, транспортира. | Анализ графического состава изображений. Выполнение чертежей предметов с использованием геометри-ческих построений деление отрез-ка, окружнос-ти и углов на равные части | Практическая работа | Учащиеся должны знать: приемы деления отрезка на две и более равные части и угла пополам, правила деления окружности на 3,4,5,6,8, 10,12 частей с использованием циркуля, циркуля и угольника, транспортира. Учащиеся должны уметь: делить отрезок, угол и окружность на равные части. | Деление отрезка, угла и окружности на равные части. | |||||||||||
22. | Сопряже-ния | 1ч | Опрос по материалу прошлого урока. Сопряжения двух прямых (скругление прямого, острого и тупого угла), окружности с прямой, двух окружностей. | Выполнение чертежей предметов с использованием сопряжений. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: порядок построения сопряжений (центр сопря-жения, точки сопряжения, радиус сопряжения). Учащиеся должны уметь: выполнять сопряжения двух прямых, окружности с прямой, двух окружностей. | Сопряже-ния двух прямых, окружности с прямой, двух окружностей. | Выполнить в рабочей тетради задание 41 | ||||||||||
23. | Чертёж детали с использованием геометрических построений | 1ч | Чертёж орнамента (розетка, звезда) | Орнаментальное искусство | Практическая работа | Учащиеся должны знать: приемы деления отрезка на две и более равные части и угла пополам, правила деления окружности на 3,4,5,6,8, 10,12 частей с использованием циркуля, циркуля и угольника, транспортира. Учащиеся должны уметь: делить отрезок, угол и окружность на равные части | Графическая работа №6 | |||||||||||
24. | Развёртки. Чтение чертежа. | 1ч | Развертывание поверхностей некоторых тел. Чтение чертежей деталей. Практическая работа №7 «Устное чтение чертежей». | Беседа о развёртках. Чтение чертежей. | Теоретический материал и практическая работа | Учащиеся должны знать: порядок построения развёрток различных геометрических тел, их оформление, последовательность чтения чертежей. Учащиеся должны уметь: строить развёртки геометри-ческих тел, читать чертежи деталей. | Графическая работа №7. | Закончить графическую работу №7. | ||||||||||
25. | Выполнение чертежа предмета в трёх видах с преобразованием его формы. | 1ч | Выполнение эскиза детали, сделать вместо выступов выемки такой же формы и размеров на том же месте. | Преобразование формы предмета. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: в какой последовательности происходит преобразование формы предмета, этапы работы. Учащиеся должны уметь: чётко представлять преобразованный предмет, строить его три вида. | Графическая работа №8. | Закончить работу, если не успели доделать. | ||||||||||
26. | Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы | 1ч | Выполнение чертежа предмета в 3 видах с преобразованием его формы (приём удаления части предмета) | Работа по карточкам | Учащиеся должны знать: порядок построения изображений на чертежах; как грамотно выбрать необходимое количество видов. Учащиеся должны уметь: делать анализ геометричес-кой формы предмета, грамот-но выбирать необходимое количество видов для чертежа детали. | |||||||||||||
27. | Эскизы. | 1ч | Обобщение знаний учащихся об эскизах. Требования к эскизам. Инструменты для обмера деталей. Последовательность выполнения эскиза. Использование условных знаков, обозначений. | Выполнение эскиза детали. | Теоретический материал и практическая работа | Учащиеся должны знать: инструменты для обмера деталей, последовательность выполнения эскиза. Учащиеся должны уметь: делать самостоятельно обме-ры деталей, выполнять эски-зы деталей, использовать условные знаки, обозначения | Эскизы деталей. | Выполнить в рабочей тетради задание 43 | ||||||||||
28. | Эскиз и технический рисунок детали. | 1ч | Закрепление темы «Эскизы» и повторение темы «Технический рисунок». | Повторение сведений об эскизах. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: последовательность выполнения эскиза, понятие технический рисунок, для чего он используется на производстве, приёмы штриховки. Учащиеся должны уметь: выполнять эскизы деталей, использовать условные знаки, обозначения, выполнять технические рисунки, их штриховку. | Графическая работа №9 | Подготовиться к графической работе №10. | ||||||||||
29. | Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования. | 1ч | Выполнение чертежей деталей с элементами конструирования. | Выполнение эскизов деталей с включением элементов конструирования. | Теоретический материал и практическая работа | Учащиеся должны знать: последовательность выполнения эскиза, иметь хорошее объёмное воображение. Учащиеся должны уметь: выполнять эскизы деталей, использовать условные знаки, обозначения, мысленно видоизменять деталь. | Выполнить в рабочей тетради гр.р. №10 задания №1,2 | |||||||||||
30. | Выполнение чертежей деталей с элементами конструирования. | 1ч | Закрепление темы «Эскизы» и задания с элементами конструирования. | Выполнение эскизов деталей | Практи ческая работа | Учащиеся должны знать: последовательность выполнения эскиза, иметь хорошее объёмное воображение. Учащиеся должны уметь: выполнять эскизы деталей с элементами конструирования | Графическая работа №10. | Выполнить в рабочей тетради гр.р. №10 задание №3 | ||||||||||
31. | Выполнение чертежей предмета | 1ч | Обобщение знаний по теме, подготовка к контрольной работе | Выполнение чертжей деталей | Практи ческая работа | Учащиеся должны знать: порядок построения изображений на чертежах. Учащиеся должны уметь: делать анализ геометрической формы предмета, грамотно выбирать необходимое количество видов для чертежа детали. | ||||||||||||
32. | Чертёж предмета (по аксонометрической проекции). | 1ч | Проверка базовых знаний. Контрольная графическая работа. | Чертёж предмета в необходимом количестве видов | Практическая работа | Учащиеся должны знать: порядок построения изображений на чертежах; как грамотно выбрать необходимое количество видов. Учащиеся должны уметь: делать анализ геометричес-кой формы предмета, грамотно выбирать необходимое количество видов для чертежа детали. | Графическая работа №11 (контрольная) | |||||||||||
4.Обобщение сведений о способах проецирования (3ч) | ||||||||||||||||||
33. | Повторение сведений о способах проецирования | 1ч | Анализ контрольной работы. Повторение сведений о способах проецирования | Решение занимате- льных задач | Практическая работа | Учащиеся должны знать: все изученные темы учебного года. Учащиеся должны уметь: применять свои знания на практике. | Решение занимательных задач | Выполнить в рабочей тетради задания предложен-ные учителем | ||||||||||
34. | Повторение. Эскиз и технический рисунок детали. | 1ч | Эскиз и технический рисунок детали | Конструирование из бумаги. | Практическая работа | Учащиеся должны знать: все изученные темы учебного года. Учащиеся должны уметь: применять свои знания на практике | Решение занимательных задач | Выполнить в рабочей тетради задания пред-ложенные учителем. | ||||||||||
35 | Повторение. Эскиз и технический рисунок детали. | 1ч | Эскиз и технический рисунок детали | Повторение материала, изученного в курсе черчения | Практическая работа | Учащиеся должны знать: все изученные темы учебного года. Учащиеся должны уметь: применять свои знания на практике | Выполнить в рабочей тетради задания пред-ложенные учителем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчени...
Рабочая программа по черчению 8 класс
Черчение 8 класс...
Рабочая программа по черчению 9 класс
Настоящая программа по черчению для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Черчение», ав...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 9 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо черчению9 класс Из Закона РФ «Об образовании»Статья 9. Образовательные программы1.Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и напр...
Рабочая программа по черчению 8 класс(Ботвинников)
Рабочая программа по черчению за 8 класс.Расчитана на 35 часов в год(1 час в неделю).Учебник Ботвиннокова....
Рабочая программа по черчению 9 класс (Ботвинников)
Рабочая программа по черчению за 9 класс.Это вторая часть программы.Первая-см.за 8 класс....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЧЕРЧЕНИЮ 8 КЛАСС
Рабочая программа по черчению для 8 классов разработана в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания основного общего образования по черчению, с учетом Программы общеобразовательных...