Решение уравнений и задач при помощи уравнений (5 класс)
методическая разработка (5 класс) по теме
Данный урок нацелен на повторение и обобщение материала по теме «Решение уравнений», а также на закрепление умения учащихся составлять уравнения по условию задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_yaroshenko.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики.
"Решение уравнений и задач
при помощи уравнений (5 класс)"
Цель:
повторить и обобщить материал по теме «Решение уравнений» и применить полученные знания в практической деятельности при решении задач.
Задачи:
- Учебная: закрепить знания и умения решать уравнения; с помощью приобретённых навыков составлять уравнения по условию задачи.
- Развивающая: развивать математическую речь, логическое и креативное мышление, навыки самостоятельной и творческой работы, контроля и самоконтроля; развивать умение выделять главное, сравнивать, анализировать и делать выводы.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений уравнений.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие (с презентацией).
Программное обеспечение урока: программа соответствует учебнику «Математика» для пятого класса образовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М. Мнемозина, 2009 гг.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска - для учителя, учебники, школьные принадлежности, доска - для учеников.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Создадим хорошее, дружелюбное настроение.
Улыбнитесь друг другу, садитесь!
Итак, начинаем наш урок.
II. Актуализация.
На уроке нам с вами потребуются наши знания, умения решать уравнения, задачи с помощью уравнений, выходить из трудных ситуаций, помогать сказочным героям.
III. Объявление темы, цели урока.
(Слайд 1)
Урок сегодня необычный. Сейчас мы с вами совершим путешествие в сказку. Чтобы это получилось, мы должны повторить и обобщить материал по теме «Решение уравнений», закрепить умения составлять уравнения по условию задачи.
IV. Устный счёт.
А попадём мы в сказку, если откроем замок волшебного сундука. (Слайд 2)
Давайте подберём подходящий ключ. Для этого вы должны решить эти примеры. Я знаю шифр замка – наименьшее значение этих выражений. Итак, быстрее за счёт!
15х6:18х19+6 (101) 100-19:3+23х4200 (200) 60-11:7х15-25 (80)
(Дети называют ответы). (Слайд 3, 4)
В какую сказку мы попали? (- Гуси-лебеди)
IV. Проверка домашнего задания.
(Слайд 5).
Гуси-лебеди украли братца. Как помочь Машеньке? Если мы сейчас решим задания без ошибок, то перед нами откроется первая остановка нашего маршрута. Итак, за дело.
(Слайд 6)
1. Самостоятельная работа.
- 1 ряд - слабые учащиеся решают работу, аналогичную домашнему заданию:
1. Найти корни уравнений:
х+96=1004 у-708=194 511-а=208
(х=908) (у=902) (а=303)
2. Составь уравнение по задаче и реши.
У сестры было 300 рублей. После того, как она сделала покупки, у неё осталось 134 рубля. Сколько денег потратила сестра? (300 – х = 134, х = 166)
- 2 ряд - средние учащиеся решают уравнения у доски самостоятельно:
1.Найти корни уравнений:
63-(25-a)=26 (k-653)+308=417 604+(356-n)=887 (237+d)-583=149
(a=12) (k=762) (n=73) (d=495)
2. Сформулируй правила по вопросу: Что называется уравнением? Что называется корнем уравнения? Что значит – решить уравнение? Как найти неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое?
- 3 ряд - сильные ребята решают тесты по КИМам:
- Решите уравнения:
4x-(12-25+3x)=87 4у+(15+3у)-12=24 5с-(7+8+4с)=56 19+(12+7а+8а)=76
(х=74) (у=3) (с=71) (а=3)
- Составьте уравнение по условию задачи и решите его. В корзине было неизвестное количество яблок. Сначала из нее взяли 12 яблок, а потом положили туда 5 яблок. В результате в корзине стало 24 яблока. Сколько яблок было в корзине первоначально? ( х-12+5=24, х=31 )
2. Проверка выполненной работы: учитель проходит и сверяет ответы детей со своими ответами.
Молодцы, с работой вы справились.
(Слайд 7)
Вот и первая остановка нашего маршрута.
V. Повторение изученного материала.
Яблоня укажет нам путь дальше, если мы выполним её задания.
- Упростите выражение.
328 + n + 482 (810 + n)
378 - (k + 258) (120 – k)
- Найти значение выражения, предварительно упростив его:
(225 - а) + (140 - b), при а=15, b=30. (320)
(m - 148) - (97 + n), при m=358, n=43. (70)
(У доски по очереди ученики решают задания от простого к сложному с объяснением. По завершении правильных решений открывается слайд 8).
Печка не хочет нас отпускать дальше, пока не поможем ей решить задачи.
- Печка испекла 62 пирога. Она угостила туристов, после чего у неё осталось 47 пирогов. Сколько пирогов съели туристы? (62-х=47, х=15)
(Устный анализ задачи, оформление решения задачи самостоятельно в тетради).
- Сколько потребуется извести, чтобы побелить боковые части печки, которые имеют форму прямоугольника со сторонами 2 и 1 м, если на каждый м2 уходит 2 л извести? (S=2х1=2 м2, 2S=4 м2, 2х4=8 л)
(Решение задачи средним учеником у доски - с объяснением).
(Слайд 9).
Печка указала нам путь к реке. Очень бурное течение у речки. Она объявляет нам, что надо перейти её осторожно, тихо, чтобы не случилось беды, но самостоятельно.
Самостоятельная работа в тетрадях (дифференцированная):
1вариант.
1. Реши задачу. Старик поймал в речке 51 рыбку. Несколько рыбок он продал, а остальные, 37, принёс Старухе. Сколько рыбок Старик продал? (51-х=37, х=14)
2. Реши уравнения: b + 90 = 56 + 90 (b = 56)
600 + c = 600 + 98 (c=98)
2 вариант.
1.Реши задачу. После того, как скорость теплохода уменьшилась на 6 км/ч, она стала равна 14 км/ч. Какой была скорость теплохода до уменьшения? (х-6=14, х=20)
2. Реши уравнения: 25х + 49 = 149 ( х = 4 )
13+10у=163 (у = 15)
3 вариант.
1.Реши задачу. Щука в 4 раза тяжелее карася, а сом в 7 раз тяжелее щуки. Какова масса сома, если все вместе они весят 16 кг 500 г?
(х+4х+28х=16500; 33х=16500; х=500г–карась, 2кг– щука, 14 кг–сом.)
2. Реши уравнения: (х + 15) – 8 = 17 (х = 10)
(24 + а) – 21 = 10 (а = 7)
Проверка самостоятельной работы. Проверьте, вы не ошиблись (взаимопроверка – работа в парах).
Добрая речка успокоилась и хочет помочь нам. После напряжённой работы нам надо тоже разрядиться.
(Слайд 10)
VI. Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
- Вращение вправо, влево, вверх, вниз.
- Пальчик – приближение и удаление.
- На доске ставлю точку. Дети замечают её. По команде дети зажмуривают сильно глаза, а потом по команде открывают. Взгляд должен попасть в точку.
VII. Обобщение по теме «Решение уравнений».
Побежали в путь со «свежим взглядом». (Слайд 11)
Какой страшный лес! Как много дорог! По какой идти?
А вот указатели с математическими заданиями! Давайте разделимся на группы и разберёмся, какую дорогу выбрать.
(Слайд 12 )(Каждой группе выдаётся задание, состоящее из 7 уравнений)
Решите уравнения в тетрадях по порядку, и ответы соотнесите с буквами по таблице на слайде.
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | Я |
51 | 40 | 14 | 299 | 21 | 18 | 67 | 38 | 19 | 68 |
(х-13)-13=14
(у-31)-11=9
с-26=14
а-27=24
(125-а)-15=42
318-(х-8)=27
с+14-25=40 (Баба Яга)
(Слайд 13). Ребята, мы пришли к избушке Бабы Яги. Никого нет дома: ни Бабы Яги, ни гусей. Только слышен скрип избушки.
Голос избушки: «Я отпущу братца, если вы поможете повернуть избушку другой стороной».
Ребята, здесь надо переложить две спички так, чтобы дом повернулся другой стороной.
Ответ:
(Слайд 14). Молодцы, ребята! Отлично поработали! Помогли Машеньке спасти братца.
VIII. Мотивация и выставление оценок.
(Слайд 15)
IX. Домашнее задание.
Дифференцированное:
- составить математический рассказ или сказку по теме «Решение уравнений».
- на карточках составить задачи по теме «Решение уравнений».
- на карточках составить уравнения (5 и более).
(Слайд 16)
X. Рефлексия.
Закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Мне захотелось…
- Я почувствовал, что…и т.д.
XI. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике "Решение уравнений и задач с помощью уравнений", 6 класс.
Обучение всех детей по единой программе решению уравнений не позволяет каждому ребенку получить знания на уровне его интеллектуальных возможностей. Все учащиеся, без какого-то ни было исключения,...
Презентация к уроку математики в классе - комплекте (5,6 класс) по теме "Решение уравнений и задач при помощи уравнений"
Презентация составлена к уроку математики в 5 и 6 классах по теме: "Решение уравнений и задач при помощи уравнений" в классе - комплекте сельской малокомплектной школы....
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений.
Презентация по теме "Решение уравнений"...
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И ЗАДАЧ С ПОМОЩЬЮ УРАВНЕНИЙ»
Урок проводится в форме игры на основе сказки «Колобок». Класс делится на 3 команды.ЦЕЛИ:Систематизировать, закрепить навыки решения уравнений.Воспитать чувство взаимопомощи, умение преодолевать трудн...
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс" Муравин, Муравина. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений»....
План конспект для 6 класса по учебнику "Математика 6 класс. Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение».
Урок – закрепления изученного материала по теме: «Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. Продолжение»....
Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений. 7 класс
Алгебра. Контрольная работа №2. Решение уравнений. Решение задач с помощью уравнений....