рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме

Борисова Екатерина Олеговна

рабочая программа по физике 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Общая характеристика программы.

        До последнего времени первая ступень курса физики играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики. Теперь старшие классы будут работать в условиях профильной дифференциации, поэтому изучение физики в различных школах будет происходить по разным программам. Это могут быть курсы повышенного уровня, профилированного характера, курсы для гуманитарных классов.

        В этих условиях первая ступень курса физики приобретает новое значение. Этот курс становится базовым курсом, призванным обеспечить систему фундаментальных знаний основ физической науки и её применений для всех видов учащихся независимо от их будущей профессии. Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю),  9 часов из которых рассчитаны на лабораторные работы, 5 часов на контрольные работы. Остальные 54  часа – на теоретический материал и решение задач. Также  проводятся проверочные работы и тесты для текущего контроля знаний учащихся. При разработке программы были использованы следующие правовые документы: примерный государственный стандарт и программы для общеобразовательных учреждений, рекомендованные Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации.

        «Физика 7-9 классы» Перышкин А.В., Гутник Е.М.

        учебник «Физика 7» Перышкин А.В., Гутник Е.М.

        «Сборник задач по физике» Лукашик В.И.

        «Дидактические материалы по физике» Марон В.В.        

        

        Общая характеристика курса.

Данный курс физики обеспечивает общекультурный уровень подготовки учащихся. Приоритетными целями на этом этапе обучения являются следующие

- создание  условий для ознакомления учащихся с физикой как наукой, чтобы обеспечить им возможность осознанного выбора профиля дальнейшего обучения в старших классах;

- создание условий для формирования научного миропонимания и развитию мышления учащихся.

        Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

        В задачи обучения физики входит создание условий для:

        -    ознакомления учащихся с основами физической науки, с её основными понятиями, законами, теориями, методами физической науки;  с современной научной картиной мира; с широкими возможностями применения физических законов в технике и технологии;

        - усвоения школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса её познания, для понимания роли практики в познании физических законов и явлений;

        -  развития мышления учащихся, для развития у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

        - формирования умений выдвигать гипотезы строить логические умозаключения, пользоваться дедукцией, индукцией, методами аналогий и идеализации;  

        -  развития у учащихся функциональных механизмов психики: восприятия, мышления (электрического и теоретического, логического и интуитивного), памяти, речи, воображения;

        -  формирования и развития типологических свойств личности: общих способностей, самостоятельности, коммуникативности, критичности,

        -  развития способностей и интереса к физике; для развития мотивов учения.

        Курс начинается с введения, имеющего методологический характер. В нём дается представление о том, что изучает физика (физические явления, происходящие вокруг ), рассматриваются теоретический и экспериментальный методы изучения физических явлений, структура физического знания (понятия, законы, теория). Затем изучается тема «Первоначальные сведения о строении вещества». В ней рассматриваются основные положения  молекулярно-кинетической теории, которые затем используются при объяснении тепловых явлений, механических и тепловых свойств газов, жидкостей и твердых тел. Затем изучаются явления макромира, объяснение которых не требует привлечения знаний о строении вещества в теме «Взаимодействие тел». В нем учащиеся знакомятся с механическим движением и взаимодействием самых разных тел. Основное внимание  уделяется поступательному движению и различным силам. Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов» знакомит учащихся с физической величиной , называемой давление, с давлением жидкости и газа, законом Паскаля, силой Архимеда, с плавлением тел. Затем в теме «Работа и мощность» учащиеся изучают механическую работу, мощность, простые механизмы, КПД механизмов, потенциальную и кинетическую энергии. В конце курса  несколько уроков посвящается  обобщению и систематизации знаний учащихся.

        

        Физика как учебный предмет является основой естественно - научного образования, философии, естествознания и  политехнической подготовки учащихся в условиях научно-технического прогресса.

        Место раздела в учебном плане.

     Рабочая программа для 7 класса разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов в 7 классе 68.

Требования к  результатам обучения

   

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;

•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;

•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;

•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;

•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;

•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;

•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.


Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:

•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;

•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;

•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;

•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;

•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

 В результате изучении курса физики 7 класса ученик должен:

Знать / понимать:

Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие

Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, энергия, КПД.

Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

  Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и  газами, диффузию.

Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления.

Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на их основе зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

Выражать результаты измерений и расчетов в  единицах Международной системы

Приводить примеры практического использования знаний о  механических явлениях

Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания  с использованием различных источников.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

  Понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;

Воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;

                                         Содержание курса

Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Физика и физические методы изучения природы (4ч)

     Физика-наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешность измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Роль математики в развитии физики. Физика и техника.


Знать / понимать смысл понятия: физические явления, вещество.

Приводить примеры практического использования знаний о механических и тепловых явлениях. Использовать физические приборы для измерения размеров. Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников

Первоначальные сведения о строении вещества.(6ч)

Строение вещества.  Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения  твердых тел, жидкостей и газов. и объяснение их свойств на основе этих моделей.


Уметь описывать и объяснять диффузию. Понимать смысл понятия: взаимодействие молекул.

Механические явления ,       ( 56ч)

    Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

     Явление инерции. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. Сила упругости.  Методы измерения сил. Сила тяжести. Вес тела. Силы трения.  Момент силы. Условие равновесия рычага.

      Работа. Мощность Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД. Методы измерения работы, мощности, энергии.

     Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.


Уметь описывать и объяснять физическое явление: равномерное движение  и понимать смысл физических величин: скорость, путь. Представлять результаты измерений с помощью таблиц.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния и промежутков временирямолинейное движение. Знать и понимать смысл физической величины сила. Представлять результаты измерений в виде таблиц и выявлять на их основе зависимость силы упругости от деформации

Знать смысл физической величины: давление.

Уметь использовать физические приборы для измерения давлении. Уметь решать задачи на применение изученных законов.

Выражать результаты расчетов в единицах Международной системы. Знать/ понимать смысл физических  величин: работа  и  мощность Знать и понимать смысл физической величины КПД. Знать /понимать смысл физического закона превращения и сохранения энергии

Резерв-2часа

Лабораторные работы:

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение объема жидкости»

Лабораторная работа №2 «Определение размеров малых тел»

Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Лабораторная работа №4  «Определение объема  тела»

Лабораторная работа №5 «Определение плотности твердого тела»

Лабораторная работа №6  «Градуирование  пружины и измерение сил динамометром»

Лабораторная работа №7  «Измерение архимедовой силы»

Лабораторная работа №8 «Выяснение условия равновесия рычага»

Рычаги в технике, природе и быту.

Лабораторная работа №9 «Вычисление КПД наклонной плоскости»

Формы и методы контроля.

   

      В ходе изучения курса физики 7 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.

       

Список  контрольных работ:

     

Контрольная работа №1 по теме « Масса тела.  Плотность вещества»

Контрольная работа №2 по теме «Взаимодействие тел. Силы»

Контрольная работа №3 по теме  «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Контрольная работа №4 по теме «Сила Архимеда. Плавание тел»

Контрольная работа №5 по теме  «Работа. Мощность. Энергия»

     Кроме того, для текущего контроля знаний учащихся предусмотрено проведение  самостоятельных и тестовых работ, занимающих  от 10 до 25 минут.

Список литературы

Литература для учителя:

Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 кл.

Большая книга экспериментов для школьников: Под ред. А.
Мейяни. - М.: ООО «Росмэн-Издат», 2001 г.

Генденштейн Л.Э., Гельфгат И.М., Кирик Л.И. "Задачи по физике, 7 класс", - М., "Илекса", Харьков "Гимназия", 2002.

Лукашик В.И. "Физическая олимпиада", - М., "Просвещение", 1987.

Перельман Я.И. Знаете ли Вы физику? - М.: Наука, 1992.

Перышкин А.В. Физика 7   - М.: Дрофа, 2005.

Степанова Г.Н. "Сборник вопросов и задач по физике, 7 - 8, - С-Пб., "СпецЛит", 2000.

Перышкин А.В., Гутник  Н.К. « Тематическое и поурочное планирование» Дрофа 2008г

Тульчинский М.Е. "Качественные задачи по физике 6-7 класс", - М., "Просвещение", 1976..

Литература для учащихся:

1.Перышкин А.В. Физика 7 . - М.: Дрофа, 2010г.  

2.   Лукашик В.И. «Сборник задач по физике 7-9», - М., "Просвещение", 2003.

«Согласовано»

Председатель М/О учителей

Математического цикла

_________  /  Якимович Р.А. /              


Протокол №

от «   » августа  2012 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР


__________  / Титова С.С./



«    »  августа 2012 г.

«Утверждено»

Директор ГБОУ ЦО №879



________   / Мальцева О.Ф./


Приказ №

от «   »  августа 2012 г.

                                              

Рабочая программа

Государственного бюджетного образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 879

Учителя  Борисовой Екатерины Олеговны

по  курсу «физика  » к учебнику А.В.Перышкина  , 7 класс

                                                                                     

Рассмотрено на заседании Педагогического совета

Протокол №  от «  » августа 2012г.

2012 - 2013  учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...