рабочая программа по физике 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему
рабочая программа по физике 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по физике 11 класс | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общая характеристика программы.
Данная рабочая программа разработана применительно к примерной программе среднего полного общего образования по физике в соответствии с примерными государственными стандартами. Программа соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся достаточно широкое представление о физической картине мира. В ней предусмотрено использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрение современных методов обучения и педагогических технологий. Рабочая программа содержит предметные темы образовательного стандарта дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.
При составлении программы были использованы:
планирование В.Ф.Шилов Физика. 10-11 класс. Тематическое поурочное планирование. - М.: Просвещение, 2010
федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования;
Общая характеристика курса.
Физика – наука о наиболее общих законах природы. Именно поэтому, как учебный предмет, она вносит огромный вклад в систему знаний об окружающем мире, раскрывая роль науки в развитии общества , одновременно формируя научное мировоззрение.
В задачи данного курса входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса. Обучение физике вносит вклад в политехническую подготовку путем ознакомления учащихся с главными направлениями научно-технического прогресса, физическими основами работы приборов, технических устройств, технологических установок. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Место раздела в учебном плане.
Рабочая программа для 11 класса разработана в соответствии с базисным учебным планом для ступени полного общего образования. Общее число учебных часов в 11 классе 68.
Требования к результатам обучения
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
•сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
•убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
•самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
•готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
•мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
•формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
•понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
•формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
•приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
•развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
•освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
•формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
•знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
•умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
•умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
•умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
•формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
•развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
•коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
В результате изучения курса физики ученик должен:
Знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, гипотеза, теория, вещество, поле, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, ионизирующее излучение, Вселенная
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, элементарный электрический заряд, работа выхода, показатель преломления сред
Смысл физических законов: классической механики, электродинамики, фотоэффекта
Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физической науки
Уметь:
Описывать и объяснять физические явления: электромагнитной индукции, распространение электромагнитных волн,, волновые свойства света, излучение и поглощение света атомами, фотоэффект.
Отличать гипотезы от научных теорий
Делать выводы на основе экспериментальных данных
Приводить примеры, показывающие, что наблюдение и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять не только известные явления природы и научные факты, но и предсказывать еще неизвестные явления
Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, интернет, научно-популярных статьях
Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни
Содержание курса
Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Магнитное поле-5 часов | Магнитное поле и его свойства. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током. Действие магнитного поля на движущийся заряд. | Вычислять силы, действующие на проводник с током в магнитном поле. Вычислять силы, действующие на электрический заряд, движущийся в магнитном поле. Применять правила буравчика правой и левой рук |
Электромагнитная индукция-5 часов | Явление электромагнитной индукции. Самоиндукция .Индуктивность. Электромагнитное поле. | Исследовать явление электромагнитной индукции. Объяснять принцип действия генератора электрического тока |
Механические колебания-4часа | Механические колебания. Маятники. Гармонические колебания. | |
Электромагнитные колебания-3 часа | Свободные и вынужденные электромагнитные колебания. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. | Наблюдать осциллограммы гармонических колебаний силы тока в цепи. Знать: понятия: свободные и вынужденные колебания; колебательный контур; переменный ток; резонанс, Формировать ценностное отношение к изучаемым на уроках физики объектам и осваиваемым видам деятельности |
Производство и передача электрической энергии-4 часа | Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и использование электрической энергии. Передача электрической энергии. | Знать: устройство и принцип действия трансформатора Объяснять производство и передачу электрической энергии |
Электромагнитные волны-3-часа | Электромагнитная волна. Принцип радиотелефонной связи. | Знать: понятия: электромагнитная волна, свойства электромагнитных волн. Объяснять распространение электромагнитных волн. |
Оптика-8 часов | Закон отражения света. Закон преломления света. Дисперсия света. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. | Знать: понятия: интерференция, дифракция и дисперсия света. Законы отражения и преломления света, Практическое применение: полного отражения, интерференции, дифракции и поляриза-ции света. Уметь: измерять длину световой волны, решать задачи на применение формул, связывающих длину волны с частотой и скоростью, период колебаний с циклической частотой; на применение закона преломления света. |
Элементы теории относительности-4 часа | Постулаты теории относительности Релятивистская динамика Связь между массой и энергией | Знать: понятия: принцип постоянства скорости света в вакууме, связь массы и энергии. Уметь: определять границы применения законов классической и релятивистской механики. Рассчитывать энергию связи системы тел по дефекту масс |
Излучения и спектры-3 часа | Виды излучений. Инфракрасное и ультрафиолетовое излучение Рентгеновские лучи | Знать: Понятия: примеры практического применения электромагнитных волн инфракрасного, видимого, ультрафиолетового и рентгеновского диапазонов частот. Уметь: объяснять свойства различных видов электромагнитного излучения в зависимости от его длины волны и частоты |
Световые кванты-4-часа | Фотоэффект. Уравнение Эйнштейна Фотоны Применение фотоэффекта | Знать: Понятия: фотон; фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм; законы фотоэффекта. Рассчитывать максимальную кинетическую энергию электронов при фотоэлектрическом эффекте |
Атомная физика-3-часа | Строение атома .Опыт Резерфорда. Квантовые постулаты Бора. Лазеры. | Знать: Понятия: постулаты Бора Уметь: объяснять опыт Резерфорда, трудности квантовых постулатов Бора |
Физика атомного ядра-7ч | Строение атомного ядра. Ядерные силы Энергия связи атомных ядер. Закон радиоактивного распада Ядерные реакции Ядерный реактор Применение ядерной энергии Элементарные частицы. Единая физическая картина мира | Рассчитывать энергию связи атомных ядер. Вычислять энергию, освобождающуюся при радиоактивном распаде. Определять продукты ядерной реакции. Вычислять энергию, освобождающуюся при ядерных реакциях. |
Повторение-13часов | Кинематика Динамика Статика Законы сохранения МКТ Газовые законы Взаимные превращения жидкостей и газов Термодинамика Электростатика Электрическая проводимость Сверхпроводимость Электрический ток в жидкостях Электрический ток в газах и вакууме | Знать формулы кинематики, законы динамики, газовые законы, первое начало термодинамики, основные законы электродинамики. Уметь решать задачи с применением повторенных формул, читать графики изопроцессов. |
Лабораторные работы
Лабораторная работа№1
« Изучение явления электромагнитной индукции»
Лабораторная работа №2
« Ускорение свободного падения»
Лабораторная работа№3
« Измерение показателя преломления стекла»
Лабораторная работа№4
« Измерение длины световой волны»
Формы и средства контроля
В ходе изучения курса физики 11 класса предусмотрен тематический и итоговый контроль в форме тематических тестов, самостоятельных, контрольных работ.
Общее количество контрольных работ, проводимых после изучения различных тем равно 5:
Контрольная работа №1 по теме « Электромагнитная индукция»
Контрольная работа №2 по теме « Колебания и волны»
Контрольная работа №3 по теме « Оптика»
Контрольная работа №4 по теме «Световые кванты»
Контрольная работа №5 по теме «Атомная физика и физика атомного ядра»
Кроме того, в ходе изучения данного курса физики проводятся тестовые и самостоятельные работы, занимающие небольшую часть урока ( от 10 до 20 минут).
Литература для учащихся
1 Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Сотский Н.Н. Физика 11 класс
ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
Олимпиадные задачи по физике / С.Б. Вениг и др. – М.: Вентана –Граф, 2007.
ЕГЭ: 2010: Физика / авт.-сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.: АСТ: Астрель,
Лукашик В.И. Сборник школьных олимпиадных задач по физике: кн. для учащихся 7 – 11 кл. общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2007.
Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А., И.М. Гельфгат. Задачи по физике с примерами решений. 10 -11 классы. Под ред. В.А. Орлова. – М.: Илекса, 2005.
Рымкевич А.П., Рымкевич П.А. Сборник задач по физике – М.:Просвещение, 1995
Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями. – М.: Илекса, 2008.
Гольдфарб Н.И. Физика. Задачник. 9 – 11 классы: Пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
Всероссийские олимпиады по физике / Под ред. С.М. Козела, В.П. Слободянина. – М.: Вербум-М, 2005.
«Согласовано» Председатель М/О учителей Математического цикла _________ / Якимович Р.А. / Протокол № от « » августа 2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР __________ / Титова С.С./ « » августа 2012 г. | «Утверждено» Директор ГБОУ ЦО №879 ________ / Мальцева О.Ф./ Приказ № от « » августа 2012 г. |
Рабочая программа
Государственного бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 879
Учителя Борисовой Екатерины Олеговны
по курсу «физика » к учебнику Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, 11 класс
Рассмотрено на заседании Педагогического совета
Протокол № от « » августа 2012г.
2012 - 2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...