Курс"Учебные исследования в лингвистике"
элективный курс по теме

Учебная исследовательская деятельность - залог успеха современной науки.Исследовательская деятельность школьников является средством освоения окружающей действительности. Её главная цель - формирование исследовательского стиля мышления у школьников, развитие умения работать с разными источниками информации, обобщать, систематизировать, обобщать, выделять главное, Целью  научной работы школьников является не столько научно значимый результат, сколько получение представления об исследовательском процессе.  В курсе предусмотрены различные  формы занятий (лекционные, практические, игровые). Материал занятий основан на интеграции различных  наук: языкознания, логики, риторики,психологии. Курс направлен на развитие интеллектуального потенциала учащихся и затрагивает надпредметную область образовательной программы. Результат работы - написание учебной научно - исследовательской или творческой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kornilova_t.p._progr._kursa_nauchnye_issled._v_lingv.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа   « Учебные исследования в языкознании»

                                                                               

Автор: Корнилова Татьяна Петровна , учитель иностранного языка МБОУ СОШ № 65, г.Красноярск, school_65@mail.ru

Пояснительная записка

     Любому обществу нужны одарённые люди. Учебно- исследовательская деятельность – залог успеха  науки  XXI века. Всё, что нас окружает сегодня – плоды умственной работы, воплощённой в материальные ценности через технологии и производственный процесс. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – формирование исследовательского стиля мышления, развитие умения работать с разными источниками информации. Исследование – это необязательно изобретение чего- то нового. Объективно новое (открытие) имеет место в процессах изобретения, создания оригинальных продуктов творчества, не существующих ранее. Субъективно новое возникает в процессе решения учебных задач, результатом которого является получение нового знания, ранее неизвестное этому человеку, хотя в социальном опыте открытое им уже имеется. Целью научной деятельности школьников является не столько научно значимый результат, сколько получение представления о методах исследования, о системной целенаправленной работе над определённой темой, о логичности построения материала и получении аргументированных выводов. Участие школьников в учебной исследовательской деятельности открывает путь в большую науку, а также способствует успешной социализации личности, что в будущем является залогом успеха в жизни. Грамотно организованная исследовательская работа учащихся – это педагогическая поддержка их на пути самореализации и развития. Данный курс предоставляет учащимся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, учитывая индивидуальные особенности и склонности, осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, учит общению. Занятия курса будут полезны тем учащимся, кто желает совершенствовать навыки работы с различными источниками информации, а также навыки публичного представления результатов. Данный курс актуален и  для тех учащихся, которые хотят расширить свои знания иностранного языка (английского, немецкого) и выбирают будущую карьерную деятельность, связанную с филологическим профилем. Гуманитарно – языковая направленность курса  выражается в изучении углубленного материала по различным разделам английского и немецкого языка. Востребованность курса объясняется возрастающей ролью межкультурной коммуникации и потребностью современного общества в специалистах со знанием иностранного языка. Исследовательская деятельность  в предметной области « иностранный язык» предполагает хорошее знание предмета. Курс рассчитан на 34 часа и рассчитан на учащихся 7-9  классов. В нём предусмотрено применение различных форм организации теоретических и практических занятий. Занятия направлены на пробуждение учащихся к активной мыслительной деятельности, определение собственного отношения к окружающему миру, углубление знаний по иностранному языку. Материалы занятий курса основаны на интеграции нескольких дисциплин: логике, риторике, психологии, иностранного языка.

Цель программы:

Развитие способностей учащихся использовать исследовательские навыки и знания иностранного языка как инструменты познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту в сферах личных, профессиональных и социальных интересов.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с методами научного познания

2. Учить учащихся работать с разными источниками информации

3.Формировать исследовательские умения, развивать мыслительные функции и специальные интеллектуальные умения: сравнивать, обобщать, прогнозировать результаты, находить причинно – следственные связи, делать выводы, учить учащихся применять интеллектуальные мыслительные операции в различных ситуациях

4.Учить учащихся выдвигать гипотезы

5. Использовать технологию проблемного обучения как основу учебной исследовательской деятельности

6. Познакомить учащихся с процедурой написания, оформления и презентации учебной научно – исследовательской работы

Ожидаемые образовательные и развивающие результаты:

В результате прохождения курса учащиеся получат представление:

--- о методах научного исследования и методологии исследовательской деятельности

--- об основных мыслительных операциях

--- об алгоритме исследования

--- о процессе сбора и обработки информации

---о технологии разработки различных видов учебных исследовательских работ в предметной области «иностранный язык» (исследовательский реферат, проект, учебная  исследовательская работа)

В результате прохождения программы учащиеся должны уметь:

---- применять навыки исследовательской работы в других предметных областях и  в повседневной жизни

---  выдвигать гипотезу, формулировать проблему, искать решение, делать выводы

--- самостоятельно работать над темой, собирать и анализировать теоретический материал

---  понимать и применять научные термины по теме

--- оформлять и презентовать свою работу

--- уметь вести  дискуссию, отвечать на вопросы, аргументировать и доказывать своё мнение

Критерии оценки успешности прохождения программы:

--- создание учебной исследовательской работы или проекта

--- высокий познавательный интерес и активность

--- инициативность и самостоятельность при выполнении работы

--- способность переноса полученных навыков в другие учебные и бытовые ситуации

--- использование компьютерных технологий при подготовке презентации – защиты

--- проведение презентации – защиты, демонстрация коммуникативных навыков

--- участие в обсуждении и оценке других работ

По окончании курса проводится публичная защита учебных научно – исследовательских работ и демонстрируется уровень психологической готовности учащихся к представлению результатов своей работы. Для оценки результативности курса используются  следующие способы: анкетирование, успешная презентация, выступление с работой на школьной, районной, городской конференциях, рефлексивные беседы. Усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении тренинговых упражнений, практических заданий и учебных исследовательских работ в предметной области «иностранный язык».

Учебно- тематическое планирование:

           Тема

Основное содержание деятельности

Кол-во часов

1.

Введение. Методы научного познания.

Лекция «Наука и методы научного познания». Практические занятия «Использование научных методов в исследовательской работе»

Анкетирование, рефлексия

4 часа

2.

Логика. Основные мыслительные операции: анализ, синтез, классификация

Лекции: «Логика», «Формулируем определения», «Искусство классификации»

Дискуссия – обсуждение, упражнения «Поиск общего», «Определения», «Развитие логического мышления, классификации»

6 часов

3.

Этапы исследовательской деятельности. Выбор темы.

Беседа « Как организовать работу над исследованием»

Практическое занятие «Составление программы проведения исследования»

2 часа

4.

Целеполагание. Постановка проблемы, выдвижение гипотез, новых идей

Лекции « Цели и задачи исследования, выдвижение гипотез», « Проблемно – ориентированный способ творчества»

Семинары – тренинги –   «Генераторы идей», « Методики «вертикального» и «горизонтального» мышления, ПМИ»

Практические занятия «Определение гипотезы, первичных фактов»

6 часов

5.

Информация. Источники, сбор, анализ


Теоретические занятия «Информационные источники, поиск литературы, отбор фактического материала»

Занятия – практикумы «Источники информации», «Сбор и анализ информации»

4 часа

6.

Структура исследовательской работы, проекта

Лекция «Структурная композиция исследовательской работы, проекта»

Практические занятия «Введение, основная часть, выводы», «Актуальность исследования, новизна», «Составление диаграмм, графиков, схем, использование ИКТ»

5 часов

7.

Защита работы

Подготовка презентации. Требования к выступлению

Лекция «Содержание выступления, психологический настрой», Занятия-тренинги «Приёмы саморегуляции», «Развитие лингвистических умений»

Ролевая игра «Я - оратор»

4 часа

8.

Рефлексия

Индивидуальные консультации

Беседа «Рефлексия как механизм обратной связи жизнедеятельности человека»

Анкетирование итоговое

Индивидуальная самостоятельная работа

3 часа

Основное содержание курса

 Построение курса обусловлено системой работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности – от осмысления сути исследовательской деятельности, её теории к изучению отдельных её частей. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса, кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции учащихся, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией.Занятия курса побуждают к активной мыслительной деятельности, учат наблюдать, понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют также развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся и  умениям: вести устный диалог на заданную тему, участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала, участвовать в работе конференций.

Тема 1.Введение. Методы научного познания

Значение науки в современном мире, значимость научных открытий для всего человечества, а также актуальность мини – открытий неизвестного для самого учащегося, умения применить исследовательские навыки  в учебных и бытовых ситуациях. Обосновывается актуальность курса для будущей профессиональной ориентации учащихся, обсуждаются его цели и задачи, проводится анкета первичной диагностики. Даётся основное представление о методах научного познания, их характеристика, применение в науке и повседневной жизни. Метод – это способ достижения цели исследования; « путь постижения, познания истины, сущности предметов и явлений.  Теоретические методы  характеризуются обобщенностью и абстрактностью. Они определяются по основным мыслительным операциям, какими являются: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование и конкретизация,  обобщение, формализация, аналогия, моделирование. Эмпирические  методы: предмет эмпирического познания – практика и результаты ее деятельности. Результаты исследовательской работы на уровне эмпирики выражаются в обобщении полученного опыта, формировании норм и правил, получении фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация Зачастую в работах авторы не называют методы исследования, или не знают их. Ценным в работе является, если спланированы, и представлены обоснованные, используемые методы исследования. На практическом занятии проводится упражнения «Ознакомительное» и «Определительное», с помощью которых учащиеся знакомятся с процедурой обоснования применения методов в работах  и определяют методы, использованные в предложенных образцах учебных исследовательских работ.

Тема 2.Наука Логика. Лекции «Основные мыслительные операции», « Логика: определение понятия, значение. Умозаключения, виды, дедукция, индукция.» На практическом занятии проходит обсуждение, тренинги «Развитие логического мышления», «Классификации».

Тема 3.Этапы исследовательской деятельности. Выбор темы.

Эвристическая беседа о процедуре написания исследовательской работы, её разделах. Обсуждаются вопросы: « С чего начать? Что необходимо сделать в первую очередь? Что включить?». Обсуждается  выбор темы, обоснование  выбора темы. Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Тема указывает на предмет изучения, а ключевое слово или словосочетание в теме указывает на его объект. В теме отражается проблема в ее характерных чертах. Удачная, точная в смысловом отношении формулировка темы,  уточняет проблему, очерчивает рамки исследования. Тема конкретизирует основной замысел, создавая тем самым, предпосылки успеха работы в целом. Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Объект исследования — это определенный процесс или явление действительности, порождающее проблемную ситуацию. Объект -  это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск.  Предмет исследования должен характеризоваться определенной самостоятельностью, которая   позволит критически оценить соотносимую с ним гипотезу. В каждом объекте можно выделять несколько предметов исследования.

Этапы научного исследования: информационный, аналитико – деятельностный, исследовательский и отчётно – презентационный. На практическом занятии учащиеся составляют собственную программу работы, программы обсуждаются и сверяются с предложенной учителем схемой.  Учащиеся обсуждают список предложенных тем по иностранному языку, моделируют и предлагают свои. 

Тема 4. Целеполагание. Выдвижение гипотез, новых идей.

Грамотная постановка целей и задач исследования, требования. Соответствие цели и задач теме исследования. Научная гипотеза как исходный элемент поиска истины, который помогает целенаправленно собирать и группировать факты. Требования к научной гипотезе, её значение в стратегии исследовательского поиска. Основные свойства гипотезы:     неопределенность истинного значения; направленность на раскрытие данного явления; выдвижение предположения о результатах разрешения проблемы; возможность выдвинуть «проект» решения проблемы. Гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и соответствовать  широкому кругу явлений. Если  гипотеза определена, то нельзя пропустить следующий этап – разработку эксперимента для проверки гипотезы. Любая гипотеза бесполезна, если нет способа ее подтвердить.  В этом разделе рассматриваются также способы выдвижения новых идей и  проблемно – ориентированный способ творчества. Семинары – тренинги: определение необычного в обычном, методики «горизонтального» и «вертикального» мышления, ПМИ (плюсы, минусы, интересно). Практические  занятия: «Выдвижение гипотезы, её подтверждение», «Постановка вопросов, объяснение первичных фактов». 

Тема5. Информация. Источники, сбор, анализ

Рассматриваются различные источники информации, виды, способы и формы работы с информацией. Этапы работы с литературными источниками. Умение составлять конспект, план, реферирование текста, выделять проблему, делать выписки, оформлять ссылки и библиографические данные. Общей целью при работе с информацией в рамках подготовки к любому исследованию является возможность извлечь необходимое для уточнения, прояснения поставленных задач и вариантов их решений. Прием и интерпретация информации осуществляется за счет использования различных стратегий чтения, рефлексии отдельных глав, разделов. На практических занятиях прорабатываются упражнения на развитие навыка работы с информацией: умение находить, анализировать, выделять главное, выражать своё мнение.

Тема 6. Структура исследовательской работы, проекта

Структура, композиция исследовательской работы, проекта, требования к оформлению. Результаты исследования, их обработка, выводы, приложения. Примерный формат исследовательского проекта. На практическом занятии – составление таблиц, схем, диаграмм, графиков, иллюстрирующих процесс исследования.

Значительно выигрывают работы показывающие актуальность  темы исследования. Работы, в которых анализируются исследования по данной теме, сделанные  ранее.

Тема 7. Защита работы. Подготовка презентации

 Рассматривается соответствие плана содержания и плана выражения. Требования к выступлению, владение научной терминологией, психологический настрой. Критерии оценивания. Самооценка и взаимооценка. Подготовка презентации. Тренинги, ролевая игра « Я - оратор». Умение вести дискуссию, задавать вопросы, отвечать аргументированно.

Тема 8. Рефлексия. Индивидуальные консультации

Рефлексия как механизм обратной связи. Итоговая рефлексия. Анкета итоговой диагностики, оценка этапов работы над исследованием. Индивидуальные консультации, самостоятельная работа учащихся.

Методические рекомендации        

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий: лекционные и практические. Учитель распределяет выделенное  количество часов на виды занятий, опираясь на собственный опыт и готовность учащихся к занятиям исследовательской деятельностью. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому в программе курса кроме вопросов о научном исследовании, структуре исследовательской работы, планировании и требованиях к эксперименту, предусмотрено ознакомление с элементами речевой компетенции, психологического настроя, взаимодействия с аудиторией, а также углубление знаний учащихся в предметной области «иностранный язык». Содержание данной программы основывается на интеграции разных дисциплин: психологии, педагогике, риторике, логике, иностранного языка, информатике.  Построение материала занятий осуществляется на основе выделения основных содержательных блоков программы, позволяющих выстроить теоретические обобщения и на их основе обеспечить усвоение учащимися общих принципов учебной исследовательской деятельности. На занятиях применяются различные образовательные стратегии: мозговые штурмы, ассоциативные упражнения, тренинги, дискуссии, ролевые игры. Используются технологии проблемно – ориентированного и проектного способа творчества. Проблемная ситуация порождает процесс творческого мышления. Решая проблему, человек либо находит новое, перекомбинируя известное, либо пытается отыскать неизвестное в известном, т. е. свести неизвестное к известному и  тем самым решить проблему. Образовательная ценность проектов и исследовательских работ заключается в межпредметных связях, которые способствуют познавательной активности, самодисциплине и умению осуществлять исследовательскую деятельность. В результате происходит самообучение учащихся. Компетенцию самообучения можно отнести к ключевым, обеспечивающим потребность человека в овладении новыми знаниями и умениями. При определении темы исследования ребятам предлагается список примерных тем по разделам английского и немецкого языка: грамматике, фонетике, морфологии, стилистике, лексикологии, фразеологии. Определённую трудность вызывают у учащихся процессы  постановки цели и задач исследования, а также процесс выдвижения гипотез. Объект исследования – это часть объективной реальности, которая находится в поле изучения, цель исследования указывает на конечный результат работы. По формулировке цели должно быть ясно, что исследуется, для чего исследуется и каким образом достигается результат. Задачи исследования – это программа исследовательских процессов, которые отображают логику научного поиска. Одно из главных, базовых умений исследователя – умение  выдвигать гипотезы. На занятиях курса формированию этого умения уделено особое внимание. Гипотезу на свет рождает проблема, а проблема возникает, когда мы сталкиваемся с чем-то незнакомым или в известных фактах находим какое-то  противоречие или видим что – то необычное. Для того, чтобы научиться выдвигать гипотезы, нужно научиться задавать вопросы. При обучении умению постановки вопросов, учащиеся должны обращать внимание, что вопросы делятся на две большие группы: уточняющие (верно ли…, должен ли…) и восполняющие (со словами где, кто, куда, откуда ит.д.). Делая предположения, можно использовать следующие слова: может быть; предположим; возможно;  что, если…; если…то). Материалы курса содержат ряд тренинговых упражнений для развития этих умений у учащихся, которые усваиваются на практических занятиях – семинарах. Для успешного достижения цели и задач курса  применяются технологии и методы обучения, активизирующие мыслительную и поисковую деятельность учащихся, вовлекающие их в самостоятельный исследовательский поиск. Это:

--- лекционный метод с элементами беседы

--- проблемно- поисковый метод (направлен на развитие мышления, самостоятельности)

---  модельный метод  (моделирование решений, ролевые игры)

--- проектный метод

--- эвристические методы, направленные на развитие мыслительных и интеллектуальных способностей учащихся

--- анкетирование (диагностика начальная и итоговая)

--- технологии обучения в сотрудничестве

--- технология дифференцированного обучения

Используемые методы и технологии  реализовываются в разных формах организации занятий: фронтальных, индивидуальных, групповых,  которые позволяют моделировать ситуации проведения исследования, выдвижения гипотез, решения проблем, применения интеллектуальных процедур (определения, классификации, обобщения) на практике. Используются также формы консультаций, в результате которых решаются индивидуальные запросы учащихся. Для оценки и самооценки деятельности применяются рефлексивные упражнения. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – составлении индивидуальной программы, проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы, выставление исследовательских работ на сайте школы. Программа, при определённой корректировке,  может быть адаптирована для учащихся любого возраста.

Ресурсное обеспечение:

1.Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская работа в школе.- М.: Вербум -М- 2001

2.Справочная литература и словари различного вида (толковые, двуязычные)

3. Тексты художественных произведений, исторические хроники, книги загадок

4. Документы различного вида (деловые письма, договоры, личные письма, инструкции)

5. Авторский дидактический материал (памятки, курс лекций, тренинговые игры и упражнения, анкеты)

6. Образцы учебных исследовательских работ по иностранному языку

7. Интернет – ресурс, компьютеры, проектор и экран для представления презентаций

Библиография: 

Величко М. В. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель,2006

Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе.- М.: Вербум – М -2001

Драйден Гордон, Дж. Вос. Революция в обучении.- М.: Парвинэ, 2003.

Завьялова М.П. Методы научного исследования. Томский политехнический Университет.- Изд-во ТПУ Томск, 2007.

Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. – М.: Просвещение, 1990.

Карнеги Дейл. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.- М.: Прогресс, 1990.

Первое сентября. Школьный психолог, №1, № 20, 2008г.

Савенков А. И.. Учебное исследование.- Москва, 2003.

Савенков И. А. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. Журнал «Одарённый ребёнок», №2, 2003.

ТихомироваЛ.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Тыртышная М.А. Как стать личностью. Научно – методический журнал «Классный руководитель», № 4, 2009.

Шмаков С. А. Игры, развивающие психические качества личности школьника. – М.: Просвещение, 2004.

http://www.diplomrus.ru/news/2009/04/21/555

http://www.researcher.ru/metodics/metod/razvitie/hypandques/html

http://www/vlivkor/com/2007/09/24

Приложения № 1

Анкета первоначальной и итоговой диагностики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)

Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - ...

Факультативный курс "Путешествие в страну Лингвистика".

Рабочая программа факультативного курса для учеников 6 класса "Путешествие в страну Лингвистика"....

О некоторых направлениях современных гендерных исследований в лингвистике

Данная статья посвящена основных направлениям современных гендерных исследований в лингвистике...

Учебное исследование "Этимология прилагательных в годонимике г. Тобольска" Автор исследования: Варакин Н. 6б кл.

АннотацияВ исследовании, целью которого являлось выявление исторически сложившихся причин названий - прилагательных в г. Тобольске, выдвигается гипотеза:  в истории развития города сложились усло...