Выполнение проектов на уроках математики
статья по теме
Представлен опыт работы по использованию метода проектов. Работа стала лауреатом 1 степени Всероссийского конкурса "Образовательный потенциал России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_potencial_rossii_nizhnevartovsk_shkola_no30_zadesenceva.docx | 69.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс «Образовательный потенциал России»
Номинация «Метод проектов в основной школе»
Методическая разработка «Выполнение проектов на уроках математики»
Задесенцева Светлана Петровна
Учитель математики
МБОУ «СОШ №30 с УИПОО «Физическая культура», г.Нижневартовск, ХМАО-Югра
При организации проектной деятельности на уроке математики я отслеживаю развитие умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. В диагностические данные включаю умение работать со справочной литературой, умение обрабатывать информацию, выделять главное, систематизировать материал; умение работать в группе, планировать, анализировать свою деятельность. Для проверки сформированности этих умений использую возможности урока. Делаю это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий.
Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это способ самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.
Приведу примеры организации проектной деятельности на своих уроках.
- Проект «Сборник задач о войне «Во имя тех священных дней…».
В нашей школе есть кадетские классы. Ребятам кадетских классов нравилось решать задачи о военных. Тогда я предложила им собирать из разных источников задачи о военных, о применении математики на службе, задачи о войне. Проект осуществлялся в течение 3 месяцев.
Сначала проходил сбор фактических данных. Каждую задачу необходимо было сопроводить исторической справкой, содержащей числовые данные. Ребята искали сведения в самых разных источниках: энциклопедиях, электронных справочниках, в Интернете.
Очень помогла выставка книг в нашей школьной библиотеке на темы: «Вам бессмертие дано навсегда», «Лицо войны сквозь свет Победы», «Остался в сердце вечный след войны» и др.
Придумывая собственную задачу, ребята глубже вникали в её математическую суть, анализировали и сравнивали известные типы задач и пополняли свой математический опыт.
Особый интерес у них вызывало составление задач на материале истории Великих сражений и истории родного города, края. У кого – то из учащихся в процессе такой работы любовь к истории пробудила интерес к математике. Те же, кто увлечён математикой, имели возможность глубже соприкоснуться с тайнами истории.
Определившись с исторической тематикой задачи, они выбирали затем математическое содержание и тип задачи. На следующем этапе предстояло сформулировать условие задачи. Сначала ребята выписывали из исторической справки все числовые данные и устанавливали зависимости между числами. Затем полагали одну или несколько величин неизвестными и выражали через них остальные величины. После этого составляли условие задачи и формулировали вопрос. В основе формулировок задач лежали реальные цифры.
При этом было важно, чтобы задача оказалась интересна, понятна и звучала корректно с точки зрения, как математики, так и истории. Кроме того, надо было проследить за тем, чтобы полученный результат согласовывался со смыслом.
В ходе работы над проектом был создан Сборник задач о войне, в котором собрано 112 задач, большая часть которых составлены кадетами.
Задачи сопровождались исторической справкой, решением и ответами.
Собранный материал содержал много интересного о войне и был распределён по разделам:
- Задачи о военных «Как воздух математика нужна сегодня офицеру молодому…» (24 задачи).
- Задачи о Великой Отечественной войне «Был путь к Победе труден…» (12 задач).
- Великие сражения
- Ленинградская битва (19 задач).
- Битва за Москву (15 задач).
- Сталинградская битва (12 задач).
- Битва на Курской дуге (12 задач).
- Наш край в годы войны (18 задач).
Сборник иллюстрирован, часть иллюстраций – это рисунки учеников школы № 30.
Данный проект стал победителем окружного фестиваля, призером межрегионального и городского конкурса проектов и исследовательских работ.
- В дальнейшем блок задач о сибиряках в годы войны был дополнен, оформлен в виде презентации и участвовал в городской конференции «Виват, Россия!». Таким образом, используя краеведческий материал и математические знания, был разработан новый проект «Наш край в годы войны».
- Ребята в кадетском классе активно занимаются спортом. Какая взаимосвязь между математикой и спортом? Исследуя эту тему, был разработан проект «Математика в спорте». В нем были рассмотрены вопросы математической статистики и теории вероятности в спортивных состязаниях и др. Несколько ребят стали изучать непосредственное влияние математики на тот вид спорта, в котором они имеют наилучшие результаты. Данный проект продолжает развиваться.
- Проект «Нумерология нашего класса». Числа… Мы сталкиваемся с ними на каждом шагу, они сопровождают нас от рождения и до последних дней. Без них мы не мыслим своей жизни. Какую роль играют они в нашей судьбе? В последнее время многие люди стали увлекаться такой наукой, как нумерология. Ребята заинтересовались этой темой, и выдвинули гипотезу: число рождения может влиять на успеваемость. Так началась работа над проектом. Результатом проекта стал буклет с рекомендациями учителям и ученикам использования знаний нумерологии в повседневной жизни.
- Проект «Измерение времени». Еще в древности один философ сказал: "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не задумываюсь об этом. Но стоит мне задуматься, и я не могу ответить". С тех пор как были сказаны эти слова, прошло много лет, но до сих пор далеко не все тайны времени разгаданы. Значит, проблема определения, и измерения времени была актуальна и остаётся актуальной для человечества на протяжении его существования. Была составлена подборка математических задач и интересных фактов, где используется понятие время. Все было оформлено в виде буклета.
- Проект «Математика в архитектуре». Математика-это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Дети заинтересовались, как связаны архитектура и математика, решая задачу из школьного учебника. В ней предлагалось рассмотреть 2 башни Московского Кремля и ответить на вопросы: 1) Использованы ли архитекторами известные вам фигуры – призма, цилиндр, пирамида, конус? 2) Проверьте, нет ли элементов, размеры которых находятся в отношении золотого сечения. Именно тогда зародился проект, в котором ребята изучали математику в архитектуре своего города.
- Над проектом «Математика в сказках» работали обучающиеся общеобразовательного 5 класса. Ребята легче понимали и лучше запоминали определения и правила, если они были обыграны и представлены в виде сказок. Тогда было предложено сочинять математические сказки по правилам 5 класса. Фантазия детей так разыгралась, что творческое домашнее задание переросло в проект. Данная работа детей также была представлена на окружном уровне. Часть сказок ребята переработали, оформили в виде презентаций и показали младшим школьникам.
Проектно-исследовательская деятельность, органично сочетаясь с другими технологиями и методиками, привела к определенным результатам.
- Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.
- Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.
- Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: сборник задач, буклет, наглядное пособие, электронная презентация.
- Повысился уровень проектных и исследовательских работ, расширился их тематический диапазон. Учащиеся, выполнившие работу по математике, с успехом реализуют свой опыт в другой предметной области.
- Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.
- Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.
- Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.
- Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.
В результате анализа своей педагогической деятельности прихожу к выводу о преимуществах проектного метода: для меня, как для учителя, проектно-исследовательская деятельность – это средство, позволяющее создать наилучшую мотивацию самостоятельной познавательной деятельности, это - удовлетворение от поиска новых форм работы, их реализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проекты на уроках математики
В последнее десятилетие стал популярным метод проектов, то есть организация специальной исследовательской деятельности на уроках . математика не является исключением....
Метод проектов на уроках математики
Есть в математике нечто,вызывающее человеческий восторг.(Ф. Хаусдорф.)...
Метод проектов на уроках математики
Как применять метод проектов...
Выполнение проектов на уроках технологии
Проектная деятельность школьников, примеры проектов....
Проект современного урока математики в контексте требований ФГОС по теме: «Умножение целых чисел », УМК Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Сценарий урока по теме: " Умножение целых чисел"...
Тема урока: «Порядок выполнения действий». Конспект урока математики 5 класс
Нам урок пора начать.Пришло время вычислять.И на трудные вопросыВы ответ сумейте дать.Будь внимателен, дружокНачинаем мы урок. Посмотрите, всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка. Вс...
Пример выполнения проекта по предмету Математика обучающейся 9 класса
Привожу пример разработки проекта обучающейся 9 класса по теме "Действия с рациональными числами", выполненным в соответствии с требованиями МБОУ СОШ 206 г.Новосибирска и пример продукта к п...