К успешной социализации через формирование межличностных отношений
Цель: определить пути и способы решения проблем, возникающих в процессе межличностного общения обучающихся. Задачи: - сформировать у членов коллектива школы представление проблеме межличностного общения обучающихся в школе, семье, социуме; - проанализировать типы взаимоотношений, которые складываются в школьном коллективе; - выявить проблемы взаимодействия, познакомить с приемами и методиками техники общения и на основе этого выстроить модель успешного общения.
План педсовета: 1.Вступительное слово Костышиной Г.Н . Обоснование выбора темы. Анкетирование учителей. 2.Анализ анкет. 3. Работа в творческих группах по созданию правил конструктивного общения 4. Презентация «Формирования правил межличностного общения» 5. Выступление Чуйко Л.В. 6. Подведение итогов. Принятие решения. 7.Подведение итогов 2 четверти директором школы Борисенко Л.А. Ход педсовета I. Выступление Костышиной Г.Н. Что самое главное для учителя? Хорошо знать свой предмет? Умело использовать дидактические и методические наработки? Любить детей? А может уметь грамотно и эффективно общаться? Есть ли что-то более важное и что-то менее важное из выше перечисленного в профессии учителя? Многие и многие учителя хорошо знают свой предмет, умеют использовать методику преподавания предмета, любят детей, но не испытывают удовлетворения от выполняемой работы. Часто приходиться слышать, что причины этой неудовлетворенности в низкой заработной плате учителя. Трудно не согласиться. Но давайте представим, что ситуация меняется магическим образом и мы с вами получаем достойную заработную плату, разве не исчезнут из нашей школьной жизни все мучающие нас проблемы? Можно ли говорить о том, что в количестве получаемых нами денег содержится секрет профессионального мастерства? Послушайте сказку и уловите в ней намек… Однажды шел по лесу мудрец. И увидел он лесоруба, рубившего дерево старым тупым топором. Было ясно, что этот человек работает уже долго и очень устал. К тому же он был раздражен, что дело двигается так медленно. "Что ты делаешь?” – спросил мудрец. "Не видишь разве, я работаю!” – раздраженно ответил лесоруб. "Твой топор затупился, и работа стала слишком тяжелой для тебя! – воскликнул мудрец. – Заточи топор и работа пойдет веселее”. Но не стал слушать его лесоруб. "Мне некогда заниматься этой ерундой! Я работаю!” – с нетерпением воскликнул он. Учитель – представитель профессии, которая относится к системе "человек-человек”, и поэтому, что бы он ни делал, выполняя свои профессиональные обязанности, ему приходиться взаимодействовать, общаться с другими людьми. Чем эффективнее учитель умеет это взаимодействие организовать, тем большее удовольствие он получает от результатов и самого процесса труда. Так давайте же постараемся узнать, какие законы существуют в стране общения, каких правил придерживаются граждане этой страны и попытаемся выстроить модель успешного общения. К сожалению, в нашей школе всё острее становится проблема межличностного общения. Наши ученики не умеют правильно общаться. По итогам анализа анкет: 72 % обучающихся подвергаются оскорблениям, и не только в школе, но и дома и на улице. Особенно некомфортная ситуация сложилась в 5 и 6 классах. Целью сегодняшней нашей работы является найти пути решения этой проблемы, разработать план по формированию навыков позитивного межличностного общения. Сегодня мы с вами вспомним теорию по этому вопросу, проанализируем типы взаимоотношений, которые складываются в школьном коллективе, выявим положительное и негативное, определим пути и способы решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия «Ученик-Ученик»,«Учитель – Ученик», «Ученик – Родитель». II. И начнём мы со схемы «Ученик-Учитель». Почему? Образовательный процесс в школе представляет собой сложную систему педагогического взаимодействия. Педагогическая аксиома гласит: можно быть профессором в области своего предмета, но если нет взаимоотношений между учителем и учениками, результатов образования не будет. Переход к личностно ориентированному обучению, основанному на уважении личности ребенка, знании его особенностей и построении обучения с учетом особенностей и потребностей каждого, требует изменения стиля взаимоотношений педагога с учащимися. Взаимоотношения также важны, как и правила организации урока. Сегодня в наш профессиональный язык прочно вошли такие понятия как "педагогика сотрудничества”, "личностно ориентированное воспитание”, "гуманный подход”. Гуманистическое воспитание – это всегда партнерство детей и взрослых, активных, деятельных и действующих сторон. Урок рассматривается как система деятельности учителя и учащихся и является основой воспитательного процесса – важным элементом образовательного процесса в целом. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности. Да и что говорить, чаще всего педагоги выступают как пример межличностных отношений. А всегда ли мы с вами коллеги, можем служить этим примером? Что нужно для конструктивного межличностного общения? Работа в группах. Выработка правил конструктивного межличностного общения «Учитель- ученик» Конструктивное общение-это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное (Киреева.С.). Конструктивное общение состоит из: - - умения слушать
- - способности понять смысл услышанного
- - способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения
- - желания получать новую информацию, знания
- - доброжелательности, приветливости
- - способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения
- - умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.
А где ребёнок может научиться такому общению. Конечно основы закладывает семья, но мы то с вами, реалисты и понимаем что не во всех семьях родители эталон межличностных отношений. Оскорбления, унижения, мат – всё это присутствует в некоторых семьях. Дать навыки общения должна и школа. Однако основной формой взаимодействия учителя и учащегося по прежнему остаётся час общения, а он всё чаще носит классно-урочную форму. Решение организационных моментов, выставление оценок и «разбор полётов» - вот так4им чаще всего бывает час общения. А какие формы работы с классом используете вы? ( работа в парах) Так как же решить проблему формирования позитивных межличностных отношений, ведь от этого зависит и будущая успешная социализация ребёнка. Попытаемся найти пути решения проблем общения и выработать правила общения для учащихся и педагогов. Посмотрите на этот список и ответе сами себе сколькими качествами для успешного общения обладаете Вы? А сколькими ребята из вашего класса? 1.Проявлять такт(принимать человека таким какой он есть). 2.Уметь слушать. 3.Уметь по внешним признакам определить состояние собеседника. 4.Владеть культурой речи. 5.Управлять голосом. 6.Уметь управлять своим состоянием, чувствами. 7.Владеть приемами длительного включения положительных эмоций. 8. Излучать тепло, любовь, доброжелательность. И вот всему этому мы должны попытаться научит наших учеников. Психологи советуют: для налаживание контакта с людьми, нужно научиться принимать человека - что это значит? значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом, «Уважать - душевно признавать достоинства человека»(В.Даль); осознание права личности быть непохожей на других; представление права на свободу выбора; Оценка не личности человека, а его деятельности; Владение способностью чувствовать, понимать каждого человека смотреть на проблему его глазами, с его позиций; Если мы: и учителя-предметники, и классные руководители, и родители, озаботимся этой проблемой, возможно вместе мы найдём её решение. Проект решения: 1.Рекомендовать классным руководителям проводить тренинги эффективного общения и взаимодействий в классном коллективе, разнообразить формы проведения часов общения. 2. Провести декаду открытых часов общения по проблеме «Учимся общаться» с привлечением психолога. 3. Проводить мониторинг среди учащихся 1-4 классов «Настроение класса дома и в школе»– еженедельно 4. Провести классные родительские собрания по проблеме « Общение в семье и в школе как залог успешной социализации» 5.Рекомендовать учителям-предметникам применять правила педагогического взаимодействия в общении с обучающимися.
Конструктивное общение-это такое взаимодействие людей, при котором собеседники способны услышать и понять мнение друг друга, получая для себя что-то полезное, возможно даже ценное (Киреева.С.). Конструктивное общение состоит из: - - умения слушать
- - способности понять смысл услышанного
- - способности конструктивно разрешать возникающие конфликты, а еще лучше не допускать их возникновения
- - желания получать новую информацию, знания
- - доброжелательности, приветливости
- - способности аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения
- - умение не навязывать свое мнение в негативной форме, подавляя личность другого человека.
Правила общения. 1.Проявлять такт(принимать человека таким какой он есть). 2.Уметь слушать. 3.Уметь по внешним признакам определить состояние собеседника. 4.Владеть культурой речи. 5.Управлять голосом. 6.Уметь управлять своим состоянием, чувствами. 7.Владеть приемами длительного включения положительных эмоций. 8. Излучать тепло, любовь, доброжелательность. Психологи советуют: для налаживание контакта с людьми, нужно научиться принимать человека - что это значит? значит проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом, «Уважать - душевно признавать достоинства человека»(В.Даль); осознание права личности быть непохожей на других; представление права на свободу выбора; Оценка не личности человека, а его деятельности; Владение способностью чувствовать, понимать каждого человека смотреть на проблему его глазами, с его позиций.
|