Доклад: «Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»
статья

Прошина Любовь Ивановна

«Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Приучать  воспитанника  бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.

2. Детям  очень рано  надо  проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят память погибших.

3. Воспитывать у  детей  уважительно-бережное отношение к хлебу.   Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

4. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с  детьми  в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать детей беречь природу, охранять ее.

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В  детстве идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание  воспитанника  обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый  воспитанник в доме   должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному  дому , родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_doklad.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области                                                  Государственное казенное общеобразовательное учреждение                                            для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Преображение»

Доклад:  «Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»

                                                                                    Воспитатель: Прошина Л.И.

2020 г.

                       ДОКЛАД  

«Организация работы по формированию нравственно-патриотических чувств семейных группах»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому воспитанию?

1. Приучать  воспитанника  бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам. Объяснять ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей. Бережному отношению к книгам, способствуйте развитию интереса к содержанию.

2. Детям  очень рано  надо  проявлять интерес к истории страны, края. Если в городе есть памятники, организовать к ним экскурсии и рассказать, о том, как чтят память погибших.

3. Воспитывать у  детей  уважительно-бережное отношение к хлебу.   Рассказать, как выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.

4. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой делает человека более чутким, отзывчивым. Зимой на лыжах, летом на велосипеде или пешком, полезно отправиться с  детьми  в лес, чтобы полюбоваться его красотой, журчанием ручья, пением птиц. Воспитывая любовь к родному краю, важно приучать детей беречь природу, охранять ее.

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В  детстве идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание  воспитанника  обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоническое формирование личности. Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый  воспитанник в доме   должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному  дому , родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему отечеству.

Чувство Родины. Оно начинается у  воспитанника  с отношения  к самым близким людям   . Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой воспитанник , чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Задача  педагога  — отбирать из массы впечатлений, получаемых  воспитанником , те, которые наиболее доступны ему: ближайшее окружение, природа и мир животных родного края; труд людей, на благо общества, на процветание Родины; отношения людей, раскрывающие ребенку наш образ жизни (коллективизм, товарищество, взаимопомощь, оптимизм, вера в человека, гуманное отношение ко всему живому, стремление к миру) ; общественные события (полеты космонавтов, субботники, спортивные соревнования, юбилейные даты, праздники).

Исходя из этого, работа по патриотическому воспитанию  воспитанников включает целый комплекс задач:

воспитание у  воспитанника  любви и привязанности к своей семье, дому, детскому  дому , улице, городу;

формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

формирование элементарных знаний о правах человека;

расширение представлений о городах России;

формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Важно приобщать  воспитанника к культуре своего народа, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых . На конкретных фактах из жизни старших   необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т. д. Важно подвести  воспитанника к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Необходимо формировать у  воспитанника представление о родном крае. Надо показать  воспитаннику , что родной город, край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, местами, связанными с событиями боевых лет Великой Отечественной войны, лучшими людьми. Важно, чтобы родной город предстал перед  воспитанником  как самое дорогое, красивое, неповторимое.

Для воспитания у  воспитанника  любви к родному городу, краю, необходимы экскурсии, в которых он познакомится с памятными местами.

Помните, что именно в  детстве у каждого  человека  начинает складываться своя собственная картина окружающего мира, и успешность ее становления зависит от того, насколько органично будет оказана помощь ребенку в процессе “примерки” постоянно расширяющегося мира к его небольшому жизненному опыту.

«… От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В. А. Сухомлинский).

«Высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания» (А. В. Запорожец).

Древние мыслители, размышляя о духовно-нравственном развитии детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа лежит путь к нравственности, человечности. Какие нравственные ценности являются самыми важными в жизни человека? Это дом, мать, семья, дружба, Родина. Любовь к родному дому, родным местам, Родине, гордость за свой народ – важнейшие задачи воспитания подрастающего ЧЕЛОВЕКА.

Академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, к родной природе… »

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач взрослых. Такую любовь мы можем воспитать в детях, если сами, любя Родину и зная её историю, традиции, обычаи, фольклор, достижения народных мастеров, поделимся с детьми этими знаниями. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Воспитывая  воспитанника на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения маленького патриота.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что становление человека как гражданина должно начинаться с ознакомления его с его малой Родиной, так как невозможно вырастить настоящего патриота без знания своих «корней», своей истории.

Надо помнить, что  воспитанник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в нравственно-патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам  педагог , находящийся рядом с ребенком, будет знать и любить историю своей страны, своего города, края, сумеет передать  воспитаннику то, что вызовет  чувство гордости и восторга.

Самое большое счастье для  педагога  – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Подводя итоги можно сказать, что нравственно-патриотическое воспитание  детей  является важнейшей частью общего воспитания молодого поколения , поскольку в результате мы можем получить патриотически-настроенных детей, которые будут любить свою страну и оберегать ее.

Таким образом, работа по формированию нравственно-патриотических чувств у  воспитанников  необходима и важна, и то, насколько будут человечны наши дети, насколько они будут любить свою малую Родину, а в дальнейшем и страну, зависит от нас – взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста

Большое значение имеет формирование патриотической позиции. Но что это такое по отношению к детям дошкольного возраста? Как воспитать человека — гражданина своего Отечества, испытывающего глубок...

Доклад "Организация самостоятельной работы обучающихся средствами ИКТ при формировании общих компетенций"

Применение самостоятельной работы на уроках производственного обучения для учащихся по профессии "Мастер по  обработке цифровой информации"...

Формирование нравственно-патриотических ценностей средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы руководителя школьного комплексно-краеведческого музея по формированию нравствено-патриотических ценностей...

План работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (подготовительная группа)

План работы по самообразованию «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (подготовительная  группа)...

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей с ОВЗ

Вопросы формирования мировоззрения, самосознания, самостоятельности и нравственности имеют большое значение в воспитании личности. Под развитой человеческой личностью подразумевают обычно личнос...

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ УЧАСТИЕ В ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ И АКЦИЯХ

Формирование нравственно-патриотических ценностей у младших школьников является одной из приоритетных задач современной образовательной системы. Воспитание патриотизма, уважения к истории и культуре с...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе  «Страна, в которой мы живем»

закрепить знания детей о нашей стране, о своем поселке;- воспитывать любовь и уважение к своей Родине, поселку, детскому саду;- закрепить знания детей о флаге, гимне, гербе России и родного поселка, и...