Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.
статья на тему
Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств детей начальных классов.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность, основой которой является системно-деятельностный подход, способствует более эффективному усвоению знаний, умений, формированию нравственных норм, патриотических качеств, успешной социализации обучающихся младших классов.
Цель опыта: формирование ключевых компетенций в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся посредством использования краеведческого материала.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия и возможности для приобретения знаний и развития нравственной личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
2. Сформировать межличностные отношения, активную жизненную позицию учащихся в процессе социализации.
3. Развивать творческую инициативу (способности), коммуникативные качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vasileva_n.a.rar | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Васильева Н.А.,
МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», Старооскольский городской округ
Я работаю педагогом дополнительного образования в МБУ ДО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» по модифицированной образовательной программе «Истоки» туристско-краеведческой направленности. В течение трех лет провожу исследование по теме: «Совершенствование нравственно-патриотического воспитания учащихся младшего школьного возраста посредством краеведения». Исследование проходит на базе общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов».
Дополнительная образовательная программа (за счет практической составляющей) дает возможность широкого использования краеведческого материала для углубления, закрепления краеведческих знаний у учащихся 2-3 классов и формирования у них нравственно-патриотических чувств, социального опыта.
В силу того, что уже несколько десятилетий этой проблеме не было оказано должного внимания, среди подрастающего поколения получили распространение цинизм, агрессивность, неуважительное отношение к государству, снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к выживаемости, творчеству, культурному обустройству собственной жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. Все это вызывает беспокойство за будущее России.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы» и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОСНОО) направлены на:
духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни[1].
Таким образом, актуальность моего исследования определяется необходимостью разрешения противоречий:
-между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к знаниям и личностным качествам учащихся, и недостаточными результатами учебно- воспитательной деятельности общеобразовательных учреждений;
-между необходимостью использования краеведческого материала в работе по углублению краеведческих знаний у учащихся, формированию у них нравственно-патриотических чувств, успешной социализации и:
- отсутствием в школьных программах краеведения как предмета,
- недостаточным вниманием учителей начальных классов к введению краеведческого аспекта в учебно-воспитательный процесс.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в том, что туристско-краеведческая деятельность, основой которой является системно-деятельностный подход, способствует более эффективному усвоению знаний, умений, формированию нравственных норм, патриотических качеств, успешной социализации обучающихся младших классов.
Вопросы нравственно-патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В. Г. Белинского, В. И. Водовозова, Е. Р. Дашковой,
П. Ф. Каптерева, Н. И. Новикова, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать в ребенке любовь к народу, родному языку, национальной культуре, национальным обычаям и традициям. В работах
К. Ш. Ахиярова, Х. Х. Баймурзина, В. И. Баймурзиной, Г. И. Батуриной, И. И. Валеева, Г. Н. Волкова, Р. Х. Гасановой, Я. И. Ханбикова, С. Д. Кириенко и других ученых доказывается, что краеведение выполняет важнейшую функцию в воспитании детей и молодёжи.
Цель опыта: формирование ключевых компетенций в системе нравственно-патриотического воспитания учащихся посредством использования краеведческого материала.
Задачи:
1. Создать благоприятные условия и возможности для приобретения знаний и развития нравственной личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины, способной успешно выполнять гражданские обязанности.
2. Сформировать межличностные отношения, активную жизненную позицию учащихся в процессе социализации.
3. Развивать творческую инициативу (способности), коммуникативные качества.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познанием и опытом. Компетенция – совокупность качественных характеристик обучающегося, позволяющих ему эффективно и продуктивно осваивать современные реалии на основе опыта (превращение знаний в умения).
Понятие «компетенция» составляют:
- знания - набор фактов, требуемых для выполнения работы;
- навыки - владение средствами и методами выполнения определенной задачи;
- способность - врожденная предрасположенность выполнять определенную работу;
- стереотипы поведения - видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. В поведении проявляются наши ценности, этика, убеждения и реакция на окружающий мир;
- усилия - это сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов.
Для формирования основных компетенций учащихся воспитание и образование в МБО ДО «ЦДЮТиЭ» осуществляется через организацию совместной деятельности взрослых и детей, детей друг с другом, детей и социума, подразумевающей приобретение и передачу опыта ценностного общения: с обществом, с другими людьми, друг с другом.
Этот же постулат о важности специальной совместной деятельности детей и взрослых заложен в основу Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [2:17].
Социализация – как специально организованный, так и стихийно происходящий процесс передачи молодежи накопленных обществом знаний, умений и навыков, нравственных норм, жизненных ценностей, способов общения и поведения; обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, свидетельствующее о нормальном, безболезненном вхождении человека в жизнь общества. Социализация происходит в процессе совместной деятельности и общения в определенной культурной среде[4].
В основе данного опыта лежит системно-деятельностный подход.
Система работы:
Информационно-познавательная деятельность.
Экскурсионная деятельность.
Творческая деятельность.
Направления работы:
«Моя семья», «Мой микрорайон», «Мой город», «Моя страна», «Краеведение и туризм».
Информационно-познавательная деятельность: лекция, беседа, просмотр фильмов, рассматривание фотографий и иллюстраций, подготовка рефератов.
Экскурсионная деятельность:
Экскурсии по своей школе, микрорайонам, экскурсии и походы в ближайшие природные зоны: река Осколец, сквер у д/к «Комсомолец», Атаманский лес, к памятникам боевой славы нашего города (мемориал Воинской Славы у Атаманского леса, братская могила № 5 на ул. Комсомольской, Братская могила № 1 на ул. Ленина, памятный знак «Скорбящая мать», ул. Ленина (городской парк).
Экскурсии в школьные музеи:
музеи Боевой Славы - МБОУ «СОШ № 12 с УИОП», ЧОУ «Православная гимназия № 38»;
музеи, имеющие разделы по военной тематике:
МБОУ «ООШ № 21», МБОУ «ООШ № 15», МБОУ «СОШ № 11 с УИОП.
Этнографические музеи: МБОУ «СОШ № 27с УИОП», МБОУ
«Лицей № 3».
Краеведческие музеи: МБОУ «СОШ № 27 с УИОП», МАОУ «СОШ
№ 33 с УИОП» (знакомство с традициями, бытом, культурой наших жителей в 19-20 вв.), промышленными предприятиями нашего города: СГОК, ОЭМКа, СОАТЭ, ОЗММ, кондитерская фабрика «Славянка», молочный комбинат «Авида».
МКУК «Старооскольский краеведческий музей». Залы: город-крепость, природа родного края, этнографический, боевой Славы.
Творческая деятельность: обсуждение увиденного (рассказ обучающегося, рефлексия), рисунок, поделка, стихотворение, реферат, сообщение, исследовательская работа, проект (совместно с педагогом, родителями), участие в конкурсах, акциях, коллективные творческие дела.
Условия для эффективного усвоения краеведческих знаний и поведенческих норм.
Вначале учебного года знакомлю детей с задачами объединения, чем будем заниматься в течение учебного года. Совместно с детьми разрабатываем правила туриста-краеведа, распределяем обязанности, используя систему сменных должностей: (штурманы, краеведы, дежурные, командир).
Правила туриста-краеведа
- Туристы-краеведы должны во время экскурсий и походов соблюдать: дисциплину, правила дорожного движения, поведения в транспорте (разговаривать тихо, садиться только в том случае, если рядом нет людей старше тебя).
- В музее спокойно передвигаться, внимательно слушать экскурсовода, задавать вопросы.
- В походе все принадлежит всем и все делится поровну (осуждаются «индивидуальные домашние пайки» или «междусобойчики».
- Рюкзак девочек должен быть легче мальчишечьих (основной груз общественного снаряжения должна взять на себя мужская часть группы. Приветствуется оказание помощи девочкам в облегчении их рюкзаков, в преодолении трудных участков пути, а также моральная поддержка. То же самое касается и младших членов группы).
- «После нас – лучше, чем до нас!» (Приветствуется поддержание чистоты всех посещаемых природных и культурных объектов, по возможности уборка чужого мусора.)
- Мы - друзья природы! (В лесу нельзя ломать деревья, рвать цветы, топтать траву (нужно ходить по тропинкам), обижать лесных животных, не рвать ягоды и грибы).
- Говорим красиво и правильно! (Приветствуется культурная, вежливая речь без употребления ругани, грубости, пошлости).
Условия для формировании ценностных отношений
Большим потенциалом в формировании ценностных отношений школьника к окружающему миру, и, самое главное, к самим себе обладают возникающие во время однодневных походов ситуации повышенного физического, морального, эмоционального напряжения, которые испытывает ребенок. Трудности походной жизни – попадающиеся на пути препятствия, неблагоприятные погодные условия, многокилометровые переходы, отсутствие привычных бытовых условий – все это требует от ребенка концентрации сил, воли, терпения[3:23].
В подобных ситуациях-испытаниях ребенок находит ответы на актуальные для себя вопросы: «Что я есть на самом деле?», «Что во мне есть того, что я еще не открыл?», «К чему я способен, что я могу?». Эти испытания дают ему возможность увидеть, что собственные поступки могут быть подчинены не естественной необходимости (к чему толкают его инстинкты), а его свободной воле быть и оставаться человеком, который способен подняться над своими слабостями, капризами, страхами.
Таким образом, благодаря эффективной системе деятельности, в объединении обучающиеся имеют возможность не только получить краеведческие знания о своем ближнем окружении, истории, культуре и природе родного края, но и понятия о нравственности и морали, а также первый социальный опыт.
Социальный опыт действия обучающиеся приобретают, участвуя в благотворительной работе во время походов:
- благоустройство памятников,
- очистка места стоянки,
- очистка родника,
-оказание помощи пожилым людям. Забота о других становится привычным делом юных туристов-краеведов.
Я стараюсь, чтобы полученный детьми опыт социального действия обязательно был ими осмыслен, отрефлексирован. Для этого в конце дня мы обсуждаем с участниками похода прошедший день. Это учит учащихся анализировать свои проблемы и затруднения; адекватно оценивать свои силы, способности, характер, свое отношение к порученному делу, к коллективу, ставить перед собой цель и достигать её, передавать свои чувства и быть открытым для других. В ходе обсуждения дети делятся впечатлениями о том, какие произошедшие сегодня события, увиденные вещи и явления больше всего их удивили, обрадовали или огорчили? Чем и почему? Кому бы из товарищей ты хотел сказать спасибо? За что? Кто для тебя сегодня был примером, кто тебя чему-либо научил, чем помог?
Результативность опыта. Результатами моей работы являются приобретенные детьми знания и практические навыки, выработанные стереотипы поведения, которые позволяют им эффективно и продуктивно осваивать современные реалии. У детей улучшились взаимоотношения в коллективе, они стали дисциплинированными, собранными. У них изменилось ценностное отношение к дружбе, семье, родному краю и своей стране. У детей заложены основы творческой инициативы, необходимости активной жизненной позиции, что очень важно на начальной ступени образования. Обучающиеся стали активно интересоваться историей своего края, страны, участвуя в исследовательских проектах, защищая свои творческие работы на конкурсах и конференциях.
Члены объединения «Истоки» постоянно участвуют в муниципальных и областных конкурсах патриотической и краеведческой направленности:
Алферова Анастасия, победитель муниципального этапа межрегионального конкурса на лучшее знание государственной символики России, 2012 год.
Темерязев Алексей, Гаврилова Ева – победители открытой викторины «Наш земляк – Н.Ф. Ватутин», 2013 год.
Седых Анжелика, победитель муниципального творческого конкурса «Мой отчий край», 2012 год.
Члены объединений «Знатоки родного края», «Истоки» - победители и призеры муниципального этапа областного конкурса «Мой отчий край», 2010, 2012 годы.
В ходе работы по данной проблеме мной разработано методическое пособие «Региональные и государственные символы – наша гордость!», которое стало победителем IV областного конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками, посвященного 90-летию государственной системы дополнительного образования детей (2010 г.). Пособие утверждено на МЭС Управления образования администрации Старооскольского городского округа и рекомендовано к использованию.
Источники и литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного начального образования.
2. Данилюк, А.Я., Кондаков А.М., Тишков, В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009 . - С.17.
3. Енин, А.В., Кириченкова, Н.С., Моргунова, М.А. Конструирование программ: хочу, надо, делаю. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся /А.В. Енин, Н.С. Кириченкова, М.А. Моргунова.– Воронеж, 2012.- С.23.
4. Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского.- М, 1990.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»
Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста.
В своей работе я отразила особенности, формы работы и методическую систему гражданско-патриотического воспитания детей младшего школьного возраста....
«Духовно-нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста как важнейший аспект формирования личности гражданина России»
Патриотизм предполагает уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм определяют в педа...
Обобщение опыта " Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством развития творческого воображения".
Наиболее успешно становление нравственных качеств происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять»...
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
ЭССЕ «Эстетико-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста в объединениях ОДОД ГБОУ СОШ №549 Красносельского района»
Эссе о педагогическом опыте в сфере дополнительного образования....
Презентация на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы."
Нравственно - патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста посредством художественной литературы....