открытый урок в 1 классе по теме : "Кто такие птицы?"
методическая разработка по теме

Чебанова Галина Васильевна

открытый урок "Кто такие птицы?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okruzhayushchemu_miru_v_1_klasse.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по предмету "Окружающий мир"

 в 1 классе

Тема: «Кто такие птицы?»

Презентация

        Цели:

1. Формировать у учащихся представление о птицах как животных, тело которых покрыто перьями; познакомить с особенностями их строения и жизнедеятельности; с местами их обитания; учить определять принадлежность птиц к своей группе; учить выделять существенные признаки природных объектов; продолжать обучение практическому исследованию предметов природы.

2. Создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей, воображения; формировать приемы учебной деятельности.

3. Воспитывать доброту, ответственность, чувство любви к природе и умение ценить прекрасное; формировать образ окружающего мира как дома для всего живого.

  Планируемые результаты: учащиеся научатся называть основной признак птиц; узнавать птиц среди других животных; называть птиц с помощью атласа-определителя; описывать птиц по плану.

Оборудование: ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, доска, презентация, учебник «Мир вокруг нас» и рабочая тетрадь к учебнику (автор А.А. Плешаков), перья птиц, ножницы, стаканчик с водой, картинки с изображением птиц, пазлы с изображением птиц, Красная книга Брянской области.

Ход урока

Ι. Организация класса.

- Здравствуйте ребята! Прозвенел для нас звонок, начинаем наш урок.

А теперь всё внимание на меня. - Что у меня в руке? (Перо птицы). - Я уроню его, а вы внимательно послушайте и попробуйте сесть так же тихо, как падает это перо.

 ΙΙ. Актуализация знаний.

-Ребята, к нам на урок пришел наш друг, который помогает изучать окружающий мир. Кто же это? (Муравей Вопросик) Молодцы, ребята! Он хочет узнать, с какими группами животных мы познакомились на предыдущих уроках? Давайте покажем Муравью, хорошо ли мы знаем группы животных. Я проведу небольшой опрос. А вы будете мне отвечать с помощью сигнальных карточек. Итак, я диктую предложения, если вы согласны с высказыванием, то поднимаете вверх желтую карточку, если нет – то зеленую.

а) Муравей, пчела, стрекоза – насекомые. (Да)

б) У насекомых шесть ног. (Да)

в) Акула – речная рыба. (Нет)

г) Рыбы живут в воде. (Да)

д) Паук – это насекомое. (Нет)

е) Тело у всех рыб покрыто чешуёй. (Нет)

Молодцы!

ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.

Муравей Вопросик Слайд 1    приглашает нас в лес на прогулку. Представьте себе, что мы очутились в лесу.  Здесь так много интересного. Какие звуки можно услышать? А кого можно встретить в лесу? (зверей, насекомых, птиц). Слайд 2   Как нужно себя вести в лесу? - Попробуйте отгадать, чьи это голоса? Слайд 3   (дети слушают и отгадывают птичьи  голоса – воробья, синицы, вороны). 

А теперь послушайте стихотворение и подумайте: о ком говорится в этом стих-и

Стихотворение читает учитель.

Итак, о ком говорится ? А можете ли вы назвать тему нашего урока? ( Кто такие птицы?)

Слайд 4   А можете вы сразу сказать: кто такие птицы и чем они отличаются от других животных?.

Молодцы, ребята! Вы много знаете, но мы сегодня узнаем еще больше. А помогать нам будет Муравей Вопросик.

ΙV. Постановка проблемного вопроса.

- Послушайте кого увидел в лесу Муравьишка. Слайд 5 

 «Однажды вечером я гулял по лесу. Вот и солнышко стало садиться. На окраине деревни, за лесом, прокукарекал петух, созывая кур на насест. Бесшумно, взмахивая крыльями, пролетела надо мной большая ночная бабочка. С резким свистом промчалась над лесной тропинкой летучая мышь. А в глубине леса с ветки на ветку прыгало-перелетало удивительное животное, похожее на белку. 

- Какие разные животные, но все они умеют летать… Наверное, все они  птицы -  подумал Муравей.

Действительно ли все они — птицы? -  А вы как думаете, ребята?    (Дети говорят, что курица — птица, бабочка — насекомое).

- Учитель спрашивает: «Знает ли кто-нибудь из вас животное похожее на белку, о котором сказал Муравей?» Слайд 6  Если дети не знают,  учитель сообщает: Это белка-летяга. Птица ли она? А летучая мышь — птица?

V. Изучение нового материала.

1. Выявление существенного признака птиц.

- Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий существенный  признак птиц, который отличает их от других животных. Важный признак для птиц – умение летать? И все ли птицы умеют летать? Умение летать не подходит — мы знаем, что не только птицы летают, но и насекомые. А некоторые птицы вообще летать не умеют или умеют, но очень плохо, например курица. Как вы считаете, что это за признак? (этот признак - перья). Вот главный отличительный признак птиц!

- Кто такие птицы? Слайд 7   (Животные, тело которых покрыто перьями).

2. Знакомство со строением тела птицы. Работа по учебнику.

- Давайте познакомимся со строением птицы. А в этом нам поможет мудрая Черепаха. Взгляните на нее в учебнике на стр. 36. Чем она себя украсила? (Перьями) Кто узнал эти перья? (Это перья павлина.) Слайд 8 Посмотрите на эту красивую птицу с пышным оперением. А мы рассмотрим строение птицы на примере голубя. Какие части тела можно выделить? Каждая часть тела птицы имеет свое назначение.

Птичий нос не только нос, но ещё и рот, поэтому его назвали клювом. Клюв бывает только у птиц. Клювы у птиц разные, потому что пища у них тоже разная. У птиц, которые питаются насекомыми, клювы тонкие и острые. У тех, кто клюёт зерно – толстые и тупые. Птицы не жуют пищу, так как у них нет зубов. Они заглатывают пищу целиком.  С помощью клюва птицы плетут гнёзда, чистят перья, кормят птенцов. Без носа птица – как мы без рук. 

У птицы 2 ноги. Обычно на птичьей ноге 4 пальца. Форма пальцев и длина ног у птиц разная. У водоплавающих птиц, таких как утка между пальцами – кожные перепонки. Они помогают птичкам грести лапками, будто вёслами.

Крылья поднимают птицу в воздух. Форма и длина крыльев тоже разная. Крыло по своему строению напоминает руку. Оно тоже сгибается в двух местах. Когда птице нужно взлететь, она подскакивает повыше и очень быстро машет крыльями.

Всё тело у птиц покрыто  перьями Ни у каких других животных перьев нет. Они спасают птицу от ушибов, от холода и жары, маскируют от врагов. Перья – это одежда птиц.

-Ребята, Мудрая черепаха очень внимательно слушала и решила проверить: все ли ребята запомнили строение птицы?

Я буду показывать, а вы хором называть (голова, тело, крылья, хвост, ноги, клюв, шея) части тела птицы. Молодцы! Слайд 9   А еще, ребята, давайте прочтем вывод на который указывает черепаха стр. 37. Кто такие птицы? (Птицы- животные, тело которых покрыто перьями.)

Физминутка.  Слайд10  

Совушка-сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Ножками топ-топ,

Крылышками хлоп-хлоп,

Во все стороны глядит,

Да как полетит!

3. Практическая работа  в паре. А сейчас поработаем в парах.

-Муравей Вопросик  хочет узнать строение пера птицы, и мы ему поможем.

Мы с вами сейчас превратимся в ученых. И проведем исследование пера. У вас на столах лежат разные перья.

- Сравните перья. Чем различаются? Чем они похожи? (Размер, форма, окраска – одинаковое строение).

- Каждое перо имеет стержень. Найдите его. Почему эту часть пера так называют? (Похожа на стержень ручки, которой мы сейчас пользуемся.)

- А еще у пера есть бородки. Найдите их. Обратите внимание, как бородки соединены друг с другом у больших и малых перьев. Аккуратно разъедините бородки. Как соединены бородки между собой у больших перьев?  (Есть маленькие крючочки, у маленьких – крючочков нет). Для чего птицам нужны большие перья? И называют их полётными. 

Маленькие пёрышки - они мягкие, пуховые перья. Для чего птицам нужны пуховые перья? (они помогают птицам сохранять тепло).

- Положите пёрышко на ладонь. Тяжелое оно или легкое? (Они очень легкие).

- Обмакните перо в стакан с водой. Что с ним случилось? Намокло ли оно? (Перо осталось сухим, вода скатилась капелькой). Птицы смазывают свои пёрышки жидкостью из железы, которая находится над хвостом, и перья не намокают. Значит, перья защищают птицу от воды и сырости.  

4. Работа  в рабочей тетради.

- Молодцы, ребята! А теперь давайте выполним задание в рабочей тетради на стр. 25 , задание 1 (Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели..)

   Физминутка.

Встали прямо, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Прыгаем на правой ножке

И на левой прыг-прыг скок!

VI. Расширение представлений детей о многообразии мира птиц.

Наша планета заселена множеством различных видов птиц. Но некоторые птицы исчезают. Их остаётся очень мало. Если их не охранять, то они совсем исчезнут. Поэтому их  занесли в Красную книгу. Слайд11  Это серый журавль, чайка, филин, серая куропатка, беркут, малый лебедь, орлан-белохвост и другие. 36 видов птиц  занесены в Красную книгу и охраняются на территории Брянской области.

К нам на урок пришла гостья из 5 Б класса- Герасимова Ангелина. Она и ее одноклассники в прошедшем году работали над проектом «Жизнь птиц». Сейчас она нам и расскажет кратко.

--- Спасибо, Ангелина. Я думаю, что наши ребята заинтересовались твоей книгой и попробуют сами поработать, тем более, что первые успехи в работе над проектами у нас уже есть.

Одним из результатов работы над проектом было изготовление кормушек для птиц. Посмотрите, какие красивые кормушки! В них и зимовать не страшно птицам! Я призываю вас тоже поддержать ребят и продолжить их начинания в заботе о птицах и изготовить тоже кормушки и кормить птиц зимой.

Стихотворение «Покормите птиц зимой»  читает Протченко Юлия

Практическая работа  в парах

_ А сейчас немного поиграем. Пазлы умеете собирать?   У вас у каждого на столе лежит конверт с разрезными картинками. Вам нужно собрать картинку.

Работа у доски с таким же заданием.

- А сейчас давайте посмотрим ещё несколько слайдов о птицах. Слайды с 12-21

Одновременно учитель может читать детям загадки. Например:

У нее глаза большие,                                          

Хищный клюв всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на ветке светлым днем.

              (Сова)

Кто в берете ярко-красном,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит.

            (Дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненька шапочка
И полоска шарфика.

        (Синица)

 Буян-мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи собирает.

           (Воробей)

  VII. Итог урока. Рефлексия. 

- Муравей Вопросик просит еще раз сказать ему, кто такие птицы (животные, тело которых покрыто перьями). Приведите примеры птиц.

- Понравился ли вам урок?  С каким настроением вы работали? Оцените свою работу с помощью сигнальных карточек.

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Было ли трудно?

- Вы молодцы! Мне было приятно работать с вами. Я увидела умных, заинтересованных детей.

- Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...