ПОЛОЖЕНИЕ об учебно-методических комплексах дисциплин
материал по теме
Положение об учебно-методическом - комплексе дисциплины регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (предметов, курсов) в Канашском педагогическом колледже, определяет дидактические, методические и технические требования к ним, а также порядок их предоставления для использования в учебном процессе, доработки и обновления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Положение об учебно-методическом комплексе дисциплины | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО на заседании совета колледжа Протокол № _________ «____» ___________ 200___ г. | УТВЕРЖДЕНО Приказ №______ от «____» __________ 200___ г. Директор Канашского педколледжа _____________ Г.И. Косолапов |
ПОЛОЖЕНИЕ
об учебно-методических комплексах дисциплин
АУ Чувашской Рсепублики СПО «Канашский педагогический колледж»
Минобразования Чувашии
2011
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение составлено в соответствии с Федеральным законом «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года № 543, Уставом АУ Чувашской Республики СПО «Канашский педагогический колледж» Минобразования ЧР.
1.2. Настоящее положение регламентирует состав и структуру учебно-методических комплексов учебных дисциплин (предметов, курсов) в колледже, определяет дидактические, методические и технические требования к ним, а также порядок их предоставления для использования в учебном процессе, доработки и обновления.
1. 3. Учебно-методический комплекс дисциплины (далее УМК) представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, необходимую для методического обеспечения всех видов аудиторных занятий и внеаудиторных мероприятий по дисциплине, организации самостоятельной работы студентов, а также самостоятельного изучения дисциплины при консультационной поддержке преподавателя.
УМК проектируется в соответствии с ГОС СПО, типовым учебным планом, типовой учебной программой дисциплины, выбранной образовательной технологией.
- Разработка УМК является обязанностью преподавателей колледжа, основным направлением их методической работы, объектом педагогического творчества и одним из важнейших критериев педагогического мастерства.
- Рекомендуется коллективная разработка УМК преподавателями соответствующей дисциплины.
- На базе УМК дисциплин разрабатываются УМК тем курса.
2. Состав и структура УМК
2.1. Состав УМК определяется Образовательным стандартом среднего профессионального образования (пункт 10.1). Обязательными элементами УМК являются:
- типовая и рабочая учебная программная и планирующая документация;
- информационные ресурсы;
- материалы практических (лабораторных) занятий по дисциплине;
- контрольные материалы;
- методические указания по изучению дисциплины для студентов -заочников;
- материалы учебной (технологической) практики по дисциплине.
2.1.1. Типовая и рабочая учебная программная и планирующая документация включает:
- выписку из рабочего учебного плана;
- выписку из ГОС СПО, содержащую требования к общепрофессиональным и (или) специальным знаниям и умениям в данной образовательной области;
- типовую учебную программу дисциплины, а в случае ее отсутствия – календарно-тематический план дисциплины, одобренный соответствующей предметно - цикловой комиссией и утвержденный директором колледжа;
- рабочую программу дисциплины;
- технологические карты (планы) учебных занятий;
2.1.2. Информационные ресурсы:
- учебник (учебное пособие). В случае слабой обеспеченности ими либо несоответствия имеющихся учебных пособий программе разрабатывается курс лекций по дисциплине;
- законодательные акты и другие нормативные документы, изучение которых предусмотрено программой дисциплины;
- методические рекомендации для преподавателей (отражают особенности выбранной технологии обучения, проведения различных видов учебных занятий, порядок использования элементов УМК);
- графические материалы (рисунки, схемы, таблицы, графики и т.п.);
2.1.3. Материалы практических (лабораторных) занятий по дисциплине включают:
- подробные планы семинарских занятий (вопросы для обсуждения, тематика сообщений и докладов студентов, учебных дискуссий, список основной и дополнительной литературы);
- инструкционно -технологические карты практических (лабораторных) работ с методическими указаниями по их выполнению;
- проблемные задания (это могут быть производственные ситуации, темы рефератов и учебных исследований, сценарии дидактических игр и индивидуальные задания их участников;
- наглядные пособия, раздаточный материал;
2.1.4. Контрольные материалы:
- критерии оценки результатов учебной деятельности студентов по дисциплине (в случае отсутствия типовых критериев преподаватель разрабатывает примерные критерии опенки результатов учебной деятельности студентов);
- сериалы поурочного и тематического контроля результатов учетной деятельности студентов;
- материалы обязательных (итоговых) контрольных работ (перечень вопросов, варианты заданий);
- экзаменационные материалы (перечень вопросов и заданий, билеты);
- перечень тем курсовых работ и методические указания по их выполнению.
2.1.5. Методические указания по изучению дисциплины для студентов -заочников входят только в УМК дисциплин, включенных в типовой учебный план заочного обучения по данной специальности.
2.1.6. Если по дисциплине предусмотрена учебная (технологическая) практика, то в состав УМК входят также:
- типовая программа практики;
- рабочая программа практики;
- технологические карты (планы) занятий;
- инструкционно - технологические карты с методическими указаниями для студентов по выполнению заданий практики;
- материалы, необходимые для выполнения заданий практик (документы, бланки, формы расчетов, образцы выполненных заданий и т.п.),
- форма дневника-отчета студентов по учебной (производственной) практике.
2.2. Помимо перечисленных обязательных элементов, УМК дисциплины в зависимости, от ее содержания может включать:
- глоссарий (словарь понятий);
- хрестоматию;
- мультимедийную презентацию;
- аудио-, видеоматериалы;
- компьютерные программы;
- рабочая тетрадь по дисциплине;
- сборник задач;
- тренировочные задания с решением приведенных заданий;
- формы рейтинг - листов (если выбранная образовательная технология предполагает рейтинговый контроль результатов учебной деятельности студентов);
- образцы выполненных курсовых работ и т.п.
2.3. Структуру УМК образуют его элементы, расположенные одним из следующих способов:
- элементы УМК сгруппированы по своему функциональному назначению и расположены в порядке, указанном в пункте 2.1. настоящего Положения;
- элементы УМК сгруппированы по разделам (модулям, темам) дисциплины;
- элементы УМК расположены в порядке их применения в учебном процессе.
2.4. УМК должен быть снабжен титульным листом и оглавлением (планом). На титульном листе УМК указывается;
- название учреждения образования;
- название дисциплины, специальность, курс;
- должность, фамилия, имя, отчество автора-составителя (авторов-составителей);
Если УМК составлен в виде двух и более частей (томов), то каждая из них снабжается отдельным титульным листом с указанием порядкового номера части (тома).
3. Дидактические требования к УМК
3.1. УМК должны отвечать следующим дидактическим требованиям:
3.1.1. Требование научности — предполагает формирование у студентов научного мировоззрения, достоверных представлений об общих и специальных методах научного познания;
3.1.2. Требование доступности предполагает определение степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным особенностям студентов;
3.1.3. Требование прочности усвоения знаний, умений предполагает глубокое осмысление учебного материала и сто рассредоточенное запоминание;
3.1.4. Требование систематичности и последовательности обучении означает обеспечение последовательного усвоения студентами определенной системы знаний, умений в изучаемой предметной области;
3.1.5. Требование проблемности - предполагает возрастание мыслительной активности студентов в процессе систематического выполнения ими проблемных заданий;
3.1.6. Требование познавательной самостоятельности студентов - предполагает обеспечение самостоятельных учебных действий студентов при четком понимании конечных целей и задач учебной деятельности;
3.1.7. Требование вариативности обучения означает создание дог каждого студента условий самостоятельного выбора, принятия ответственного решения, развития альтернативного и самостоятельного мышления;
3.1.8. Требование наглядности предполагает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов, их макетов или моделей, графических материалов, аудио- и видеоматериалов;
3.1.9. Требование повышения практической направленности обучения, экономического и экологического образования и воспитания учащихся означает выделение и реализацию практического, экономического экологического аспектов содержание дисциплины (раздела, модуля, отдельного занятия).
3.2. Главным критерием качества УМК является соответствие результатов обучения учащихся требованиям образовательного стандарта.
4. Методические требования к УМК.
4.1. Усвоение студентами содержания дисциплины во многом зависит от композиционной структуры и объема теоретического (лекционного) материала. Для максимального обеспечения его понимания и усвоения необходимо:
4.1.1. Провести четкую и более глубокую структуризацию текста, дробление учебного материала на небольшие, легко воспринимаемые порции информации (вопросы, подвопросы, пункты, подпункты), их нумерацию, маркировку;
4.1.2. Исключить дублирование материала;
4.1.3. Проблемные задачи должны основываться на современных примерах из практики и содержать необходимые пояснения
4.2. Задания для текущего и тематического контроля должны включать вопросы, содержащиеся в программе дисциплины и быть по возможности разноуровневыми
5. Технические требования к УМК.
5.1. Учебно-методические комплексы готовятся для использования как на бумажных, так и на электронных носителях информации.
5.2. Печатный вариант УМК должен быть набран на компьютере (исключением являются типовые и рабочие учебные программы, другие оригинальные документы, которые могут быть рукописными, машинописными или набраны типографским способом, а также некоторые графические материалы). При этом должны быть соблюдены следующие требования:
5.2.1. Текст набирается в формате MS Word;
5.2.2. Стандартная страница текста - страница формата А4;
5.2.3. Нумерация страниц УМК может производиться как непрерывно, начиная с титульного листа и до последней страницы («сквозная» нумерация), так и отдельно для каждой структурной части УМК;
5.2.4. Режим выравнивания текста «по ширине» (за исключением заголовков);
5.2.5. Отдельные термины, ключевые слова, имена, определения, понятия, формулировки правил (законов), могут выделяться полужирным шрифтом, курсивом, подчеркиванием, цветом, размером кегля один раз, когда они появляются впервые в тексте.
5.3. Печатный вариант УМК размещается в папке (папках) со скоросшивателем либо снабжается переплетом.
6. Порядок предоставления УМК для использовании в учебном процессе.
6.1. Решение о признании УМК в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей колледжа принимает соответствующая цикловая комиссия.
6.2. Автор-составитель УМК должен представить па имя председателя предметно - цикловой комиссии служебную записку с просьбой о рассмотрении разработанного им УМК на заседании комиссии.
6.3. Цикловая комиссия должна вынести свое решение о качестве содержания УМК и не позднее месячного срока со дня обращения автора.
6.4. При необходимости цикловая комиссия имеет право назначить рецензента из числа педагогических работников колледжа.
6.5. Рекомендованный в качестве учебно-методического пособия для студентов и преподавателей .колледжа УМК передается:
- в цикловую комиссию (па бумажном носителе);
- в библиотеку колледжа (на бумажном и электронном носителях).
6.6. По желанию автора-составителя (авторов-составителей) УМК, одобренный предметно - цикловой комиссией для внутриколледжного использования, может быть рекомендован методическим советом колледжа для издания.
Для этого автором-составителем УМК подается соответствующая служебная записка на имя председателя методического совета колледжа. Методический совет назначает рецензента из числа педагогических работников колледжа и не позднее месячного срока со дня обращения выносит свое решение о выдаче рекомендации по изданию данного УМК.
7. Порядок доработки (обновления) УМК.
7.1. Доработка (обновление) УМК может быть вызвана:
- изменениями в содержании типовой учебной программы дисциплины;
- изменениями в тематическом плане дисциплины;
- инициативой автора-составителя (авторов-составителей) УМК с целью повышения качества его структуры и содержания.
7.2. Педагогический работник колледжа, выполнивший существенную доработку (обновление) УМК, должен подать на имя председатели цикловой комиссии служебную записку с просьбой рассмотреть внесенные в УМК изменения на заседании комиссии.
7.3. Существенной доработкой (обновлением) УМК считается внесение в него системных изменений и дополнений, имеющих характер принципиальной новизны по сравнению с первоначальным вариантом. Это могут быть:
- изменения рабочей программы дисциплины и соответственно, технологических карт (планов) учебных занятий;
- изменения и дополнения в содержании курса лекций по дисциплине (разделу, модулю, теме);
- изменения и дополнения в планы семинарских занятий, инструкционно -технологические карты практических (лабораторных) занятий по дисциплине (разделу, модулю, теме);
- изменения критериев оценки результатов учебной деятельности студентов по дисциплине;
- разработка проблемных заданий (производственных ситуаций сценариев дидактических игр) по дисциплине (разделу, модулю, теме);
- качественная переработка заданий для поурочного и тематического контроля, материалов обязательных и итоговых контрольных работ, экзаменационных материалов;
- переработка методических рекомендаций (указаний) по дисциплине для преподавателей и студентов в связи- с внесением изменений и дополнений в другие элементы УМК и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов
Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования» Для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования»...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования» Для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ По дисциплине «Основы программирования»...
Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.
Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...
Учебно- методический материал по дисциплинам (парикмахерское искусство )
ПМ 03 Актуальные тенденции парикмахерского искусства .Контрольно-оценочные средства.Методические рекомендации к выпускным письменным работам.Методическиая разработка урока "Коррекция лица с помощью пр...
Учебно-методические материалы по дисциплинам
Аннотации к рабочим программам (выборочно);Титульные листы рабочих программ (выборочно);КОС по дисциплинам "Статистика", "Экономика";Тесты по Экономике...
Учебно-методическое пособие по дисциплине Менеджмент , для специальности 080302 (часть1, часть 2, часть 3)
Раздел I. Сущность и характерные черты менеджмента. Основные этапы становления современного менеджмента.Характеристика основополагающих школ менеджмента.Современные подходы в менеджменте.Ключевые терм...