Научн-исследовательская работа по теме "Вышивка в станице Ольгинской"
творческая работа учащихся (8 класс) по теме
Краткая аннотация
В результате проведённого нами исследования мы выявили, что вышивка действительно является одним из видов декоративно-прикладного искусства в станице Ольгинской.
Встретились с мастерами по вышиванию: Семика М.С., Костко В.Ф, Ильенко А.Ф, и Розаевой И.Ю.. Познакомились с их работами и выявили, когда они начали заниматься данным видом рукоделия, кто их обучал, и как мастерицы передают своё мастерство из поколения в поколение своим детям, внукам и правнукам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rozaevoy.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Научно-практическая конференция школьников «Эврика ЮНИОР»
Малая Академия Наук учащихся Кубани
Вышивка в станице Ольгинской.
Работу выполнила
Розаева Елизавета Владимировна
ученица 8 «Б» класса
муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4
Научный руководитель
Лиманская Евгения Александровна
учитель изобразительного искусства, технологии
муниципального
общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 4
2011 год
РОЗАЕВА Елизавета Владимировна
Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, станица Ольгинская,
МОУ СОШ № 4, 8 «Б» класс
ВЫШИВКА В СТАНИЦЕ ОЛЬГИНСКОЙ
Научный руководитель: Лиманская Евгения Александровна, учитель изобразительного искусства и технологии, МОУ СОШ № 4
Содержание
- Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
2. Основная часть
Глава 1. Волшебный мир вышивки -------------------------------------------------- 4-5
1.1. История вышивки --------------------------------------------------------- 4-5
Глава 2. Вышивка в станице Ольгинской ------------------------------------------ 5-9
2.1. Встреча с мастером из станицы Ольгинской Семика Марией
Степановной--- 5-6
2.2. Встреча с мастером из станицы Ольгинской Костко Валентиной
Федоровной ------- 6-7
2.3. Встреча с мастером из станицы Ольгинской Ильенко Аллой
Федоровной ------- 7-8
2.4. Встреча с мастером из станицы Ольгинской Розаевой Ириной ---- 8-9
2.5. Результаты анкетирования--------------------------------------------------- 9
3. Вывод --------------------------------------------------------------------------------------- 9-10
4. Список используемой литературы----------------------------------------------------- 11
5. Приложение I ------------------------------------------------------------------------------
6. Приложение II -----------------------------------------------------------------------------
9. Словарь -------------------------------------------------------------------------------------
Введение.
В начале нашего исследования мы решили познакомиться с историей вышивки России. На Руси вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов декоративно -прикладного творчества. Все женщины, от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежали старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и его жилище от нечистой силы и дурного глаза. В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески, покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, рубахи, головные уборы.
В настоящее время искусство вышивания переживает период подъёма. Многие мастерицы творят из ниток чудеса – великолепные картины, вышитые салфетки, скатерти и рушники. И задача данного проекта - доказать или опровергнуть, что: работы по вышивке хранят частицу души мастера.
А началось всё так, я учусь в казачьем классе, на кружке рукоделия мы знакомились с кубанской вышивкой. Учитель обратилась к классу: «Занимается ли кто вышивкой в наших семьях?», и тогда я рассказала о своей маме и её работах – Розаевой Ирине Юрьевне. На следующее занятие принесла роботы и показала ребятам, так родилась идея написать исследовательскую работу по вышивке.
Проблема исследования. Тема исследования выбрана не случайно, т.к. интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства появился давно. Тогда нам захотелось узнать: действительно ли в работах по вышивке хранится частица души мастера.
Цель исследовательского проекта: является ли вышивка одним из видов декоративно-прикладного искусства в станице Ольгинской.
Гипотеза: свое мастерство по вышивке передают из поколения в поколения в станице Ольгинской.
РОЗАЕВА Елизавета Владимировна
Краснодарский край, Приморско-Ахтарский район, станица Ольгинская,
МОУ СОШ № 4, 8 «Б» класс
ВЫШИВКА В СТАНИЦЕ ОЛЬГИНСКОЙ
Научный руководитель: Лиманская Евгения Александровна, учитель изобразительного искусства и технологии, МОУ СОШ № 4
ГЛАВА 1. Волшебный мир вышивки
1.1. История вышивки
Вышивка, вид декоративно-прикладного искусства, в котором на различных тканях. коже, войлоке и др. материалах вышивается изображение или узор. Вышивка осуществляется ручным (иглой, реже крючком) или машинным способом; льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными), металлическими (золотыми, серебряными) нитями, а также бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.д.
Этот вид рукоделия возник очень давно, возможно именно тогда первобытная женщина сшила первую одежду из шкур. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука.
Узоры из вышивки чаще всего символичны и связаны с верованиями и обрядами того или иного народа. Очень часто с помощью вышивки подчёркивалось социальное положение. Многим нравится своими руками создавать прекрасные картины, иконы, диванные подушки способные украсить дом, дополнить имидж. Кроме того, исключительность и неповторимость вещей сделанных своими руками, придаёт им особенное очарование.
Искусство вышивания имеет многовековую историю. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовое решение, создавались образцы вышивок с характерными национальными чертами. Вышивки народов нашей страны отличаются большим своеобразием, богатством технических приемов, цветовыми решениями. Каждый народ, в зависимости от местных условий, особенности быта, обычаев и природы, создавал свои приемы вышивки, мотивы узоров, их композиционное построение.
Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, дорожки, полотенца, салфетки, диванные подушки, занавеси, покрывала, подзоры, блузки, детские и женские платья, бельё.
Искусство вышивания всегда ценилось и у нас на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть искусством вышивания. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома. Во время вышивания пели песни, рассказывали рассказы, байки и былички.
ГЛАВА 2. Вышивка в станице Ольгинской.
2.1 Встреча с мастером из станицы Ольгинской Семика Марией Степановной.
В современном мире изделия украшенные вышивкой вручную (Приложение I, фото 1), насколько популярны, настолько и дороги. Но зачем отдавать значительную сумму за то, что можно сделать своими руками. Используя обычную иглу, нитки и пяльцы. (Приложение I, фото 2, 3, 4).А как это сделать с нами поделилась мастер по вышиванию из станицы Ольгинской Семика Мария Степановна (Приложение I, фото 5).
«В жизни каждого человека наступает момент, когда он испытывает необходимость поделиться своими знаниями и умениями», - считает Мария Степановна. Мы узнали, что с 1949 года она занимается данным видом декоративно-прикладного искусства. Научили её этому ремеслу её мама и бабушка. Родившись в станице, она с детства наблюдала как вышивают практически всё женское население.
Долгими зимними вечерами Мария Степановна осваивала технику вышивания
(Приложение I, фото 6). Это занятие стало смыслом её жизни. Мария Степановна рассказывает, что перед замужеством она приготовила своими руками себе приданое, (Приложение I, фото7.) а после к вышивке приобщила своих невесток.
Мастеру достаточно посмотреть на изделие, и она увидит, в какой технике оно выполнено, какие нитки использованы. Но Мария Степановна не любит повторяться, даже когда её просят вышить подобную работу, она старается что-то изменить, сделать неповторимым изделие.
Излюбленные мотивы Марии Степановны зооморфные (Приложение I, фото 8.) и растительные (Приложение I, фото 9.), которые наиболее подходят для её рушников и скатертей. (Приложение I, фото 10).
Вышивание помогает отвлечься от повседневных забот нашей нелегкой жизни, перенестись в другой, прекрасный мир красоты и добра. Это для неё способ отдыха.
Участие в выставке декоративно-прикладных изделий приуроченное к 100-летию станицы Ольгинской привело её в фольклорный коллектив « Ольгинские казачки» (Приложение I, фото 11,12), где и по сейчас она выступает с концертами, а совсем недавно их коллектив побывал с новой музыкальной программой в Атамани.
2.2 Встреча с мастером из станицы Ольгинской Костко Валентиной Фёдоровной .
Встретившись с мастером по вышиванию, Костко Валентиной Фёдоровной, мы узнали, что с 1968 года она увлекается вышиванием (Приложение I, фото 13).
Вот как о своей вышивке рассказывает сама Валентина Фёдоровна:
«Вышиваю довно, кажется всю жизнь, настолько увлекательное и интересное это занятие. Вышиваю крестиком растительные мотивы для украшения подушек. Стала выполнять работу на заказ, из города Тимашевска приезжал заказчик со своим матералом и я этим даже подрабатывала. Любимая моя работа, диванная подушечка «Анютины глазки», я назвала в честь своїй внучки, Анечки, и вышила для неё. (Приложение I, фото14).
Работу «Подсолнухи» (Приложение I, фото15), я вышила в честь 74-й годовщины Краснодарского края, так как подсолнух является символом этого праздника. Подушечку «Полевые цветы» вышила для души. (Приложение I, фото16). В 2005 году в МОУ СОШ № 4 станицы Ольгинской прошла выставка моих работ. Ребята настолько заинтересовались моими изделиями, что я стала частым гостем на классных часах. (Приложение I, фото 17,18).
Работаю с удовольствием вышиваю подарки для своих близких, обучила этому искусству двух своих дочерей и внучку. Наполняю дом неугасаемым блеском и красотой, делая его уютным и волшебным».
2.3 Встреча с мастером из станицы Ольгинской Ильенко Аллой Фёдоровной.
Алла Фёдоровна – внучка станичного казака, родилась 18 мая 1937 году. Детство пришлось на годы Великой Отечественной войны. (Приложение I, фото19).
Как вспоминает Алла Фёдоровна, уже в возрасте семи лет она заинтересовалась вышивкой, вышивали мама и ее сестры долгими зимними вечерами.. В каждом доме украшали рушниками иконы, особенно «святой угол» – домашний иконостас с лампадой. В праздничные дни наряжали кровати, стол накрывали вышитой скатертью. Вышитые сорочки носили и женщины и мужчины.
В 13 лет А.Ф. Ильенко вышила первую работу картину «Зима в станице Ольгинской», в ней она изобразила послевоенную станицу зимой . (Приложение I, фото.20).
В 1954 году вышла замуж. Молодая семья построила дом, для его украшения, хозяйка вышивала картины, салфетки, иконы, рушники и подушки. (ПриложениеI, фото 21,22, 23, 24,25).
Она вспаминает: «Я украшала свой быт, свое жилище, как делали моя мама и бабушка Тоня, которая была известной рукодельницей и певуньей. Вышивание прививает трудолюбие, бережливость и усидчивость, воспитывает чувство прекрасного, развивает вкус». В доме у Аллы Фёдоровны по-особому красиво – вышитые скатерти; в убранстве как невеста, стоит кровать; рушники украшают портреты и иконы. Все это создает особое настроение. Когда приезжают гости, хозяйка встречает их хлебом, пирогоми, и обязательно на рушнике.
У мастера много учеников, но особые надежды возлагает Алла Фёдоровна на своих внучек. Несколько лет назад она начала вышивать иконы, одну из них «Святой Николай Угодник» вышила для свого внука, а ныне курсанта Бриньковского казачьего кадетског корпуса Ильенко Владислава. (Приложение I, фото 26).
«Вышивание – хлопотное дело, потому и вышиваю только для любимих и с любовью, тогда и вышивание идет успешно» -. говорит Алла Фёдоровна.
«Когда женился мой сын Вячеслав (он проходил службу в Афганистане), то свадьба была в гостинице. Я, мать, встречаю хлебом-солью на рушнике молодых, их осыпают житом по-старинному. Наши сваты в ужасе, мол, опозоримся, такое не в моде. Потом движемся все в банкетный зал, впереди несем хлеб на вышитом рушнике. По одну сторону зала уже одна свадьба сидит за столами, по другую – другая, а мы идем дальше. При виде хлеба и рушника, за которыми движется третья, наша свадьба, гости тех двух свадеб встали и приветствовали стоя наших молодых. Было очень приятно. “Никогда такого не было, – говорили работники гостиницы, – это рушник ваш с хлебом так подействовал».
2.4 Встреча с мастером из станицы Ольгинской Розаевой Ириной Юрьевной.
Ирина Юрьевна моя мама, вышиванием она увлекается несколько лет, хотя семья у нас многодетная, нас трое в семье детей, и папа трагически погиб когда мы были совсем ещё маленькими, а я старшая в семье, мама всё-таки находит время для любимого занятия и нас обучает вышиванию. (Приложение I, фото.27).
Больше всего мамы любит вышивать натюрморты, её первая работа «Спелая вишня». (Приложение I, фото 28). Потом она увлеклась этим занятием и вышила натюрморт «Розы» (Приложение I, фото 29) и «Фантазия» (Приложение I, фото 30). Эти работы украсили наш новый, ещё необжитый дом, построенный папой. Глядя на маму, её увлекательное, но хлопотное занятие, я тоже начала вышивать вместе с ней дома, и в школе на кружке рукоделия.
Беседа с мастерами и их работы вдохновила нас на создание сюжетной композиции на кружке рукоделия в казачьем классе, который ведёт наш классный руководитель, учитель изобразительного искусства Лиманская Евгения Александровна она увлекается вышивкой и нас этому обучает. Приобретя необходимые для работы материалы и инструменты, освоив основные приёмы работы, мы выполнили сюжетную композицию «Кубанские казачки» (Приложение I, фото 31,32,33,34), где помимо других видов ДПИ (вязание крючком, шитьё, вышивка лентами, бисероплетение), в ней присутствует вышивка. А совсем недавно, я вышила «Подарок для любимой мамы» (Приложение I, фото 35) и небольшую работу «Купающийся утёнок» (Приложение I, фото 36). Эти исследования мы использовали на уроках кубановедения и познакомили учащихся на кружке традиционная культура кубанского казачества.
2.5 .Результаты анкетирования (Приложение II.).
В МОУ СОШ № 4 мы провели анкетирование по вопросам исследования. Получили следующие результаты. Опрошено 94 учащихся 5-8 классов. На вопрос: «Знакомы ли вы с искусством вышивания?», 77% ответили положительно. «Кто в вашей семье занимается вышиванием?», 33% ответили - сестра, 27% - мама и 19% - бабушка. «Как давно в семье занимаются вышиванием?», очень давно ответили - 48% опрошенных, около 10 лет – 25% и недавно - 5% учащихся. Ну и последний вопрос нашего анкетирования мы задали: «Хотели бы вы, чтобы в вашей станице прошла выставка вышитых изделий?», - 52% ответили да, 26% не знаю и 2% нет.
Об искусстве вышивания знают многие. Во многих семьях занимаются данным видом декоративно-прикладного искусства. Наша работа заинтересовала учеников актуальной проблемой: они поняли, что занятие вышиванием является смыслом увлечением многих людей.
Вывод
Вышивание сегодня это не просто ремесло. Это высокое искусство, в котором каждый мастер может воплотить все свои фантазии, задумки. Это искусство, которое помогает нам развивать терпение и усидчивость, а значит, и творческие способности. Как бы строго мы ни придерживались схем по вышивке и описаний – наше изделие всегда получится чуточку другим
Каждый сможет выбрать для себя любимое занятие. Пользуясь советами авторов книг может выполнить работу по его описанию. Творчески увлеченный человек всего за несколько уроков сможет освоить вышивание. Оно привлекает к себе новых поклонников. Является одним из самых увлекательным из видов народного творчества. Нам было интересно работать над этой темой, искать нужную информацию. Мы убедились, что работая с дополнительной литературой можно узнать много нового. без привлечения взрослых нам не удалось бы провести эту исследовательскую работу. С их помощью мы познакомились с интересными, творческими людьми, увлечённых своим любимым делом. Мы пришли к выводу что: для занятия вышивкой требуется не только овладение техникой вышивания, но и знание основ композиции и цветоведения.
Последние годы растет интерес к вышивке, старинное ремесло приобретает все новых и новых поклонников. В результате нашего исследования мы выяснили, что вышивка действительно является одним из видов декоративно-прикладного искусства в станице Ольгинской, и это ремесло живет и развивается в лице таких замечательных мастеров по вышиванию как, Семика М.С., Костко В.Ф., Ильенко А.Ф, и Розаевой И.Ю. Они передают своё искусство своим детям, внукам и ученикам. Вышитые своими руками одежда, картины и сувениры были и до сих пор остаются желанным подарком. Сделанные с любовью, они на долгие годы сохраняют тепло сердца своего создателя. Как мы видим, интерес к вышивке не исчезал на протяжении всей истории человечества. Любовь человека к вышитым изделиям осталась неизменной. Сохранилась она и до наших дней.
Список используемой литературы
1. Учебник технологии для учащихся 8 класса. Под ред.. В.Д. Симоненко, Москва «Вента - Граф» 2011 год.
2. Энциклопедия «Рукоделие» ООО «Издательство АСТ», 2007 год. .
3. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство. – Краснодар, 1997. – С. 14–17.
4. Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство Кубани: традиция и современность. – Краснодар, 2002. – С. 115–117.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце
В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...
Проблема педагогической нравственности в рассказе В. Распутина «Уроки французского» (научно-исследовательская методическая работа, в помощь учителю к уроку литературы)
Одной из главных тем в творчестве В Распутина является тема "нравственности человека". Предметом исследования литературы является человек со своими страстями, радостями и горе...
Научно - исследовательский проект "Работа со словарями как средство повышения культуры речи"
Научно - исследовательский проект по русскому языку...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т.Л.: «Информатизация на уроках английского языка в формировании навыков научно-исследовательской проектной работы у студентов»
В статье рассматриваются причины информатизации на уроках английского языка, развитие проектной деятельности студентов в колледже. Раскрываются вопросы общеучебных умений и межпредметных связей.Описыв...
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-научного цикла на примере научно-исследовательской работы
Аннотация "Методические рекомендации для учителя по формированию исследовательских навыков школьников через интегрированную проектную деятельность по английскому языку и предметам естественно-нау...
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност
Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...
Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного
Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: ...