Научно - исследовательский проект "Работа со словарями как средство повышения культуры речи"
проект по русскому языку (6 класс) на тему
Научно - исследовательский проект по русскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
научно - исследовательский проект | 215.5 КБ |
презентация для выявления интересов учащихся | 155 КБ |
презентация ученика | 945 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Часто в жизни нам приходится слышать интересные выражения, которые называются Чтобы понять, что они обозначают и когда их нужно употреблять, мы решили провести расследование Что мы хотим выяснить? фразеологизмами
Мы думаем, что история происхождения некоторых фразеологизмов весьма интересна и заслуживает внимания . Наше предположение:
Как фразеологизмы помогают изучать прошлое нашего народа? Откуда пришли фразеологизмы? Какова роль фразеологизмов в языке? Вопросы, на которые нужно найти ответы: ?
: Познакомиться с разнообразными фразеологизмами, показать их особенности. Проанализировать словари, справочники, научную литературу. - Показать значение фразеологизмов в речи человека. Уметь проводить наблюдение. Находить полезную информацию. Учиться делать выводы.. Чтобы ответить на вопросы, мы должны:
Анализ словарей, справочников, научной литературы. Исследование фразеологизмов. Определение места фразеологического словаря среди других словарей. Этапы работы
Что же мы узнали? столяр портной топорная работа ни сучка ни задоринки разделать под орех снять стружку трещать по швам шито белыми нитками Кузнец доводить до белогл каления между молотом и наковальней Многие ремесла оставили свой след в русской фразеологии:
Сапожник Скорняк два сапога пара на одну колодку небо с овчинку показалось овчинка выделки не стоит Повар моряк Железнодорожник сесть на мель бросить якорь ждать у моря погоды калачом не заманишь заварить кашу толочь воду в ступе попасть как кур в ощип ставить в тупик зеленая улица на всех парах
Многие фразеологизмы связаны с историей нашего народа Стоит в Кремле Теремной дворец. Красивый – как из сказки. Вот из этого-то сказочного дворца и пошла поговорка. Есть в том дворце окно, не простое, а с названием – Челобитное. В старину из него спускали специальный ящик, куда можно было положить просьбу или жалобу, который затем передавали царю Алексею Михайловичу. Положить-то можно было, да ответа до-о-лго ждать приходилось. Ящика давно уже нет, а поговорка осталась. Положить дело в долгий ящик
Жил-был царь, по прозвищу Грозный, которое получил он за жестокий нрав. И были у царя слуги – опричники, которых он очень любил. Царь поощрял все их безобразные выходки, и опричники, пользуясь безнаказанностью, всячески притесняли народ. Митрополит Московский и всея Руси Филипп писал Ивану Грозному письма с просьбой урезонить и распустить опричнину. Но царь смеялся над почтенным митрополитом, презрительно называя его письма «Филькиными грамотами». С тех пор так называют бумагу, не имеющую никакой силы. Филькина грамота
Это значит – очень далеко. Древнюю Москву окружали болота, которые назывались «кулички». В древности эти самые кулички считались пропащим местом, где водилась нечистая сила. Разрасталась Москва. Люди осушали болота, гнали нечистую силу, на месте болот появились дома и храмы. И вот уже только в названиях сохранился «болотный дух»: церковь Всех Святых на Кулишках, церковь Рождества богородицы на Кулишках. С тех пор москвичи, собираясь к родственникам, живущим на окраинах, ворчали: «Ну и даль! Прямо у черта на куличках!» У черта на куличках
Русичи – древнейшие предки русских – чтили среди своих богов главного бога – бога грома и молнии Перуна. Ему был посвящен один из дней недели – четверг. Перуну возносили моления о дожде в засуху; считалось, что он должен охотно выполнять просьбы в свой день – четверг. А так как эти просьбы часто оставались тщетными, то эта поговорка стала применяться ко всему несбыточному, что неизвестно когда исполнится. Мы выяснили: Фразеологизмы имеют русское и нерусское происхождение После дождичка в четверг
Некий человек, уезжая, поручил рабам охранять свое имение и дал им деньги – таланты. Одному пять, другому три, а третьему один. Первые два пустили деньги в оборот и нажили на них проценты. А третий сохранил свой талант, зарыв его в землю. Когда хозяин вернулся, первые два раба вернули ему деньги вдвойне. Третий вырыл свой талант и отдал хозяину, но тот осудил его за то, что он не получил прибыли. (из древнегреческой мифологии) Зарывать талант в землю
фразеологизмы Наши выводы имеют образный характер отражают разные стороны нашей жизни помогают понять историю и характер русского народа бывают исконно русские и заимствованные делают нашу речь выразительнее, богаче, точнее
Изучение фразеологии имеет особое значение для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры, формирования образности речи. Работа с фразеологизмами пробуждает интерес к русскому языку, к живому слову. Хочется «взглянуть на предметы зорким глазом народа и выразиться его метким словом». В результате исследования мы выяснили:
Где мы все узнали: Введенская Л. А. «Русское слово» М.: Знание, 1994; Кожин А. Н. «О культуре речи» М.: Знание, 1981; Скворцов Л. И. «Язык, общение и культура» М.: Просвещение, 1994; «Фразеологический словарь русского литературного языка» А.И.Федоров, издательство Астрель. Литература: Информационные ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся
Использование словарей как средства повышения учебной автономии учащихся...
Презентация научно-исследовательской работы "Сленговая лексика как средство общения подростков в реальном и виртуальном мире"
Эта работа будет интересна как для учителя,так идля учеников....
Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса
Презентация-выступление руководителя научного общества учащихся "Родник"...
Научно-исследовательская деятельность как одно из направлений повышения качества образовательного процесса
Выступление на педсовете...
Научно-исследовательская работа на тему "Употребление заимствований в современной речи представителей разных возрастных групп"
НИР моих учеников по русскому языку для научно-практической конференции "Кубок белой совы"...
Пути повышения культуры речи и роль словарей в решении этой проблемы
Перед учителем-словесником стоит задача не только расширить словарный запас ученика, показать ему неисчерпаемый запас русской речи, законы построения словосочетаний и предложений, но и, что боле...
Лингвостилистический анализ текстов как средство повышения культуры речи учащихся
В статье рассматривается специфика лингвостилистического анализа и его возможности при исследовании фрагмента текста. Наблюдая за изобразительно-выразительными средств...