открытый урок Решение задач
видеоурок (9 класс) по теме
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 72» Ленинского района города Саратов.
Урок по математике в 9 «А» классе:
Подготовка к ГИА по математике: решение задач на смеси, растворы и сплавы .Горшукова Е.Н.
Цели урока:
1. Отработать навыки решения задач на смеси, растворы и сплавы различными способами.
2. Воспитывать интерес к предмету через межпредметные связи с химией, обращая внимание на аккуратность, дисциплинированность и самостоятельность.
3. Развивать устную и письменную речь, внимание и логическое мышление.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Эпиграф урока:
| «Всё впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих двух подруг». (М. Алигер)
|
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
Анурьева И.А.
Прежде, чем мы начнем говорить о решении задач, давайте проведем небольшой тест: скрестите руки на груди. А теперь поднимите руку те, у кого левая рука оказалась сверху.
А теперь поднимите руку те, у кого сверху оказалась правая рука.
У тех из нас, у кого левая рука оказалась сверху, в большей степени работает правое полушарие. Такие люди имеют образное мышление, они должны ясно представить себе каждый процесс, а левополушарные (те, у кого сверху оказалась правая рука) имеют математический склад ума. Для таких людей более простым путем при решении задач является применение формул, и не играют большой роли образы.
Но раз мы с вами такие разные, то и подход к решению одной и той же задачи у каждого будет свой. Сегодня мы с вами разберем различные способы решения одних и тех же задач, которые встречаются на экзаменах как по математике, так и по химии, чтобы каждый из вас имел возможность выбрать тот путь, который будет для него наиболее понятным.
В заданиях ГИА по математике и по химии часто встречаются задачи на различные виды смесей. Давайте вспомним:
1. Чем отличаются смеси от сложных веществ?
2. Часто ли мы встречаемся в повседневной жизни с чистыми веществами?
3. Какими бывают смеси?
4.Какие смеси называются неоднородными?
5.Какие смеси называются однородными?
На этих слайдах представлены различные виды смесей, с которыми мы с вами часто сталкиваемся в жизни.
Итак, смеси бывают самые разные, но состав всех смесей выражается одинаково – массовой или объемной (для газов) долей вещества, давайте вспомним эти формулы:
демонстрируется химический опыт: В стакан с концентрированным раствором хлорида меди (II) зеленого цвета добавляется вода. Раствор становится голубым. Объяснение: раствор изменил окраску из-за изменения массовой доли хлорида меди в растворе.
Горшукова
III. Задача на растворы.
Долей ( ) основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества (m) в смеси к общей массе смеси (M):
(×100 %).
Эта величина может быть выражена в долях единицы, либо в процентах. Рассмотрим решение задачи на смеси табличным способом.
Задача 1.(ГИА 2012г). Смешали 4л 18%-го водного раствора некоторого вещества с 6 л 8%-го раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
Решение. Заполним таблицу по условию задачи:
|
| M(л) | m(л) |
Было | 18%=0,18 | 4 | 4×0,18 |
Добавили | 8%=0,08 | 6 | 6×0,08 |
стало | ?% | 10 |
|
1) 4×0,18+6×0,08=0,72+0,48=1,2(л) – масса раствора в смеси;
2) 4+6=10(л) – масса смеси;
3) - концентрация получившегося раствора.
:12%.
Анурьева
А теперь давайте попробуем решить эту задачу так, как мы ее решили бы на уроке химии:
С точки зрения химии в условии этой задачи допущена ошибка- не указана плотность растворов. Допустим, плотность равна 1 г\мл, тогда масса 1 раствора равна 4кг, а масса второго раствора равна 6 кг.
Дано | Решение |
m1р-ра=4кг ω1в-ва=18%=0,18 m2р-ра=6кг ω1в-ва= 8%=0,08 |
m1в-ва=0,18 4=0,72кг m2в-ва=0,08 =0,48кг m3в-ва=0,72+0,48=1,2кг m3р-ра= m1р-ра+ m2р-ра=4+6=10кг ω3в-ва= =0,12=12% Ответ: 12%
|
ω3в-ва =? |
Так вы оформите эту задачу, если она будет содержаться в части С.
Если же подобная задача будет содержаться в части А, вам необходимо будет затратить на ее решение как можно меньше времени, и оформление задачи не будет иметь значения. В этом случае есть очень простой метод решения таких задач «метод стаканчиков»:
0,18 | + | 0,8 | = | х |
4кг 6кг (4+6)
0,72+0,48=10х
х=0,12=12%
Горшукова
ІV. Задача на сплавы.
Рассмотрим другую задачу, задачу на сплавы. Решим её алгебраическим и химическим способами. Затем вам предстоит ответить для себя, какой для вас метод решения задач удобнее, легче. Используйте его при решении задач на ГИА.
Задача 2.(ГИА 2012г). Имеются два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 30%, а во втором – 55% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота? У доски Абрамова Олеся.
Решение. Заполним таблицу по условию задачи.
|
| M | m |
1 сплав | 30%=0,3 | x | 0,3x |
2 сплав | 55%=0,55 | y | 0,55y |
Новый сплав | 40%=0,4 | x+y | (x+y)×0,4 |
0,3x+0,55y=(x+y)×0,4
0,3x+0,55y=0,4x+0,4y
0,15y=0,1x
Ответ: 3:2.
Анурьева
А теперь решим эту задачу «методом стаканчиков»: ( у доски Анцупова Яна).
Пусть, масса 3 раствора 100г, а масса 1 раствора хг, тогда, масса 2 раствора (100-х)г решаем задачу методом стаканчиков:
0,3 | + | 0,55 | = | 0,4 |
х г (100-х)г 100 г
0,3х + 0,55×(100-х) = 0,4×100
0,25х=15
х=60 (масса 1 раствора)
100-60=40 (масса 2 раствора)
=
V. Работа в парах.
Задача3. Смешали 8кг 18 % раствора некоторого вещества с 12 кг 8 % раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора .( Двое учащихся у доски: один решает алгебраическим, а другой химическим способом данную задачу - Борисенко Натали и Панкратов Илья).
Класс решает следующие задачи :
Задача 4. Найти массу 20% раствора, в котором растворено 80 г вещества. (400 г)
Задача 5. Какова массовая доля раствора, при выпаривании 300 г которого получено 30 г соли? (10%)
Задача 6. Рассчитать массовую долю раствора, полученного растворением 20 кг щелочи в 80 кг воды. (20%)
Задача 7. В бронзе – сплаве меди с оловом, на долю олова приходится 20%. Сколько весит олово, пошедшее на создание Медного всадника, если масса памятника 5 тонн? (1 тонна)
VI.Cамостоятельная работа (1 вариант: № 8+№10); (1 вариант: №9+№11) У доски : Стрельцова И. Полторецкая И.Кушкова И.Степченкова Е.
Задача 8. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.
Задача 9.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?
Задача 10. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
Задача 11.Сплавили 2 слитка: первый весил 105 г и содержал 40% меди, второй весил 75г и содержал 64% меди. Какой процент меди содержится в получившемся сплаве?
VIII. Подведение итогов. Выставление оценок. Полезным ли для вас оказался этот интегрированный урок? Смогли ли вы выбрать наиболее подходящий для вас способ решения? Будете ли вы использовать эти методы в дальнейшем и при решении заданий ЕГЭ?
ІX.Рефлексия урока.
Притча: Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: « Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил мудрец: « А что ты делал целый день?», и тот ответил: « А я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: « А я принимал участие в строительстве храма!».
- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.
- Кто работал так, как первый человек? ( поднимают руки)
- Кто работал добросовестно? ( поднимают руки)
_ Кто принимал участие в строительстве храма науки? ? ( поднимают руки)
Спасибо за урок!.
Задачи к уроку:
1. Смешали 4л 18%-го водного раствора некоторого вещества с 6 л 8%-го раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
2. Имеются два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 30%, а во втором – 55% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
3. Смешали 8кг 18 % раствора некоторого вещества с 12 кг 8 % раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора
4. Найти массу 20% раствора, в котором растворено 80 г вещества. (400 г)
5. Какова массовая доля раствора, при выпаривании 300 г которого получено 30 г соли? (10%)
6. Рассчитать массовую долю раствора, полученного растворением 20 кг щелочи в 80 кг воды. (20%)
7. В бронзе – сплаве меди с оловом, на долю олова приходится 20%. Сколько весит олово, пошедшее на создание Медного всадника, если масса памятника 5 тонн? (1 тонна)
8. В сосуд содержащий 2 кг 80 % -го водного раствора уксуса добавили 3 кг воды. Найдите концентрацию получившегося раствора уксусной кислоты.
9.Сколько нужно добавить воды в сосуд, содержащий 200 г 70 % -го раствора уксусной кислоты, чтобы получить 8 % раствор уксусной кислоты?
10. Смешали некоторое количество 12% раствора соляной кислоты с таким же количеством 20 % раствора этой же кислоты. Найти концентрацию получившейся соляной кислоты.
11.Сплавили 2 слитка: первый весил 105 г и содержал 40% меди, второй весил 75г и содержал 64% меди. Какой процент меди содержится в получившемся сплаве?
Решения задач из самостоятельной работы:
Задача ; .
Задача ;
Задача ;
Задача 7. ; 0,2×5=1(т)
Закрепление изученного:
Задача 8.
|
| M (кг) | M (кг) |
раствор уксуса | 80%=0,8 | 2 | 1,6 |
вода | 0% | 3 |
|
смесь | Х%=0,01Х | 5 | 0,05×Х |
1,6=0,05×Х,
Х=160:5,
Х=32. Ответ: 32%
Задача 9.
| α | M (г) | m(г) |
р—р укс.к-ты | 70%=0,7 | 200 | 140 |
вода | 0 | Х |
|
смесь | 8%=0,08 | 200+Х | 0,08(200+Х) |
140=0,08(200+Х),
140=16+0,08Х,
0,08Х=124,
Х=124:0,08
Х=1550. Ответ: 1550г
Задача 10.
|
| M | m |
1 раствор | 12%=0,12 | X | 0,12X |
2 раствор | 20%=0,2 | X | 0,2X |
смесь | y | 2X | y×2X |
(0,12+0,2)×X=y×2X
0,32=2y
Y=0,32:2
Y=0,16 0,16×100%=16%. Ответ: 16%
Задача 11.
|
| M(г) | m(г) |
1 слиток | 40%=0,4 | 105 | 105×4=42 |
2 слиток | 64%=0,64 | 75 | 0,64×75=48 |
слав | X | 180 | 180×X |
42+48=180×X,
X=90:180,
Х=0,5 0,5×100%=50%. Ответ: 50%.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_smesi_rastvory_i_splavy.pptx | 147.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель урока : Отработать навыки решения задач на смеси, растворы и сплавы различными способам и. Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
Всё впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук, Пусть станет математика очами, Не разлучайте этих двух подруг!». (М. Алигер )
Смеси в повседневной жизни
Морская вода – смесь веществ В 1 литре морской воды содержится около 30 г солей (больше всего хлорида натрия)
Нефть – смесь веществ
Природный газ – смесь газов
Массовая и объемная доли веществ в смеси:
Решение задач Долей ( α ) основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества ( m ) в смеси к общей массе смеси (M): α = m / M (×100 %).
Задача на смеси (ГИА 2012г). Смешали 4л 18%-го водного раствора некоторого вещества с 6 л 8%-го раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора.
Заполним таблицу по условию задачи: α M m Было Добавили Стало
Задача на сплавы (ГИА 2012г). Имеются два сплава с разным содержанием золота. В первом сплаве содержится 30%, а во втором – 55% золота. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 40% золота?
Решение задачи α M m 1 сплав 2 сплав Новый сплав
Реши задачу: Смешали 8кг 18 % раствора некоторого вещества с 12 кг 8 % раствора этого же вещества. Найдите концентрацию получившегося раствора .
Заполним таблицу по условию задачи: α M m 1 раствор 1 раствор Смесь
Работа в парах Проверь решения задач!!! Сколько задач ты решил верно? 4 задачи 3 задачи 2 задачи 1 задача 5 4 3 2
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока "Решение задач в EXCEL"
Разработка урока с приложением всех дополнительных материалов , заданий и конспекта урока....
Конспект открытого урока" : «Решение задач с помощью уравнений » " 5 класс
В конспекте представлен урок ,целью которого является:"Повторение ранее изученного материала, формирование навыков решения задач с помощью уравнений. формирование умений составления таблиц для р...
открытый урок "Решение задач с помощью уравнений"
решение уравнений и решение задач с помощью уранений...
Открытый урок.Решение задач при помощи уравнений.6 класс. 1 урок по теме.
Первый урок по теме: "Решение задач" при помощи уравнений.Технологическая карта+презентация к уроку.По учебнику Зубарева,6 класс....
Открытый урок "Решение задач планиметрии по подготовке к ОГЭ"
Цель урока: • отработка умений решать задачи по планиметрии, предлагаемые в тестах ОГЭ;• развитие внимания, памяти, логического мышления, интереса ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого урока Решение задач по теме «треугольники»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Решение задач по теме «треугольники» 7 класс.Урок-закрепление....
Открытый урок "Решение задач по генетике 9кл." Презентация
Презентация к открытому уроку "Решение задач по генетике"...