ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «СФЕРЫ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОСы ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
статья по географии по теме
В условиях перехода на новые ФГОСы, возникает необходимость поиска средств, позволяющих максимально удовлетворять требованиям стандарта образования.
Обучение на курсах ЦПО в декабре 2012г. В г.Самара по ФГОСам, утвердило меня в уверенности, что использование УМК «Сферы», по которому я работаю с 2006г. - это не только комплект, позволяющий обеспечить интенсификацию учебного процесса, но и наиболее адаптированный УМК к обучению учащихся в условиях новых стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sfery.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В.Г.Остапенко
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК «СФЕРЫ» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОСы ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Россия, Самарская область, ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Тимашево, vera.ost@bk.ru
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности:
- гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь применять их на практике для решения поставленных задач;
- самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение;
- уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, уметь работать в команде;
Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования - такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание.
В условиях перехода на новые ФГОСы, возникает необходимость поиска средств, позволяющих максимально удовлетворять требованиям стандарта образования.
Обучение на курсах ЦПО в декабре 2012г. В г.Самара по ФГОСам, утвердило меня в уверенности, что использование УМК «Сферы», по которому я работаю с 2006г. - это не только комплект, позволяющий обеспечить интенсификацию учебного процесса, но и наиболее адаптированный УМК к обучению учащихся в условиях новых стандартов. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии посредством данного УМК обуславливается разнообразными видами деятельности, которые нет необходимости придумывать учителю самому, т.к. их грамотная, продуманная организация подразумевается структурой изложенного материала и набором пособий: на одном развороте учебника и атласа материал представлен в виде схем, таблиц, диаграмм, «вкладок», рисунков, фотографий.
Входящий в комплект электронный учебник – это своего рода хрестоматия по данному курсу, включающий в себя разнообразную информацию самого разного уровня: это статистические, графические, картографические данные, исторические справки, выдержки из очерков путешественников, ученых и т.д. Умелое применение данного материала учителем, поставленные им однажды акценты на использование электронных пособий учащимися, позволят вовлечь учащихся в самостоятельный, осознанный процесс познания, обучения, исследования.
Как показывает моя практика последних лет, в условиях профильного обучения в 10-11 классах учащиеся не выбирают предмет географию по профилю, таким образом, информация страноведческого характера уровня старшей школы им становится недоступной, а значит и географическая неграмотность по данному курсу здесь имеет место быть. Структура и содержание учебного материала по УМК «Сферы» компенсирует этот пробел, отойдя от изложения информации в 7-8 классах только физической географии, как курса наук естественного цикла, и рассматривает изучение регионов мира и России с точки зрения страноведения и общественных наук, к которым в настоящее время и отнесли географию. Таким образом, в 7 классе учащиеся получают достаточное представление о населении Земли, процессах, происходящих в человеческом обществе в разных регионах мира, особенностях их хозяйственной деятельности, месте тех или иных стран на экономической карте мира. В то же время в 8-9 классе при изучении географии России, дети систематически получают возможность сравнивать Россию с различными странами мира по разным аспектам: природным условиям и ресурсам, сферам человеческой деятельности, характеристикам населения и пр., таким образом, получают представление о месте России в мире. Вся информация заставляет включаться в процесс активного познания, т.к. учащиеся анализируют информацию, сравнивают, делают выводы, предположения, логические умозаключения, находят взаимосвязи между компонентами природы и пр.
Так на уроке обобщающего повторения «Человек на планете Земля», проведенный мной в форме игры, учащиеся, «собирая» информацию о землянах для «пришельцев из космоса», проанализировали следующие виды информации:
1. Блок «Расы»
- из набора фотографий с людьми разных рас исключили несоответствующие данной расе.
2. Блок «Размещение людей на Земле»:
- исключили рисунки, не соответствующие теме;
- объяснили значение графических рисунков и диаграмм, показывающих размещение людей относительно близости моря и по высотам;
- по карте «Плотность населения» объяснили причины неравномерного размещения людей;
- назвали десять крупнейших агломераций (термин дается в учебнике) мира;
- проанализировали столбчатые диаграммы о размещении людей по частям света и крупнейшим странам мира;
- проанализировали карту естественного прироста населения мира;
- проанализировали график роста численности населения с середины 18 в.; сделали выводы о причинах резкого прироста в начале 20 в., прослушали анимационный сюжет на данную тему, утвердившись в своих выводах.
3. Блок «Народы»:
- проанализировали диаграмму о крупнейших народах мира;
- проанализировали диаграмму о крупнейших языках мира; сделали умозаключения о причинах распространения отдельных языков в мире;
- прослушали с помощью звукового файла с диска и повторили приветствие на 10 разных языках мира.
4. Блок «Религии»:
- проанализировали диаграмму «Религии мира», ответили на вопрос: «Почему приверженцев буддизма меньше, чем индуистов, а буддизм является мировой религией?». В подтверждение этому назвали карту «Религии мира».
- рассмотрели слайд с фотографиями, нашли соответствие атрибутов и религий.
5. Игра «Выбивалы», проводится по принципу «Морского боя»: на поле в клетках вписаны цифры - 20, 30, 40 - это баллы. Назвав координаты, учащиеся «отправляют мяч» другой команде, и те получают вопрос сложностью в данное количество баллов. В процессе игры учащиеся отвечали на вопрос:
- «Кто или что лишнее», исключая:
- фотографии людей разных рас;
- жилища разных народов;
- языки из списка мировых;
- фото культовых зданий разных религий;
- «Найдите ошибку»
В вопросе «Определите несоответствие» ученикам необходимо было объяснить, почему Китай не входит в число стран-лидеров по средней плотности населения, а отдельные районы Китая крайне густо населены (материал с диска).
СТРАНА | ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ | ТЕРРИТОРИЯ | ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ |
БАНГЛАДЕШ | 1002 | ОАМЫНЬ (КНР) | 17700 |
ЮЖНАЯ КОРЕЯ | 491 | МОНАКО | 16600 |
НИДЕРЛАНДЫ | 395 | СИНГАПУР | 6400 |
ЯПОНИЯ | 337 | СЯНГАН (КНР) | 6300 |
Такая довольно сложная мыслительная деятельность, сопоставимая с уровнем сложности для учащихся 10-11 классов, настраивает учеников на деловой лад, приучает выстраивать логические цепочки, находить взаимосвязи между природными компонентами и социальными явлениями. При этом учащиеся проявляют постоянный интерес к поиску ответов, любители математики увлеченно анализируют значения, делают вычисления. Осмысление информации о социальных процессах уже на стадии среднего звена готовит детей к осознанию их как членов большого, всемирного общества людей, тем самым социализируя как граждан.
Контрольные задания по темам, снабженные также графиками, рисунками, картограммами и пр., «открытые» вопросы имеют прямой выход на вопросы ГИА, что уже с 6 класса позволяет готовить учащихся к успешной сдаче географии как экзамена по выбору в 9 классе.
На первых порах, при переходе к программе «Сферы», меня и коллег, с которыми мы встречались на семинарах в СИПКРО по данному УМК, поражал большой объем «взрослой» информации. Но со временем я поняла, что переход этот сделан был очень своевременно, а изучение материала при грамотном подходе вполне посилен. Подтверждением этому может служить анализ контрольных срезов за несколько лет по одному и тому же набору тестовых заданий в 7-х классах.
В 2008 г. из 4-х классов параллели только один класс обучался по «Сферам», в 2010г. – один класс из 3-х, в 2012 г. - все три класса параллели обучаются по «Сферам». При этом в двух классах приобретены новые пособия, где электронный учебник идет в комплекте с диском, что позволяет каждому ученику получать дополнительную информацию в зависимости от желания и способностей, и результат также сказался на выполнении работы: в этих классах качество знаний превышает 70%.
На протяжении 6 лет участие детей в предметной олимпиаде показывает, что наибольшую активность проявляют учащиеся, занимающиеся по УМК «Сферы», в выполненных ими работах наибольшее количество правильных ответов, а систематическое использование электронного приложения в 2012 г. дало результат в виде победы ученицы 7 класса среди учащихся 7-8 классов.
Год | Название мероприятия с указанием статуса | Уровень мероприятия | Количество (фамилия, имя) учащихся принявших участие | Класс | Результат участия |
2010 | Олимпиада по географии | Окружной | Казанцев Денис Сабирова Дамира | 9 9 | II место II место |
Областной | Казанцев Денис | 9 | Участник | ||
2011 | Олимпиада по географии | Районный | Остапенко Михаил Казанцев Денис Воропаева Татьяна | 8 10 8 | IIместо III место III место |
2012 | Олимпиада по географии | Окружной | Никишенкина Анастасия | 7 | I место |
Районный | Остапенко Михаил Казанцев Денис | 9 11 | III место III место |
В заключении остается добавить, что весь комплект пособий – учебник, тренажер, экзаменатор, атлас, электронный учебник приучают учащихся к систематизации знаний, действий, самоконтролю. Учителю данный комплект облегчает подготовку к уроку, поиску разнообразных видов деятельности, информации. В то же время, приходится грамотно организовывать деятельность учащихся, подбирать дифференциацию заданий.
Уверена, что в перспективе у «Сфер» найдется много сторонников среди педагогов, особенно если это педагоги ищущие, неравнодушные к формированию у своих воспитанников информационной культуры, интереса к предмету, повышения мотивации к изучению географии.
2012г.
2010г.
2008г.
Качество знаний
% Выполнения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический мониторинг при обучении математике в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Статья содержить мои рассуждения о необходимости проведения мониторинга педагогической деятельности для учителя в связи с переходом на новые ФГОС для прогнозирования и отслеживания динамики...
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Повышение эффективности обучения иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
материал является примерным планом работы методического объединения учителей иностранного языыка на учебный год...
Использование информационных технологий на уроках иностранного языка в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения э...
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения....