Современные подходы к формированию компетенций у учащихся при обучении технологии в условиях перехода на ФГОС второго поколения
статья по технологии
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_formirovaniyu_kompetentsiy_u_uchashchihsya_statya_4.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Терентьев С.А., Терентьев А.Р.
Современные подходы к формированию компетенций у учащихся при обучении технологии в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и требований к профессиям выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности непрерывного образования.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих «умение учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных учебных дисциплин.
Основной целью изучения предмета технология в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и его технологиях. Одной из важных задач образования является подготовка учащихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результат образования. Результаты образования по ФГОС ООО делятся на:
- личностные, включающие готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- метапредметные, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия;
- предметные, включающие освоенные умения, виды деятельности по получению новых знаний в рамках предмета.
Основным направлением курса предмета технология для учащихся городских школ является направление «Индустриальные технологии». Согласно примерной программы технологии в рамках этого направления учащиеся изучают следующие разделы:
- технологии обработки конструкционных и поделочных материалов;
- технологии домашнего хозяйства;
- электротехника;
- современное производство и профессиональное образование;
- технологии исследовательской и опытнической деятельности; [1]
Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Мы предлагаем использовать компетентностный подход в построении технологического образования.
В контексте компетентностного подхода содержание компетенции можно представить формулой:
Компетенция = задачи + умения + навыки + опыт деятельности
Компетенция - это обозначение образовательного результата, выражающегося в подготовленности обучающегося к реальному владению методами, средствами деятельности, обладанию такой формы сочетания учебных задач, умений и навыков, которая позволяет достичь поставленной цели [2].
Образовательные компетенции - это получаемые в процессе образования знания, умения, соединенные с социально важными и профессионально значимыми качествами личности [3]
Особое внимание при обучении технологии, на наш взгляд, стоит уделять формированию таких специальных компетентностей как подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий и оценка результатов своего труда. Но наиболее важной является компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Овладение такой компетентностью учащимся может стать решающей как в процессе образовании в целом, так и в изучении предмета технология.
Рассмотрим пример. Технология, 7-й класс. Учебный проект на тему: «Современные достижения в области ландшафтного макетирования». На проработку идеи дается одна неделя. Мыслительный процесс у школьника начинается незамедлительно. Он сталкивается с рядом сложностей: во-первых, терминология, «ландшафт», «макетирование» - слова для него малознакомые; во-вторых, без способностей когнитивной деятельности, его поиски новой информации могут оказаться безуспешными; в-третьих, без инструментальных компетенций, т.е. без умения организовать свою деятельность, использовать источники информации, дальнейшая работа над проектом будет невозможной.
Формирование способностей самостоятельной познавательной деятельности необходимо не только при выполнении проекта. Но именно проектный метод обучения является важным инструментом в современном технологическом образовании.
Можно схематично определить место метода проектов в процессе обучения (см.рис. 1).
Рис. 1
Литература
[1] Примерные программы по учебным предметам. Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения //М. «Просвещение» 2010.
[2] Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.
[3] Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет–журнал «Эйдос», 2002
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект по теме: «Моделирование современного урока литературы в условиях перехода в ФГОС второго поколения»
• Отличительной особенностью ФГОС является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося....
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения Содержание:Глава I. Личностно-ориентированное развивающее обучение1.1....
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Статья на тему:Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках математики в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Данная статья поможет учителям математики подготовиться к выступлению на секции учителей естественно - математических наук по теме:" Формирование ключевых компетенций учщихся на уроках мате...
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения.
Личностно-ориентированные технологии обучения в условиях перехода на ФГОС второго поколения....
Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Целью моей педагогической деятельности является обеспечение благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...