Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
статья по теме

Мячина Вера Александровна

Взаимодействие семьи и школы. Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогические рекомендации для родителей, воспитывающих ребенка с интеллектуальной недостаточностью.

Компетентность родителей, как условие успешного воспитания особого ребенка

Роль родителей в социализации детей с особыми нуждами велика.Процесс семейного воспитания более естествен, чем в образовательном учреждении. Ребенку менее заметны преднамеренные воспитательные воздействия, и он активнее проявляет свою индивидуальность. При этом нельзя забывать, что в семейном воспитании допускается немало ошибок. Роль семьи в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими различные нарушения, состоит в систематической и целенаправленной помощи ребенку, осуществляемой в единстве со всеми участниками системы коррекционного процесса. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, подготовить к школе, сделать ребенка максимально приспособленным к пребыванию в детском коллективе и в перспективе к максимальной интеграции в обществе и полезной трудовой и профессиональной деятельности.

Уже с рождения ребенка с отклонениями в развитии у родителей почти всегда возникает вопрос, где он должен воспитываться. Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста в семье.

Наибольшая доля участия родителей в воспитании детей приходится на период раннего детства, когда ведущей деятельностью является эмоциональное общение с ребенком. На этом этапе активно развиваются психомоторные функции, складываются предпосылки к овладению речью, формируется подражательная способность. Задача родителей -стимулировать все развивающиеся функции, но нельзя делать это хаотично. Мероприятия, способствующие коррекции развития, необходимо выполнять в определенной системе. Программа такого взаимодействия разрабатывается совместно с педагогом, психологом, врачом. Она может включать в себя выполнение упражнений различных видов, режимные моменты, игры с детьми дома и на прогулках. По рекомендациям специалистов родители приобретают соответствующие развивающие игры и игрушки, картинный материал.

Поскольку успех коррекции обеспечивается регулярностью занятий, важно, чтобы с ребенком занимались не только опытные педагоги 2-4 раза в месяц, но и сами родители в домашних условиях изо дня в день

В ходе индивидуального занятия педагог может подобрать эффективные методы и приемы коррекционно-педагогической работы. С целью получения родителями своевременной педагогической информации о методах воспитания и развития малыша все занятия проводятся в их присутствии.

В дошкольный период на долю родителей приходится выполнение с детьми заданий, которые специально разрабатывают педагоги и психологи. Родители помогают и в закреплении полученных в ходе обучения знаний.

Л. С. Выготский подчеркивал, что особенности личности аномального ребенка во многом определяются его положением в семье. Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы.

Сочетание теоретических знаний, их закрепление в опыте семейного воспитания, дискуссии и практикумы, обращенные к реальным трудностям семейного воспитания, создают хорошую основу родительской компетентности.

Компетенция (от лат. соmреtеге — добиваться, соответствовать, подходить) это:

а)совокупность полномочий (прав и обязанностей) государственных органов или должностных лиц, определяющих границы правомочий в процессе осуществления ими своих функций, Компетенция органов и должностных лиц устанавливается законом, уставом данного органа, а также закрепляется в положениях по отделам и в должностных инструкциях или в иных нормативных актах. Границы компетенции устанавливаются в соответствии с функциями органа управления.

б)круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом.

Компетентность - 1)мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально-профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. В отличие от термина «квалификация», включает помимо сугубо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию; 2) область полномочий управляющего органа, должностного лица; круг вопросов, по которым они обладают правом принятия решений.

В отличие от термина «квалификация», включает помимо профессиональных знаний и умений, характеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность работать в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию.

Компетентность - это личные возможности и квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать вопросы самому, благодаря наличию определенных знаний, навыков; это уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной или практической деятельности.

Компетентность коммуникативная - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Компетентность общекультурная — уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Педагогическая компетентность в отношении ребенка с особенностями развития - это личные возможности использовать совокупность сведений о специфике воспитания и обучения, взаимодействии с ребенком, отягощенным дефектом развития, особенностях психического и личностного развития ребенка в норме и в патологии, его возрастных особенностях, о способах, технологиях педагогического воздействия на ребенка с учетом его первичных и вторичных нарушений в развитии, а так же умений, касающихся постановки задач и организации ситуации; умений, относящихся к применению специальных приемов воздействия на ребенка и умения анализировать свои действия. Кроме того это способность понимать потребности ребёнка и создать условия для их разумного удовлетворения, сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребёнка и социальной ситуацией.

Компетентной считается такая деятельность, в которой на высоком уровне выполняются функциональные обязанности, используются специальные и общекультурные знания и умения, наиболее полно раскрываются способности и нравственные личностные качества, достигается высокий конечный результат. Показателем компетентности во взаимоотношениях с ребенком является интерес к нему, а также к изучению себя самого, своих действий.

Суть помощи со стороны специалиста заключается в коррекции методики воспитания. Она требует совершенствования условий семейного воспитания в различных типах семей, корректировки содержания, форм и методов воспитания с учетом возрастных особенностей детей, прогнозирования развития семьи, повышения ее психолого-педагогической культуры как средства перехода семьи из объекта воспитания в субъект саморазвития и саморегуляции.

Трудности в работе специалиста связаны с тем, что семьи различны по интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный, не всегда оправданный, опыт, не задумываются над последствиями своих воздействий на ребенка, недооценивают силу воспитательных знаний и умений, часто сами нуждаются в помощи.

Условно все семьи (с точки зрения уклада жизни, результативности воспитательной деятельности родителей) разделяются на три группы.

Первую группу составляют семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей - педагогически развитые семьи. Здесь уклад семейной жизни в основном позитивный, стабильный и уровень психолого-педагогической культуры достаточно высок. Собственные педагогические цели и задачи осознаны, имеются представления о способах их реализации, родители знают, чего они хотят и как этого добиться, прекрасно понимают, что результаты напрямую зависят от собственных затрат и усилий. Родители делают то, что следует делать в конкретной ситуации что бы помочь ребёнку добиться успехов.

Во вторую группу входят семьи со средним уровнем воспитательных возможностей. Уклад семьи часто противоречивый, уровень психолого-педагогической культуры отцов и матерей в основном средний. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, но отношения между взрослыми и детьми зачастую возникают конфликты по разным поводам. Родители обладают определенными знаниями в области педагогики, но они отрывочны, недостаточно осмысленны. Они не всегда умеют применять свои знания на практике, их воспитательные умения нуждаются в дальнейшем развитии.

К третьей группе относятся педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий. Эта группа родителей очень не однородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие. Отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту, гипертрофия материальных потребностей и вытеснение ими духовных, индивидуалистическая направленность членов семьи, высокий уровень конфликтности. Для родителей характерны безответственное отношение к своим детям, деспотичный стиль отношений, порой равнодушие. Цели и задачи воспитания детей не стабильны, часто меняются. Представления о способах их реализации нет. Присутствуют неадекватные ожидания отдачи на собственные затраты и усилия. Желание получить больше, чем вложил. Наблюдается насильное погружение ребёнка в деятельность без учёта его желаний. Присутствует надежда на третье лицо, которое решит все проблемы.

Родители, вошедшие в первую группу, как правило, являются союзниками и помощниками семейного социального педагога. Две другие группы представляют в той или иной мере проблемные семьи.

Родители, имеющие пассивную и отстраненную позиции в отношении воспитания ребенка и максимально ориентированные на медицинскую помощь, нуждаются в разъяснении, в т.ч. и со стороны лечащего врача, о необходимости оказания психолого-педагогической помощи ребенку в процессе медицинской реабилитации. Форма и характер преподнесения информации о необходимости использования педагогических технологий для коррекции отклонений в развитии ребенка влияет на позицию матери в отношении воспитания ребенка. Позиция изменяется в зависимости от психологического состояния, уровня информированности об использовании педагогических методов в комплексной реабилитации малыша, установки на виды помощи ребенку первого года жизни, умения наблюдать и оценивать динамику развития реакций младенца.

Матери имеют исходно низкий уровень педагогической компетенции в вопросах о воспитании проблемного ребенка первого года жизни, разное отношение к специфическим образовательным потребностям малыша и по разному включаются в коррекционно-педагогический процесс.

Родители должны заняться своим образованием и самообразованием, овладеть основными технологиями по воспитанию. Оказать квалифицированную помощь в выборе литературы и в составлении программы самообразования родителей могут профессионально подготовленные люди: психолог, специалист по социальной реабилитации, врач, социальный работник, педагог. Одна из особенностей деятельности специалиста, работающего с семьей - влияние на уклад семейной жизни, способствующее становлению психолого-педагогической культуры родителей, создание условий в семье для саморазвития иными словами – воспитание родителей.

В понятие «воспитание родителей» входит:

- усвоение знаний и навыков по уходу за детьми и их воспитанию;

- приобретение знаний о нормальном развитии ребенка и необходимых навыков;

- деятельность, опирающаяся на убеждения, что определенные знания помогут людям стать хорошими родителями и что эти знания можно усвоить;

- ориентация на поставленные.

Практический опыт работы убеждает в том, что часто родители основную роль в преодолении нарушений психомоторного развития отводят медикаментозному лечению. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. При дефиците в воспитании и образовании, дети бывают менее приспособленными к жизни, беспомощными даже в обычных жизненных ситуациях. Поэтому, какими бы тяжелыми ни были нарушения в развитии ребенка, надо решать вопрос в пользу совмещения лечения с образованием. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным, т. е. оно направлено на организацию лечебно-педагогического процесса.

Для семьи, воспитывающей «особого» ребенка, очень важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является, в конечном итоге, достижение ребенком в будущем материальной независимости и социальной адаптации. Поэтому родителям необходимы знания в области психологии, педагогики, социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока.

Во время процесса оказания педагогической помощи детям с комплексными нарушениями в конкретные методики вносятся существенные поправки, модернизируются технологии и содержание обучения с учетом природы и характера нарушений, разрабатываются новые приемы и методы коррекционного воздействия и совершенствуются методики, уже имеющиеся в различных отраслях специальной педагогики - тифлопедагогике, сурдопедагогике, олигофренопедагогике и логопедии.

Только при желании и целеустремленности родители могут овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его эффективного психического и личностного развития. Различные трудности подстерегают родителей на разных возрастных этапах развития ребенка.




Приложения

Приложение №1

ПЛАН сбора информации для оценки семейного положения

I. Структура семьи:

• фамилия, имя, отчество членов семьи;

• дата и место рождения;

• семейное положение;

• данные свидетельства о рождении, паспорта;

• адрес прописки, проживания, номер телефона;

• проживают ли оба родителя в семье;

• данные отсутствующего родителя;

• поддерживает ли отсутствующий родитель контакты с детьми;

• где находится отсутствующий родитель, каковы условия его жизни;

• есть ли в семье дети, находящиеся на полном государственном обеспечении; каковы причины их нахождения, посещают ли их родители, члены семьи; планы в отношении этих детей;

• имеются ли родственники, поддерживают ли отношения.

II. Описание всех членов семьи.

Цель: определить среду внутрисемейных отношений, указать, есть ли в семье проблемы со здоровьем, с работой.

• работают ли взрослые члены семьи? Является ли работа стабильной и надежной? Кто присматривает за детьми во время отсутствия родителей?

III. Здоровье:

• болеет ли ребенок в настоящее время, есть ли хронические заболевания;

• соответствие физического, эмоционального, интеллектуального и социального развития ребенка возрастным нормам;

• есть ли проблемы со здоровьем у родителей;

• наличие инвалидности у членов семьи.

IV. Жилищно-бытовые условия:

• вид жилплощади, количество комнат;

• наличие мебели;

• санитарно-гигиенические условия;

• наличие спальных мест у детей;

• проживают ли в семье животные;

• владеет ли семья участком земли.

V. Финансовая ситуация в семье

• доход семьи;

• получение социальной помощи.

VI. Образование

• отношение взрослых, детей к школе или детскому саду;

• текущие проблемы ребенка в школе.

VII. Суть возникших проблем к моменту начала работы с этим ребенком, семьей. Как сами члены семьи (в том числе и дети) оценивают ситуацию? Что, по их мнению, может улучшить положение дел? Кого относят к своим близким друзьям, кому доверяют, с кем общаются.

VIII. Прогнозирование изменений,рекомендации (что необходимо для данного ребенка, данной семьи).

Примерный план составления акта социального обследования семьи

1. Характеристика состава семьи (информация о совместном проживании в семье родственников, посторонних людей)

2. Описание жилого помещения (отдельная квартира, собственный дом,часть дома, коммунальная квартира, комната в общежитии, частная квартира,комната, жилая площадь родственников, иное).

3. Форма собственности: приватизированное жилье, частный сектор,сдаваемое внаем жилье.

4. Условия проживания: оценка санитарного состояния жилья, наличие необходимой мебели, одежды, игрушек, школьных принадлежностей. Характеристика образа жизни семьи, психологическая обстановка в семье.

Совокупный доход семьи (подтверждение справками, информация со слов проживающих), в том числе и сведения о праве и получении пенсий,алиментов, пособий на ребенка.

Примерный план составлении заключения на семью

1. Характеристика состава семьи (информация о совместном проживании в семье родственников, посторонних людей). Полная информация о месте работы,проживания родителей.

2. Сведения о родственниках.

3. Категория семьи.

4. Место учебы детей, информация о посещении образовательного учреждения.

5 Оценка семейной ситуации, поведение родителей и несовершеннолетнего (состоят ли на учете в ОППН, КДН), характер взаимоотношений между членами семьи, выполнение родительских обязанностей, случаи жестокого обращения с несовершеннолетними.

6. Опенка уровня благосостояния семьи в настоящее время: очень плохой (средств не хватает на еду), низкий (есть только самое необходимое),средний (сверх необходимых вещей, есть участок, бытовая техника), высокий(автомобиль на ходу, гараж, дача, сложная бытовая техника и т.п.), очень высокий (в потреблении нет никаких ограничений).

7. Опенка качества питания в семье: разнообразное, полное,необходимый набор продуктов, острая нехватка необходимых продуктов, другие особенности.

8. Какими льготами и компенсациями пользуется семья.

9. Проблемы семьи, потребность в социальной помощи.

10. Проделанная работа в отношении семьи.

Приложение №2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по ведению сопроводительной документации в ходе осуществления патронажа семей

Документирование деятельности решает следующие задачи:

• накопление достоверной информации о клиенте, его проблемах, способах и методах работы с ним,

• укрепление междисциплинарного сотрудничества, координации усилий разных специалистов, ведомств;

• передача зафиксированной информации о состоянии проблем клиента на все уровни управления;

• обобщение методов работы с клиентами;

• систематизация информации о формах и видах комплексной помощи.

Ведение документации на клиента - одна из основных форм организации деятельности. Опыт, который приобретает специалист в процессе сбора информации, фактического налаживания взаимоотношений с другими участниками взаимодействия, отражающегося в документации, служит средством повышения профессионализма и квалификации самого специалиста.

В процессе ведения документации следует придерживаться определенных принципов, соблюдение которых способствует эффективности обслуживания, конфиденциальности полученной информации.

1. Принцип полноты в формировании данных о клиенте.

2 Принцип умеренности как умение представлять данные о клиенте в сжатой, удобной для работы форме, достаточной для планирования и оказания услуг.

Включение семьи в реабилитационный процесс начинается с предварительного знакомства: через посещение семьи, получение информации от соответствующих учреждений, если семья находится на учете, от соседей, родственников, индивидуального консультирования.Первичная информация оформляется документально: актами обследования и посещений,картой семьи (социальным паспортом). Карта семьи необходима для определения проблем и путей их решения с помощью собственных ресурсов семьи, а также внешних ресурсов. Максимальное количество информации позволяет наиболее верно.определить характер мероприятий программы реабилитации для достижения положительного результата.

Программа реабилитации представляет собой индивидуальный план по работе с семьей, в котором фиксируются основные задачи и пути их выполнения, сроки решения проблем. При необходимости в программу вносятся изменения и дополнения. Программа

может быть реализована:

• через работу с семьей и несовершеннолетними в ней,

• через работу с родителями при временном помещении ребенка в социально-реабилитационный центр,

• через консультации специалистов для родителей.

Для контроля и корректировки реабилитационной программы и выполнения намеченного плана проводятся посещения семьи.

Приведенные ниже информационные материалы рассчитаны на достаточно полную и объемную информацию о семье. В зависимости от ситуации конкретной семьи в формы документации могут включаться дополнительные пункты.

Для сбора и заполнения необходимой информации предлагаются следующие информационные материалы:

1. План сбора информации для оценки семейного положения.

2. Примерный план составления акта социального обследования семьи.

3. Примерный план составления заключения на семью.

4. Карта семьи.

5. Программа комплексной реабилитации семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с интеллектуальной недостаточностью

Семьи детей с ограниченными возможностями нуждаются в помощи общества, помощи специалистов, доброжелательном отношении окружающих....

Педагогическая статья "Взаимодействие семьи и школы в совместном творчестве учащихся, родителей и учителя"

Считаю, что школа должна дружить с семьёй так, чтобы был постоянный обмен педагогическими открытиями.  В нашем деле нет мелочей, и именно малое подчас мешает созидать великое. Поэтому объясняю ро...

Психологические особенности детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Взаимодействие семьи и школы.

Семья занимает одно из ведущих мест среди общечеловеческих ценностей. Полноценное и благоприятное формирование психики ребенка - главная роль семьи. Однако не все родители стремятся оказать должное вн...

Памятка – рекомендация для родителей, воспитывающих ребенка с признаками одаренности

Детская одаренность – одно из интересных и загадочных явлений природы. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Как помочь ребенку в развитии способностей?...