Экономика и ее роль в жизни общества
методическая разработка (8 класс) по теме

Урок обществознания в 8 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_i_ee_rol_v_zhizni_obshchestva.docx943.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экономика и ее роль в жизни общества.

Цели урока: Расширить представление экономики, как важнейшей сферы жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.

Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.

Оборудование урока: Учебник Обществознание 8 класс, Л.Н.Боголюбов. Поурочные разработки по обществознанию 8 класс. Под редакцией Боголюбова., Рабочая тетрадь Обществознание 8 класс. О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Презентация, иллюстрации.

Новый материал:

1. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела курса обществознание. И он связан с одной из сфер жизнедеятельности общества.

Но, прежде чем огласить тему урока, мне хотелось бы обратить ваше внимание на слайд и вспомнить, какие сферы жизни общества вам известны.

А теперь отгадайте загадки

На товаре быть должна

Обязательна ...   (цена)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в ...   (банке)

Как ребёнка нет без мамы,

Сбыта нету без ...    (рекламы)

И врачу, и акробату

Выдают за труд ...   (зарплату)

Очень вкусная витрина

Овощного ...   (магазина)

К какой сфере жизни общества относятся все эти загадки? (к экономической)

Ребята, а можем ли мы с вами прожить без всего, что связано с экономикой?

Поэтому, тема нашего урока- «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишите ее в тетрадь.

Ребята, а как вы считаете, какую роль экономика играет в жизни каждого из нас? Почему?

Вот вы уже и ответили на главный вопрос урока на обыденном уровне,  но сегодня мы постараемся рассмотреть этот вопрос с научной точки зрения.

Выяснение роли и значения экономики в жизни общества- это будет основная цель нашего урока.

2.  А что бы логично начать изучение нового материала, давайте вспомним, что такое экономика. (ответы учащихся).

Давайте еще раз обратимся к словарю в учебнике. Стр. 223. Запишите это определение в тетрадь.

3. Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему? (у каждого человека есть потребности)

! Вывешивается Начало кластера  «Потребности»

А что такое потребности? (нужда человека в чем- либо)

Сейчас я предлагаю вам назвать свои потребности.

У вас на столах лежат карточки с различными потребностями человека.

Существует несколько классификаций потребностей и сейчас мы с вами постараемся вместе составить схему: «Классификация потребностей»

Задание! Используя схему, которая у вас лежит на стола, разделите потребности, на три группы. (работа в группах)

Потребности человека:

материальные,                                    духовные,                                      социальные.

! Запишите эту схему в тетрадь и проиллюстрируйте каждый вид потребностей собственным примером.

??? А для чего необходимо удовлетворять потребности? (Цель удовлетворения потребностей- создание условий для жизни и деятельности людей)

??? А если вы удовлетворите сегодня все свои потребности, у вас их больше не появится?

Вывод: Потребности человека безграничны.

! Вывешивается второй кластер.

4. Ребята, давайте еще раз обратимся к определению «экономика».

Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)

А как вы поняли из определения, что такое «благо»

З.т. Благо- это средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.

Давайте опять обратимся к схеме: «Потребности человека»

Что бы удовлетворить материальные потребности человека, собственно чем и занимается экономика, что нам необходимо?

Потребность в еде - еда; потребность в одежде- одежда, потребность в жилище- здания.

!!! Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.

Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. К ним относят воздух, воду, солнечный свет…

Экономические блага- блага, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.

Задание: 1. У вас на столах лежат картинки. Распределите их на 2 части- свободные и экономические  блага.  Что получилось?

2. А теперь, отодвиньте в сторону свободные блага и постарайтесь разделить экономические блага на 2 группы. По какому признаку вы их разделяли?

Ребята, а экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ).  

Итак, давайте сделаем некоторые выводы:

Что бы удовлетворить  _____________  экономические потребности человека необходимы специальные средства, которые называют ________________ .

5. А вот где взять экономические блага? (произвести)

А из чего?  (из вспомогательных средств). Вот нам на помощь и пришло французское слово ressourse- ресурс.

(Если учащие затрудняются: привести пример: Что бы построить здание- необходим кирпич, инструмент,  труд рабочего…)

З.о. Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.

! Вывешивается 3 кластер

Задание: Вам выдается лист ватмана, картинки, основная картинка- это будет ваше благо. Задача- наклеить на ватман основную картинку, под ней наклеить картинки, которые будут являться ресурсами, а над картинкой написать , какая потребность будет удовлетворена.

! Ватманы вывешиваются на доске- 1 человек  рассказывает о проделанной работе.

??? Ребята, а подскажите, ведь человеческие потребности неограниченны, и так будет всегда, а вот ресурсы, они тоже неограниченны? (ограничены).

! Вывешивается 4 кластер.

Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?

Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.

6. Мы уже знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, но с неограниченными потребностями. И потребности всегда  больше наших возможностей. Так ,а на что же истратить имеющиеся ресурсы?

Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой.  Этот выбор называется альтернатива. 

А теперь, представьте, что  вам родители на День рождения обещали подарить что-либо из техники. Но, вы хотите мобильный телефон, компьютер и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности?  Но, вы могли бы приобрести электронную книгу- она будет вашей альтернативной стоимостью.

З.т. Альтернативная стоимость- это польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.

Задание:

Анна решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Анне придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить  в бассейн, изучала с репетитором иностранный язык.  Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости? Объясните свой выбор.

Выводы урока: У всех есть альтернативный выбор. И у человека, и у государства, и у фирмы. Какие ресурсы и как использовать для производства экономических благ, что бы удовлетворить растущие потребности общества, но это тема следующего урока.

А сейчас ответьте мне на вопросы:

  1. Какова роль экономики в жизни общества?
  2. Роль  экономики в жизни общества
  3. 1. Обеспечивает людей материальными условиями их существования (продуктами, одеждой, жилищем)
  4. 2. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству
  5. 3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству
  6. 4. Является основой научно-технического прогресса, поскольку именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения
  7. Продолжите предложения «Альтернативная стоимость – это …»
  8. Легко ли было принимать  решения? 
  9.  Наш урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду принимать обдуманные решения»,  «буду руководствоваться принципом рационального поведения).

А на столах у вас лежат листы самоконтроля. Ваша задача- оценить роль в уроке каждого участника группы по определенным критериям.

Домашнее задание: § 11 вопрос №1 стр. 91- письменно.

Лист самоконтроля группы. Оценка по 5 – бальной шкале.

ФИ ученика

 Устные ответы.

 Участие в обсуждении группового задания

Участие в составлении кластера

Средняя оценка группы

Лист самоконтроля группы. Оценка по 5 – бальной шкале.

ФИ ученика

 Устные ответы.

 Участие в обсуждении группового задания

Участие в составлении кластера

Средняя оценка группы

                                      Духовные   

           

         

       

       

               

   

         

            

       

        

   

   

   

   

   

   

 

   

 

 

     

     

   

     

   

   

В одежде

В компьютере

В деньгах

В жилище

В средствах связи

В средствах передвижения

В ремонте стиральной машины

В еде

Социальные

В общении

В признании

В общественной деятельности

В привязанности

В заботе о другом человеке

В семье

Духовные

В знаниях

В творческой деятельности

В созидании прекрасного

В самореализации

В саморазвитии

В счастье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экономика и ее роль в жизни общества.

Презентация к уроку обществознания в 8 классе....

Экономика и ее роль в жизни общества (презентация)

Презентация  к уроку обществознания. 8 класс. Базовый уровень...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

Экономика и ее роль в жизни общества

Конспект со схемой по экономике и ее роли в жизни общества...

Урок в 8 классе по теме "Экономика и её роль в жизни общества"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС с  технологической картой урока и презентацией к уроку...

13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества

13_01_общество_8класс_Экономика и её роль в жизни общества...