Рабочая программа по ИЗО для 5 - 8 классов
рабочая программа (5 класс) на тему
Принцип составления программы тот же, она на основе стандартов 2004 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_5-8.doc | 149.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Томская область, Томский район
Муниципальное образовательное учреждение
«Синеутесовская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
5 - 8 классы
(разновозрастные группы
в малокомплектной школе)
Составил учитель
изобразительного искусства
ЛИСТОВА Вера Васильевна,
Высшая квалификационная категория
Август 2009 года
1.1 Цель курса:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
1.2 Задачи курса:
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве предполагает:
- дальнейшее формирование художественного вкуса учащихся;
- понимание особенностей декоративно-прикладного искусства;
- осмысление места декоративного искусства в жизни общества;
- осознание своей причастности к судьбам культуры, проявление уважительного, бережного отношения к культурному наследию.
Формирование художественно-творческой активности.
Учащиеся должны:
- учиться в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно–образного языка декоративного искусства, уметь связывать его с теми явлениями в жизни общества, которыми порождается данный вид искусства;
- учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- умело пользоваться языком декоративного искусства в практической деятельности;
- учиться выражать свое личное понимание значения декоративного искусства в жизни людей;
- проявлять наблюдательность, эрудицию и фантазию при разработке проектов оформления интерьеров школы, эмблем, одежды, различных украшений.
2. Требования к уровню содержания дисциплины.
Учащиеся должны:
2.1 Знать/понимать:
- основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
- выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- наиболее крупные художественные музеи России и мира;
- значение изобразительного искусства в художественной культуре;
- особенности языка следующих видов изобразительного искусства: живописи, графики, скульптуры;
- известные музеи своей страны и мира (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей, Лувр, Прадо, Дрезденская галерея), а также местные художественные музеи;
- выдающиеся произведения скульптуры, живописи, графики;
- процесс работы художника над созданием станковых произведений;
- место станкового искусства в познании жизни и поисках истины;
- бытовой жанр, исторический жанр, плакат, графические серии, литографии, репродукции;
- произведения агитационно-массового искусства;
- произведения выдающихся мастеров Древней Греции; эпохи итальянского Возрождения – Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан; и т.д. французского искусства; голландского искусства; русского искусства 18-20вв.
- значение древних корней народного искусства;
- связь времен в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- особенности народного (крестьянского) искусства своего края, области;
- содержательную взаимосвязь между декоративным и музыкально-поэтическим фольклором.
- знать несколько народных промыслов, историю их возникновения и развития (например, Гжель, Жостово, Хохлома);
- уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен, например Древнего Египта, Древней Греции, средневековой Европы;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного декоративного искусства.
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
2.2 Уметь:
- работать с натуры в живописном и графическом материале над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- выбирать наиболее подходящий формат при работе над натюрмортом, пейзажем, портретом;
- добиваться тональных и цветовых градаций при передаче объема;
- передавать при изображении предмета пропорции и характер формы;
- передавать при изображении портрета (на плоскости и в объеме) пропорции, характер черт, выражение лица;
- передавать пространственные планы в живописи и графических работах с применением знаний линейной и воздушной перспективы;
- в рисунке с натуры передавать единую точку зрения на группу предметов;
- пользоваться различными графическими техниками: монотипией, линогравюрой (по выбору педагога);
- эмоционально откликаться на художественные произведения, находить образные слова и выражения в рассказе о них;
- выражать свое отношение к идейно-нравственному содержанию произведений искусства;
- оформлять выставки работ своего класса в школьных интерьерах.
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер;
- сознательно размещать изображения предметов и действующих лиц в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективы;
- выполнять элементы оформления альбома или книги по искусству;
- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве;
- доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных на выставке своего класса.
- отражать в проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов и т.д.)
- создавать проекты предметов среды, объединенных единой стилистикой(одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
- овладевать навыком работы в конкретном материале (макраме, батик, роспись и т.п.);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера своей школы или других декоративных работ, выполненных в материале.
2.3. Обладать базовыми компетенциями, т.е. умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для украшения и благоустройства интерьера собственного дома, школы и т.д.;
- для овладения навыками работы в конкретном материале (роспись по дереву, батик, и т.д.)
- Обладать ключевыми компетенциями:
2.4.1. Информационно-технологические:
- умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- умение представлять материал с помощью средств презентации, проектов.
- способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
2.4.2. Коммуникативные:
- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать ее в процессе коммуникации.
2.4.3. Учебно-познавательные:
- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для ее достижения, выбирать оптимальные пути решения этих задач;
- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, порядка и способов практической деятельности;
- умения и навыки мыслительной деятельности: выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщение, построение ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;
- умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности.
- Обладать специальными компетенциями:
- давать сущностную характеристику изучаемым объектам (формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре).
- выявлять несложные реальные связи и зависимости, например связь крестьянского декоративного искусства с природой, бытом, эпосом, мировосприятием земледельца.
3.Объём и виды учебной работы.
№ п/п | Вид учебной деятельности | Количество часов |
Общая трудоёмкость дисциплины | 136 часов |
1. | 5 класс | 34часа |
2. | 6 класс | 34часа |
3. | 7 класс | 34часа |
4. | 8 класс | 34часа |
Для решения задач в условиях малокомплектной школы внесены новые элементы в методику преподавания изобразительного искусства, используя программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1991 и 2005 года) и авторскую экспериментальную программу учителя изобразительного искусства, руководителя Федеральной экспериментальной площадки, директора авторской школы «Губернаторский Светленский лицей» А.Г.Сайбединова.
В условиях временных разновозрастных групп, созданных для преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах разработана модифицированная рабочая программа на основе линейного принципа формирования содержания образования по программе Б.М. Неменского и сквозного тематического планирования программы А.Г.Сайбединова.
К особенностям рабочей программы можно отнести следующие:
- содержание образования разбито на комплексные содержательные блоки исходя из требований к уровню подготовки окончивших начальную школу;
- учтены общие воспитательные и образовательные задачи по объединяющим темам; предусмотрена возможность проследить развитие учащихся по конечному результату в каждом содержательном комплексном блоке по классам, по четвертям и по учебным годам;
- соблюден принцип последовательности – новое опирается на предыдущее и вытекает из него;
- системность комплексных содержательных блоков и тем.
Содержание рабочей программы разбито на 5 блоков с учетом времени четвертей учебного года (третья четверть – 2 блока).
Методические рекомендации
Разновозрастные группы на уроках изобразительного искусства могут формироваться согласно учебному плану с учетом принципа комплектования класс-комплектов. Желательно соединять классы с равным количеством учащихся таким образом, чтобы количество детей не превышало нормы наполняемости кабинета согласно СанПиНов.
Необходимо продумать систему ресурсного обеспечения: наличие технических средств обучения, репродукций произведений изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства, натурный фонд, художественные фотографии, детские работы, как примеры выполнения творческих заданий и др. Наличие телевизора и видеотеки является хорошей помощью в создании зрительного образа художественных произведений, проведении заочных экскурсий в музеи. Наглядный набор специальных терминов и названий в изобразительном искусстве (таблички с надписями «перспектива», «колорит», «декор» и др.) поможет развитию зрительной памяти.
Основной формой организации работы в разновозрастных группах на уроках изобразительного искусства является работа в микро группах разной численности. Дети на уроках могут обсуждать план выполнения задания учителя, анализировать результаты своей работы и работы товарищей, быть экскурсоводами по своим работам в воображаемой картинной галерее и т.д.
При объединении видов деятельности по темам на одном уроке в разновозрастной группе существуют свои особенности:
- необходимо осуществлять подготовку по темам, близким по содержанию, просматривать дополнительную литературу по одной тематике; легче осуществлять подбор наглядности; игровой материал для физкультминутки может быть одинаковым,
- при введении в тему занятий, знания более старшего класса можно использовать в качестве новых знаний для младших. В случае затруднения на уроке младший школьник может обратиться за помощью к старшим. Детям легче переключаться с работы учителя на самостоятельную, когда речь на уроке идёт по близким темам. Те, кто отвлёкся от работы, слышат, что разговор идет на близкую им тему,
- возрастает роль не только содержания образования, но и способов организации взаимодействия детей на уроках изобразительного искусства в процессе совместной учебной деятельности, что имеет большое воспитательное значение.
Работу в разновозрастной группе по изобразительному искусству с каждым классом можно разделить на четыре этапа:
- Проверка выполнения самостоятельной работы дома (подготовка к уроку или проверка работ, которые не успели сделать на предыдущем уроке).
- Введение в тему занятий, объяснение по выполнению следующей работы.
- Самостоятельная работа, работа в группах или коллективная работа.
- Обобщение и обсуждение итогов урока.
Перед уроком следует подумать об организации рабочего пространства кабинета: как поставить столы в зависимости от вида работы: самостоятельная, в группах или парах.
Учебно-тематическое планирование
Комп. содер. блоки | Требования к уровню подготовки | Основные задачи сквозного комплексного тематического планирования | Вид деятельности на уроке | Урок | К л а с с ы, т е м ы |
V | VI | VII | VIII |
Язык изобразительного искусства | Знать/понимать виды и жанры ИЗО; Основы изобра-зительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотени, перспективу пространства, объем, ритм, композицию. Определять средства худо-жественной выразительности | Процесс работы художника над картиной. Роль эскизов, этюдов. Композиция как целостность, образный строй. Роль формы и колорита | Работа красками | 1 | Что такое язык ИЗО | Выразительные средства в ИЗО | Композиция, симметрия | Тон и тональные отношения |
Работа карандашом | 2 | Рисунок – основа ИЗО | Линия, штрих, пятно | Натюрморт в графике | Музеи мира |
Работа карандашом | 3 | Черное и белое | Пейзаж в графике | Портрет в графике | Графические серии |
Работа красками | 4 | Глухие и звонкие цвета | Цветовые нюансы | Пространство и колорит | Картины о природе в музее |
Сюжетное содержание картины | 5 | Набросок по представлению Проработка в красках | Эскиз для картины Ритм пространство | Эскизная работа Статика и динамика | Художественный образ и колорит Выразительность в живописи |
Композиция | 6 |
Работа с пластилином, глиной, бумагой | 7 | Объем, характер формы | Объем и фактура | Пропорции в скульптуре | Монументальное искусство |
Работа карандашом и красками | 8 | Создание композиции на плоскости | Построение пространства | Городской пейзаж | Архитектура – вид ИЗО |
Выставка творческих работ | 9 | Художественный совет |
Развитие творческого мышления | Анализировать содержание произведений искусства. Знать образный язык произведений разных видов и жанров. Использовать приобретенные знания и умения в самостоятель-ной творческой деятельности в рисунках по памяти, воображению | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное. Формирование устойчивого интереса к ИЗО. Выражать личное понимание значения искусства в жизни | Рисование впечатлений | 10 | Изображение предметов по памяти | Изображение предметов с натуры | Изображение пейзажа по памяти | Изображение интерьера |
Рисование по представлению | 11 | Образ русского человека | Человек труда | Моя будущая профессия | Кем быть? |
Отношение к окружающему миру | 12 | Отношение к миру природы | Отношение к миру вещей | Настроение и колорит | Я мечтаю |
Восприятие музыки | 13 | Я слышу, музыка, в тебе | Музыка в заданных формах | «Музыка» | Музыка и образ |
Отражение образов и впечатлений | 14 | Иллюстрация литературного произведения |
Сказка – добрый спутник | 15 | Украшаем в Новый год | Сказочные приключения | Эскиз новогодней маски | Новогодний карнавал |
Выставка творческих работ | 16 | Художественный совет |
Декоративное рисование | Знать истоки и специфику декоративно-прикладного искусства, особенности крестьянского (традиции). Использовать приобретенные знания и умения в создании предметов повседневной жизни (дизайн интерьера, костюма, декор) | Формирование художественного вкуса. Работа с разл. МА-териалами. Создание художе-енных декоративных предметов. Владение навыками выразительного использования фактуры, цвета, объема, пространства | Русское народное искусство и быт | 17 | Единство конструкции и декора крестьян-ского жилища | Народные промыслы Жостово | Декор и предметы народного быта | Дизайн. Дизайнер и его творчество |
18 |
Предметы народного быта | 19 | Прялка | Гжель | Древние образы в нар. искусстве | Значение эмблематики |
Костюм в жизни и времени | 20 | Русский крестьянский костюм | Сказочный костюм | Праздничный костюм | Современный костюм. моделирование |
Русская народная роспись | 21 | Существо из сундучка | Промыслы села Коларово | Птица Сирин | Коллективная декоративная работа |
История изобразительного искусства | Знать жанровую систему и виды. Роль картины в ИЗО Выдающихся пред-ставителей россий-ского и зарубежного искусства и их основные произ-ведения. Музеи России и мира | Роль искусства в создании памятников истори-ческих событий. Реальность во всех жанрах. Сюжет и содержание произ-ведений искусства | Виды и жанры ИЗО Музеи | 22 | Стиль в искусстве | Русская архитектура | Графика в творчестве художников | История ИЗО |
Сюжетно-тематические картины в ИЗО | 23 | Иллюстрация исторического события | Сюжетно-тематическая картина | Бытовой жанр | Иллюстрация исторического события |
Архитектура – вид изобрази-тельного искус. | 24 | Конструкция жилища | Архитектура и ее функции | Первоэлементы архитектуры | Архитектура и художественный образ |
Композиция и пространство | 25 | Пространствен-ная композиция | Древний кремль | Средневековый город | Человек – мера всех вещей |
Выставка творческих работ | 26 | Художественный совет |
Человек и его мир | Использование приобретенных навыков в творческой деятельности рисунке и живописи Понимать значение ИЗО в художественной культуре | Отображение пропорций и движения человека. Развитие наблюдательности, способности образного видения. Получение творческого опыты в тематических композициях | Человек в худо-жественных произведениях | 27 | Красота, выразительность В ИЗО | Труд человека в искусстве | Композиция из заданных форм на выбор | Живописная композиция «Счастье» |
Человек и его внутренний мир | 28 | Красота и согласованность движений | Моё настроение и природа | Сюжетная композиция | Воспоминание о грусти и радости |
Художник и окружающий мир | 29 | Художник – вы-разитель идей своего времени | Копия картины художника | Станковая живопись | История ИЗО |
Воплощение мечты человека в искусстве | 30 | Исторический темы в живописи | Наше время в зеркале слов Плакат | Время, в котором я живу | Я и мой внутренний мир |
Проблемы сегодняшнего мира | 31 | Сюжетная композиция | Книга по искусству | Плакат | Историческая тема в искусстве |
32 |
Итоговое занятие | 33 | Праздник искусства Выставка работ и их защита |
Резерв | 34 |
1. Программные документы:
- Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству.
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
- «Изобразительное искусство и художественный труд», программа общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского.
- Авторская экспериментальная программа учителя изобразительного искусства, руководителя Федеральной экспериментальной площадки, директора авторской школы «Губернаторский Светленский лицей» А.Г.Сайбединова.
- Оценка качества подготовки выпускников начальной школы по ИЗО.
2. Учебно-методическая литература:
- Губанова Е.И. Декоративно-прикладное искусство на уроке изобразительного и трудового обучения // Начальная школа – 2004.
- Искусство в жизни детей / сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова. – М.: Просвещение, 1991.
- Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 1997.
- Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.- Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2001.
- Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1984.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1988.
- Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1975.
- Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 1997.
4. Материально-техническое обеспечение.
Специализированный кабинет изобразительного искусства.
Магнитная доска, столы, мольберты, парты.
Технические средства обучения: Телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы, компьютер или проигрыватель DVD и набор компактных дисков «Шедевры русской живописи» с интерактивными уроками, «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Эрмитаж" и т.д.
Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры
Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...