Рабочая программа по ИЗО для 1 - 4 классов
рабочая программа по теме
Рабочая программа составлена для разновозрастного обучения в 2009 году, по стандартам 2004 года. Может быть учителей заинтересует подход к составлению комплексного тематического планирования. При таком планировании любое соединение классов в разновозрастную группу позволяет проводить уроки без большого труда - темы похожи, виды деятельности на уроке - одинаковы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_izo_1-4.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Томская область, Томский район
Муниципальное образовательное учреждение
«Синеутесовская средняя общеобразовательная школа»
Томского района
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Изобразительное искусство
1 - 4 классы
(разновозрастные группы
в малокомплектной школе)
Составил учитель
изобразительного искусства
ЛИСТОВА Вера Васильевна,
Высшая квалификационная категория
Август 2009 года
1.Цели и задачи курса.
- Цель курса – изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
- Задачи курса:
- Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
- Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитания интереса и любви к искусству.
- Развитие эмоциональной сферы ребёнка средствами художественной выразительности на основе синтеза: художественного слова, музыки, произведений художественного и декоративного искусств.
- Воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества, открытие красоты мира.
- Требования к уровню содержания дисциплины.
Учащиеся должны:
- Знать/понимать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
- известные центры народных художественных ремесел России;
- ведущие художественные музеи России;
- Уметь:
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
2.3. Овладевать базовыми компетенциями, т.е. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
- самостоятельной творческой деятельности;
- обогащая опыт восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.
2.4. Овладевать ключевыми компетенциями:
2.4.1. Информационно-технологические:
- Умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;
- Умение представлять материал с помощью художественных средств;
- Способность задавать и отвечать на вопросы по изучаемым темам с пониманием и по существу.
2.4.2. Коммуникативные:
- Умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;
- Умение обмениваться информацией.
2.4.3. Учебно-познавательные:
- Умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режима работы, владения элементарными навыками работы гуашью, цветными мелками, акварелью;
- Умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность: узнавать новые термины изобразительного искусства; искать сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Гжель и т.д.); интересоваться биографией изученных художников и их деятельностью;
- Умения и навыки мыслительной деятельности: осмыслить и осуществить практическую работу, используя навыки компоновки; передача в рисунках смысловой связи элементов композиции; передача пространственных отношений; выделение главного и интересного, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивая главное цветом и размером в рисунке;
- Умения и навыки оценки и осмысливания результатов своей деятельности: навыки анализа художественного произведения (понравилась ли работа, какие чувства она вызывает и т.п.).
- Обладать специальными компетенциями:
Давать существенную характеристику изучаемым объектам (формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой конкретной национальной культуре).
Требования могут быть успешно выполнены при условии формирования у детей, навыков и знаний на каждом возрастном этапе, соответствующих психологическому и физическому развитию детей.
- Объём дисциплины.
1 класс – 32 часа.
2 класс – 34 часа.
3 класс – 34 часа.
4 класс – 34 часа.
Для решения данных задач в условиях малокомплектной школы внесены новые элементы в методику преподавания изобразительного искусства, используя программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1991 и 2005 года) и авторскую экспериментальную программу учителя изобразительного искусства, руководителя Федеральной экспериментальной площадки, директора авторской школы «Губернаторский Светленский лицей» А.Г.Сайбединова.
Целевой задачей программы Б.Неменского по изобразительному искусству является формирование эстетической и гражданской позиции школьников, находящей выражение в его отношении к природе, обществу, культуре своего народа, а также к культуре других народов. Структура программы составлена таким образом, что перед учащимися на каждом уроке с первого класса раскрывается определенная содержательная грань искусства (социальная и художественно-образная). Приобщение к культуре способствует решению конкретной задачи нравственно-эстетического воспитания. Многие задания – «Сказочные герои», «Родные просторы» и т.д. определяя содержание работы, ориентируют детей на сознательное выражение своего понимания прекрасного и безобразного в окружающей действительности и обществе
Содержание программы, степень сложности задачи эстетического воспитания в каждом классе отражают психолого-педагогическое понимание возрастных возможностей учащихся в области восприятия искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной), индивидуальной и коллективной форм воплощения замысла.
В условиях временных разновозрастных групп, созданных для преподавания изобразительного искусства в 1-4 классах разработана модифицированная рабочая программа на основе линейного принципа формирования содержания образования по программе Б.М. Неменского и сквозного тематического планирования программы А.Г.Сайбединова.
К особенностям рабочей программы можно отнести следующие:
- содержание образования разбито на комплексные содержательные блоки исходя из требований к уровню подготовки окончивших начальную школу;
- учтены общие воспитательные и образовательные задачи по объединяющим темам; предусмотрена возможность проследить развитие учащихся по конечному результату в каждом содержательном комплексном блоке по классам, по четвертям и по учебным годам;
- соблюден принцип последовательности – новое опирается на предыдущее и вытекает из него;
- системность комплексных содержательных блоков и тем.
Содержание рабочей программы разбито на 5 блоков с учетом времени четвертей учебного года (третья четверть – 2 блока).
Методические рекомендации
Разновозрастные группы на уроках изобразительного искусства могут формироваться согласно учебному плану с учетом принципа комплектования класс-комплектов. Желательно соединять классы с равным количеством учащихся таким образом, чтобы количество детей не превышало нормы наполняемости кабинета согласно СанПиНов.
Необходимо продумать систему ресурсного обеспечения: наличие технических средств обучения, репродукций произведений изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства, натурный фонд, художественные фотографии, детские работы, как примеры выполнения творческих заданий и др. Наличие телевизора и видеотеки является хорошей помощью в создании зрительного образа художественных произведений, проведении заочных экскурсий в музеи. Наглядный набор специальных терминов и названий в изобразительном искусстве (таблички с надписями «перспектива», «колорит», «декор» и др.) поможет развитию зрительной памяти.
Основной формой организации работы в разновозрастных группах на уроках изобразительного искусства является индивидуальная работа и работа в микро группах разной численности. Дети на уроках могут обсуждать план выполнения задания учителя, анализировать результаты своей работы и работы товарищей, быть экскурсоводами по своим работам в воображаемой картинной галерее и т.д.
При объединении видов деятельности по темам на одном уроке в разновозрастной группе существуют свои особенности:
- необходимо осуществлять подготовку по темам, близким по содержанию, просматривать дополнительную литературу по одной тематике; легче осуществлять подбор наглядности; игровой материал для физкультминутки может быть одинаковым,
- при введении в тему занятий, знания более старшего класса можно использовать в качестве новых знаний для младших. В случае затруднения на уроке младший школьник может обратиться за помощью к старшим. Детям легче переключаться с работы учителя на самостоятельную, когда речь на уроке идёт по близким темам. Те, кто отвлёкся от работы, слышат, что разговор идет на близкую им тему,
- возрастает роль не только содержания образования, но и способов организации взаимодействия детей на уроках изобразительного искусства в процессе совместной учебной деятельности, что имеет большое воспитательное значение.
Работу в разновозрастной группе по изобразительному искусству с каждым классом можно разделить на четыре этапа:
- Проверка выполнения самостоятельной работы дома (подготовка к уроку или проверка работ, которые не успели сделать на предыдущем уроке).
- Введение в тему занятий, объяснение по выполнению следующей работы.
- Самостоятельная работа, работа в группах или коллективная работа.
- Обобщение и обсуждение итогов урока.
Перед уроком следует подумать об организации рабочего пространства кабинета: как поставить столы в зависимости от вида работы: самостоятельная, в группах или парах.
Особое внимание учитель должен обратить на характер взаимоотношений, совместных действий, общения старших и младших. Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, благоприятный моральный климат в группе.
Для этого необходимо:
- Учитывать межличностные отношения учащихся;
- Возрастные особенности;
- Психологическую совместимость;
- Значимость друг для друга;
- Способность и готовность отстаивать свою независимую позицию.
Успешность взаимодействия детей разного возраста зависит от их размещения в пространстве. Важно, чтобы старшие и младшие имели возможность работать в тесном кругу. В то же время педагогу необходимо предусмотреть хождение детей по классу, чтобы снять напряженность. Следует разнообразить их движение, дополнив их физкультминуткой.
Содержание дисциплины
Комп. содер. блоки | Требования к уровню подготовки | Основные задачи сквозного комплексного тематического планирования | Вид деятельности на уроке | Урок | К л а с с ы, т е м ы |
I | П | Ш | IV |
Язык изобразительного искусства | Знать/понимать виды и жанры произведений ИЗО. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Уметь использовать художественные материалы (краски, карандаш, мелки, пластилин, бумагу и др.). Применять основные средства выразительности | Формирование первичных представлений о видах художественной деятельности. Приобретение первичных навыков художественной работы в живописи, графике, скульптуре, декоративном рисовании. Умение понимать образный язык изобразительного искусства | Работа красками | 1 | Волшебные краски | Три основных цвета | Радуга на небе | Краски леса |
Работа карандашом | 2 | Лесные домики | Какой бывает дождик | Выразительные возможности материалов | Линия, пятно, штрих |
Работа красками | 3 | Какого цвета листья | Осенний лес | Золотая осень | Осенний листопад |
Знакомство с основами композиции, натюрморт | 4 | Рисование с натуры яблока | Рисование овощей | Натюрморт с фруктами | Натюрморт «Дары природы» |
Работа мелками, пастелью | 5 | Лес гномов | Ковёр осенних листьев | Цветущая поляна | Планета голубого тумана |
Знакомство с основами перспективы, пейзаж | 6 | Рисунок с образца на доске | Рисунок с образца с последующей разработкой | Копирование работы учителя, пейзаж | Пейзаж родной природы |
Лепка пластилином, глиной | 7 | Лепим овощи | Лепим животных | Объем – основа скульптуры | Фигура человека |
Работа с бумагой, аппликация | 8 | Узора на крыльях | Ковер для куклы | Простые геометрические тела | Перевод плоскости в объем |
Выставка работ | 9 | Творческий отчет |
Развитие творческого мышления | Уметь выражать восприятие реального окружающего мира через творческую деятельность с помощью линий и цвета. Отражение средствами ИЗО образов и впечатлений | Развитие наблюдательности и познавательной способности. Формирование эмоциональной отзывчивости на эстетические явления. Приобретение первичных навыков изображения предметного мира | Рисование по представлению | 10 | Поздняя осень, птицы улетели | Звери в лесу | Иллюстрация сказки | Изображаем стихи. Осень |
Рисование впечатлений (музыка) | 11 | Какими цветами музыка раскра-сила цветок | Рисуем музыку Раскрашивание по шаблону | Музыка и формы | «Я услышал в тебе, музыка» |
Иллюстрация литературного произведения | 12 | Сказочные герои | Любимые стихи | Герой из рассказа | «У лукоморья дуб зеленый» |
Отношение к родным местам | 13 | Какие у нас растут деревья | Рисуем любимые места | Родные просторы | Моя Родина в прошлом |
Отражение фантазии | 14 | Радость и грусть | Изображение и фантазия | Зверь, которого никто не видел | Сказочные замки |
Рисование на новогоднюю тему | 15 | Новогодняя елка | Где живет Дед Мороз | Сказка новогоднего леса | Мы встречаем Новый год |
Выставка работ, | 16 | творческий отчет |
Декоративное рисование | Знакомство с известными центрами народных художественных промыслов и ремесел. Умение использовать художественные материалы в росписи игрушек и предметов быта | Понимать назна- чение предметов функциональное и носителей культуры Представлять деяте- льность художника в декоре. Приобретение навыков коллектив-ного творчества в процессе художест-венной деятельности. Активизация абстра гированного мыш-ления | Работа с узорами и орнаментами | 17 | Узор в полосе | Составление узора по схеме, симметрия | Коврик из растительных элементов | Композиция «Движение» |
Русская народ-ная роспись | 18 | Украшение вокруг нас | Русская народная живопись | Работа по образцам | Раскрашиваем и украшаем |
Народные про-мыслы и ремесла | 19 | Игрушки нашего народа | Хохлома Жарптица | Гжель Посуда | Домашняя утварь |
Русское народ-ное искусство | 20 | Эскиз росписи чайной чашечки | Роспись посуды | Эскиз игрушки | Украшаем домик |
Изготовление сувениров | 21 | Рисунок для мамы | Открытка с поздравлением | Сувенир | Роспись по дереву |
История изобразительного искусства | Знать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников. Сравнивать виды и жанры ИЗО. Знать ведущие художественные музеи | Приобретение первичных навыков художественного восприятия различ-ных видов и жанров ИЗО. Умение понимать особенности образ-ного языка. Знакомство с богатством и разно-образием художест-венных культур народов | Виды и жанры ИЗО Эрмитаж | 22 | Путешествие в музей Эрмитаж | Картины о природе Пейзаж | Пейзаж – жанр живописи | Перспектива – основа рисунка |
Портрет | 23 | Картины о человеке | Портрет – рисуем человека | Портрет – жанр живописи | Рисуем друзей |
Пейзаж | 24 | Рисунок с образца | Рисование по представлению | Пейзаж в творчестве художников | Настроение в пейзаже |
Картины о жизни Русский музей | 25 | Картины из музея | Картины о жизни | Картины по истории | Батальная живопись |
Выставка работ, | 26 | творческий отчет |
Человек и его мир | Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира. Отзывчивость на прекрасное в жизни и изобразительном искусстве. | Понимание значения искусства в жизни человека и общества. Приобретение навыков общения через выражение художественных смыслов. Воспитание любви к Родине и родным местам. Отражение объективно окружающего нас мира. | Рисование человека (строение) | 27 | Строение человека | Особенности строения фигуры | Пропорции человеческого тела | Мои знакомые |
Рисование внутреннего мира человека | 28 | Человек в движении | Я тебя нарисовал | Мой портрет | Пропорции Автопортрет |
Я и мои друзья | 29 | Это – я | Отражение характера человека | Особенности внешнего облика | Мой лучший друг |
Моё отношение к окружающему миру | 30 | Какого цвета весна | Птицы прилетели | Весна в сказке | Мечта о лете |
Моя Родина, мой родной дом | 31 | Мой дом | Моё любимое место | Моя школа | Дорога домой |
Проблемы сегодняшнего мира | 32 | О чем говорит искусство | Искусство объединяет народы | Каждый народ – художник | Путешествие по стране |
Итоговое занятие | 33 | Творческий отчет, выставка работ |
Резерв 1 час | 34 |
1. Программные документы:
- Стандарт начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 год.
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству, 2004 год.
- «Изобразительное искусство и художественный труд», программа общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского.
- Авторская экспериментальная программа учителя изобразительного искусства, руководителя Федеральной экспериментальной площадки, директора авторской школы «Губернаторский Светленский лицей» А.Г.Сайбединова.
- Оценка качества подготовки выпускников начальной школы по изобразительному искусству.
2. Учебники:
- Неменская Л.А. Искусство и ты. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
- Коротеева Е.И., Горяева Н.А. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 2 класс;
- Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 3 класс;
- Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Каждый народ – художник. 4 класс.
3. Учебно-методическая литература:
- Губанова Е.И. Декоративно-прикладное искусство на уроке изобразительного и трудового обучения // Начальная школа – 2004.
- Искусство в жизни детей / сост. А.П. Ершова, Е.А. Захарова. – М.: Просвещение, 1991.
- Косминская В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 1987.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
- Павлова Н.Н. Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства // Начальная школа. – 1997.
- Сайбединов А.Г. Диалоги с душой. Изобразительное искусство в школе.- Томск: Изд-во «Дельтаплан», 2001.
- Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М.: Просвещение, 1984.
- Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – М.: Просвещение, 1988.
- Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. – М.: Просвещение, 1975.
- Я познаю мир: Культура / сост. Н.В.Чудакова. – М.: АСТ – ЛТД. 1997.
4. Материально-техническое обеспечение.
Специализированный кабинет изобразительного искусства.
Магнитная доска, столы, мольберты, парты.
Технические средства обучения: Телевизор, видеомагнитофон, видеофильмы, компьютер или проигрыватель DVD и набор компактных дисков «Шедевры русской живописи» с интерактивными уроками, «Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства», «Эрмитаж" и т.д.
Методические таблицы, наглядные пособия, фонд предметов для рисования с натуры
Репродукции художественных произведений отечественных и зарубежных художников.
Приложение к программе ИЗО 1-4
Пример комплексного тематического планирования Изобразительное искусство 2,3 класс
2 класс 3 класс
Урок | Методическое обеспечение | Компетенции специальные | Тема Содержание | Общая ТЕМА | Тема Содержание | Компетенции специальные | Методическое обеспечение |
29 | Рисунки, иллюстрации, сказки. Музыка Иллюстрации к былинам. Картина В.Васнецова «Три богатыря» | Уметь использовать светлую и темную гамму красок Узнавать произведения художников | Отражение характера человека с помощью цветовой гаммы Беседа по теме, показ набросков, рисунков учеников Рассматривание иллюстраций к былинам. Определение характеров героев | Я и мои друзья | Особенности внешнего облика Изучение картин, рисунков с изображением человека | Использовать выразительные средства в изображении характера человека Умение использовать выразительные средства в технике рисования цветными мелками | Репродукции картин, рисунки детей. А.А.Пластов. Фотографии спортсменов, военных, рабочих |
Ключевые компетенции: Уметь искать необходимую информацию. Определение способов контроля и оценки деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)
Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...