Обучение способных, одаренных детей в условиях общеобразовательной школы
статья по теме

Колесникова Ольга Михайловна

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение педагогов к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Высокие технологии, требующие развитого интеллекта, быстрыми темпами овладевают всеми сторонами нашей жизни. В основе же развитого интеллекта лежит его творческое начало. Сформировать его и развивать является едва ли не главной задачей педагогического процесса. Конечно, никто не собирается при этом лишить школьный образовательный процесс необходимости вооружения учащихся основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности. Важно, чтобы эти основы знаний выпускники могли использовать для творческой деятельности в избранной сфере: в производстве, науке или культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение способных, одаренных детей в условиях общеобразовательной школы

Колесникова Ольга Михайловна, учитель истории МБОУ СОШ № 21 г. Старый Оскол

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последние десятилетия, ее направленность на гуманистические, личностно-ориентированные и развивающие образовательные технологии изменили отношение педагогов к учащимся, проявляющим неординарные способности. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества. Высокие технологии, требующие развитого интеллекта, быстрыми темпами овладевают всеми сторонами нашей жизни. В основе же развитого интеллекта лежит его творческое начало. Сформировать его и развивать является едва ли не главной задачей педагогического процесса. Конечно, никто не собирается при этом лишить школьный образовательный процесс необходимости вооружения учащихся основами фундаментальных знаний в важнейших отраслях человеческой деятельности. Важно, чтобы эти основы знаний выпускники могли использовать для творческой деятельности в избранной сфере: в производстве, науке или культуре.

Традиционное мнение, что одаренный ребенок – это ребенок, успешный в учении (отличник), преодолено учеными РАО (Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкиным, А.И. Савенковым и другими).

Уже само по себе использование термина «одаренность» традиционно вызывает много споров, в особенности, когда под ним понимается некая (генетически обусловленная) исключительность. Хотя это понимание вполне допустимо и справедливо, есть и другое толкование, высвечивающее иной аспект проблемы одаренности. Мозг человека с его способностью к творчеству, безусловно, может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одаренность» предстает уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одаренных и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Среди современных концепций одаренности самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одаренных детей - Дж. Рензулли. Согласно его теории, одаренность есть сочетание трех характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивации, ориентированной на определенную задачу).

Специфические особенности одаренных детей в специальной литературе описаны довольно подробно (К. Абромс, Ю.З. Гильбух, А. Карне, Н.С. Лейтес, Ф. Монкс, А.М. Матюшкин, А. Савенков, К. Тэкэкс, Л. Холлингуорт, В.С. Юркевич и другие). Одним из важных отличий одаренных считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития.

Из всего спектра проблем обучения одаренных детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одаренный ребенок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребенка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Для работы с детьми «с признаками одаренности» нужны подготовленные, заинтересованные педагоги, которые вместе с родителями, социальным педагогом, психологом с помощью тестирования, диагностики способны выявлять, обучать и развивать способности таких школьников.

Дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в «своем» учителе. Бенджамин Блум выделил три типа учителей, работа с которыми одинаково важна для развития одаренных учащихся. Это:

1) учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

2) учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком технику исполнения;

3) учитель, выводящий на высокопрофессиональный уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Исследования говорят, что подготовленные учителя значимо отличаются от тех, кто не прошел соответствующего обучения. Они используют методы, более подходящие для одаренных; они больше способствуют самостоятельной работе учащихся и стимулируют сложные познавательные процессы (обобщение, углубленный анализ проблем, оценку информации и т.д.). Подготовленные учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию риска.

По мнению исследователей, поведение учителя для одаренных детей в классе, в процессе обучения и построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность, способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Обучение способных, одаренных детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации.

Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Наиболее благоприятные возможности для обучения одаренных детей представляют собой следующие формы обучения:

1) дифференциация параллелей;

2) перегруппировка параллелей;

3) выделение группы одаренных учащихся из параллели;

4) попеременное обучение;

5) обогащенное обучение для отдельных групп учащихся за счет сокращения времени на прохождение обязательной программы;

6) группировка учащихся внутри одного класса в гомогенные малые группы.

Важно иметь в виду, что выбор и применение той или иной формы индивидуализации и дифференциации обучения должны быть основаны не только на возможности конкретной школы, но и, прежде всего, на учете индивидуальных особенностей ребенка, которые и должны определять выбор оптимальной для него стратегии развития. В частности, применение различных форм организации учебного процесса в целях дифференциации обучения для одаренных учащихся, которые основаны на идее группировки одаренных детей в определенные моменты образовательного процесса, может быть эффективно только при условии изменения содержания и методов обучения. В противном случае обучение способных детей будет отличаться  от традиционного только темпом прохождения традиционной программы, что не является достаточным для действительного развития таких детей, удовлетворения их индивидуальных познавательных запросов, в силу чего выделение одаренных учащихся в отдельную группу может иметь больше отрицательных последствий, чем положительных.

Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая - дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами и специализированной образовательной средой). Вторая - дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (при отсутствии какого-либо отбора, однако с предоставлением возможности избирательного обучения по индивидуальным программам в условиях разнородной и вариативной образовательной среды). Первую форму дифференциации обучения условно обозначают как «внешнюю» (или селективную), вторую - как «внутреннюю» (или элективную).

Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляют нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и ярлык «обреченности на успех». В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при не учете специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.

Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми в рамках «внутренней дифференциации», т.е. на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов Интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды и т.д. существующие на данный момент варианты «внешней дифференциации», возможно, окажутся сведенными к минимуму.

В качестве основных образовательных структур для обучения одаренных детей следует выделить систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей и позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности.

Личностно-деятельный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержка способных детей. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.

В системе дополнительного образования могут быть выделены такие формы обучения детей как:

1) индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам развития в определенной области;

2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества;

3) очно-заочные школы;

4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

6) детские научно-практические конференции и семинары.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"

Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...

Поиск, выявление и развитие одарённых детей в условиях общеобразовательной школы

Мастер-класс на М.О. учителей математики по теме: " Работа с одарёнными детьми"...

Работа с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.

Ребенок не рождается бесталанным. Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача учителя - развить задатки таланта и способностей, заложенные природой в каждом индивидууме, и дать им прорасти.Создание усл...

Статья "Организация работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы"

В статье рассматриваются  признаки поведения одаренных детей и основные направления деятельности педагогов по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы...

Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

Обобщенный и систематизированный материал для организаторов индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы...

Организация индивидуального обучения детей в условиях общеобразовательной школы.

Обобщенный и систематизированный материал будет полезен организаторам индивидуального обучения....

Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы

    Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...