ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Простейшие авиамодели»
материал на тему
Программа реализует спортивно-техническую направленность, способствует формированию у обучающихся интереса к технике, привитию специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования, развитию конструкторских способностей и технического мышления.
Разработка и реализация программы стали результатом многолетней работы авиамодельного объединения. А также в основу программы были положены элементы образовательных программ дополнительного образования детей «Спортивные метательные авиамодели» (автор Романов А. Б. ЦДиЮТ «Киевский» г Москва), «От идеи до модели» (автор: Никитин В. В. МОУ ДОД СДТТ г.Таганрог).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosteyshie_aviamodeli_-_kopiya.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГБОУ ЗЕЛЕНОГРАДСКИЙ ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ
РЕКОМЕНДОВАНО Педагогическим советом Протокол №_______ от"____"____________20__г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ ЗДТДиМ ____________ О.Н. Сорокина "____"______________20__г. |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Простейшие авиамодели»
Возраст обучающихся – 9-12 лет
Срок реализации программы –2 года
Автор
Бабаев Валерий Георгиевич
Методист
Косицына Ольга Георгиевна
МОСКВА 2012 год.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Простейшие авиамодели»
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР ГБОУ ЗДТДиМ ______________/Т.К.Дроздова/
"______"_________________20___г.
СОГЛАСОВАНО
Рук. структурного подразделения ______________/О.Г.Косицына/
"______"_________________20___г.
РЕКОМЕНДОВАНО Экспертным советом Протокол №______ от"_____"____________20__г. | Председатель экспертного совета _____________________________ |
Программа реализуется в ГБОУ ЗДТДиМ с 2012 года
Программа переработана и скорректирована в году
Программа переработана и дополнена в году
Программа переработана и дополнена в____________________ году
Программа переработана и дополнена в____________________ году
Содержание
- Пояснительная записка 3
Направленность
Новизна и актуальность
Педагогическая целесообразность
Цель и задачи программы
Сроки реализации. Формы и режим занятий
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Механизм отслеживания результатов
- Учебно-тематический план 6
1-й год обучения
2-й год обучения
- Содержании образовательной деятельности 8
1-й год обучения
2-й год обучения
- Методическое обеспечение 13
- Литература 16
Список литературы для педагога
Список литературы для педагога и учащихся
Приложение №1 17
Санитарно-эпидемиологические требования к организации занятий техническим творчеством
Приложение №2 19
Пооперационная сборка модели.
Приложение №3 19
Положение об открытых соревнованиях по катапультным, метательным моделям самолетов в закрытом помещении
Приложение№4 23
Правила проведения соревнований и технические требования
Приложение 5. 25
Психолого-педагогические особенности детей
Приложение № 6 26
Правила безопасной работы на вертикальном, на лучковом терморезаке.
Приложение №7 27
Кодекс юного авиамоделиста для младшей возрастной группы учащихся.
Приложение №8 28
«Примерны календарный план соревнований по авиамоделизму»
Пояснительная записка
Программа реализует спортивно-техническую направленность, способствует формированию у обучающихся интереса к технике, привитию специальных знаний, умений и навыков, необходимых для начального технического моделирования, развитию конструкторских способностей и технического мышления.
Разработка и реализация программы стали результатом многолетней работы авиамодельного объединения. А также в основу программы были положены элементы образовательных программ дополнительного образования детей «Спортивные метательные авиамодели» (автор Романов А. Б. ЦДиЮТ «Киевский» г Москва), «От идеи до модели» (автор: Никитин В. В. МОУ ДОД СДТТ г.Таганрог).
Авиамоделизм - первая ступень овладения авиационной техникой. Модель самолета - это самолет в миниатюре со всеми его свойствами, с его аэродинамикой, прочностью, конструкцией. Чтобы построить летающую модель, нужны определенные навыки и знания. В процессе изготовления моделей учащиеся приобретают разнообразные технологические навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности.
В работе с начинающими моделистами упор делаться на освоение и отработку основных технологических приемов изготовления моделей и практических навыков в их регулировке и запуске. Главной целью является воспитание трудолюбия, терпеливости, настойчивости в работе, стремления сделать модель правильно, прочно, надежно и красиво, чтобы каждая построенная модель была действительно летающей.
В рамках традиционно реализуемых программ по авиамоделированию детям, освоившим начальные навыки, предлагается постройка таймернных, резиномоторных, кордовых и других специфических спортивных моделей. Такие модели имеют сложную в изготовлении конструкцию, оснащены, как правило, двигателями внутреннего сгорания, и механическими устройствами – таймерами, сложными в настройке. Особые условия запуска создают дополнительные трудности юному авиамоделисту в объединениях, работающих по традиционным программам. Поэтому, каждая серия полётов - тренировка, становится редким событием в спортивной жизни начинающего авиамоделиста. Больше того, воспитанникам приходится строго выполнять указания педагога объединения в работе над моделью, так как изменение технологии изготовления или реализация творческих задумок ребёнка в конструкции модели приводит либо к значительному увеличению времени работы над моделью либо к созданию модели, высокий спортивный результат которой оказывается под сомнением. Педагог, заботясь о высоких достижениях всего объединения и каждого ребёнка в отдельности, вынужден предлагать детям чертежи и схемы моделей, лётные качества которых проверенны временем. Поэтому, чем репродуктивнее оказывалась деятельность ребёнка, тем надёжней и лучше летала модель, придуманная и разработанная педагогом. Тем выше был и спортивный результат.
Отличительной особенностью программы является её практическая направленность, и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста.
В предлагаемой программе на подвижные игры, тренировочные полеты и соревнования отводится почти половина времени, около 40% занятий. Такое деление учебного времени достигается благодаря снижению трудозатрат на изготовление летающих моделей за счет особенностей конструкции и применения специальных технологических приемов, современных материалов, готовых конструкторов. Что позволяет ребенку за первый год самостоятельной изготовить и опробовать до 10 моделей. При таком подходе занятия авиамоделизмом из монотонных и однообразных превращаются в активные и динамичные, что в большей мере способствует развитию устойчивого познавательного интереса к данной области и соответствует возрастным и психологическим особенностям детей данной категории.
Цели программы:
- воспитание социально-адаптированной личности в процессе обучения научно-техническому творчеству;
- формирования системы знаний обучающихся по авиамоделированию, ориентирование их на достижения высоких результатов, начальная допрофессиональная подготовка;
- выявление и развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся
Реализации цели программы способствует решение следующих образовательных задач:
- дать детям глубокие теоретические знания основ начального технического моделирования;
- привить обучающимся специальные практические умения и навыки конструирования разнообразных простейших моделей (пользование инструментами, необходимыми для моделирования, работа с шаблонами, вычерчивание отдельных деталей моделей, чтение простейших чертежей, испытание моделей, анализ результатов своего труда и других);
- формировать навыки технического мышления;
- воспитать в детях культуру труда,
- воспитать в детях межличностных отношений,
- воспитать в детях чувство ответственности за качество выполняемой работы.
Прогнозируемые результаты:
- выявление, развитие и реализация творческих потенциальных способностей обучающихся;
- укрепление их позитивного самовосприятия и самовыражения в процессе обучения в авиамодельном кружке;
- превращение начального интереса к авиамодельному творчеству в зрелую мотивационную сферу, обоснованную внутренней позицией обучающегося:
- расширение и дополнение базовых знаний по школьным курсам черчения, математики, физики, астрономии, химии;
- усвоение и применение на практике блока технических понятий и знаний;
- воспитание чувства коллективизма и ответственности за конечный результат труда;
- воспитание активной социальной позиции и гражданской ответственности перед обществом.
Формы и режим занятий
Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год обучения — 109часа, 2 года обучения — по 144 часов. Режим занятий 1-го года обучения — 3 часа в неделю (2раза по 1,5 часа), 2-го года обучения - 4 часа в неделю(2 раза по2 часа).
Структура занятия 1-ого года: 10 мин – орг.часть, подготовка рабочего места, инструктаж по правилам безопасной работы, целеполагание, 20-30 мин – практическое занятие по плану с элементами теории, 10 мин- смена деятельности, физкультпауза, проветривание, 20-30 мин - тренировочные запуски или самостоятельная работа над моделью работа на моделью, 10 мин заключительная часть (подведение итогов, уборка рабочего места, инструментов).
Структура занятия 2-ого года: 10 мин – орг.часть, подготовка рабочего места, инструктаж по правилам безопасной работы, целеполагание, 40-45 мин – практическое занятие по плану с элементами теории, 10 мин- смена деятельности, физкультпауза, проветривание, 40-45 мин - тренировочные запуски или самостоятельная работа над моделью работа, 10 мин заключительная часть (подведение итогов, уборка рабочего места, инструментов).
Наполняемость учебных групп, учитывая требования 2.4.4.1251-03 ст5.7.1 Приложение №4 не может превышать 12 человек. (см приложение №1)
Содержание программы предполагает использование разнообразных форм занятий: презентация, практические работы, беседы, соревнования и показательные выступления, выставки моделей, технические конкурсы, испытание изготовленных моделей, игры, викторины, праздники.
Группа первого года обучения комплектуется из учащихся 5 — 6 классов.
Основной задачей 1 года обучения является формирование устойчивого интереса детей к выбранному ими виду творчества. На занятиях обучающиеся получают первоначальные знания о моделях планеров, , знакомятся с технической терминологией, осваивают на практике конструкторские операции, отрабатывают навыки изготовления простейших моделей по шаблонам, учатся их испытывать и анализировать результаты испытаний.
Группа 2 года комплектуется из детей, прошедших обучение в первый год.
Основной задачей 2-го года обучения является изучение более сложных видов моделей планеров и их устройства, привитие первоначальных графических знаний и умений, навыков работы с инструментами, применяемыми при обработке различных материалов, формирование умений изготавливать детали конкретных моделей, конструировать простейшие модели и испытывать их.
Результативность образовательной программы
1 год обучения
Обучающиеся могут знать: правила безопасности во время работы с различными инструментами, используемыми в процессе конструирования моделей; элементарные сведения о материалах, из которых изготавливаются модели, и инструментах, необходимых для конструирования; историю авиамоделирования.
Обучающиеся могут уметь: пользоваться инструментами, необходимыми для моделирования; выполнять рабочие операции с бумагой; конструировать простейшие модели по шаблонам; владеть первоначальными графическими навыками; испытывать новые модели и анализировать их результаты.
2-ой год обучения
Обучающиеся могут знать назначение чертёжных инструментов и правила пользования ими.
Обучающиеся могут уметь: пользоваться чертёжными инструментами; вычерчивать, выпиливать, обрабатывать и собирать детали моделей; конструировать модели различных планеров; соблюдать правила безопасности в процессе моделирования и испытания моделей.
Контроль за знаниями обучающихся осуществляется в форме педагогического наблюдения и устной оценки педагогом промежуточных и конечных результатов работы детей, тематических конкурсов, викторин, игр, диагностики.
Учебно-тематический план
Первый год обучения.
№ | Название темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
изготовление моделей | тренировки |
1 | Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности | 3,5 | - | - | 3,5 |
2 | Бумажные летающие модели | 2 | 4 | 10 | 16 |
3 | «Катапультные «летающие модели | 2 | 10 | 10 | 22 |
4 | Модели из пенопласта(«потолочки») | 2 | 6 | 10 | 18 |
5 | Модель планера комбинированная метательная | 2 | 10 | 12 | 24 |
6 | Модель вертолёта «Муха» | 2 | 4 | 6 | 12 |
7 | Теоретическая спортивная подготовка | 2 |
|
| 2 |
8 | Участие в учрежденческих, городских соревнованиях г.Зеленограда, г.Москвы |
|
| 10 | 10 |
9 | Заключительное занятие, подведение итогов. | 1,5 | - | - | 1,5 |
17 | 34 | 58 | 109 |
2-й год обучения.
№ | Название темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
изготовление моделей | тренировки |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство с специальным оборудованием. | 6 | - | - | 6 |
2 | Модель планера комбинированная метательная. | 4 | 8 | 6 | 18 |
3 | Метательная модель планера из бальзы учебно-тренировочная | 6 | 12 | 10 | 28 |
4 | Спортивная метательная модель (бальза) | 2 | 10 | 10 | 22 |
5 | Воздушные змеи | 2 | 2 | 2 | 6 |
6 | Схематическая модель планера Т-1(Т-2). | 4 | 34 | 12 | 50 |
7 | Теоретическая спортивная подготовка | 2 | - | - | 2 |
8 | Участие в городских соревнованиях г.Зеленограда, г.Москвы | - | - | 10 | 10 |
9 | Заключительное занятие, подведение итогов | 2 | - | - | 2 |
| Итого: | 28 | 66 | 50 | 144 |
Содержание образовательной программы
1 год обучения.
Тема 1 Вводное занятие, организационная часть, техника безопасности
Вводное занятие включает в себя знакомство с историей и традициями коллектива, правилами поведения в учреждении, общими правилами техники безопасности, ознакомление с планами на год, с тем, какие личные инструменты и материалы необходимо приобрести заранее (карандаш, линейка, ластик, клей ПВА, наждачная бумага разной зернистости и др.). Полезно провести «экскурсию» по помещению кабинета-мастерской. Показать, где расположены зоны конструирования и сборки, где зона обработки материалов, где и как лежат материалы, заготовки, и готовые модели, где раковина и мыло, куда выбрасывать мусор.
Проводя запись в объединении, педагог выясняет, на каком уровне подготовки находятся будущие обучающиеся, что послужило мотивом их прихода в коллектив. Необходимо объяснять детям и родителям правила поведения в помещении объединения, в учреждении. Ознакомить вновь пришедших с правами и обязанностями. По выбору педагога это можно сделать и на общем родительском собрании.
Проводя собеседование, педагог определяет основные психолого-педагогические особенности детей (см. приложение № 10 «Психолого-педагогические особенности детей»).
Тема 2 Изготовление бумажных летающих моделей.
Теоретические знания:
История авиации и воздухоплавания, основные части самолета и их назначение, подъемная сила крыла, устойчивость и центр тяжести модели. Правила безопасного поведения при запусках моделей.
Практические умения: работа с ножницами, бумагой; склейка деталей без перекосов. Отработка навыка старта, регулировка моделей рулями высоты и поворота.
Тема 3 «Катапультные»летающие модели.
Теоретические знания: Правила безопасного поведения при запусках моделей, самолеты различных назначений и схем. История развития самолетостроения. Виды самолётов и их назначение, схемы расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка»; способы увеличения прочности конструкции модели. Правила склейки бальзы(липы),пенопласта(потолочки)и безопасной работы на инструментами.
Практические умения: вырезание деталей из бальзы , липы, пенопласта, приёмы склейки деталей из бальзы, липы, пенопласта, работа с плотной бумагой, правила резания ножом и ножницами, работа с мелкой наждачной бумагой, правила запуска модели с « катапульты»в помещениях.
Тема4 Модель из пенопласта (потолочки).
Теоретические знания: Правила безопасного поведения при запусках моделей, самолеты различных назначений и схем. История развития самолетостроения. Виды самолётов и их назначение, схемы расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка»; способы увеличения прочности конструкции модели. Правила склейки пенопласта и безопасной работы на терморезаках (при их использовании).
Практические умения: координация движений при работе на терморезаках, вырезание деталей из пенопласта, приёмы склейки деталей из пенопласта, работа с плотной бумагой, правила резания ножом и ножницами, работа с мелкой наждачной бумагой, правила запуска модели с линии старта в помещениях.
Тема 5 Модель планера комбинированная метательная.
Теоретические знания: Правила безопасного поведения при запусках моделей, самолеты различных назначений и схем. История развития самолетостроения. Виды самолётов и их назначение, схемы расположения несущих плоскостей: моноплан, биплан, «утка»; способы увеличения прочности конструкции модели. Правила склейки пенопласта.
Практические умения: координация движений при работе на терморезаках (при их использовании), вырезание деталей из пенопласта, приёмы склейки деталей из пенопласта, работа с плотной бумагой, правила резания ножом и ножницами, работа с мелкой наждачной бумагой, правила запуска модели с линии старта в помещениях.
Тема 6 Модель вертолета»Муха».
Теоретические знания: правила безопасного поведения при запусках модели вертолёта особенности полета вертолета, инерция, и ее влияние на продолжительность вращения и полета модели.
Практические навыки: обработка древесины ручным инструментом, зачистка и циклевание поверхности, сборка на клею.
Тема 7 Теоретическая спортивная подготовка
Теоретические знания: Изучение разделов Кодекса юного авиамоделиста для младшей возрастной группы учащихся в возрасте до 13 лет: раздел F1H D RUS – свободнолетающие модели планеров.
Практические навыки: техника метания планера, навыки регулировки качества полета модели, техника «затягивания» свободнолетающей на леере, навыки использования восходящих воздушных потоков для запуска модели.
Тема 8 Участие в учрежденческих, городских соревнованиях г.Зеленограда, г.Москвы
Календарный план (см. Приложение №8 «Примерны календарный план соревнований по авиамоделизму») соревнований включает соревнование разного уровня (состязания в объединении, учрежденческий, городской уровень). Соревнования проводятся как в закрытом помещении, так и в полевых условиях. По мере готовности моделей воспитанники состязаются по метательным, катапультным, свободнолетающим моделям.
Тема 9 Заключительное занятие, подведение итогов.
2 год обучения
Тема 1 Ознакомительное занятие, техника безопасности. Знакомство с оборудованием.
Определить, в процессе собеседования, мотивацию детей к занятиям и условно определить их по группам, указанным в основной части к учебно-тематическому плану первого года обучения. Выявить детей, пришедших в объединение впервые, но имеющих опыт работы по профилю в других объединениях сходной тематики или в летнем лагере с тем, чтобы иметь возможность выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника.
На занятии по технике безопасности необходимо познакомить детей с правилами и приемами работы на имеющемся оборудовании, а также напомнить правила безопасного поведения и безопасной работы с ручным режущим инструментом и особенности работы с пенопластом, фанерой и т.д.
Тема 2 Модель планера комбинированная метательная.
Теоретические знания: Аэродинамическое сопротивление модели, прочность конструкции и способы её увеличения, жёсткость и гибкость конструкции, динамика полёта модели с плоско-выпуклым крылом. Правила безопасного поведения при запусках моделей с руки. Правила проведения соревнований с простейшими моделями.
Практические умения: координация движений при работе с ручным инструментом, закрепление навыков точной сборки модели, отработка старта модели «на дальность полёта». Отработка навыка безопасного проведения во время тренировок и соревнований.
Тема 3 Метательная модель из бальзы.
Теоретические знания: древесина; волокна, прочность, виды обработки и применение в моделировании. Особенности обработки бальзовой древесины. Особенности старта модели на тренировках и соревнованиях. Клеевые композиции и их применение в сборке различных элементов модели. Устойчивость модели в полёте в зависимости от вида поперечного «V» крыла. Правила проведения соревнований по метательным моделям.
Практические умения: правила безопасности и приёмы работы на сверлильном и шкурильно-шлифовальных станках, безопасные правила и приёмы строгания, шлифования, особенности сборки частей модели на стапеле, зачистка и лакировка поверхности древесины. Физкультурно-динамическая отработка метания: скрестный шаг из 3-х шагов (см. список литературы №14). Определение оптимального времени старта по погодным условиям, правила поиска модели на летном поле.
Безопасность при проведении тренировок и соревнований.
Тема 4 Спортивная метательная модель. (Приложение – 8)
Теоретические знания: скрытые крутки несущих плоскостей модели и их влияние на полёт, особенности парящего полета и выбор времени старта в зависимости от погодных условий. Регулировка парящего полета модели в зависимости от термического состояния атмосферы.
Практические умения: закрепление навыков работы на сверлильном и шкурильно-шлифовальных станках. Закрепление правил и приёмов строгания, шлифования и сборки частей модели на стапеле. Отработка и закрепление навыка динамического старта метательной модели, скрестный шаг из 5-и шагов (см. список литературы №14), отработка стартовых движений. Определение места посадки модели с помощью ориентиров на местности.
Тема 5 Воздушные змеи.
Теоретические знания:
Краткая история развития воздушных змеев. Практическое использование воздушного змея как первого летательного аппарата. Сведения о воздухе. Ветер, его скорость и направление, сила. Аэродинамические силы, действующие на воздушный змей в полёте.
Практические умения:
постройка простейшего змея- плоского»русского змея».Постройка коробчатого ромбического змея. Постройка «воздушного почтальона».Запуск построенных змеев.
Тема 6 Cхематическая модель планера.
Теоретические знания:.
Понятие об аэродинамике. Жуковский. Н.Е . и Чаплыгин С.А.- основоположники современной аэродинамики. Виды потоков воздуха. Образование потоков и использование их для полётов планеров и моделей. Планер –безмоторный летательный аппарат. Современные планеры и их использование. Достижения советских планеристов. Важнейшие части планеров: крыло, фюзеляж, хвостовое оперение(киль и стабилизатор),их устройство и назначение. Приспособление для запуска планера. Понятие о планировании и парение(движение в восходящих потоках воздуха)планера.
Практические умения: Техника изготовления схематической модели планера. Разработка конструктивных схем и размеров моделей, намеченных к постройке. Составление рабочих чертежей основных моделей в натуральную величину. Изготовление по рабочим чертежам частей схематической модели: рейки-фюзеляжа, груза, кромок крыла, нервюр. Усиления центральной части крыла. Обтягивание лавсаном крыла, стабилизатора и киля. Нахождения центра тяжести рейки-фюзеляжа. Установка готового крыла. Запуски схематических моделей планеров. Проверка моделей в полёте, регулировка и исправление обнаруженных недостатков. Соревнования полёты на продолжительность .
Тема 7 Теоретическая спортивная подготовка
Теоретические знания: Изучение разделов Кодекса юного авиамоделиста для младшей возрастной группы учащихся в возрасте до 13 лет: раздел класс F1H D RUS – планеры формула А-1 для младшей возрастной группы.
Практические навыки: техника метания планера, навыки регулировки качества полета модели, техника «затягивания» свободнолетающей на леере, навыки использования восходящих воздушных потоков для запуска модели.
Тема 8 Участие в учрежденческих, городских соревнованиях г.Зеленограда, г.Москвы
Календарный план (см. Приложение №8 «Примерны календарный план соревнований по авиамоделизму») соревнований включает соревнование разного уровня (состязания в объединении, учрежденческий, городской уровень). Соревнования проводятся как в закрытом помещении, так и в полевых условиях. По мере готовности моделей воспитанники состязаются по метательным, катапультным, свободнолетающим моделям.
Тема 9 Заключительное занятие, подведение итогов.
Методическое обеспечение программы.
Достижение цели программы основывается на следующих принципах:
Иерархичность. В зависимости от личностных качеств обучающегося, его деятельность может осуществляться на трех уровнях иерархии:
– операционном: обучающийся изменяет в изготовлении модели лишь отдельные технологические операции;
– начальном творческом: обучающийся самостоятельно планирует и выполняет отдельные этапы изготовления и регулировки модели, используя всю совокупность освоенных ранее средств и способов;
– творческом: учащийся самостоятельно определяет место и цели собственной деятельности, выполняет самостоятельно полностью всю работу, начиная от определения цели работы до регулировки изготовленной самостоятельно, действующей модели.
Самоорганизация деятельности, предполагающая способность учащегося организовать свою деятельность как систему, самостоятельно выбирать цель, содержание деятельности, реализовывать её на практике, критично оценивать результаты полётов.
Сотрудничество учащегося и педагога. Этот принцип предполагает совместную деятельность двух субъектов – юного авиамоделиста и руководителя – над авиамоделью, в результате которой возникает новое качество в отличие от уже имеющихся моделей. При этом также происходит не только прямая передача информации от субъекта-педагога, более информированного, к субъекту-ученику, но возникает и обратная информационная связь: от ученика к педагогу-руководителю. Подобный уровень сотворчества позволяет учащемуся выйти на функциональную позицию «авиамоделист-спортсмен».
Продуктивность творческой деятельности, главным ориентиром которой должно быть личное образовательное приращение учащегося, складывающееся из его внутренних и внешних образовательных продуктов деятельности. В процессе создания внешнего продукта, действующей модели, у учащегося происходит формирование и развитие творческих умений и способностей.
При реализации программы используются следующие методы:
На теоретической части занятия:
– словесные - беседы, включающие активное взаимодействие учащихся с преподавателем;
– проектно-конструкторские;
– исследовательские.
На практических занятиях и тренировках:
– словесные: объяснение, беседа, диалог, консультация;
– наблюдение;
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий
Методика обучения предполагает увлекательность подачи и доступность восприятия детьми теоретического материала, находящегося в непосредственной связи с выполнением практического задания, что способствует наиболее эффективному усвоению программы. При этом в конце каждого занятия виден результат как общей, так и индивидуальной работы, чему способствует проведение тренировочных полётов и регулировки моделей с подробным обсуждением итогов. Зачастую теоретические сведения носят опережающий характер по отношению к основным школьным дисциплинам (математикой, технологией, природоведением и др.), но последовательность и красочность изложения материала приводят к достаточно хорошему его усвоению.
Важным условием для успешного выполнения программы является организация комфортной творческой атмосферы на всех занятиях, что необходимо для возникновения отношений сотрудничества между педагогом и обучающимися при решении общих задач и, в частности, выступлениях на соревнованиях.
Ощущение психологического комфорта, создаваемого педагогом с первых же занятий, способствует реализации творческого потенциала обучающихся и их самореализации.
Программа предусматривает различные траектории развития личности обучающегося. После овладения знаниями, умениями и навыками по основным темам учебного плана первого года обучения, после изучения специфики работы с моделями ребятам, обучающимся по программе второго года, предлагается освоить азы исследовательской деятельности, те из них, кто проявит интерес к этим видам деятельности, будут выполнять учебно-исследовательскую работу по регулировке и настройке моделей.
При реализации программы используются следующие методы:
- традиционный объяснительно-иллюстративный: наличие в занятиях теоретической части, во время которой учащиеся знакомятся с новыми сведениями по теме по принципу восхождения от простого к сложному;
- практико-ориентированный: наличие в занятиях практической части, когда обучающиеся под руководством педагога осваивают правила и приёмы работы с инструментом и занимаются изготовлением и сборкой моделей. Также, значительное место отводится тренировкам и участию в соревнованиях, после которых производится «разбор полётов» - обсуждение результатов;
- групповой: использование командного метода как оптимальной формы организации деятельности, при котором коллективная работа учащихся сочетается с индивидуальной;
- деятельностный: введение индивидуальных творческих заданий, самостоятельной работы с литературой, проведение совместных тренировок с ведущими спортсменами города и страны, участие детей в выставках и экскурсиях.
Логика построения учебного плана, определяющая последовательность тем и количество часов на их изучение, построена на основе принципов:
- От простого к сложному в развитии мотивации к познанию и творчеству.
- Природосообразность всего образовательного процесса.
- От репродуктивного освоения навыков предметной деятельности через анализ результатов работы к техническому творчеству.
Личностно-деятельностный подход, лежащий в основе данной программы, предполагает, что обучение творчеству происходит непосредственно в процессе деятельности, подразумевающей работу над изготовлением модели, проведение экспериментально-регулировочных полётов на тренировках, и участие в соревнованиях. Соответственно, в первый год обучения по предлагаемой программе формируются в основном операционные умения, во второй год – тактические а, в отдельных случаях, и стратегические умения. Основой для формирования тактических умений служат сформированные операционные умения, а основой формирования стратегических умений выступают сформированные операционные и тактические творческие умения.
Основным механизмом формирования творческих учебных умений являются разработка конструкций летающих моделей и тренировочные полёты.
При наличии предварительной, «домашней», подготовки детей, в результате собеседования с педагогом или сразу после изготовления простейших моделей, педагог выявляет уровень подготовки ребёнка и возможность обучения его по учебному плану второго года занятий. Такой подход придаёт образовательному процессу природосообразный характер, позволяет детям с первых занятий попасть в ситуацию успеха, что немаловажно при невысоком уровне мотивации ребёнка к занятиям авиамоделированием, как видом технического творчества.
Успешность реализации программы в значительной степени зависит от кадрового и материально-технического оснащения.
Кадровое обеспечение: Педагог II квалификационной категории, желательно техник по настройке оборудования. При реализации программы частично, в зависимости от подбора материала, в условиях ограниченного времени, например Культурно-дасугового центра (каникулы) , квалификационная категория педагога решающего значения не имеет.
Материальное оснащение:
Помещение: учебный класс-мастерская 50 м2, подсобное помещение не менее 10 м2, мойка, инвентарь для уборки и пылесос, огнетушитель порошковый ОП-10, (при использовании терморезаков, приточно-вытяжная и местная вентиляция)
Техническое обеспечение.
Набор столярного ручного и механического инструмента. Развёрнутый комплект слесарного инструмента. Шлифовальный, калибровочный и профильный универсальный станок. Разметочные приспособления и устройства. Вертикальный и горизонтальный терморезаки для обработки пенопласта. Токарный, фрезерный, сверлильные станки (по возможности). Стартовое оборудование для запуска ракетных двигателей. Стартовое метеорологическое оборудование (по возможности). Методическая литература, чертежи, схемы, таблицы для расчётов моделей, комплекты шаблонов. Материалы для изготовления моделей: древесина в рейках и пластинах сосна, ель, липа, бальза, фанера, пенопласт, пнополистирол, клей ПВА.
Список литературы:
для педагога:
- Букин Е.Л. Основы ракетного моделизма. М. ДОСААФ, 1972.
- Гаевский O.K. Летающие модели планеров. М. ДОСААФ, 1955.
- Гусев Б.К., Докин В.Ф. Основы авиации. М. Транспорт, 1988.
- Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М. Машиностроение, 1981.
- Ермаков A.M. Простейшие авиамодели. М. Просвещение, 1984.
- Еськов В.Ф. Как построить модель ракеты. М. ДОСААФ, 1967.
- Костенко И.К., Дёмин С.И. Советские самолёты. М. ДОСААФ, 1973.
- Кротов И.В. Модели ракет. М. ДОСААФ, 1979.
- Ломан Вольфганг. Бег, прыжки, метания. М. «Физкультура и спорт» 1985.
- Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Мытищи УПЦ Талант, 2000.
- Рожков B.C. Строим летающие модели. М. Патриот, 1990.
- Рожков B.C. Авиамодельный кружок. М. Просвещение, 1986.
- Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников. М. Просвещение, 1983.
для обучающихся:
- Гильберг Л.А. Покорение неба г.Харьков «Коммунист» 1977.
- Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М. Машиностроение, 1981.
- Ефремов А. Е. Лети модель М. ДОСААФ 1969.
- Журнал «Моделизм спорт и хобби» 2003 – 2005.
- Павлов А.П. Твоя первая модель. М. ДОСААФ, 1979.
- Томилин А.Н. История авиации. СПб. издательский дом «Нева»,2004.
- Турьян В.А. Простейшие авиационные модели. М. ДОСААФ, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
Направленность программы «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...