урок по ОРКСЭ по теме "Заповеди"
материал по теме
В этом году впервые веду модуль по ОПК (предмет ОРКСЭ). Очень сложно. Предлагаю вашему вниманию разработку одного урока.
Урок открытия новых знаний.
Дать представление детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse.docx | 34.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по модулю
«Основы православной культуры»
учителя истории и обществознания МОУ «СОШ с. Рефлектор Ершовского района Саратовской области» Канатовой Ирины Максатовны
Тема урока: Заповеди
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель: Дать представление детям о понятии заповеди, о том, какие заповеди были даны людям, чему они учат.
Задачи урока:
1. Объяснить каким образом заповеди попали к людям, каково их назначение, в чем их смысл.
2. Добиться сознания того, что в заповедях имеются запреты, выполнение которых способствуют воспитанию в людях добрых качеств и предостерегают их от совершения плохих поступков.
3. Усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, воспитывать ценностное отношение к жизни, родителям, духовному, к межличностным отношениям.
Оборудование: 1. Компьютер.
2. Презентация к уроку.
3. Репродукция: Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай»
План урока:
I. Организация деятельности учащихся.
1.Приветствие.
2.Сообщение темы урока. Запись учащимися в тетрадь темы урока.
План урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение материала по теме урока.
3. Закрепление.
4. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие, сообщение темы урока.
Вопрос: Прочитайте ключевые слова на доске и попробуйте
объяснить слово, которое является темой урока.
Ключевые слова: правила или закон, Бог, человек, добро и зло.
2. Объяснение материала по теме урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Метапредметный результат | Личностный результат | Предметный результат | Ожидаемый результат |
Приветствие. Сообщение темы урока На доске ключевые слова: Бог, правило, человек, добро и зло, заповедь. | |||||
1. Подведение к проблеме. Вопрос учителя: «Ребята вы можете отличить добро от зла? Какой поступок вы посчитаете добрым, а какой злым?» | Возможные ответы детей: «Помочь бабушке донести тяжелые сумки – добрый поступок. Обидеть или побить кого-нибудь – злой поступок. | Овладение логическими действиями, построение рассуждений, готовность вести диалог. | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения. | Знание, понимание личностью ценностей, знакомство с основными нормами светской и религиозной морали. | подвести детей к доверительному диалогу |
2. Опережающий вопрос: ребята, а кто мне может сказать, что такое заповедник? Слова заповедник и заповеди похожи между собой? Их можно назвать однокоренными словами? | Варианты ответов детей: «Заповедник – это место, где находятся животные, их запрещено этих животных охраняют люди, так как этих животных осталось очень мало» Да эти слова похожи по звучанию. У слов заповедник и заповеди – 1 корень – заповед. | Отнесение к известным понятиям. Актуализация ранее полученных знаний. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесение к известному понятию. | Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. | Формирование первоначального представления разбираемого слова. Формирование первоначальных представлений по данной теме | На основе полученный знаний на уроках русского языка дети сами должны разобрать слова заповедник, заповедный, заповедь, найти общий корень и попытаться объяснить смысл данных слов. Заповедь – строго обязательное правило поведения. |
3. Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 41 Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей? | Варианты ответов: На картине изображен Моисей – это пророк. Он что-то показывает людям. Моисей выглядит грозным, у него что-то важное в руках. Он будто что-то приказывает людям, показывая одной рукой на небо, а люди изображены с поднятыми руками, как бы принимая то, что он им дает. | Построение рассуждений, излагать свое мнение. | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми (учителем) и сверстниками во время группового анализа иллюстрации. | Самостоятельный анализ иллюстрации с возможными поправками, уточнениями, дополнениями учителя. | |
4. Ребята, прочитайте самостоятельно второй абзац на странице 41 и ответьте на вопрос, каким образом люди получили заповеди? Сколько заповедей получил Моисей? Какие они? Выпишите новые слова
| Заповеди дал Бог Моисею на горе Синай на каменных досках. Заповедей 10: четыре заповеди касаются отношений людей с Богом, а шесть – отношений между людьми. Новое слова – скрижали – это каменные плиты, на которых Бог начертал заповеди для людей. | Овладение навыками смыслового чтения, осознанное построение речевых высказываний. | Наличие мотивации к труду, работе на результат | Формирование общего представления о том, как заповеди попали к людям. | Построение схемы в тетрадях: Бог на г. Синай Скрижали Моисей 10 заповедей для людей правила жизни |
5. Давайте попытаемся сформулировать определение «заповедь» Заповедь – это религиозное предписание, которое составляет одну из моральных норм человечества. Выделите главные слова в этом определении. | Заповедь – это что-то запретное, чего нельзя делать или указание, как нужно поступать. Это: религиозное предписание (написанное от Бога) и моральные нормы (как себя следует вести) | Овладение логическими действиями построения рассуждений. | Развитие личной ответственности за свои поступки. | Дети самостоятельно должны научиться выделять главные слова в определении. | |
6. Беседа с учащимися. Ребята, кто вам подарил жизнь? Как вы должны относиться к тем, кто с самого рождения с вами рядом? Почему вы должны к ним относиться так, а не иначе? Просмотр видеоролика «Что это?» | Возможные варианты ответов детей: «Нам дали жизнь наши родители. Мы должны любить их, слушать их, помогать им, потому что они нас растят, воспитывают, заботятся о нас, дают всё необходимое. Обсуждение видеоролика. Дети должны сами прийти к мысли, что родители в любом возрасте нуждаются в заботе и внимании. | Адекватное использование средств информационно-коммуникативных технологий. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, развитие этических чувств как регуляторов морального поведения | Знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия. | Самостоятельное формулирование детьми вывода о должном отношении детей к своим родителям. |
7. Ребята, сейчас мы с вами познакомимся с шестью заповедями, которые касаются отношений между людьми. Опережающее задание. Класс делится на группы. Сейчас каждая группа прочитает одну из заповедей и ответит на следующие вопросы: 1. Чему учит нас конкретная заповедь? 2. Как вы поняли, что означает почитание родителей? 3. Как вы понимаете выражение, что убить можно и словом? 4. Как вы считает, воровство – страшный грех? Чему вас всегда учат бабушки, дедушки, родители, учителя? 5. Как вы поняли новое выражение «не прелюбодействуй»? 6. Как понять смысл пословицы «Сколько верёвочке не виться, а кончик всегда найдется», «На лжи далеко не уедешь»? (а поможет вам в этом детская сказка про мальчика, который всегда обманывал). 7. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Почему желания старухи не имели границ, чем, в конце концов, закончилась эта сказка? Чему она нас учит? Зависть – это плохое качество человека? Можно преодолеть в себе зависть? | Чтение текста Самостоятельная исследовательская работа с текстом. Опережающее задание: учащиеся работают с текстом учебника, отслеживают новую информацию. Составляют в тетрадях план, выписывают слова и понятия, которые неизвестны. Почитать – значит уважать. Так мы должны относиться к своим родителям. Данная заповедь учит нас тому, что ненависть может убить человека. Никто не имеет права отнимать жизнь у другого человека. Воровство, как и убийство, страшный грех. Нас всегда учат тому, что воровать нельзя, это позор, это очень плохой поступок, и он всегда наказывается. Мы узнали новое слово прелюбодейство. Нужно быть верным человеком и не предавать тех, кто тебя любит. Пословицы нас учат тому, что ложь всегда открывается, а кто часто врет, тому потом никто верить не будет, и он многого в жизни не добьется. Старуха в сказке всегда завидовала и хотела большего, все время требовала этого от Золотой рыбки, в конце концов, она все потеряла. Иногда люди очень многого хотят, но во всем нужно иметь меру. Нельзя никогда никому завидовать, лучше самому всего добиваться. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, овладение навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний. Овладение логическими действиями анализа, обобщения, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах заповедей, Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, Развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, наличие мотивации к труду, работе на результат. | Знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества. | Рефлексия составить синквейн со словом заповеди возможный вариант заповеди правила божьи умные справедливые учат людей миру заповеди – это умные и справедливые правила, которые дал бог людям, чтобы они жили в мире. Научить детей добиваться объективной самооценки на основе критерия успеха, адекватно оценивать причину успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Итог занятия. Ребята, в завершение урока мне бы хотелось прочитать вам отрывки стихотворения и ответить на такой вопрос: «Что хотел донести до нас автор данного стихотворения? (приложение) | Автор этого стихотворения хотел донести до нас заповеди о которых мы сегодня говорили. Главное – если человек будет их выполнять, он проживет свою жизнь хорошо, то есть достойно. | ||||
. Домашнее задание. Общее: - рассказать родителям о том, что запомнили на уроке - прочитать параграф (урок 11) - ответить на вопросы на стр. 41 | В качестве раздаточного материала детям можно дать на дом для самостоятельного чтения отрывки из «Сказок Ангела» (чтение и разбор). Задание на выбор: - подобрать и выучить стихотворение о добрых поступках людей (или подобрать сообщение) - или составить памятку «Самые главные правила жизни» | Овладение навыками смыслового чтения текста, овладение логическими действиями построения рассуждений при подготовке ответов домашнего задания на поставленные вопросы. | Развитие навыков сотрудничества с взрослыми (родителями) при выполнении домашнего задания, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, наличие мотивации к труду. | Осознание ценности человеческой жизни | Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и их родителей. |
Приложения.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб
там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на
объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком
присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на каменных плитах (скрижалях),
которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что
вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя
сам он этой перемены в себе не замечал.
(автор не известен)
Мы пришли прожить на этом свете,
Что б законы Божьи выполнять,
Мы за все, что сделаем в ответе,
И за все придется отвечать.
Заповедей десять не нарушить,
Жизни испытания принять,
Голос совести стараться слушать,
И людей вокруг себя понять.
Первую и главную на свете,
Заповедь Христа запоминай,
Жизнь любую на своей планете,
Никогда не смей, не убивай.
Зря на этом свете не дается,
Жизнь героя или подлеца,
И смериться каждому придется,
И нести свой жребий до конца.
Не завидуй, заповедь вторая,
По заслугам каждому дано,
В этот раз досталась жизнь такая,
Жаловаться на нее грешно.
Не воруй, Господь нас наставляет,
Лишь трудом все блага добывай,
Воля человека укрепляет,
Третью заповедь не забывай.
Чти родителей своих и помни,
Заповедь седьмая учит нас,
Ваши дети это все запомнят,
И применят, верьте, в добрый час.
Врать не смейте, клеветать не надо,
Заповедь восьмая нам дана,
И тогда поверьте вам в награду,
Будет равнозначная цена.
Заповедь девятую исполни,
Даже мысль греховную гони,
Не прелюбодействуй, вот что помни,
В уголок души своей взгляни.
Проживите жизнь свою достойно,
Заповеди Господа храня,
И тогда душа будет спокойна,
В свете угасающего дня.
Сказки заранее готовит учитель, распечатав по количеству детей и групп.
Сказки ангела (10 заповедей для детей) Ирина Глазунова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Христианская семья"
Цель урока: дать представление о семье как о базовой ценности общества....
План-конспект урока по ОРКСЭ "Календари религий мира. Праздники в религиях мира."
Цель работы: познакомить с основными иудейскими праздниками, с основными православными праздниками ; воспитывать толерантное отношение к различным религиям; пробуждать интерес ...
Урок по ОРКСЭ модуль"Основы светской этики". Тема урока "Добро и зло"
В начальной школе важно не только обучать ребят общеучебным умениям, давать знания по предметам, но и формировать у детей представления об общечеловеческих ценностях, моральных нормах, гражданской поз...
Обобщающий урок по ОРКСЭ 1-20 урок в виде игры "Своя игра"
Обобщающий урок по ОРКСЭ 1-20 урок в виде игры "Своя игра"...
Открытый урок по ОРКСЭ 4 класс по теме "Заповеди" (конспект урока и презентация)
Тема:"Заповеди" к учебнику Данилюк А, Я....
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"
Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...
Урок по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры") Тема урока: Защита Отечества
В конспекте указаны цель, задачи и предоставлены основные этапы урока...