Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
статья по теме
Необходимость повышения уровня математической подготовки школьников, их математической культуры ставит перед учителем задачу целенаправленного развития у них математических способностей. А значит, необходима соответствующая подборка задач. Актуальность и необходимость заданий, развивающих восприятие, внимание, память, мышление очевидна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_deyatelnost_na_urokah_matematiki.rar | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Организация исследовательской деятельности учащихся
на уроках математики.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Одна из важных задач общеобразовательной школы состоит в том, чтобы сформировать у учащихся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. На реализацию этой задачи нацелена технология деятельностного метода.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков, привитию школьникам вкуса к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания - это предъявляемые учащимся задания, содержащие проблему; решение ее требует проведение теоретического анализа, применение методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Цель исследовательского метода - «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия. Таким образом, исследовательский процесс - это не только логико-мыслительное, но и чувственно-эмоциональное освоение знаний. . И если ребенок осознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его и в следующий раз. Когда ребята сами придумывают задачи, алгоритмы, примеры, то материал данной темы усваивается ими лучше. И математика становится частью их жизни, потому что теперь каждый из них - участник процесса создания математического знания.
И если ребенок осознает способ поиска, то тогда он сможет использовать его и в следующий раз. Когда ребята сами придумывают задачи, алгоритмы, примеры, то материал данной темы усваивается ими лучше. И математика становится частью их жизни, потому что теперь каждый из них - участник процесса создания математического знания.
Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы. Причем формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению в классе, дома, или задания, требующие целого урока, домашние задания на определенный срок.
Помогают развитию творческих способностей детей задания, подобранные в учебнике или дополнительной литературе. Если ребенок решил задачу на смекалку, то здесь важно помочь детям осознать найденный ими способ - этим мы тоже развиваем их творческие способности.
В качестве иллюстрации учебного исследования остановлюсь на изучении некоторых тем по математике в 5 - 6 классах по учебнику Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов. Изучение элементов теории вероятностей в школьном курсе математике, уже несколько лет ставшее обязательным, до сих пор вызывает много вопросов и дискуссий. Для решения вероятностной задачи хорошо подходит математическое исследование.
При изучении в 5-м классе темы: «Натуральные числа и шкалы» после введения понятия натурального числа ребятам предлагается практическая работа исследовательского характера: записать все трехзначные числа, для записи которых употребляются только цифры 1 и 2.
Включение в курс математики основной школы задач комбинаторного характера связано с целью повышения развивающей функции математики, так как комбинаторные задачи требуют сочетания эвристического и алгоритмического стиля мышления.
Вероятность и статистика - способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира
В учебниках 5 - 6 классов задания исследовательского характера так и называются «Математическое исследование». Это задание на умножение, деление степеней с одинаковыми основаниями (5 класс), построение правильного шестиугольника с помощью циркуля и линейки (5 класс), задача о пересечении сторон угла параллельными прямыми (6 класс) и другие. На такие задания целесообразно отводить целый урок и проводить их в виде урока-исследования в форме групповой работы, по результатам которой можно предложить подготовить ребятам проектные работы.
Метод проектов помогает решать исследовательские задачи в свободном режиме. Учебные исследования, проводимые школьниками в рамках учебных проектов, могут нести объективно новое знание прикладного характера. Используя этот метод можно сформировать у учащихся коммуникативные навыки, умение работать в коллективе. Метод проектов позволяет развивать у школьников творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки, так как в обучение внедряются практические методы исследования объектов и явлений природы - наблюдения и эксперименты, которые являются специфичной формой практики. Их педагогическая ценность в том, что они помогают учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности; способствуют формированию у школьников таких качеств, как сообразительность, вдумчивость, настойчивость, терпеливость, аккуратность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.
Учитель как организатор учебного процесса, должен проявлять и управленческие способности, и творческий подход. Непосредственное руководство учебно-исследовательской работой школьника - это тот вид педагогического взаимодействия, в котором максимально раскрываются возможности сотрудничества, соавторства, сотворчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача учителя состоит в том, чтобы поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.Много...
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В работе рассказывается как на уроках математики путем элементов исследовательской культуры повысить интерес к изучению предмета....
Статья по теме "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках математики"
В условиях современного общества предъявляются все более высокие требования к ученику как к личности, способной самостоятельно решать проблемы разного уровня. Возникает необходимость формирования у де...
"Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики в связи с введением ФГОС",
Статья по использованию исследовательской деятельности на уроках стереометрии. Исследовательскую деятельность необходимо рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих спо...
Научно-методическая разработка «Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики»
Научно-методическая разработка дополняет, развивает, вносит новые элементы в практические рекомендации по организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках математики....
Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»
Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...