Доклад на тему: "Особенности обучения и воспитания незрячих детей на примере ГБОУ СКОШИ №1 города Москвы".
консультация по теме
В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалистам специализированных учебных заведений, но и педагогам массовых школ, работающих по инклюзии либо занимающимся с незрячими детьми на дому. А также всем тем, кто не равнодушен, кто готов принять факт того, что рядом живут люди, которым нужна помощь, поддержка и простое человеческое участие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_2.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Сборник докладов 14-го Всероссийского интернет-педсовета
«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НА ПРИМЕРЕ ГБОУ СКОШИ №1 Г. МОСКВЫ»
Алимжанова Наталия Петровна, ГБОУ СКОШИ №1, социальный педагог, воспитатель, г. Москва
Аннотация
В данном докладе речь пойдет об особенностях обучения и воспитания детей с глубокими нарушениями зрения на примере школы-интерната №1 города Москвы. Данная информация будет полезна не только специалистам специализированных учебных заведений, но и педагогам массовых школ, работающим по инклюзии либо занимающихся с незрячими детьми на дому. А также всем тем, кто не равнодушен, кто готов принять факт того, что рядом живут люди, которым нужна помощь, поддержка и простое человеческое участие.
Впервые мысль о способности незрячих к обучению была высказана французским просветителем и философом Дени Дидро в его сочинении «Письмо о слепых в назидание зрячим», написанном в 1749 году.
Первым, кто осуществил эту мысль на практике, был выдающийся тифлопедагог Франции – Валентин Гаюи, который в 1784 году открыл в Париже первую в мире школу для слепых детей; сконструировал печатный станок и оборудовал небольшую типографию, где печатал книги, разработанным им же рельефно-линейным шрифтом – «унциал»; изготовил приборы и матрицы для печатания рельефных наглядных пособий, исторических и географических карт и атласов.
Московская школа для слепых детей была основана в 19 веке. Основателем ее стал Генрих Дикгоф – обер-пастор Лютеранской церкви св. Петра и Павла. Покровительницей школы стала императрица Мария Федоровна.
Официальной датой рождения школы принято считать 20 сентября 1882 года. Здесь незрячие дети обучались грамоте и простейшему ремеслу: изготовлению щеток, плетению корзин и соломенных ковриков, рукоделию.
Со временем задачи школы коренным образом изменились: она должна не просто готовить незрячего человека к трудовой деятельности, но, в первую очередь, способствовать формированию социально активной личности, имеющей равные права со зрячими.
Жизнь незрячего человека – это постоянная борьба (борьба с непониманием, жестокостью, одиночеством и даже с самим собой), а образование – это способ выйти в этой борьбе победителем, доказать, что он такой же человек, как и все, это способ самореализации, самораскрытия личности. И в этой ситуации педагогам – обычным школьным педагогам – отводится чуть ли не главная роль.
В настоящее время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате III – IV видов №1 обучается более 280 человек. Основной процент составляют тотально, то есть полностью лишенные зрения учащиеся, а также частичновидящие (острота зрения которых не превышает 0,02%). Характер зрительных диагнозов различен (глаукома, дистрофия и отслойка сетчатки, атрофия зрительного нерва, ретинопатия недоношенных и т.д.), причины потери зрения разнообразны (врожденная патология, травмы, онкологические заболевания). У многих детей имеются и дополнительные дефекты и заболевания, характер которых необходимо учитывать при осуществлении образовательного и воспитательного процессов. Без знаний индивидуальных особенностей каждого ученика и характера заболеваний, особенностей интеллектуального развития невозможно достичь положительных результатов в работе.
Обучение в школе осуществляется на основе рельефно-точечного шрифта, созданного французским педагогом Луи Брайлем в 1829 году для письма и чтения слепых.
Каждая буква шрифта Брайля состоит из выпуклых точек, различные комбинации которых в пределах шести дают возможность получить 63 знака, вполне достаточных для обозначения всех букв алфавита, цифр, знаков препинания, математических и нотных знаков.
Письмо рельефно-точечным шрифтом – одно из важнейших изобретений в области просвещения и социального процесса незрячих. Для письма незрячие применяют специальный прибор. Он состоит из двух металлических пластин, соединенных с одной стороны. Верхняя пластина имеет вид решетки, состоящей из рядов прямоугольных клеток. На нижнюю нанесены ряды вдавленных шеститочий, соответствующих по числу и размещению клеткам верхней пластины. Между пластинами закладывается плотная перфокарточная бумага, на которую пишущий специальным грифелем (короткий металлический стержень, вставленный в ручку) накладывает рельефные буквы. Учитывая то, что при письме рельефные точки отражаются на обратной стороне бумаги, пишут слепые справа налево, читают – слева направо. В письме участвуют обе руки, держа грифель правой рукой, слепой накладывает им точки, а указательным пальцем левой руки контролирует движение грифеля вдоль строки. Применение специальных пишущих машин значительно ускоряет письмо.
Книгопечатание по системе Брайля в России началось с 1885 года. Однако с увеличением выпуска литературы по этой системе все больше стал давать о себе знать такой ее недостаток, как повышенный по сравнению с литературой, отпечатанной плоским шрифтом, объем.
Отсутствие зрения осложняет процесс обучения слепых учащихся и требует применения различных форм индивидуальной работы с ними.
На протяжении многих лет методическая работа в школе была направлена на глубокое изучение индивидуальных особенностей каждого ученика и на использование их в работе с учащимися, как на уроке, так и во внеурочное время. Для нашей школы основным методом, позволяющим дать незрячим детям прочные, глубокие и осознанные знания, является дифференцированный подход к обучению слепого школьника. Комплектование классов, в среднем, по 8 человек позволяет активно применять данный подход на каждом уроке или воспитательном занятии, выслушивать мнения всех учащихся, что само по себе способствует более глубокому усвоению знаний.
В современном обществе распространено мнение о том, что учащиеся специальных школ во многом отличаются от своих сверстников, что незрячим присуща так называемая «психология» слепых. Некоторые специалисты заходят в своих суждениях столь далеко, что отказывают им в интеллектуальном равенстве со зрячими. Однако практика показывает, что это глубокое заблуждение. Все люди равны по природе своей. И среди незрячих есть люди активные и пассивные, добросовестные и безответственные; одни проявляют интерес у гуманитарным наукам, другие к математическим. Из стен школы выходят люди, которые впоследствии оканчивают университеты, становятся кандидатами и докторами наук и такие – кто идет работать на предприятия общества слепых или просто сидят дома. Интеллектуальный уровень учащихся различен. Один класс совсем не похож на другой. Учитывая это, методы и формы работы в классах должны быть разнообразны.
Тем не менее, одна существенная особенность существует: лишенным зрения, дающего до 90% информации, людям в процессе жизни и деятельности приходится активно использовать функции сохранных анализаторов (в первую очередь, слуха), которые и играют основную роль в процессе обучения. Так, большинство учебного материала (основного и дополнительного) приходится воспринимать на слух, так как книг, напечатанных шрифтом Брайля, мало, а объем учебного материала постоянно увеличивается. При работе с компьютером незрячие учащиеся также используют специально разработанные «говорящие» программы, воспринимаемые на слух.
Здесь встает вопрос о сохранности данных анализаторов, готовности их к работе. Так, например, у одних учащихся осязание развито лучше, что позволяет им быстрее читать книги, напечатанные шрифтом Брайля, у других – хуже, что в значительной степени влияет на технику чтения. Поэтому на изучение материала на уроке требуется больше времени, чем в классах массовой школы, а такая форма обучения, как индивидуальная работа с учебником на уроке, применяется крайне редко.
На уроках и воспитательных занятиях ставятся задачи не только обогащения знаний учащихся, но и задачи реабилитации, развития коммуникативных навыков, психокоррекции, поэтому учитель должен быть тонким психологом, хорошо знающим и понимающим проблемы незрячих.
Благоприятным условием обучения слепых детей является тот факт, что дети находятся в школе-интернате, как в первой половине дня, так и во второй, когда проводятся дополнительные занятия с теми учащимися, которые в этом нуждаются, факультативные занятия и другие внеурочные мероприятия. Вся внеурочная деятельность должна решать следующие задачи: обогащение знаний учащихся; закрепление полученных на уроке знаний; развитие коммуникативных навыков; развитие навыков самостоятельной работы, творческой активности; воспитательные задачи. Кроме того, хорошо организованная и спланированная работа в рамках интерната может стать интересной формой проведения досуга и организации свободного времени учащихся.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
- Земцова М.И., Учителю о детях с нарушениями зрения, Москва, Просвещение, 1973
- Некоторые особенности обучения и развития слепых и слабовидящих детей: Сборник научных статей, Москва, Просвещение, 1975
3 Сизова А. И., Московская школа-интернат №1 для слепых де- тей и ее выпускники, Москва, Логосвос, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....
План-конспект урока физической культуры в 5 "Б" классе ГБОУ Гимназии №1526 города Москвы
Представлен план - конспект урока физической культуры в 5 "Б" классе ГБОУ Гимназии №1526 города Москвы.Урок прведен Савичевой Ольгой Васильевной, учителем физической культуры ГБОУ Гимназии №1526 город...
Доклад на тему: Особенности обучения математике в условиях эксперимента по профильному обучению
План 1. Профильное обучение на современном этапе.2. Особенности обучения математике в профильных классах:2.1 Место математики в индиви...
Статья "Формирование имиджа учреждения дополнительного образования детей на примере ГБОУ ДОД ДД(Ю)Т Московского района Санкт-Петербурга"
Статья о формировании имиджа учреждения дополнительного образования детей....
План работы учителей-дефектологов, педагогов психологов ГКОУ СКОШИ №31 города Москвы на учебный год
Планирование деятельности специалистов в рамках комплексного сопровождения учащихся с ОВЗ...
Доклад на тему "Особенности активации мышления и памяти незрячих обучающихся на уроках биологии".
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Зол...
Выступление на окружной конференции с докладом "Создание специальных условий обучения и воспитания для детей с ОВЗ в ДОО", 2020
Представлен опыт работы по созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ в ДОО....