Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры
статья на тему
Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методологический инструмент формирования профессиональных качеств учителя физической культуры
Учитель осуществляет свою педагогическую деятельность с помощью определенных приемов и способов, которые в совокупности определяют тот или иной стиль его деятельности.
Стили педагогической деятельности дифференцируются в основном на три вида: 1) демократический; 2) авторитарный; 3) либеральный.
Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, но для учителя физической культуры возможность выбора стиля педагогической деятельности отсутствует. Организация и осуществление учебного процесса на уроках физкультуры требует от учителя жесткого контроля над выполнением его требований, команд, методических указаний. Сохранение здоровья детей, защита от травм при выполнении физических упражнений – главная задача учителя физкультуры. Только четкая организация урока, строгая дисциплина могут обеспечить безопасность учащихся на уроке и оздоровительный эффект от занятий. Решить эти задачи невозможно без авторитарного стиля учителя на уроках физической культуры.
Наверное, возможен и другой стиль педагогической деятельности, но тогда и подготовка будущего специалиста физического воспитания должна претерпеть изменения.
Стиль педагогической деятельности формируют личностные и профессиональные качества учителя.
Личностная составляющая включает в себя интеллектуальные (сформированность важнейших видов мышления), нравственные (поведение, уважение к ученику, его личности), эмоциональные (любовь к своему предмету, к своей профессии), волевые (способность к самоуправлению), организаторские (механизм деятельности, навыки умственного труда) качества.
Профессиональные качества будущего специалиста формируются в процессе обучения и овладения профессией.
В теории все выглядит достаточно ясно, но на практике становление будущих специалистов происходит в классических образовательных учреждениях и нередко с помощью технологий и практик обучения, сложившихся еще в прошлых веках и способствующих конфликтности образовательной реальности.
Достаточно рассмотреть следующий пример: с одной стороны, делаются попытки разработки технологии физического воспитания школьников, в основе которой лежат личностно-ориентированное обучение учащихся. С другой стороны, подавляющее большинство школьных учителей не готовы к использованию подобного рода технологий в своей профессиональной деятельности.
Необходимо обратить внимание на то, что в процессе подготовки будущих специалистов транслируются фундаментальные модели и методы обучения, в которых не уделяется должного внимания использованию теоретических знаний как методологического инструмента целостного исследования тех или иных профессиональных ситуаций.
В связи с этим следует особо подчеркнуть необходимость того, чтобы вся подготовка специалистов осуществлялась как единый целостный процесс, осознаваемый в этом качестве, как преподавателями, так и студентами. Важно определить роль каждой учебной дисциплины в этом сложном процессе, ее место в системе наук, обеспечивающих гуманитарное и профессиональное развитие личности будущего специалиста.
Нужны более глубокие, сущностные, педагогически обоснованные изменения, базирующиеся на принципиально ином подходе к построению, содержанию и роли учебных дисциплин в подготовке специалистов.
Используя средства дисциплин, выпускники должны уметь осуществлять профильнодисциплинарный, системный анализ процесса решения любой проблемы, с которой они сталкиваются в ходе учебы и работы.
Формирование личностных и профессиональных качеств будущего учителя должно стать процессом, обеспечивающим непрерывное овладение профессией, постоянное развитие фундаментальных знаний, умений и навыков, анализ и возможность использовать инновационные технологии, практическое освоение содержания и структуры профессиональной деятельности в современном образовательном пространстве.
Список литературы:
- Кузнецова И.В. Психологический анализ принятия решений о выборе профессии// Профессиональная ориентация школьников: [Сборник статей/ Ред. коллегия: В.Б. Успенский (отв. ред.) и др.]. – Ярославль, 1976. – 84 с.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994. – 215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"
Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....
САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А.
В ДАННОМ ДОКУМЕНТЕ СОДЕРЖИТСЯ САМОАНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУШКОВСКОЙ Т.А....
Тезисы доклада: Мониторинг физического развития учащихся как показатель профессиональной компетентности учителя физической культуры
Выбирая конкретные объекты педагогического мониторинга, мы исходим из того, что мониторинг является элементом системы информационного обеспечения компетентных педагогических решений. Мониторинг на ...
Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры
Требования к уровню профессиональной компетенции учителя физической культуры...
ПОРТФОЛИО личных и профессиональных достижений учителя физической культуры Шушариной Людмилы Вячеславовны
Результаты работы учителя физической культуры МБОУ СОШ №43 ...
Развитие и совершенствование профессиональных компетенций учителя физической культуры в свете требований Профессионального стандарта
Главная цель Российской образовательной политики - обеспечить современное качественное образование на основе сохранения его фундаментальности и соответ...
"Внедрение ФГОС ООО, как инструмент формирования профессиональных компетенций учителя".
Доклад на августовскую конференцию...