Влияние двигательной моторики в процессе трудового обучения на речевое развитие ребенка.
статья по теме
В данной статье говорится о том, как важно развивать тонкие движения пальцев рук. Хорошо развитые навыки мелкой моторики способствуют быстрому развитию самообслуживания детей, развитию речевой деятельности. Приводятся примеры обследований, сравнений. Называются доступные способы развития моторики пальцев, кистей рук для детей разных возрастов. Данный материал может быть полезен и интересен логопедам, воспитателям, родителям, педагогам трудового обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_dvig.motoriki.doc | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние двигательной моторики в процессе
трудового обучения на речевое развитие ребенка
Владение рукой
"Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов ", - писал Джордано Бруно. В процессе эволюции кисть становится не только исполнительницей воли, но и созидательницей, воспитательницей мозга. Территория проекции кисти и особенно большого пальца в передней и задней центральных извилинах коры больших полушарий мозга имеет почти такую же протяженность, как все остальное тело. Функция кисти уникальна и универсальна. Она - основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись.
Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикулярной речью (эта связь дает себя знать и у современного человека).
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.
Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Возвращаясь к анатомическим отношениям, важно отметить, что на данном этапе развития около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне навели мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В возрасте около пяти месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. Этот период имеет особое значение, так как с него и движения остальных пальцев становятся более свободными. На шестом месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными. На седьмом - появляется артикуляция слогов: да - да - да, ба - ба - ба и т. д. В восемь - девять месяцев малыш уже берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т. д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев (не раньше!) начинается произнесение первых слов.
На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.
Моторика
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц рук и глаз. Почему нужно осваивать навыки мелкой моторики? На этот вопрос можно ответить одной фразой - ведь речь идет о множестве очень разных навыков. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Навыки моторики позволяют самостоятельно обслуживать себя. Навыки моторики позволяют выразить себя через творчество. Дают возможность приобрести опыт. Развивая мелкую моторику с помощью рук, ребенок развивает движение речевого аппарата, формируется правильное произношение, успешнее происходит обучение письму и чтению. Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук. Функции кистей рук и речи тесно взаимосвязаны. И дети с самого начала стремятся это использовать, пытаясь манипулировать всеми попадающимися им предметами с помощью рук. Манипуляцией можно назвать большинство навыков, определяющих умение вырезать, складывать, вышивать, решать головоломки, плести, рисовать и т.д. Задачей взрослых является помочь полноценно использовать возможности рук. Чем раньше реализуются эти возможности, тем больше вероятности добиться успеха в развитии речевой деятельности ребенка. Через раздражение нервных окончаний на ладошках и кончиках пальцев удается добиться положительной реакции у ребенка даже с глубокой задержкой развития. Чем раньше будет уделяться внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности. Речевая функция теснейшим образом связана с развитием пальцевой моторики. Если движения соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту. А если развитие движений отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам. Установлено, что двигательная система оказывает значительное влияние на весь организм, но особенно оно велико на деятельность мозга. Доказано стимулирующее влияние движений пальцев рук на созревание центральной нервной системы, одним из проявлений, которого является ускоренное развитие речи. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Развитие пальцевой моторики, как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Работа по развитию тонкой моторики кисти пальцев рук оказывает огромное влияние не только на становление речи, но и на психическое развитие ребенка.
Доктор медицинских наук, профессор-физиолог М.М. Кольцова, считает, что есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Были обследованы более 500 детей в различных детских учреждениях и обнаружено, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук (с уровнем же развития общей моторики он совпадал не всегда).
Итак, если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше. Проверка на большом количестве детей показывает, что это не случайность, а закономерность.
Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребенка показать один пальчик, два или три ("сделай вот так" - и показывают, как это нужно делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, хорошо говорят; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - не говорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
В невропатологии и дефектологии уже давно имелись наблюдения, говорившие о тесной связи функций речи и руки. Так, давно известно, что при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой. В конце прошлого столетия были описаны случаи поражения лобной области левого полушария без потери речи. Когда такие случаи тщательно изучили, то оказалось, что эти больные - левши и моторная речевая зона у них находится в правом полушарии. Развитие речевых зон в правом или левом полушарии в зависимости от того, является человек левшой или правшой, особенно убедительно показывает связь функций речи и руки. Это доказано и при изучении строения мозга. Уже упоминалось, что у ребенка - правши на протяжении первых двух лет жизни происходит усиленный рост речевой моторной области и созревание клеток в ней в левом полушарии, а у левши - в правом.
Убедительны также факты, полученные при обучении звуковой речи глухонемых детей. Одних из этих детей с раннего возраста обучают общаться с помощью крупных жестов, выполняемых всей рукой, других обучают так называемой дактильной (пальцевой) азбуке, когда пальцами изображают буквы и ребенок как бы "пишет" слова. Когда глухонемые дети приходят в школу и начинается обучение звуковой речи, оказывается, что те из них, которые разговаривали крупными жестами, поддаются обучению с большим трудом - оно требует многих и многих месяцев, те же дети, которые ранее разговаривали пальцами, очень легко овладевают звуковой речью.
Итак, в процессе индивидуального развития речь тесно связана с движениями, в первую очередь, пальцев рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Согласно наблюдениям М. М. Кольцовой, развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для развития речи. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить, так как, по-видимому, речевые области в коре больших полушарий головного мозга формируются под влиянием импульсов из пальцев рук; такая тренировка может ускорять созревание речевых областей коры на 2 - 2,5 месяца, что для маленького ребенка очень много.
Речь ребенка непосредственно связана с его деятельностью, с ситуациями, в которых происходит общение. Раньше всего ребенок начинает называть те предметы, которые чаще трогает руками; при этом детали, которые он трогает, выделяются чаще (например, ручка чашки в сравнении с ее дном). Слово - название предмета становится словом - понятием лишь после того, как на него выработается значительное количество двигательных условных связей. Например, если ребенку показывать несколько разных книг, но не давать их в руки, он сможет запомнить каждую из них в отдельности, но не сможет выработать обобщенного понятия "книга" и не будет считать книгами те, которые ему еще не показывали. Напротив, если ребенку не только показывать, но и давать трогать книги, он очень скоро вырабатывает обобщенное понятие, и любая книга для него затем будет "книга".
Сопоставляя эти факты, можно прийти к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные здесь факты позволяют отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Развитие мелкой моторики рук ребёнка
Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой требуют повышенного внимания и во время занятий по физической культуре (особенно, когда проводятся упражнения на выработку координации движений), музыкальных занятий (особенно тогда, когда проводятся музыкально - ритмические движения).
Работу по тренировке пальцев рук можно начинать с детьми в возрасте 6 - 7 месяцев. В этот период полезно делать массаж кистей рук - поглаживать их, слегка надавливая, в направлении от кончиков пальцев к запястью, затем проделывать движения пальцами ребенка - взрослый берет каждый пальчик ребенка в свои пальцы, сгибает и разгибает его. Делать так надо 2 -3 минуты ежедневно.
В фольклоре существует множество потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Существуют пальчиковые игры для самых-самых маленьких, «Ладушки» или «Сорока-ворона». Играя с ребёнком, мы не просто забавляем его, а помогаем ему научиться пользоваться своими руками. Малыш получает информацию через свои ручки, а это, в свою очередь, способствует развитию интеллекта. Игры, развивающие координацию пальцев, очень полезны для развития мышления и речи, они подготавливают ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи.
С десятимесячного возраста следует начинать уже активную тренировку пальцев ребенка. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными. Наблюдения показали, что очень эффективными оказываются наиболее простые приемы. Например, можно давать малышам катать шарики из пластилина (при этом участвуют все пальцы, и требуется значительное усилие), рвать на мелкие куски любую бумагу - малыши делают это с удовольствием по несколько минут; здесь также участвуют почти все пальцы, и движения энергичны.
Можно давать детям перебирать крупные деревянные бусы, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. (Вкладыши - полые кубики разной величины, которые можно вкладывать один в другой.) Нанизывание колец пирамидок - также хорошая тренировка, но при этом движения совершаются с меньшими усилиями и осуществляются двумя - тремя пальцами.
Начиная с полутора лет, детям даются более сложные задания, специально направленные на развитие тонких движений пальцев (здесь уже не так существенны силовые отношения). Это застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.
Могут быть изготовлены игрушки такого типа: бабочка или птица из однотонной толстой ткани с пришитыми яркими большими пуговицами, на которые пристегивается такая же бабочка или птица из другой ткани, - получается, например, синяя бабочка с красными кругами (пуговицами) на крыльях.
Шнуровке удобнее обучать, используя два листа плотного картона с двумя рядами дырочек; ребенку дают ботиночный шнурок с металлическими наконечниками и показывают, как шнуровать. Картон должен быть укреплен так, чтобы малышу было удобно манипулировать шнурком.
Можно также использовать следующие виды деятельности:
* наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки);
* наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень;
* цветные клубочки ниток для перематывания;
* деревянные игрушки (собрать матрешку, сложить из кубиков поезд, стульчик, домик и т. п.);
* мозаика по возрастающей сложности;
* нанизывание бус, бисера, пуговиц;
* наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;
* наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь);
* дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, круп;
* вязание, шитье, вышивание;
* пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;
* лепка из глины или пластилина
Развитие ручной умелости
К старшему дошкольному возрасту ребенок без труда застегивает пуговицы, завязывает шнурки на обуви, тесемки.
Для развития кисти организуются игры с мелкими игрушками, занятия с мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. К 5 годам возможность точных, произвольно направленных движений возрастает, поэтому дети способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук. К ним относятся разные виды плетений из бумаги и ткани, тесьмы (плетение ковриков из бумажных разноцветных полос).
Ребенку нужно сложить пополам лист бумаги, сделать ножницами ряд ровных надрезов, не выходя за контур, затем нарезать тонкие полоски другого цвета и определенным образом, соблюдая узор, вплести их между надрезов основной части коврика. Освоив принцип плетения из бумаги, дети самостоятельно начинают придумывать узоры ковриков, сочетание цветов, используют этот способ плетения в других поделках.
Точность и ловкость движений приобретаются детьми в увлекательном занятии " Сделай бусы ". Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея. Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т. е. качеств, необходимых при обучении письму.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами фигурок из открыток. Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации.
Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает дошкольников, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Работа с бумагой заканчивается определенным результатом, но, чтобы его достичь, нужно овладеть необходимыми навыками, проявить волю, терпение. Важно, чтобы дети испытывали радость от самостоятельно выполненной работы, почувствовали веру в свои силы и возможности. Этому должны способствовать и подобранные в соответствии с возрастом задания, и поощрения взрослых. Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.
В Японии с двухлетнего возраста в садиках проводится целенаправленная тренировка рук у детей - это стимулирует умственное развитие ребенка. В японских семьях с первого года жизни у малыша развивают пальчики рук. Формирование и совершенствование тонкой моторики пальцев рук рассматривается как необходимая составная часть в преодолении речевых нарушений у детей. В сплошь компьютеризованной Японии все виды мышления и воображения подкрепляются складыванием из бумаги - оригами. Японские специалисты доказали, что оригами снимает избыточное нервное напряжение, поддерживает рост памяти, внимания, речи, усидчивость, целеустремленность, интерес к учебе. Детей захватывает игра, от которой не хочется отрываться. Японских специалистов поддерживают и наши сибирские профессора университетов. В университетах студенты изучают оригами!
Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивка, шитье, вязание. Первый шов, который осваивают дети, это шов "вперед иголку". Стараются, чтобы стежки были одинаковыми, образовывали ровную контурную линию.
Освоив этот шов, дети переходят к швам "за иголку" и "строчке". В шве "строчка" стежки сходятся плотно один к другому. Иголка вкалывается там, где она была вынута в предыдущем стежке. На лицевой стороне получается одна сплошная строчка, а на изнаночной - двойная линия.
Освоив швы, ребята могут осваивать шитье. Координация и точность движений развивается у ребенка в процессе пришивания пуговиц. Затем дети осваивают шов "через край". Этим швом они могут сначала обшивать кусочек картона (открытку). Вначале взрослые могут наколоть ряд отверстий по контуру, чтобы дети освоили способ действия с иглой, затем шов выполняется самостоятельно.
Все виды швов дети сначала проделывают в воздухе, т. е. имитируют соответствующее действие руки, а затем действуют и иголкой с ниткой.
Детям поначалу трудно бывает научиться завязывать узелок на нитке. Обучают их этому с помощью подводящих движений: скатывание бус из бумаги, запуск маленьких игрушек волчков с помощью пальцев. Запуск волчка требует характерных скатывающих движений пальцами, близких к созданию узелка на нитке.
Таким образом, чем раньше начать уделять внимание развитию моторики рук ребенка, тем больше у него будет возможностей для активизации речевой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушением речевого развития
Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.В данно...
Методика по формированию семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения.
Методика “Формирование семейных полоролевых установок у подростков в процессе трудового обучения” разработана для учащихся (девочек) 9-х классов общеобразовательной школы.Создание методики преду...
Влияние трудового обучения(технологии) на развитие личности ребенка
Влияние трудового обучения(технологии) на разаитие личности ребенка для учителей....
Обучение, воспитание и развитие ребенка, как творческий процесс с использованием новых технологий.
Размышления из опыта своей работы по организации внеклассной, внеурочной деятельности в основной общеобразовательной школе. Раскрыта программа по организации технического, художественного творче...
Алгоритмы в процессе трудового обучения
Обучение самостоятельной разработке программы действий (алгоритмы предстоящей работы); обучение детей технологическим приемам, необходимых для выполнения работы; формирование обобщенных умений планиро...
ДОКЛАД «Развитие личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе трудового обучения, как задача педагогической коррекции.»
Общая незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, выражается в низком уровне познавательных интересов, повышенной внушаемости, недоразвитии воли, а также в искаженной са...
Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребенка
Консультация для родителей« Влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка» Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше...