Развитие толлерантности учащихся
статья по теме
Предварительный просмотр:
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или притворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.
Формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель. Чтобы воспитывать толерантность в других, надо самому быть примером толерантности.
Для развития толерантности учитель может и должен:
- воспитывать с любовью и во имя любви;
- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;
- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и чувства каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;
- формировать чувство справедливости;
- создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;
- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;
- быть примером для детей сообщества;
- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;
- уметь слушать;
- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;
- давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.
Толерантность - интегрированное качество. Человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культур межнационального общения играет язык. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания. Наибольший воспитательный эффект может дать и изучение национальной культуры, прежде всего родной литературы, которая никогда не была равнодушна к национальной проблеме.
Для этого в школе могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. На уроках и внеклассных меропреятиях можно использовать народные игры в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения. Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов. Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.
Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...
Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».
В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.
Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику, словообра...
Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. Деятельность ...
Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".
В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....