Развитие толлерантности учащихся
статья по теме

Ибрагимова Лилия Мазитовна

Публикация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tollerantnost.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

        В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили  недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

        Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  притворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе  признания  иного.

        Формировать толерантное сознание у учащихся может только толерантный учитель. Чтобы воспитывать толерантность в других, надо самому быть примером толерантности.

        Для развития толерантности учитель может и должен:

- воспитывать с любовью и во имя любви;

- вовлекать в процесс воспитания родителей и сообщество;

- поощрять совместную деятельность;
- признавать значимость и чувства каждого, а также уважать чувства и позицию каждого;

- формировать чувство справедливости;

- создавать свободную и демократическую атмосферу в классе;

- быть готовым и способным к диалогу, пониманию и солидарности;

- быть примером для детей сообщества;

- показывать, что достижение и сохранение мира действительно возможно;

- уметь слушать;

- поддерживать эмоциональные привязанности, развивать у учеников чувство взаимного расположения;

- давать ученикам возможность самостоятельно решать проблемы.

        Толерантность - интегрированное качество. Человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но  нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности.  Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная – к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость – к другой вере. Безусловно, все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы, направленной на воспитание толерантности у учащихся. Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культур межнационального общения играет язык. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.  Наибольший воспитательный эффект может дать и изучение национальной культуры, прежде всего родной  литературы, которая никогда не была равнодушна к национальной проблеме.

       Для этого в школе могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов. Знать как можно больше о других народах – это основа формирования культуры межнациональных отношений в любом возрасте. На уроках и внеклассных меропреятиях можно использовать народные  игры  в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения. Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов. Для старшеклассников привлекательным может быть КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество учащихся как способ развития одаренности учащихся.

Реформы, произошедшие в отечественной системе образования за последнее десятилетие, ее направленность на гуманистические, личностно ориентированные и развивающие образовательные технологии измен...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления, в рамках подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления.  Деятельность ...

Юрченко Е.Ф. "Словарная работа на уроках истории как одна из форм развития речи учащихся, имеющих недостатки в интеллектуальном развитии".

В статье расрываются приёмы организации словарной работы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....