Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.
статья по теме
«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в слове, мыслях, образе, чувствах, движении… Тогда он на пути к себе обретет духовность».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dannye_ob_avtore_stati.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Данные об авторе статьи.
Ф.И.О. : Масошина Людмила Валентиновна
Должность: учитель русского языка, литературы, культуры народов Якутии.
Стаж работы: 34года
Место работы: МБОУ СОШ №5п. Ленинский, Алданского района, РС (Я)
Воспитание Человека в человеке на уроках культуры народов Саха.
«Человек на пути к себе… Он всегда ищет, по какому пути ему следовать. Ему будет легче в пути, если он осознает свою сущность и Ритуал как систему трансляции личности, если он научится проявлять в слове, мыслях, образе, чувствах, движении… Тогда он на пути к себе обретет духовность». Эти слова Н.А. Корякиной из книги «От духовной культуры предков к духовной культуре учителя» определяют то главное, чему я должна научить ребенка на уроке культуры. Именно сейчас, на стыке веков, необходимо возрождение духовности, возвращение к гармонии, обращение к человеку.
Где то читала: «Педагогическая деятельность – спонтанный творческий процесс, который нельзя обеспечить самой подробной, умной методикой. Все от бога, природы, творческой искры, возникающей между ребенком и взрослым». По суть, мы передаем не знания, а нравственные, духовные качества.
Я должна научить ребенка удивляться, плакать, сопереживать, смеяться, гордиться. Я должна научить его быть счастливым. Огромная возможность для этого – уроки национальной культуры народов Саха. Здесь открывается широкое поле творческой деятельности ученика и учителя, здесь рождается любовь к республике, гордость за свою страну, здесь народные знания осознаются сокровищами эталона человечности, духовности, нравственности.
Думаю, что я могу дать детям в нравственном плане, говоря например, об обработке кожи и бересты. Чему научу сегодня? Любить труд, бежать от лени, заниматься самовоспитанием?
Первый вступительный урок особенно важен. В 9классе я назвала его так: «Зачем мы пришли в этот мир?». В начале урока интеллектуальная пятиминутка, где говорим о слове «реликвия». Представляю детям старинную икону 17века с изображением Богоматери. Изуродованное лицо ее (скорее всего, во время революции) – основание говорить о бездушности людей, отречении от бога, трагических страницах истории. Обращаемся к Пришвину:
«Я стою и расту – я растение,
Я стою и расту, и хожу - я животное,
Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек».
Эти слова позволяют ученикам подумать о смысле Бытия, назначении человека в этом мире, его душе… Осмысление семи главных вопросов о себе, приведенных в книге Н.А.Корякиной, - попытка самопознания, постижения себя, обретения духовной культуры - Что я в этом мире? Во что я верю? Кого я люблю?.. В конце урока звучат глубокие, философские стихи якутских поэтов. Итог – творческая работа, минисочинения по темам: «Моя Родина», «Я человек», «Что я люблю» и т.д.
Прошу подготовить рассказ о трудовых подвигах родителей, бабушек и дедушек, представление собственных поделок, реликвий семьи. Обязательно проведу тест на самопознание.
Уверена, результативной формой работы по предмету является рисование в 5-8 классах. При изучении сведений о жилище якутов рисуем свой идеальный дом, при изучении нравственных представлений народа Саха – реку жизни с двумя потоками добра и зла. Говоря о человеке, о его «Кут» и «Сюр», создаем «образ себя» или «образ счастья».
Изучая духовную культуру, создаем нравственный словарь по древним представлениям якутов – «Хорошо или плохо» (почти по Маяковскому). На каждом уроке анализ 2-3 якутских пословиц, определяем их значимость, нравственные уроки. Одна пословица, загадка становится темой урока: «Кто на свете всех дороже?» (представление о человеке, 6класс); «Золотая чаща» (Солнце, метеорологические представления якутов, 9 класс); «Человеческое слово – стрела» (7класс); «Доброе утро» (10 класс); «Счастье и горе» (11 класс).
На уроке по изучению творчества А.Кулаковского разыгрывается настоящий спор по вопросу: чем жить – разумом или сердцем? («Спор между сердцем и разумом»). Большинство детей все-таки выбирают сердце – алое, трепетное, жалеющее и скорбящее… О той единственной, которую можно полюбить, рассуждают в основном мальчики на уроке по стихотворению Кулаковского «Красивая девушка» 9класс.
Беречь природу, понимать её учит урок по теме «Деревья так похожи на людей» (творчество Рафаэля Багатайского).
Рассказ Эристиина «Хачагыр» заставляет плакать большую часть пятиклассников.
Словарная работа – обязательный атрибут уроков. Патриотизм, мужество, толерантность, взаимопомощь, милосердие, духовная культура, самопознание, гармония, любовь – то, о чем говорим, что осознаем, чему учимся.
Формы работы детей на уроке разнообразны: мини-сочинения, представление картин и иллюстраций (роль экскурсовода), составление словаря вопросов к экскурсоводу музея, рисование, художественное чтение, составление сценариев. Скажу, что уроки культуры часто проводятся на базе Алданского краеведческого музея достаточно результативно.
И замечательно, когда 27 сентября, в День Государственности Республики, встречают нас у входа в школу дети в национальных костюмах, а на стенах – красочно оформленные этикетные слова на якутском языке. Звучит национальная музыка, и все говорят друг другу: «Капсэ, догор».
Интеллектуальная пятиминутка на каждом уроке – обращение к прошлому и настоящему Республики. Здесь, в рубрике «Оказывается…», вы можете услышать то, о чем даже не догадывались.
Знакомство с культурой предков Саха дает мне возможность воздействовать на чувства ученика, его душу; реальные, значимые истины воспитания в народе приводят в итоге к осмыслению собственной жизни человека, жителя Республики, к осмыслению его духовного «Я».
Как же оценить тот сформированный или несформированный уровень овладения духовной культурой? Как и чем измерить чувства и воображение ребенка? По глазам? Поведению? Общению с друзьями? Трудно. Думаю, жизнь рассудит, даст оценку слова, поступка…
Но как приятно, когда ученик 6 класса, встречая меня на улице, говорит: «А когда у нас еще будет культура? Я хочу культуру».
И тогда я понимаю, что делаю правильно и что надо спешить обогатить детей и себя теми духовными богатствами, которые заключены в истории и культуре предков. Я тороплюсь. Я стараюсь успеть…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Трудовое воспитание детей на традициях народа Саха"
В настоящее время происходит возрождение традиций. Изменилось представление о национальных традициях, как о чем- то, фиксирующем только моменты различия наций. Сложившиеся в прошлом некоторые традиции...
Лучше друга в тундре нет (к уроку "Культура народов Ямала")
Ненецкая оленегонная лайка - представительница семейства северных пастушьих собак. Порода была выведена в начале XX века ямальскими ненцами-оленеводами с одной-единственной практической целью - для па...
Раздаточный материал по теме "Идеал человека в культуре народов мира" МХК в 8 классе.
Раздаточный материал включает тексты по теме "Идеал человека в культуре народов мира" по учебнику Г.И.Даниловой "Мировая художественная культура" 7-9 классы, иллюстрации, тест. Можно испол...
Урок культуры народов Республики Саха (Якутия) "Алгыс"
Учитель КНРСЯ Заболоцкая Туйара МихайловнаМБОУ «Крест-Хальджайская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова»МР «Томпонский район»Предмет:Культура народов Ре...
Урок Культуры народов Ямала в 5 классе
конспект урока по культуре народов Ямала для 5 класса...
«Методические рекомендации по использованию информационной модели на уроках культуры народов Ямала».
Разработанные таблицы на уроках КНЯ способствуют нахождению основных понятий самостоятельно, анализировать их и систематизировать их. так же способствует самостоятельной работе учащихся....
Сочинение о роли культуры в жизни человека, семьи, общества, государства. «Самобытная культуры народов ханты и манси»
Конкурсная работа для участия в издании книги «Ступени осознания культурного кода»...