Проект о проекте "Решето Эратосфена"
методическая разработка (6 класс) по теме
К проекту прилагается презентация о проделанной работе. В презентации настроена анимация. Можно ускорить процесс кликом мышки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proet_o_proekte_resheto_eratosfena.docx | 43.63 КБ |
proekt_o_proekte_resheto_eratosfena.pptx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Московской области Педагогическая академия последипломного образования
(ГОУ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ)
Тема: «Решето Эратосфена».
Составитель:
Паламарчук Н.К., учитель
Научный руководитель:
канд. пед. наук, доц. Медведева О.С.
Москва
2010
Оглавление
- Введение 3
- Основная часть 5
- Заключение 12
- Список литературы 14
Введение
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь». Чтобы развить у школьников способность работать с информацией, научить их самостоятельно мыслить, уметь работать в команде, можно использовать различные педагогические технологии. Один из них – это метод проектов.
К сожалению, наибольшие проблемы внедрение метода проектов вызывает в преподавании математики. Современная «школьная» математика представляет из себя свод жёстких правил и методов, точное и аккуратное следование которым порождает у школьников иллюзию успеха. Но самое интересное – и самое трудное! – начинается именно тогда, когда ребёнок сталкивается с нестандартной задачей, из условия которой не видно, какая именно комбинация стандартных приёмов приведёт к ответу. И главными препятствиями для поиска решения такой задачи, является результат тяжкого учительского труда: набор шаблонов и стереотипов, неизбежно вырабатываемый на уроках.
Метод проектов, являясь дополнением к урочной практике, предоставляет учителю математики уникальную возможность преодолеть негативное отношение к математике, порождаемое перечисленными факторами.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других – инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные.
Выбирая тему для проектной деятельности моих шестиклассников, я столкнулась с рядом проблем: во-первых, для них это был первый опыт работы над проектом; во-вторых, не каждый ребенок имеет в свободном доступе персональный компьютер; в-третьих, никто из обучающихся не имел опыта создания презентаций. Тема «Решето Эратосфена» была выбрана не случайно. Непонятные и мудреные слова сделали свое дело: желание понять их значение оказалось сильнее, чем проблемы, с которыми столкнулись ребята, работая над этой темой.
Проект реализуется в рамках предмета математики. В этом проекте учащиеся научатся разбивать натуральные числа на простые и составные. Понятие составного числа фигурирует на протяжении всего обучения математики в школе и выносится на ЕГЭ в 11 классе. Поэтому хотелось бы сделать акцент учащихся на эту тему, визуально увидеть решето Эратосфена. В результате проекта учащиеся получать полное представление о простых и составных числах.
Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода ("круглого стола");
- обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров, пр.).
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Основная часть
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 20-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Организация проектной деятельности учащихся становится всё более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение в 1980-1990-х гг. связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных форм познавательной деятельности школьников. Проектная деятельность позволяет интегрировать знания учащихся из различных предметных областей для решения одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания как в учебной деятельности, так и за её пределами.
Необходимо стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Цели проектной деятельности, которыми должен руководствоваться педагог:
• Направленность на формирование умений действенно-практического характера, требующих практического применения знаний и умений, полученных на уроках.
- Овладение учащимися общими алгоритмами решения теоретико-практических задач на примере знакомства с алгоритмом работы над проектом.
- Создание условий для приобретения социальной практики за пределами школы.
- Поддержка и развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов, познавательной траектории, самостоятельности и инициативы учащегося.
- Создание условий для ситуации успеха ребёнка.
В настоящее время правильнее говорить о методе проектов как способе передачи содержания образования. Действительно, в современной интерпретации содержания общего образования наряду со знаниевым представлен деятельностный компонент: «Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах...» [7, с. 6].
В процессе работы над проектом у ученика формируется большое количество надпредметных умений (в современной трактовке УУД - универсальные учебные действия), а именно:
- Проектировочные: осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.
- Исследовательские: выдвижение предположения, установление причинно-следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.
- Информационные: самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.
- Кооперативные: взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.
- Коммуникативные: умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.
- Экспериментальные: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственно эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.
- Рефлексивные: осмысливание собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.
- Презентационные: построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.
Ни для кого не секрет, что основной целью проектной, как и любой другой, деятельности в школьном образовании является повышение качества образовательного процесса.
Преимущества проектной технологии:
- Внешний результат (созданный продукт можно увидеть, применить в реальной практической деятельности, оценить качество своей деятельности, получить общественное признание)
- Внутренний результат (приобретение опыта учебно-исследовательской деятельности; перевод знаний и умений в компетентности и ценности)
Типология проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- приключенческие, игровые;
- информационные;
- практико-ориентированные.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников. Наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Формы представления результатов проектной деятельности могут быть различны от Web-сайтов и мультимедийных продуктов, законопроектов и бизнес-планов, видеофильмов и постановок (спектаклей, праздников) до журналов, путеводителей, учебных пособий.
Конечный результат проектной деятельности:
1. Новые знания и умения (ими заканчивается исследование проблемы).
2. Непосредственно готовый продукт или алгоритм его создания (им заканчивается решение проблемы).
Основные этапы работы над проектом «Решето Эратосфена».
- Выбор темы и определение типа проекта (по продолжительности подготовки – среднесрочный, по методу - информационный (ознакомительно-ориентированный), по количеству участников – индивидуальный).
Тема проекта вызвала у ребят оживление: «Какое отношение решето имеет к математике? », про Эратосфена никто из них до этого момента не слышал. Домой ребята пошли озадаченные: кто, что и зачем в мире чисел и задач «откидывает на дуршлаг» (именно с этим словом проассоциировалось у некоторых ребят «решето»)?
- Подготовка учащихся к работе над проектом.
Как было сказано ранее, для ребят – это первый опыт проектной деятельности, поэтому одной из основных задач было познакомить учащихся с новой формой работы, пробудить в них желание в дальнейшем активно участвовать в создании проектов; и естественно, в первый раз приветствовались любые варианты детского труда, получить, которые шестиклассники смогли благодаря учителю информационных технологий. По моей просьбе педагог скорректировала рабочую программу, таким образом что знакомство и первый опыт работы в PowerPoint были перенесены на более ранние сроки.
Проект индивидуальный, но по желанию отдельный учащихся им было разрешено сделать проект в группе из 2 – 3 человек. Для меня было важно, чтобы все ребята попробовали поучаствовать в этой работе, но, несмотря на большое желание, не каждый ученик смог бы с ней справиться в одиночку. В таких мини-группах один из участников, более успешный и активный, выполнял большую часть работы, но и остальные ребята не оставались сторонними наблюдателями.
После решения организационных вопросов был составлен приблизительный план работы над проектом. На выполнение задания отводилось три недели: первая – на сбор информации; вторая – на анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, выводы, корректировку полученной информации; третья – на оформление результатов, создание презентаций.
- Выполнение проекта.
На этом этапе ребятами осуществлялся поиск новой дополнительной информации (изучение учебной, справочной и др. литературы, Интернет- ресурсов), которую они анализировали, систематизировали и использовали в создании своих проектных работ. На уроках и переменах учащиеся делись впечатлениями о новой деятельности, о новых знаниях, о проделанной работе и со мной, и друг с другом. На этом этапе моя работа заключалась в советах и ответах на вопросы ребят: информации по теме проекта достаточно много, она разноуровневая, и некоторые ребята растерялись в этом многообразии. Чтобы отобрать нужную информацию, учащимся предлагалось ответить на некоторые вопросы:
- На какие группы можно разбить натуральные числа?
- Какие числа являются простыми, какие - составными?
- Единица-это простое или составное число?
- Какой способ поиска простых чисел предложил Эратосфен?
Так же ребята подходили с предварительными результатами и вопросом «Так ли я делаю?» Некоторые из них продолжили работу без замечаний, других ребят я просила исправить ошибки, но были и такие, кому пришлось заново приступить к выполнению задания.
- Презентация и защита проектов.
По истечении оговоренных сроков, обучающиеся сдали мне свои работы в электронном виде с пояснениями (предзащитой). Каждой из работ я дала устную оценку. Ребятам только предстоит весь подготовленный, оформленный материал представить одноклассникам, защитить свой проект. Сделать они это смогут во время изучения главы «Делимость натуральных чисел». Благодаря тому, что проект выполнял каждый ученик, я могу выделить на уроках время для защиты работ.
- Подведение итогов проектной работы. Итоговая рефлексия.
Этот этап работы у нас еще впереди, как и оценка достижения результатов в изучении простых и составных чисел, но, учитывая что проект был индивидуальный, и каждый ученик в той или иной степени разобрался в освещаемом в презентации вопросе, можно предположить, что результаты эти будут достаточно высоки. Ребята уже сейчас начали использовать на уроках добытые знания, а ведь такие знания самые прочные. Более того они горды тем, что САМИ их получили.
Проекты ребят можно будет использовать в дальнейшей работе при подготовке уроков в других классах, как мультимедийные материалы, необходимость использования которых нам диктуют современные требования образовательного процесса.
Заключение
Проектная деятельность формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.
Сложность работы над проектом заключалась в том, что, ребята не владеют достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабатывать данные; не владеют определенными методами различных видов творческой деятельности. Поэтому трудно было предположить возможность успешной организации первой проектной деятельности учащихся.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от их деятельности при традиционной организации обучения. Новая форма взаимодействия с ребятами помогла мне в работе над данным проектом:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Несмотря на то, что наш проект еще не прошел все этапы, уже сейчас есть хороший результат. Ребятам понравилась работа над проектом. Каждому пришлось пройти все этапы по сбору и обработке информации, по оформлению результатов, и каждый может сказать, какой из этапов ему более близок, что лучше получилось и что вызвало затруднения. При выполнении следующего проекта, возможно более сложного, требующего распределения по группам, эта информация поможет, каждому ребенку найти свою нишу, участвовать в работе с удовольствием без излишних переживаний о неуспехе.
Проект ценен еще и тем, что в ходе его выполнения, мои шестиклассники учились самостоятельно добывать знания, получали навыки ориентирования в потоке информации, пробовали анализировать, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения. Это помогает формированию у учащихся научно - теоретического, нестандартного мышление, развивает способность к рефлексии. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
Проблема отсутствия у детей умения поисковой деятельности, после выполнения одного проекта, конечно, остается. Но мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.
Список литературы
- Дубова М. В. Организация проектной деятельности младших школьников: Практическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Баласс, 2011. - 80 с. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Методическая библиотека учителя начальных классов»)
- ИнтеВики. [Intel "Обучение для будущего"], http://wiki.iteach.ru/index.php/Заглавная_страница
- Математика. 9-11 классы: проектная деятельность М34 учащихся / авт.-сост. М. В. Величко. - Волгоград: Учитель, 2007.- 123 с: ил. ISBN 5-7057-1107-7
- Междуреченский ММЦ. [НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.], http://86mmc-konda.edusite.ru/p20aa1.html
- Начальная школа - детям, родителям, учителям. [© Nachalka.com 2008-2010.], http://www.nachalka.com/
- Пахомова, Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студ. пед. вузов / Н. Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.
- Примерные программы начального общего образования. -В 2 ч. Ч 1. - М.: Просвещение, 2008. - 317 с.
- Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе: Метод, пособие / М. Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основами развития общества становятся не ресурсы, а…
з н а н и я . . .
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. Такая постановка вопроса очень актуальна для нашей страны, нашего общества, так как сама жизнь ставит задачу так называемого «обучения через всю жизнь».
УУД Проектировочные Исследовательские Информационные Кооперативные Коммуникативные Экспериментальные Рефлексивные Презентационные Универсальные Учебные Действия
Выбор темы ? М А Т Е М А Т И К А 1 2 3
План работы СБОР ИНФОРМАЦИИ АНАЛИЗ, ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Выполнение проекта На какие группы можно разбить натуральные числа? Какие числа являются простыми, какие - составными? Единица-это простое или составное число? Какой способ поиска простых чисел предложил Эратосфен?
РЕЗУЛЬТАТЫ
Презентации шестиклассников ПРЕЗЕНТАЦИЯ 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Простые и составные числа. Решето Эратосфена"
ввести понятие простого и составного числа, познакомить с применением их при решении задач;расширить представление о натуральных числах, способствовать развитию логического мышления, истор...
Решето Эратосфена
Цели урока обучающая: Ввести понятия, связанные с делимостью чисел, формировать умение распознавать простые и ставные числа;развивающая: расширить представление о натуральных числах, способ...
Урок "Решето Эратосфена" 5 класс
Материал содержит конспект урока и презентацию к нему....
Решето Эратосфена (проект+презентация)
В арифметике Эратосфен стал вторым гроссмейстером (после Евклида). Он составил первую таблицу простых чисел («Решето Эратосфена») и заметил, что многие простые числа группируются в пары близнецов: так...
Решето Эратосфена.
Решето Эратосфена....
Конспект коррекционного занятия для детей 11-12 лет "Решето Эратосфена. Простые числа"
Конспект по теме: «Решето Эратосфена. Простые числа»...
Презентация "Решето Эратосфена"
Презентация "Решето Эратосфена" 6 класс....