Организация работы по историко-церковному краеведению в сельской школе
статья по теме
Ученики МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка Хабаровского края много лет изучают историю Православия в родном селе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Организация работы по историко-церковному краеведению в сельской школе
Наумова Елена Анатольевна
Отличник народного просвещения
учитель МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка
Хабаровского муниципального района
Хабаровского края
Я, Наумова Елена Анатольевна, - учитель обычной сельской общеобразовательной школы, расположенной в пригороде Хабаровска – школы № 2 села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края. Главная цель моей работы заключается в духовно-нравственном воспитании ребенка.
Современные дети. Какие они? Раскованные! Информатизированные! Быстро думающие! Но понаблюдайте за их взаимоотношениями, послушайте их разговоры, посмотрите на них внимательнее. Обидчивые, сердитые… Не все из них умеют сострадать, часто и слова такого не знают. Они не умеют радоваться удаче другого человека. Но ведь это наши дети! Почему они такие??
В одном из последних печатных изданий на тему духовности я прочитала такие слова: «Компьютер, сотовый телефон, сайт – спроси любого школьника, что они означают – и он ответит легко и непринужденно. А вот другие термины: духовность, нравственность, мораль, сострадание, милосердие… Нужны ли эти понятия в наш век скоростной, электронной и цифровой техники?» Дети, с которыми я работаю, самые разные. Но главное, что есть в сельских ребятишках – их нравственная чистота. Может быть, она заложена в них их родителями, с утра до вечера зарабатывающим в наш век «дикого капитализма» средства для существования. Может быть, это и результат нашего педагогического труда. Не всё и не всегда у нас получается. Но мы пытаемся найти путь к душе каждого ребенка. А душа у ребенка светлая и добрая.
С 2001 года в МКОУ СОШ № 2 с.Некрасовка работает детский издательский центр «Звонок». Здесь ребята занимаются изучением истории села, района, края, историей собственной семьи, собирают материал, систематизируют его. Я руковожу написанием исследовательских работ. Летом во время профильной смены мы работаем в краевом архиве с церковными метрическими книгами начала ХХ века. Дети держали в руках исторический документ, изучали его, нашли фамилии своих прапрадедов, которые в качестве переселенцев прибыли в 1907 году на дальневосточную землю.
В течение нескольких лет школьники активно сотрудничают с настоятелем Прихода Блаженной Ксении Петербургской о.Валерием (Масленниковым). Цель: духовно-нравственное воспитание, активизация самостоятельной исследовательской деятельности в области регионального краеведения, истории Церкви и духовного наследия. С 2008 года ребята изучали историю Прихода и деревенской часовни св. Николая Чудотворца. В краевом конкурсе 2009 года «Моя Святая Русь» исследовательская работа «Из истории Прихода Блаженной Ксении Петербургской в с.Некрасовка» была признана успешной и напечатана в сборнике Духовной семинарии «Негасимый свет». Затем ребята выполнили исследовательскую работу «Об истории деревенской часовни», которой сегодня нет; работали в государственном архиве Хабаровского края, в музее им. Н.Гродекова, в музее «История села Некрасовка», в краевой научной библиотеке. На районной конференции «Шаг в будущее» была отмечена высокая подготовленность десятиклассников, ребята заняли победное место.
Исследование проводилось в течение трех лет.
В 2008 году школьники побывали в сельском Приходе блаженной Ксении Петербургской, познакомились со своими сверстниками, ребятами из воскресной школы, в связи с участием в краевом конкурсе «Моя Святая Русь» собрали материал о деревенской часовне, изучили литературу, в краевом архиве познакомились с архивными и нормативными документами.
В 2009 году продолжили сбор материала теперь уже на серьезную тему «Из истории становления Православия в селе». Сформулировали цель и задачи исследования, провели систематизацию и обобщение материалов, сделали выводы. В ходе исследования ребята выяснили, что образована Ново-Алексеевка (до 20-х годов ХХ века так называлась Некрасовка) в 1907 году. Трудно она создавалась, потому что на новом месте, в дремучей тайге, среди болот надо было подготовить условия для жизни стариков, женщин, детей, пришедших сюда из украинских сел. Они надеялись на долгую и счастливую жизнь. Но новая власть сделала все, чтобы уничтожить веру людей. И только в начале ХХI века сельчане возродили церковь. Ребята поставили перед собой цель выяснить: почему все это произошло. Вот что они узнали.
Более трех веков назад на амурские берега впервые пришли русские люди. В суровых условиях они обустроили и отстояли новую землю. Это были отряды русских казаков-землепроходцев. Как сказал Полномочный Представитель Президента Российской Федерации на Дальнем Востоке В.И.Ишаев, «именно простые труженики и воины – пашенные крестьяне, посадский люд, сыны казачьей вольницы – были подлинными героями русской истории XVII века. Именно они осваивали дальневосточные земли».[1] Энергичные шаги по возвращению России Приамурья предпринял Николай Николаевич Муравьёв, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири. При его поддержке был разрешён запутанный вопрос о судоходности устья и лимана Амура и об островном положении Сахалина. Выдающуюся роль в разгадке этой географической задачи сыграл Геннадий Иванович Невельской. В 1850 году он поднял российский флаг в устье Амура и основал Николаевский военный пост (ныне город Николаевск-на-Амуре), ставший с 1855 года главной морской базой страны на Тихом океане. В 1854—1856 годах были проведены сплавы войск и казаков по Амуру. Это позволило поставить новые посты, станицы, селения: Мариинское, Успенское, Богородское, Иркутское и другие. Число русских в крае заметно увеличивалось.
До конца XIX века заселение Приамурья шло медленными темпами. Ситуация стала меняться к началу XX векa. В 1900 году открывается движение по Забайкальской железной дороге, а в 1902 году по КВЖД, ускорив приток в край переселенцев. Война с Японией 1904—1905 годов нарушила переселенческие планы. С января 1904 года по март 1906 года не только Приамурье, но и вся Восточная Сибирь были закрыты для переселения. Но в 1906—1907 годах начинается мощный приток новоселов: с 1900 по 1913 годах в Приамурский край прибыло около 300 тысяч крестьян из других частей России. Столыпинская реформа начала ХХ века дала возможность малоземельным крестьянам переселиться на Дальний Восток и начать новую жизнь. Многое зависело от человека, его трудолюбия. Свободная земля давала возможность людям и жить свободно, вольно, много работая. Русские переселенцы несли с собой в неизведанные края чудотворные иконы Господа, Божией Матери и святых. На месте будущих поселений они воздвигали поклонные кресты, а из всех строений в первую очередь возводили часовни и храмы.
Русская Православная Церковь сыграла огромную роль в закреплении дальневосточных земель за росситйским государством. Духовенство, проповедники Евангелия всегда шли в авангарде первопроходцев. Характерно, что кроме миссионерства религиозного, православное духовенство занималось также и миссионерством культурным, обучая местное население, как жить православным христианам в миру с женами и с детьми и с домочадцами, как наставлять их и поучать, и страхом спасать и запрещать, строго и во всех их делах сохранять их в чистоте, душевной и телесной, и о них заботиться, обучали медицине и ведению сельского хозяйства… Оно стремилось образовать свою паству не только духовно, но и душевно, интеллектуально. Именно священнослужители первыми принесли в этот край лучшие достижения русской и европейской науки и культуры. Как сказал иеромонах Никанор (Лепешев), «крепкая православная вера помогала русским первопроходцам в их упорном движении на восток. Отважные люди не забывали о вечном, обращаясь с молитвой к небесным покровителям. Веру православную, а с ней и грамоту несли жителям Приамурья русские миссионеры».[2] Православие стало источником основных духовно-нравственных ценностей для русского человека».[3]
Руководитель музея «История села Некрасовка», дочь одного из первых переселенцев, Любовь Гурьевна Тюхтина, в своей книге «Мое село - моя судьба» (История села Некрасовка) писала, что 16 мая 1907 года на лошадях и пешком переселенцы из западных областей страны добрались до места нового жительства, расположенного в двадцати километрах от Хабаровска. Так в Хабаровском уезде Николо-Александровской волости была основана маленькая деревенька, названная Ново-Алексеевка. В 1908 году зимой заготавливали лес на дома и другие постройки… Жили во временных постройках». Но люди верили, что Господь им поможет, молились за лучшую жизнь и стремились к ней. Со временем деревня обустраивалась, разрасталась. К 1910 году в ней было 190 домов.
95-летняя жительница села, Ефросинья Цыбринская, рассказала руководителю нынешнего сельского музея Любови Гурьевне Тюхтиной, как «в 1910 году построили часовню, которую прозвали «церковью». Строилась она общиной села. От каждой семьи было дано по одному бревну. Изба имела размеры примерно 10 м * 10 м, высотой 4,5 метра. Во время встречи с батюшкой нынешнего сельского Прихода блаженной Ксении Петербургской отец Валерием Масленниковым мы узнали, что называлась тогда церковь в честь святителя Николая Чудотворца. В книге «Мое село – моя судьба» Л.Г.Тюхтиной дается ее описание: «Находилась она около погоста (сельского кладбища). Окна церкви выходили на восток, дверь с запада, крыша со стороны двери была украшена башенкой с православным крестом, внутри оштукатурена и побелена. В церкви был алтарь, иконостас, иконы и соответствующий инвентарь. Около церкви у входа были вкопаны два столба, колокол крепился к перекладине с навесом. Служба проводилась в воскресенье: крестили детей, венчали, в день похорон отпевали. За церковью смотрел Петр Цыбринский с женой Ефросиньей. Попы были приезжими: отец Тимофей и отец Леонид – во время больших праздников они жили в деревне неделю».
Как была обустроена сельская часовня? Попробуем представить ее себе, прочитав в одном из писем святителя Иннокентия: «У нас на Амуре, в селениях, будут устраиваться часовни, в которых будут отправляться и литургии, потому они устраиваются наподобие церквей…» (т.е. с алтарной частью, с престолом и жертвенником – и/м. Н.) (3, с.411). Далее святитель продолжает: «… и следовательно, нужны иконостасы; а заводить настоящие иконостасы нам теперь и думать нечего; а между тем бумажные иконы, если их наклеить на доски, долго могут заменять иконы, писанные на холсте или на досках» (3, с.411). На основании этих строк можно составить представление о внутреннем убранстве ново-алексеевской часовни святого Николая Чудотворца. Скорее всего, оно состояло именно из таких наклеенных на дерево бумажных икон – раскрашенных литографий.
Богослужебные принадлежности и священнические облачения для часовни были, видимо, приобретены на средства благотворителей. Из переписки равноапостольного Иннокентия мы узнаем, что еще в середине XIX века «Преосвещенный Иркутский Евсевий сделал предложение настоятелям всех церквей со старостами поделиться утварью и ризницей с новосозидаемыми на Амуре церквами» (3, с141)[4]
В Хабаровской епархии нам рассказали, что не хватало священников на все деревенские церкви, поэтому они приезжали на неделю-другую, делали дела и снова уезжали. Но сельчане жили с верой в душе. С верой они рождались, с ней уходили в мир иной. Вера сопровождала их в течение всей жизни. Именно она давала те нравственные и духовные силы, с которыми каждый человек шел по жизни. Чистоту помыслов, доброту, милосердие – эти и другие качества воспитывала она в людях.
Наступил 1917 год, за ним новая власть, а затем – и гражданская война пришла-началась. Страна разделилась на «белых» и «красных». Смерть, голод, разруха вошли в жизнь многих людей. Некрасовка в годы гражданской войны партизанила. Огнем горели дома, но люди берегли свою церковь, вынося из нее самое ценное. Епископ Хабаровский и Приамурский Марк в июле 2001 года сказал: «… в девятнадцатом – в начале двадцатого веков Православная Церковь и Государство заботились о духовном просвещении народа, … на уровне законодательных актов охранялись и оберегались нравственные устои российского общества, … Октябрьский переворот планомерно и целенаправленно уничтожал национальное достояние, осквернял и разрушал монастыри, храмы, духовные школы, … боролся с Богом, уничтожал людей». [5]
В 1919 году один из организаторов антирелигиозной работы С.Красиков писал: "Мы разбили, уничтожили в октябре всю старую государственную машину, мы уничтожили старую армию, старые суды, школы, административные и другие учреждения... Однако оказывается, что, сломав всю эту помещичью жандармерию и т.д., мы церковь, которая составляет часть старой государственной машины, не уничтожили. Мы лишили ее государственного содержания, лишили ее государственной власти и все же этот обломок старой государственной помещичье-капиталистической машины сохранился. Существуют эти десятки тысяч священников, монахов, митрополитов, архиереев».
Но люди продолжали верить, верить и тайно общаться с Богом. Тайно, потому что тало нельзя открыто говорить о своих чувствах и своей вере. Святейший Патриарх Кирилл как-то сказал: «Кто скажет, что не надо жить по закону Христову? Когда мы отказывались от великой нравственной традиции, то сталкивались со страшными, опасными перекосами и в личной, и в общественной, и в семейной жизни». К таким перекосам и пришла страна в 20-е – 80-е годы».
В стране, покрытой на трудовую копейку тысячами православных храмов, монастырей, часовен, в стране, многомиллионый народ которой призывает благословение церкви на брак, рождение детей, обращается к ней за молитвой во все дни своей жизни и напутствием в последний земной путь, - провозглашается отделение церкви от государства, и последнее, как грезится оно совету народных комиссаров, под беспрерывную стрельбу пулеметов, стоны убиваемых, дикий разгул пьяных орд, носит безусловно атеистический характер». Что же за люди это делали, что или кто их вел и напутствовал? Ответ, вероятно, надо искать не только в области политики, идеологии, педагогики и психологии, но и в сфере духовной. Великий русский провидец Ф.М.Достоевский назвал это «бесовщиной». Душа, лишенная святого, становится вместилищем темных сил, по религиозной терминологии - бесов; помутненный разум, ожесточенное сердце, почерневшая душа - свидетельство сатанинской власти. И именно они много лет правили бал под лозунгом: Всё для народа!» А спросили ли они народ, надо ли ему это?
Церковь разрушена, вера поколеблена, и в результате в протоколах заседаний сельсовета 30-х годов мы читаем о том, что уполномоченные горсовета Степанов, Сергеев и Жмейд отмечают:. «О Некрасовке плохая слава… Планы не выполняются. Громик теряет планы по хлебу. Сельсовет нужно весь обновить, и работать по-новому, по-советски… Некрасовка погрязла в хныканьях… Ни о каких задачах, стоящих перед всем трудовым народом, не думает».[6] Вера порушена – и духовная жизнь общества пошла наперекосяк. Если раньше люди боялись божьего наказания за совершенные грехи, то теперь этого нет. Уполномоченные, чтобы хоть как-то навести порядок в деревне, принимают решение: «Организовать агитбригады-буксиры по дворам для систематической разъяснительной работы и подтягивания отдельных отстающих граждан, усиливать культурно-массовую работу посредством выпуска стенгазеты и вывешивания плакатов лучших и худших образцов социального строительства на селе, проводить при помощи частей РККА постановки в школе и вечера смычки колхозников и единомышленников, а также вечера бесед и читок по антирелигиозным и общественно-политическим вопросам».[7] Но все это не могло заменить веру людей. Многие жители села прятали дома собственные иконы, поклонялись им и молились.
В 30-е годы по бревнышку была разобрана некрасовская часовня. Жителей села строго-настрого предупредили о жестоком наказании за сохранение церковной утвари и книг. Но семья Цыбринских пыталась уберечь от огня исторические ценности, несмотря на суровое наказание. «На общем собрании 9/III-1933г. отделения артели «Новый путь» в с.Некрасовка решили и постановили: «Закрыть церковь в с.Некрасовка (докл. Калиниченко В.П.) под использование для детсада и ясель. (Примечание: о закрытии церкви голосовало 23ч. из 23).[8] Вроде бы бревна очень нужны для дома, где присматривали бы за детьми. Но люди, которые в 1910 году строили всей общиной для себя часовню, были воспитаны в духе уважения к вере. Как они реагировали на уничтожение святыни?! Автор статьи,[9] крестьянин с.Ново-Алексеевка гр.Холодилов пишет о том, как крестьяне хотели создать в селе школу. Занятия продолжались до 12 декабря. Но после предписания ОНО: «Убрать из школы церковную утварь», число учащихся сократилось на половину, - осталось 20 детей: «Раз Богу не будут учить, значит больше ничему хорошему не научат». Так рассудили умные крестьяне», которые в течение многих лет были воспитаны в духе уважительного отношения к вере.
Новая власть понимала, что только разговоры и убеждения вряд ли сыграют большую роль в борьбе с религией. Поэтому стали проводиться новые праздники. Взамен старых религиозных были предложены такие, как октябрины. Так 1 февраля в Некрасовке состоялось собрание женщин-крестьянок. Как пишет автор П. (так он подписал свою статью), «на повестке дня стоял доклад о том, «что дала женщине советская власть. К назначенному времени стали собираться, и тут же устроили читку. Читали полученный журнал «Крестьянка». Заинтересовались рассказами, отражающими жизнь и быт крестьянки. На собрание пришло женщин человек 30. здесь же были подростки и мужчины… После собрания были проведены октябрины. Выступали с докладами, разъясняя разницу между прежними обрядами крестин с попом и значение октябрин. Новорожденный младенец торжественно был принят в организацию пионеров и под шум аплодисментов ему был преподнесен галстук и значок. А после был устроен спектакль».[10] И вправду, настоящий спектакль! Младенца приняли в пионеры! Абсурд!
Подведем итог сказанному. Мы выяснили, что в 1907 году переселенцы основали деревню, в 1908 году сюда прислали ссыльных политических, которые по своей доброй воле собрали крестьянских детишек и обучали их грамоте, в 1909 году построили маленькую деревянную деревенскую школу. В 1910 году была построена церковь. Но в результате у нас получилась нестыковка. В воспоминаниях первых поселенцев Ново-Алексеевки сказано, что в школе ребятишек обучали священнослужители, то есть все-таки сначала была церковь, а потом уже школа. Из письма Цыбринского Павла Алимпиевича школьникам из группы «Поиск» в школу № 2 села Некрасовка мы прочитали: «В поселок Ново-Алексеевка (Некрасовка) меня привезли восьмилетним мальчиком в 1909 году по переселению из Волынской губернии. По приезде нас встретили местные сельчане, они были очень добродушные, брали временно к себе на квартиру. В то время в Ново-Алексеевке было уже около 30 дворов. Первым нашим учителем был обаятельный и добрый человек по фамилии Гаврилов. Мы ни слова не знали по-русски и поэтому были несмелые. Он обучал нас русскому языку; так что, общаясь с нами, он вселил в нас смелость, и вскоре русский язык стал нам родным».[11] Обучали детей священники. На уроках читали церковные заповеди: «Страх божий всегда носи в своем сердце и любовь нелицемерную. Всегда соблюдай волю божию и живи по заповедям его. Будь и праведен, и справедлив, и живи в смирении; очи долу опуская, ум к небесам простирай, в молитве к Богу и в слове к людям приветлив будь; опечаленного утешь, в бедах будь терпелив, со всяким будь обходителен, щедр и милостив, нищелюбив и странноприимен, скорби о грехах и радуйся в Боге, не будь алчен к пьянству и жаден к обжорству, будь кроток, тих, молчалив, друзей возлюби, а не злато, будь неспесив, боязлив пред царем, готовым исполнить волю его, в ответах вежлив; и чаще молись, благоразумный старатель Бога, не осуждай никого, защитник обездоленных, нелицемерен,- чадо евангелия, сына воскресения, наследник вечной жизни во Христе Иисусе, Господе нашем, ему же слава во веки». Дети повторяли за учителем эти и другие слова: «Любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас Люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем», - и накрепко запоминали их смысл, тем более что дома родители повторяли вслед за батюшкой: «Следовать христианским законам, жить с чистой совестью и по правде, в вере соблюдая волю божью и заповеди его, а себя утверждая в страхе божьем и в праведном житии, жену наставляя и домочадцев своих не понужденьем, не битьём, не тяжкою работой, а словно детей, что всегда в покое, одеты и сыты, и в теплом дому, и всегда в порядке». Священники учили и взрослых: «К батюшке приходить на исповедь по всей совести, поученьям его с признательностью внимать, и подчиняться ему во всем, и почитать его, и бить челом ему низко: он учитель наш и наставник. Советуйтесь с ним почаще о житии полезном, чтоб удержаться от всяких грехов».[12]
Мы познакомились с «Церковными заповедями» и русским литературным памятником XVI века «Домострой». Да, «Домострой» служил именно правящему классу нравственным кодексом, но он формировал нравственные устои жизни. Этот документ поражает сегодня почти неправдоподобной одухотворенностью даже мельчайших бытовых деталей. Ежедневная деятельность человека поднимается до высоты церковного действа, послушание достигает монастырской строгости, любовь к царю и отечеству, родному дому и семье приобретает черты настоящего религиозного служения.. Все здесь есть. Есть трогательные указания, «како детям отца и матерь любити и беречи и повиноватися им и покоити их во всем». Есть рассуждения о том, что «аще кому Бог дарует жену добру — дражайше есть камения многоценного». Есть практические советы: «Како платье всяко жене носити и устроити», «како огород и сады водити», «како во весь год в стол ествы подают» (подробно о том, что — в мясоед, и что в какой пост). Есть указания по чину домашнего молитвенного правила для всей семьи — «как мужу с женою и домочадцами в доме своем молитися Богу». И все это — с той простотой, основательностью и тихой, мирной неторопливостью, что безошибочно свидетельствует о сосредоточенной молитвенной жизни и непоколебимой вере.
Всё это, созданное в течение веков, планомерно разрушалось в ХХ веке. В советское время церковь разрушили и в течение 70 лет воспитывали людей в духе насаждения атеизма. Наши родители вышли из атеизма — через муки, через страдания, через тяжелую внутреннюю работу. Так и не было церкви в Некрасовке до 2000 года.
В 2011 же году мы сделали тему конкретнее: почему в Ново-Алексеевке построена часовня, а не церковь. В других переселенческих деревнях строили церкви, а в Ново-Алексеевке была построена часовня. Возник вопрос: почему в Ново-Алексеевке построили часовню, а не церковь? Что такое часовня? Чем она отличается от церкви? Какова роль часовни в жизни деревни? Научная новизна новой темы состоит в том, что, хотя в литературе имеются документы о дальневосточных церквах и часовнях, никто до школьников не занимался историей именно ново-алексеевской часовни, многие жители современного села Некрасовка и не знают, что когда-то в селе она была, во-вторых, проведено исследование вопроса: почему в начале ХХ века переселенцы сразу после обоснования построили часовню. Практическая значимость заключается в том, что изучение данного вопроса даст возможность всем желающим познакомиться с историей Некрасовки.
Источниковедческой базой исследования стали архивные материалы ГАХКа, сайты «Святейший Патриарх Кирилл», «Образование и Православие», «Православие на Дальнем Востоке», «Хабаровская Духовная Семинария». С помощью книги «Религия и власть на Дальнем Востоке России: сборник документов Государственного архива Хабаровского края» мы познакомились с общими архивными документами, по истории государственно-церковных отношений на Дальнем Востоке с 1840 года по настоящее время, по Ново-Алексеевской часовне материала не нашли. В краевой научной библиотеке (отдел публицистики) работали со старыми газетами «Путь», «Дальневосточный путь», «ТОЗ», научными статьями и публикациями из многочисленных книг. В сборнике Тюхтиной Л.Г. «Мое село – моя судьба» изучили опубликованные ею воспоминания переселенцев, записанные ими собственноручно и хранящиеся в архиве музея «История села Некрасовка».
В 2012 году школьники получили приглашение на Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ по историко-церковному краеведению. В рецензии на ученическую работу кандидатом исторических наук, доцентом Г.Н. Мелеховой отмечено: «Работа девятиклассников-хабаровцев «Из истории становления Православия в селе Некрасовка» посвящена истории православия в Некрасовке. Авторы ставят очень серьезную проблему о роли Церкви в жизни односельчан – от далеких предков, осваивавших дальневосточные просторы, до своих современников. При этом юные исследователи пытаются проследить связь разрушения церквей с нравственными качествами людей. Очевидно, что затронута крайне серьезная проблема. Многое авторам уже удалось, многому они научились, представили достойный труд. Но главное, – заинтересованное отношение юношей к теме, их стремление внести свой вклад в ее изучение, способствовать становлению и возрождению православия в их селе, на Дальнем Востоке, в России. За все это авторам и их руководителю глубокая благодарность». Несмотря на то, что ОПК (основы православной культуры) в школе не изучается и многого из Православия ни школьники, ни взрослые не знают, ребята с честью защитили работу о деревенской часовне. Исследовательская работа в области историко-церковного краеведения позволила учащимся реализовать свои возможности, продемонстрировать свои способности и получить удовольствие от проделанной работы. В поездке ребят поддержали митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий, Глава Хабаровского муниципального района Владимир Александрович Алешко, начальник Управления образования района Татьяна Ильинична Ващенко, директор школы Нина Григорьевна Бельданова. Я благодарна им за помощь в поездке ребят в Москву.
Таким образом, в течение четырех лет мы с ребятами изучали истоки Православия в конкретном селе. Можно много говорить о духовности, но если работа не направлена на ребенка – результат не будет достигнут. Поэтому мы считаем, что главная цель работы современной школы – формирование нравственных качеств и духовных ценностей школьника – должно идти через духовное краеведение. Данная исследовательская работа помогла школьникам и их руководителю стать на ступеньку выше. Как отметила заслуженный учитель России, член конкурсной комиссии Всероссийского конкурса по историко-церковному краеведению Свешникова Н. В., «конкурс отражает рост интереса к роли Церкви в истории России. Участие в Конкурсе дает толчок к формированию активной творческой нравственной и патриотической позиции, интеллектуальному росту личности, профессиональному развитию. Духовно-нравственное возрождение России – задача государственного масштаба, но сами участники уже начали решать эту задачу в своем творчестве, в своем неравнодушном отношении к родной земле, людям».
[1] «Святой России край». Хабаровская епархия Русской Православной церкви, с.5.
[2] Статья Иеромонаха Никанора (Лепешева). Начало церковной жизни в Хабаровске. Журнал. Словесница искусств. Журнал Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, № 20 - 2007 г., с.34-35.
[3] Вступительная статья Архиепископа Хабаровского и Приамурского Марка. Журнал. Словесница искусств. Журнал Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, № 20 - 2007 г., с. 3
[4] Статья Иеромонаха Никанора (Лепешева). Начало церковной жизни в Хабаровске. Журнал. Словесница искусств. Журнал Хабаровского краевого благотворительного общественного фонда культуры, № 20 - 2007 г., с.34-35.
[5] Религия и власть на Дальнем Востоке России: Сборник документов Государственного архива Хабаровского края. – Хабаровск. Частная коллекция. 2001. 400 с., ил. С. 3
[6] Государственный архив Хабаровского края. Ф.703, № описи 1, дело 3, лист 26. Протокол № 2 объединённого собрания колхозников и членов ВЛКСМ с. Некрасовка Хабаровского района от 19 декабря 1932 г.
[7] Там же
[8] Государственный архив Хабаровского края. Фонд 703. Опись 1. Дело 3. «Протоколы заседаний сельсовета, общих собраний колхозников, единоличников с.Некрасовка Хабаровского района ДВК. 1931-1934гг.» Лист 57. Протокол 7.
[9] Газета «Дальневосточный Путь» от 18 апреля 1923 года
[10] Газета «Дальневосточный путь» от 12 февраля 1925 года, с.3
[11] Л.Г.Тюхтина. Мое село – моя гордость. История села Некрасовка. 1907-2007 гг. 1-е изд., МУК КДЦ. Некрасовка. 2007 г., 288 с., с.12
[12] http://nesusvet.narod.ru/books/domostroy.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - программа работы учителя с одарёнными детьми в сельской школе по подготовке к участию в предметных олимпиадах: «Via scientiarum (дорога знаний)»
Данный проект-программа является системой работы учителя-предметника , направленной на успешную подготовку учеников к выступлению на предметных олимпиадах. Опробировано....
Организация разновозрастного обучения иностранному языку в малокомплектной сельской школе.
Советы по проведению уроков английского языка в разновозрастных группах....
Работа с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе
Работа с одаренными детьми в малокомплектной сельской школе...
статья по ОБЖ "Особенности организации здоровьеформирующей среды по реализации ФГОС в сельской школе"
Не просто создать в сельской школе здоровьеформирующую среду. Отсутствие специалистов, недостаточное количество спортивных площадок, секций… Повезло ученикам школ, где есть творчески работающие ...
Работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы
Когда я в своём коллективе задала вопрос "Кого можно считать одарённым?", мнения разделились. Большинство считают, что одарённость - крайняя редкость. Я придерживаюсь мнения, что в каждом ребёнк...
Программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Работа с одарёнными детьми...