Методические рекомендации по оформлению педагогического портфолио студентов по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества» специальность 050705 Специальное дошкольное образование
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования Омской области
бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования
«Омский педагогический колледж № 1»
Методические рекомендации
по оформлению педагогического портфолио
студентов по курсу
«Методика развития детского изобразительного творчества»
специальность 050705 Специальное дошкольное образование
Преподаватель
специальных дисциплин:
Прокопчук Е.В.
Омск 2011 г.
Рекомендации по оформлению методического портфолио
студентов специальности
специальность 050705 Специальное дошкольное образование
Цель портфолио – подготовка студентов к профессиональной деятельности и формирования у них таких общих и профессиональных компетенций как:
- понимать сущность и социальную значимость изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, проявлять к данной проблеме устойчивый интерес;
- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для реализации программы художественного развития дошкольников;
- способствовать реализации профессионального и личностного роста в области художественного развития детей;
- подбирать методики, накапливать материал для диагностики художественного развития дошкольников;
- подбирать различные методы, приёмы, традиционные и современные технологии для развития художественных способностей детей в соответствии с конкретными задачами и видами работы по художественному развитию отдельных детей и коллектива в целом;
- готовиться к проведению разных видов занятий, дидактических игр и упражнений по художественному развитию детей, к осуществлению целенаправленного руководства художественной деятельностью детей в быту;
- готовиться к организации взаимодействия с родителями по художественному развитию детей в семье;
- анализировать методическую литературу по художественному развитию дошкольников.
Методическое портфолио по учебной дисциплине представляет собой методическую «копилку» материалов, необходимых будущему специалисту для организации целенаправленной работы по художественному развитию детей.
Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных образовательных достижений студента по художественному развитию.
Содержание портфолио должно быть направлено на обеспечение полноценной проработки учебного материала от теории до решения практических и творческих задач.
Методическое портфолио по методике художественного развития дошкольников рекомендуется оформлять по изучаемым темам и по разделам программы художественного развития детей:
1. Художественное развитие детей раннего и дошкольного возраста.
2. Обучение детей раннего и дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации и ручному труду.
3. Ознакомление дошкольников с художниками – иллюстраторами детской книги.
4. Ознакомление дошкольников со скульптурой, архитектурой, живописью и декоративно-прикладным искусством.
Методические материалы могут быть представлены в разных формах:
- конспекты статей
- аннотации на пособия
- конспекты занятий по художественному развитию детей
- разработки собственных дидактических материалов
- создание вариантов планирования работы в ДОУ по художественному развитию детей
- подбор диагностических методик художественного развития детей
- результаты анализа выполнения практических заданий.
При анализе портфолио студента следует оценивать сформированность ключевых профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности: умение:
- анализировать публикуемые методические пособия;
- разрабатывать конспекты занятий по художественному развитию дошкольников;
- подбирать необходимый наглядный и теоретический материал для расширения конкретных задач художественного развития детей;
- создание и подборка образцов воспитателя;
- разрабатывать материал для работы с родителями по художественному развитию ребёнка в семье.
Структура портфолио:
Портфолио представляет собой вместительную файловую папку. Документы и материалы должны быть доступны для прочтения с обеих сторон файла. Все документы и материалы, размещенные в портфолио, должны быть внесены в оценочный лист с обязательным указанием даты, что позволит проследить процесс фиксации и накапливания материалов, а также образовательной динамики в целом.
Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажном носителе.
Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно. Каждое своё достижение студент фиксирует в Перечне. Перечень целесообразно вести в электронном виде. Материалы в портфолио должны быть четко структурированы по разделам. Выбор документов и материалов для портфолио студент осуществляет самостоятельно.
Участие в различных видах деятельности могут подтверждаться фото и видеоматериалами.
Оформление всех материалов должно быть эстетичным, с соблюдением требований к наглядным средствам. Рекомендуется использовать возможности новых информационно-коммуникационных технологий.
Критерии оценивания портфолио в баллах
При общей сумме
100 баллов и выше - «отлично»;
80-85 баллов — «хорошо»;
65-80 -«удовлетворительно».
Выбор документов и материалов студент осуществляет самостоятельно
Наименование материала | Баллы | Комментарии |
Образцы работ 1-5 балла за каждый образец |
Образцы работ по видам рисунка | 1-5 | виды рисунка, графики, живописи с комментариями (карандаш, гуашь, цветной карандаш, акварель; жанры: портрет, пейзаж, натюрморт) не менее 6 работ. |
Образцы работ по нетрадиционным техникам рисования | 1-5 | Представить 8-10 нетрадиционных техник рисования |
Образцы работ по различным видам лепки | 1-5 | (3-4 эскиза, фотографии, созданных работ) |
Образцы работ по различным видам аппликации | 1-5 | 3-4 работы в различных техниках. |
Образцы работ по декоративному искусству | 1-5 | изображение разных видов орнамента, композиции по мотивам народных росписей (не менее 5-6 работ); |
Репродукции картин выдающихся художников России и мировой живописи | 1-5 | (не менее 6 работ) с аннотацией их использования в работе с дошкольниками; |
Ознакомление детей с книжной графикой; скульптурой малых форм | 1-5 | Предоставляются образцы книжных иллюстраций в соответствии с требованиями. |
Картотека дидактических игр по ИЗД | 5 | Картотека дидактических игр по различным разделам изобразительной деятельности (10-15 игр) |
Планирование различных видов продуктивной деятельности |
КТП оформленный в таблицу. | 1-5 | Календарно-тематический план на квартал по разделам ИЗД (возрастная группа и раздел по выбору) |
Анализ современных образовательных программ дошкольного образования по разделу ИЗО | 1-5 | Аннотация современных образовательных программ |
Производственная практика |
Проведение занятий | 1-5 | Выставляется оценка из табеля успеваемости по практике |
Планы проведения экскурсии | 1-5 | Конспект экскурсии, фотографии |
Организация выставок детских рисунков | 1-5 | Предоставляются фотографии |
Проект художественно-оформительской деятельности в детском саду | 1-5 | Предоставляются эскизы или фотографии оформления уголков творчества в детском саду. Варианты оформление групповой комнаты. |
Материалы для работы с родителями, с воспитателями и др. | 1-5 | Памятки, конспекты родительских собраний, консультации по вопросам ИЗД |
Другие формы работ |
Посещение музеев и выставок. | 5 | Отчет о посещении музея. |
Конспект статьи или параграфа книги по искусству.. | 3 | Конспект оформляется в соответствии с требованиями. |
Реферат или доклад | 10 | Представляется текст доклада, а также подготовительные материалы и конспектов |
Выступление на семинаре | 1-5 | Отметка в журнале |
Картотека мультимедийных презентаций к занятиям ИЗД. | 5 | Предоставляется картотека (от 5 и более) презентаций к занятиям по ИЗД на электронных носителях. |
Повышение или снижение итоговой оценки: за особенно высокое качество работ оценка может быть повышена на 1 балл; за нарушение сроков представления портфолио оценка снижается на 1 балл; неподготовленность к семинарскому занятию оценивается минусовой оценкой по пятибалльной шкале; наличие пропусков аудиторных занятий – снижение итоговой оценки на 1 балл Отсутствие материалов в одном из пунктов снижение оценки на 1 балл. |
Оценочный лист
Ф И О студента______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Курс___________________ Группа________________________________________________
I семестр
№ п/п | Наименование раздела | Название видов деятельности, документов и материалов | Дата внесения в портфолио | Оценка |
Итого: |
II семестр
№ п/п | Наименование раздела | Название видов деятельности, документов и материалов | Дата внесения в портфолио | Оценка |
Итого: |
Подпись ____________________
Дата____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)
Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...
Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.
Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...
Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена
ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...
Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»
СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..51.2. Особенности развития координационны...
Статья "Развитие детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования"
Статья о необходимости поддержки развития детского технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования....
Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по общеобразовательной дисциплине ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Дошкольное образование"
Комплект контрольно-оценочных средств по общеобразовательной дисциплине ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Дошкольное образование" пред...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по специальности: "Дошкольное образование".
самостоятельная работа, дошкольное образование...