Методические рекомендации по оформлению педагогического портфолио студентов по курсу «Методика развития детского изобразительного творчества» специальность 050705 Специальное дошкольное образование
методическая разработка по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методические рекомендации53 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Омской области

бюджетное образовательное учреждение Омской области среднего профессионального образования

«Омский педагогический колледж № 1»

Методические рекомендации

по оформлению педагогического портфолио

студентов по курсу

«Методика развития детского изобразительного творчества»

специальность  050705 Специальное дошкольное образование

Преподаватель

специальных дисциплин:

 Прокопчук Е.В.

Омск 2011 г.

Рекомендации по оформлению методического портфолио

студентов специальности

специальность  050705 Специальное дошкольное образование

Цель портфолио – подготовка студентов к профессиональной деятельности и формирования у них таких общих и профессиональных компетенций как:

- понимать сущность и социальную значимость изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста, проявлять к данной проблеме устойчивый интерес;

- осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для реализации программы художественного развития дошкольников;

- способствовать реализации профессионального и личностного роста в области художественного развития детей;

- подбирать методики, накапливать материал для диагностики художественного развития дошкольников;

- подбирать различные методы, приёмы, традиционные и современные технологии для развития  художественных способностей детей в соответствии с конкретными задачами и видами работы по художественному развитию отдельных детей и коллектива в целом;

- готовиться к проведению разных видов занятий, дидактических игр и упражнений по художественному развитию детей, к осуществлению целенаправленного руководства художественной деятельностью детей в быту;

- готовиться к организации взаимодействия с родителями по художественному развитию детей в семье;

- анализировать методическую литературу по художественному развитию дошкольников.

Методическое портфолио по учебной дисциплине представляет собой методическую «копилку» материалов, необходимых будущему специалисту для организации целенаправленной работы по художественному развитию детей.

Портфолио – это комплект документов, представляющих совокупность индивидуальных образовательных достижений студента по художественному развитию.

Содержание портфолио должно быть направлено на обеспечение полноценной проработки учебного материала от теории до решения практических и творческих задач.

Методическое портфолио по методике художественного развития дошкольников рекомендуется оформлять по изучаемым темам и по разделам программы художественного развития детей:

1. Художественное развитие детей раннего и дошкольного возраста.

2. Обучение детей раннего и дошкольного возраста рисованию, лепке, аппликации и ручному труду.

3. Ознакомление дошкольников с художниками – иллюстраторами детской книги.

4. Ознакомление дошкольников со скульптурой, архитектурой, живописью и декоративно-прикладным искусством.

Методические материалы могут быть представлены в разных формах:

- конспекты статей

- аннотации на пособия

- конспекты занятий по художественному развитию детей

- разработки собственных дидактических материалов

- создание вариантов планирования работы в ДОУ по художественному развитию детей

- подбор диагностических методик художественного развития детей

- результаты анализа выполнения практических заданий.

При анализе портфолио студента следует оценивать сформированность ключевых профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности: умение:

- анализировать публикуемые методические пособия;

- разрабатывать конспекты занятий по художественному развитию дошкольников;

- подбирать необходимый наглядный и теоретический материал для расширения конкретных задач художественного развития детей;

- создание и подборка образцов воспитателя;

- разрабатывать материал для работы с родителями по художественному развитию ребёнка в семье.

Структура портфолио:

Портфолио представляет собой вместительную файловую папку. Документы и материалы должны быть доступны для прочтения с обеих сторон файла. Все документы и материалы, размещенные в портфолио, должны быть внесены в оценочный лист с обязательным указанием даты, что позволит проследить процесс фиксации и накапливания материалов, а также образовательной динамики в целом.

Портфолио можно составлять как в электронном виде, так и на бумажном носителе.

Формирование портфолио студент осуществляет самостоятельно. Каждое своё достижение студент фиксирует в Перечне. Перечень целесообразно вести в электронном виде. Материалы в портфолио должны быть четко структурированы по разделам. Выбор документов и материалов для портфолио студент осуществляет самостоятельно.

Участие в различных видах деятельности могут подтверждаться фото и видеоматериалами.

Оформление всех материалов должно быть эстетичным, с соблюдением требований к наглядным средствам. Рекомендуется использовать возможности новых информационно-коммуникационных технологий. 


Критерии оценивания портфолио в баллах

При общей сумме

100 баллов и выше - «отлично»;

80-85 баллов — «хорошо»;

65-80 -«удовлетворительно».

Выбор документов и материалов студент осуществляет самостоятельно

Наименование материала

Баллы

Комментарии

Образцы работ

1-5 балла  за каждый

образец

Образцы работ по видам рисунка

1-5

виды рисунка, графики, живописи с комментариями (карандаш, гуашь, цветной карандаш, акварель; жанры: портрет, пейзаж, натюрморт) не менее 6 работ.

Образцы работ по нетрадиционным техникам рисования

1-5

Представить 8-10 нетрадиционных техник рисования

Образцы работ по  различным видам лепки

1-5

(3-4 эскиза, фотографии, созданных работ)

Образцы работ по  различным видам аппликации

1-5

3-4 работы в различных техниках.

Образцы работ по декоративному искусству

1-5

изображение разных видов орнамента, композиции по мотивам народных росписей (не менее 5-6 работ);

Репродукции картин выдающихся художников России и мировой живописи

1-5

(не менее 6 работ) с аннотацией их использования в работе с дошкольниками;

Ознакомление

детей с книжной графикой; скульптурой малых форм

1-5

Предоставляются образцы книжных иллюстраций в соответствии с требованиями.

Картотека дидактических игр по ИЗД

5

Картотека дидактических игр по различным разделам изобразительной деятельности (10-15 игр)

Планирование различных видов продуктивной  деятельности

КТП оформленный в таблицу.

1-5

Календарно-тематический план на квартал по разделам ИЗД (возрастная группа и раздел по выбору)

Анализ  современных образовательных программ дошкольного образования по разделу ИЗО

1-5

Аннотация современных образовательных программ

Производственная  практика

Проведение занятий

1-5

Выставляется оценка из табеля успеваемости по практике

Планы проведения экскурсии


1-5

Конспект экскурсии, фотографии

Организация выставок детских рисунков

1-5

Предоставляются фотографии

Проект художественно-оформительской деятельности в детском саду


1-5

Предоставляются эскизы или фотографии оформления уголков творчества в детском саду. Варианты оформление групповой комнаты.

Материалы для работы с родителями, с воспитателями и др.

1-5

Памятки, конспекты родительских собраний, консультации по вопросам ИЗД

Другие формы работ

Посещение музеев и выставок.

5

Отчет о посещении музея.

Конспект статьи или параграфа книги по искусству..

3

Конспект оформляется в соответствии  с требованиями.

Реферат или доклад

10

Представляется текст доклада, а также подготовительные материалы и конспектов

Выступление на семинаре

1-5

Отметка в журнале

Картотека мультимедийных презентаций к занятиям ИЗД.

5

Предоставляется картотека (от 5 и более) презентаций к занятиям по ИЗД на электронных носителях.

Повышение или снижение итоговой оценки:

за особенно высокое качество работ оценка может быть повышена на 1 балл;

за нарушение сроков представления портфолио оценка снижается на 1 балл;

неподготовленность к семинарскому занятию оценивается минусовой оценкой по пятибалльной шкале;

наличие пропусков аудиторных занятий – снижение итоговой оценки на 1 балл

Отсутствие материалов в одном из пунктов снижение оценки на 1 балл.


Оценочный лист

Ф И О студента______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Курс___________________ Группа________________________________________________

I семестр


п/п

Наименование раздела

Название видов деятельности, документов и материалов

Дата внесения в портфолио

Оценка

Итого:

II семестр


п/п

Наименование раздела

Название видов деятельности, документов и материалов

Дата внесения в портфолио

Оценка

Итого:

Подпись ____________________

Дата____________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Методические рекомендации по педагогической практике по"практике наблюдений и пробных зантий" по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности для специальности 050704 Дошкольное образование.

Методические рекомендации представляют собой первый раздел методичекой разработки по педагогичекой практике по дополнительной подготовке в области театрализованной деятельности состоящей из двух разде...

Методические рекомендациипо подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена

ГИА включает в себя обязательные экзамены по русскому языку и математике, а также экзамены по выбору обучающегося по двум учебным предметам из числа учебных предметов: физика, химия, биология, литерат...

Учебно-методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования «Развитие координационных способностей старшего возраста посредством использования элементов спортивных игр (мини-футбол)»

СОДЕРЖАНИЕ:ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3 РАЗДЕЛ 1. Теоретико-методологические основы понятия координационных способностей детей…………………………………………..51.2. Особенности развития координационны...

Статья "Развитие детского технического творчества в учреждениях дополнительного образования"

Статья о необходимости поддержки развития детского технического творчества в условиях учреждения дополнительного образования....

Комплект контрольно-оценочных средств для проведения промежуточной аттестации по общеобразовательной дисциплине ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Дошкольное образование"

Комплект контрольно-оценочных средств  по общеобразовательной дисциплине ОУД.16 ГЕОГРАФИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности "Дошкольное образование" пред...