Грант по постинтернатному сопровождению
рабочая программа по теме

Сидоренко Ольга Юрьевна

 

Опыт работы социальных педагогов Службы семейного воспитания показывает, что дети-сироты и дети, оставшиеся без родительского попечения – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем, им приходится бороться с широким кругом проблем: защищать свои права (жилищные и трудовые) справляться с психологическими трудностями, решать множество частных, но весьма существенных вопросов. Взаимодействие социального педагога службы, специалистов учреждений города с выпускником детского дома поможет решать проблемы выпускников детских домов. Данный проект направлен на оказание социальных услуг выпускникам образ. учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Цель проекта: оказание всесторонней адресной помощи выпускникам детских домов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающих  в ЗАТО Северск

Задачи проекта:

1.Оказание социальной, психологической, юридической помощи (защита права и интересов выпускников) выпускникам детских домов в социальной адаптации, решении личных и профессиональных проблем;

2. Снижение количества детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья через содействие в организации проживания;

3. Снижение количества детей – сирот, не имеющих профессионального образования через содействие в организации обучения;

4. Снижение количества выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью через помощь в трудоустройстве;

5. Создание клуба выпускников детских домов и групп поддержки;

Основные мероприятия:

  1. Мониторинг социально-психологических особенностей жизнеустройства выпускников интернатных учреждений.
  2. Индивидуальные и групповые консультации по социально-правовым, жилищным, психологическим проблемам актуальным для выпускников интернатных учреждений.
  3. Проведение досуговых мероприятий для выпускников детcких домов и их ближайшего окружения с привлечение волонтеров из числа студентов старших курсов ТУСУР, СибГМУ, обучающихся по профильным специальностям («Социальная работа», «клиническая психология», «Организация работы с молодежью»).
  4. Социально-психологическая поддержка целевой аудитории проекта через создание виртуального и реального клуба выпускников детских домов.
  5. Организация межведомcтвенного взаимодействия учреждений ЗАТО Северск в решении проблем постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.

 

Ожидаемые результаты:

Для выпускников интернатных учреждений и их ближайшего окружения:

  • повышение социальной компетентности выпускников через общение участников проекта в условиях реального и виртуального клуб выпускников детских домов на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО»;
  • социально-психологическая поддержка выпускников на этапе перехода из интернатного учреждения в условия независимого проживания и в дальнейшие периоды жизнеустройства.

 Для специалистов организующих, осуществляющих и контролирующих процесс постинтернатного сопровождения:

  • повышение профессиональной компетентности специалистов через обучающие семинары;
  • систематизированная работа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов;
  • сплоченная команда профессионалов реализующих программу постинтерного сопровождения выпускников детских домов;
  • научно-методические наработки по программе постинтернатного сопровождения  выпускников детских домов (статьи по итогам экспериментальной деятельности; памятки, рекомендации для выпускников детских домов и специалистов, осуществляющих сопровождение и т.д.).

Для муниципального образования ЗАТО Северск:

  • снижение количества детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья;
  • снижение количества детей – сирот, не имеющих профессионального образования;
  • снижение количества выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью;
  • проект инновационной модели межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск в решении вопроса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grant_po_postinternatnomu_soprovozhdeniyu.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМА ЗАЯВКИ

на получение гранта в рамках


КОНКУРСА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ


2011



II Описание заявки

Краткое описание  организации:

История создания. В системе образования г.Северска начиная с 1996 года существует Служба семейного воспитания. За годы работы Служба стала центром профилактической работы в микрорайонах города. Такие замечательные педагоги как Чумакова Т.П., Базыкина Н.Д., Сычева Л.В., Замятина Л.И., Ясюкевич Е.С., Коровина Г.И. вели активную работу с различными категориями жителей микрорайонов. Сотням семей они оказали реальную помощь, пропагандируя здоровый образ жизни, консультируя жителей города по широкому кругу вопросов, развивая дворовый спорт. Уже выросшие дети с любовью и нежностью вспоминают специалистов, которые помогли им изменить жизнь. Многие годы подразделение возглавляла Черникова Н.Ф., инициировавшая качественные нововведения в работу службы: была введена система четкой поэтапной работы с семьей; налажена схема взаимодействия учреждений города, вовлеченных в решение проблем семей и подростков; отлажено взаимодействие социальных педагогов с образовательными учреждениями; заложена основа ранней профилактики социального сиротства. По функционалу Служба семейного воспитания единственная в Томской области.

Цель деятельности Службы семейного воспитания: способствовать в реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействовать развитию и укреплению семьи как социального института, улучшению социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи и детей, гуманизировать связи семьи с обществом и государством, оказывать поддержку в становлении гармоничных внутрисемейных отношений.

Задачами Службы семейного воспитания Муниципального автономного учреждения ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» (далее ССВ) являются:

Мониторинг причин и фактов социального неблагополучия семей, детей и подростков ЗАТО Северск совместно с государственными и другими организациями (органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, центром занятости, клубами многодетных, неполных семей, родителей детей-инвалидов и др.). Определение потребности целевой аудитории в социальной поддержке.

Социальный патронаж семей и отдельных граждан в решении проблем самообеспечения, активизация внутренних ресурсов по преодолению сложных жизненных ситуаций. Социальный патронаж семей и детей, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке, внедряемый по методу формирующего эксперимента включающего первичную социально-психологическую диагностику, коррекционно-развивающее, реабилитационное воздействие, контрольный диагностический срез.

Оказание консультационной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации по широкому спектру жизненных проблем. Кризисное и/либо пролонгированное индивидуальное и групповое консультирование всех субъектов семейного воспитания (дети, родители, педагоги).

Профилактика безнадзорности и защита прав несовершеннолетних.

Повышение социального уровня семьи и ее воспитательного потенциала через привлечение внимания различных государственных и неправительственных организаций к ценности семьи и решению вопросов социальной поддержки и реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Работа с проблемными семьями микрорайонов ЗАТО Северск ведётся поэтапно (диагностическое обследование, составление плана сопровождения семьи,  профилактическое, коррекционно-развивающее воздействие, промежуточные социально-педагогические срезы, корректировка линейных задач и т.д.). На каждом этапе долгосрочные цели конкретизируются до уровня тактических задач, определяются инновационные методы работы. Каждая из форм услуг оказываемых специалистами ССВ имеет административное, методическое и линейное исполнение проверенное временем.

Реализованные проекты. На протяжении 15 лет ССВ активно работает с неблагополучными семьями, детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации. Алкоголизированные, многодетные, неполные, малообеспеченные семьи, семьи выпускников детских домов, приемные и профессионально-замещающие семьи; кровные семьи, воспитывающие выпускников детских домов, обращаются за профессиональной помощью к специалистам Службы семейного воспитания. На сегодняшний день в микрорайонах города реализовано большое количество социальных проектов:

в микрорайоне №11 реализуется программа «Семья», целью которой является создание системы семейной профилактики, направленной на активизацию ресурсов семьи, помогающих формированию успешного и ответственного поведения детей;

в микрорайоне №10 ведется работа по социально-психологическому проекту «Содружество», целью которого является создание  условий для реализации потребности, интереса и стремления ребенка к самоутверждению, самооценке,  к установлению взаимодействия с социальной средой;

«Социальный педагог - соратник ребенка» программа, реализуемая в микрорайоне № 6 на протяжении двух лет.  В реализацию программы были вовлечены все семьи, состоящие на учете в ССВ;

ежегодная акция «Рука помощи в рамках общероссийского движения «Россия без жестокости к детям!», организованная совместно с молодежным объединением ОАО СХК;

акция «Молодая семья», «Игрушки детям», игровая программа «Дружная семья» проводятся в рамках празднования Международного дня семьи;

в рамках проекта «Трудовая терапия  как технология реабилитации неблагополучных семей» активно  применялись следующие формы работы: трудовые акции, соревнования и конкурсы по обустройству детских площадок, строительству зимнего городка;

и т.д.

Достигнутые результаты. Основными показателями, свидетельствующими об эффективности работы ССВ, являются количество обращений населения за помощью к специалистам ССВ, количество социальных проектов реализованных службой совместно с организациями-партнерами,  снижение числа «хронически неблагополучных» семей. Ежегодно на учете в Службе семейного воспитания стоит от 100 до 300 семей. Постепенное снятие семьи с учета обусловлено улучшением социальной ситуации семьи под воздействием системы сопровождения: выпускники интернатных учреждений становятся на учет в службу занятости, трудные подростки возвращаются в образовательные учреждения, поступают в профтехнические училища, родители трудоустраиваются, проходят лечение от алкоголизма и наркозависимости в учреждениях здравоохранения ЗАТО Северск. Тесное сотрудничество ССВ с организациями города позволяет получать оперативную и достоверную информацию об эффективности проведенных мероприятий. Достигнутые результаты подтверждают, что вне системы комплексного сопровождения семья находящиеся в трудной жизненной ситуации не в состоянии выполнить свою миссию по компенсации нарушений социализации.

Перспективы развития. Первое направление развития ССВ это совершенствование системы работы Службы по комплексному сопровождению семьи и домашнему образованию через расширение функционала специалистов службы; целевой аудитории (все возрастные ступени); спектра форм взаимодействия с семьей (тренинги, репетиторство, повышение квалификации, мастер-классы, семинары и др.). Имея большой опыт работы с различными категориями семей в городе, на базе ССВ можно создать комплексный центр помощи семье, обеспечивающий широкий спектр психолого-педагогических и социальных услуг. Дети и их родители получат полноценную, квалифицированную помощь по вопросам воспитания, развития и обучения.

Второе направление заключается в комплексном сопровождении замещающих семей, выпускников интернатных учреждений, организации социальных гостиных и реабилитационного досуга. То есть профессиональный подход к потенциальным и приемным родителям, детям, оставшимся без попечения, кровным родственникам лишенным родительских прав, но желающим их восстановить и т.д. Сопровождение представленной целевой группы стратегически важная социальная задача в развитии города.

Обоснование необходимости проекта

Как показывает опыт работы социальных педагогов службы, дети-сироты и дети, оставшиеся без родительской попечения – особая категория. Они не могут рассчитывать на помощь родителей. Между тем, им приходится бороться с широким кругом проблем: защищать свои права (жилищные, трудовые и др.), справляться с психологическими трудностями, решать множество частных, но весьма существенных вопросов, таких, как оказание себе первой помощи, приготовление пищи, ремонт жилья и многое другое. Очень часто не найдя решения своих проблем, молодые люди совершают правонарушения, начинают злоупотреблять алкоголем, употреблять наркотики.

Актуальность описанной проблемы обосновывает разработку проекта по оказанию социальных услуг выпускникам образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который включает в себя оказание помощи выпускникам детских домов (оказание содействия лицам из их числа в получении образования, трудоустройстве, обеспечении физического, психического, нравственного и духовного развития, защите и  обеспечении реализации права на жилье);

На сегодняшний день в службе семейного воспитания имеется большой опыт оказания следующих видов социальных услуг:

1. Социально-психологические - направлены на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановление способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

2. Социально-педагогические - направлены на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности.

3. Социально-правовые - предоставляются клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов.

4. Социально-экономические - направлены на поддержание и улучшение жизненного уровня клиентов путём содействия в оказании материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве.

5. Социально-бытовые - направлены на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту.

6. Социально-медицинские - направлены на поддержание и улучшение состояния здоровья клиентов путём содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи.

С каждым годом растет число выпускников детских домов и семей выпускников детских домов, проблемы которых помогают решить социальные педагоги службы семейного воспитания. Так, в 2000 году на учете в ССВ состояли 2 выпускника детских домов, в 2011 году – 12. Это привело специалистов ССВ к необходимости разработки и внедрению системы межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск  в сопровождении выпускников детских домов 16 - 23 лет. Принципиальное значение приобретают все составляющие социальной компетентности личности выпускников детских домов:

адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязания;

самоконтроль поведения, ответственность;

сформированность позитивной мотивации учения и преобладание мотивации достижения;

навыки конструктивного взаимодействия в различных жизненных ситуациях.

Квалифицированная помощь группы специалистов поможет решить проблемы социально – психологического характера: снизить тревожность по поводу выпуска из детского дома, наладить позитивные социальные связи, обрести благоприятный социальный статус в учебном заведении, решить вопрос жилищно-бытовой устроенности. При таких условиях выпускники более уверены в себе, в своем будущем, так как знают, что в любую минуту могут обратиться за помощью, советом.

Служба семейного воспитания, опираясь на многолетний опыт работы с представленной категорией населения, может полно и квалифицированно оказывать помощь выпускникам детских домов. Специалисты службы в своей работе руководствуются следующими принципами:

необвинительность;

индивидуальный подход;

постоянный контакт с клиентом, его семьей в течение длительного времени;

доверительные отношения между социальным педагогом, клиентом и членами семьи;

отношения с клиентом и семьей строятся на деловой основе с составлением совместного плана работы;

ориентация на развитие на основе положительного потенциала семьи, ее способности к самопомощи.

При этом социальный педагог и психолог играет основную роль, а именно:

создает условия для успешной социально-психологической адаптации в социуме;

является представителем и защитником интересов сирот в разнообразных социальных институтах;

консультирует по широкому спектру жизненных и личных проблем;

способствует становлению самостоятельности молодежи;

оказывает поддержку и помощь в новых ситуациях.

Успешность адаптации обеспечивают следующие условия:

совместная деятельность наставника и воспитанника, направленная на постепенное повышение уровня самостоятельности последнего;

наличие у выпускника возможности устанавливать постоянный эмоциональный контакт с воспитателем;

присутствие социо-педагогической и социо-реабилитационной среды;

продолжительность взаимодействия не менее трех лет.

Работа по сопровождению выпускников детских домов отвечает главной цели службы семейного воспитания, а именно, работа с проблемными подростками и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, по месту жительства, взаимодействуя со всеми учреждениями, занимающимися вопросами семейного воспитания.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: оказание всесторонней адресной помощи выпускникам детских домов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающих в ЗАТО Северск

Задачи проекта:

1.Оказание социальной, психологической, юридической  помощи (защита права и интересов выпускников) выпускникам детских домов  в социальной  адаптации, решении личных и профессиональных проблем;

2. Снижение количества детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья через содействие в организации проживания;

3. Снижение количества детей – сирот, не имеющих профессионального образования через содействие в организации обучения;

4. Снижение количества выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью через помощь в трудоустройстве;

5. Создание клуба выпускников детских домов и  групп поддержки;

Описание целевой группы: 

Целевая группа включает в себя следующие категории населения:

выпускники детских домов в возрасте от 16 до 23 лет, которые проживают в городе Северске, как обучающиеся в учреждениях профессионального образования, так и уже трудоустроенные, а также лица, не устроенные ни на работу, ни на обучение;

матери-одиночки (с детьми до 3 лет) из числа выпускниц детских домов, которые получат в результате реализации проекта комплексную поддержку.

Факторы риска для данной целевой группы:

отсутствие эталона подражания (не от кого отталкиваться, строя свой образ);

травмирование личности самой ситуацией брошенности;

ограниченность общественных контактов;

заученная беспомощность, невостребованность таких ресурсов, как поисковая активность и внутренние способности;

недостаточная информированность, незнание возможностей профессионального старта (прав, способов освоения профессии, самих профессий);

ранняя алкоголизация;

склонность к противоправным действиям.

Количественный состав целевой группы не менее 12 человек. В отделе опеки и попечительства Администрации ЗАТО Северск существует база данных по выпускникам детских домов; работает специалист по устройству детей, оставшихся без попечения родителей. Соответственно целевая группа проекта формируется социальными педагогами службы семейного воспитания МАУ ЗАТО Северск «РЦО» совместно со специалистами отдела опеки и попечительства.

Привлечение участников целевой группы к деятельности по реализации услуги. 

Опыт показывает, что количество обратившихся за помощью напрямую зависит от выхода рекламной информации о службе и услугах. В рамках заявленного проекта планируется разработка и продвижение:

печатной информационно-рекламной продукции: адресные информационные сообщения; позиционные статьи в региональных СМИ; рекламные проспекты в образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, на информационных стендах досуговых учреждений, службах социальной защиты населения;

очное консультирование выпускников интернатных учреждений и представителей ближайшего окружения социальными педагогами ССВ;

размещение баннеров на сайтах образовательных и социальных учреждений ЗАТО Северск;

информирование выпускников детских домов о видах помощи, предоставляемой государственными и негосударственными службами помощи семье и детям посредством бесед в образовательных учреждениях;

5. Механизм реализации деятельности по проекту

Цель услуги: оказание всесторонней адресной помощи выпускникам детских домов и семьям выпускников детских домов, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, проживающих в ЗАТО Северск

Механизм реализации услуги предполагает работу по следующим направлениям:

1. Просветительская работа:

Проведение формирующих занятий с участниками целевой группы, направленные на формирования позитивной жизненной мотивации;

Организация и проведение информационных семинаров для выпускников интернатных учреждений по следующим направлениям: «Законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов», «Разрешение межличностных конфликтов», «Подбора профессий и трудоустройство», «Педагогическим основам воспитания» и т.д.;

Консультационная деятельность: организация и проведение социальной, психолого-педагогической и правовой консультации для выпускников;

Координация действий различных ведомств и учреждений социальной системы защиты детства в оказании помощи и поддержки выпускникам детского дома. Координация процесса оформления документации;

2. Диагностическая деятельность:

Психолого-педагогическая диагностика индивидуальных особенностей и сети социальных контактов выпускников детских домов с помощью валидных, надежных стандартизированных методик исследования (в качестве методической поддержки будет использоваться учебник Н.П.Фетискина, Л.Ф.Бурлачук, С.М.Морозова: Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона, тест Айзенка, дифференциально-диагностический опросник Климова, карта интересов Голомштока и т.д.);

Лонгитюдное исследование особенностей жизнеустройства выпускника детского дома и его социального окружения (измерение изучаемых показателей несколько раз за установленный грантом временной промежуток. Отслеживание изменений и внутренних корреляционных связей измеряемых показателей).

3. Коррекционное воздействие:

Организация условий для конструктивного неформального общения выпускников детских домов со специалистами, оказывающими помощь, в рамках клубной деятельности;

Коррекционно-развивающие занятия с выпускниками по развитию навыков саморегуляции и самоконтроля. Коррекционно-развивающая работа базируется на трудах И.В.Дубровиной, Р.В.Овчаровой, В.Экслайн и т.д.;

Поддержка позитивных изменений.

4. Аналитическая деятельность:

Обобщение положительного опыта по социальной адаптации выпускников детских домов;

Разработка научно-методических рекомендаций по программе постинтернатного сопровождения  выпускников детских домов (статьи по итогам экспериментальной деятельности; памятки, рекомендации для выпускников детских домов и специалистов, осуществляющих сопровождение и т.д.).

Создание проекта инновационной модели межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск в решении вопроса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

Перечисленные направления деятельности реализуются по отношению к каждому представителю целевой группы. Это выпускники детских домов в возрасте от 16 до 23 лет, кровные родственники. В реализации проекта задействованы социальные педагоги, психологи МАУ ЗАТО Северск «РЦО» и узкие специалисты других учреждений города.


Таблица 1 – Механизм реализации деятельности по проекту «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Задачи

Необходимые мероприятия

Участники

Результат

Отчетная документация

Подготовительный этап

 Цель: ресурсное обеспечение процесса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов

1.1 Ресурсное кадровое обеспечение процесса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов. Обучение социальных педагогов

Отбор специалистов для реализации проекта


Участие специалистов в обучающих семинарах организуемых Департаментом по вопросам семьи и детей Томской области.

Руководитель проекта


Представители Департамента по вопросам семьи и детей Томской области, специалисты проекта

Подбор команды специалистов


Повышение профессиональной компетентности специалистов через обучающие семинары

Сертификат об участии в семинаре

1.2 Уточнение целевой группы;


Взаимодействие с отделом опеки и попечительства г.Северска по вопросам определения местонахождения участников целевой группы на момент начала реализации проекта;


Сбор информации и документов.

Специалист отдела опеки и попечительства, специалисты проекта

Целевая группа определена, местонахождение выпускников известно, социально-демографические характеристики изучены

Перечень участников проекта

личная карточка выпускника

1.3 Первичное знакомство и установление контакта с участниками целевой группы;


Личное знакомство с выпускниками по инициативе специалиста по месту пребывания выпускника;


Ознакомление клиентов с предполагаемым спектром услуг.


Информирование участников проекта об услуге, мотивирование на взаимодействие


социальные педагоги;

выпускники детских домов

заключение соглашения о взаимодействии социального педагога с выпускником детского дома


Двустороннее

соглашение

1.4 Разработка плана сопровождения выпускников

В составе рабочей группы проекта обсуждение перечня мероприятий в отношении каждого представителя целевой аудитории

Специалисты проекта

Разработан план сопровождения выпускников интернатных учреждений

План сопровождения

1.5 Ресурсное методическое обеспечение процесса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов

 Поиск, составление, оформление памяток, рекомендаций для выпускников интернатных учреждений и их ближайшего окружения  по теме проекта


Разработка шаблонов сопровождающей документации позволяющих фиксировать происходящие процессы


Определение и автоматизация комплекса диагностических методик направленных на изучение социально-психологических особенностей выпускников интернатных учреждений.

Обучение специалистов услуге навыкам работы с диагностическим инструментарием и внутренней документацией проекта

Специалисты проекта

(руководитель проекта,

социальные педагоги, психологи)

Методические наработки




Ясен регламент оформления  и содержательное наполнение форм текущей и итоговой документации всех специалистов услуги





Автоматизированные диагностические методики


Уровень технической грамотности специалистов услуги соответствует функциональным требованиям

 Шаблоны документов

Этап реализации услуги

Цель: апробация системы межведомственного взаимодействия учреждений ЗАТО Северск в решении проблемы постинтернатного сопровождения выпускников детских домов

2.1 защита прав и интересов выпускников;

организация и проведение индивидуальных консультаций правового характера, а также юридическое сопровождение дел по мере необходимости;

социальный педагог, психолог занятые в реализации проекта







специалисты учреждений города


волонтеры


участники целевой группы

ориентация выпускников в своих правах и обязанностях, возможностях получения льгот и выплат;

личная карточка выпускника














журнал учета оказываемых услуг

2.2. оказание социальной, психологической и иной  помощи выпускникам детских домов в социальной  адаптации, решении  их актуальных проблем;

оказание консультативной помощи для решения острых проблем участников целевой группы;


социально-экономическая помощь (консультации и оформление пособий и социальных выплат);


психологическая помощь (проведение тренингов и консультаций по психолого-педагогическим основам воспитания, разрешению конфликтов);

позитивная качественная и количественная динамика в решении социально-психологических проблем выпускников детских домов


2.3. содействие в организации обучения выпускникам детских домов

Ознакомление с средне-специальными и высшими профессиональными образовательными учреждениями ЗАТО Северск и г.Томска.


Изучение профес. интересов и склонностей, мотивации обучения выпускников интернатных учреждений


С учетом результатов диагностического исследования совместный выбор направления и специальности обучения.


Составление индивидуальных траекторий обучения


Помощь в подготовке пакета документов для поступление (восстановления) в образовательное учреждение.

социальный педагог, психолог занятые в реализации проекта


специалисты учреждений города


волонтеры


участники целевой группы

Выбор направления профессионального обучения в соответствии с интересами и склонностями участников целевой группы, ориентацией на современный рынок труда


Оформление документов для поступления в учреждение начального профессионального образования;


Снижение количества детей – сирот, не имеющих профессионального образования

Личная карточка выпускника



Результаты психодиагностического исследования


Пакет документов, свидетельствующий об образовательном  уровне выпускника

2.4. помощь в трудоустройстве выпускникам детских домов

Консультации с целью разъяснения пошагового механизма поиска работы  и трудоустройства в городе.


Организация работы со службой занятости ЗАТО Северск, встречи с потенциальными и реальными работодателями.


Консультирование по вопросам  оформления кадровой документации

социальный педагог, психолог занятые в реализации проекта


специалисты учреждений города


волонтеры


участники целевой группы

постановка на учет в службу занятости;


навыки составления и представления резюме потенциальным работодателям;


трудоустройство выпускников,


снижение количества выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью

Личная карточка выпускника


Профессиональное резюме

2.5. содействие в организации проживания детей, оставшихся без попечения родителей;

Обращение в подразделения обеспечивающие вопросы проживания выпускников


Изучение возможностей использования маневренного фонда


Оказание бытовой помощи выпускникам интернатных учреждений начавших процесс независимого проживания,  молодым мамам  не имеющим опыта ведения домашнего хозяйства (функционал домашнего тьютора);


Специалисты проекта (социальные педагоги, психологи)


специалисты учреждений города


выпускники интернатных учреждений



принятие мер по решению жилищного вопроса;


нормализация формы жизнеустройства, ведение упорядоченной самостоятельной жизни;


снижение количества детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья;

Личная карточка выпускника

2.6. Повышение социальной компетентности  участников целевой группы через  создание групп поддержки выпускников интернатных учреждений

Проведение совместных досуговых мероприятий в рамках клуба выпускников детских домов


Создание странички  виртуального клуба выпускников детских домов на сайте МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» с возможностью обмена информацией


Ознакомление выпускников интернатных учреждений с информационными ресурсами ориентированными на  конкретную целевую аудиторию


Привлечение спонсоров к  сопровождению выпускников образовательных учреждений

Специалисты проекта (социальные педагоги, психологи)


специалисты учреждений города


выпускники интернатных учреждений


волонтеры

Повышение социальной компетентности выпускников через общение участников проекта в условиях реального и виртуального клуб выпускников детских домов на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО»;


Социально-психологическая поддержка выпускников на этапе перехода из интернатного учреждения в условия независимого проживания и в дальнейшие периоды жизнеустройства.

План досуговых мероприятий



Страничка виртуального клуба

2.7. мониторинг  изменений жизнеустройства участника целевой группы

Беседы, наблюдения, анкетирование выпускников интернатных учреждений и их ближайшего окружения с целью определения изменений произошедших за отчетный период

Специалисты проекта (руководитель проекта,

социальные педагоги, психологи)

Информация о ходе реализации проекта будет публиковаться в местных средствах массовой информации

Личная карточка выпускника

Позиционные статьи в СМИ

Этап анализа и представления результатов

Цель: подведение итогов реализации проекта

3.1 Оценка эффективности проведенной работы через анализ динамики контрольных показателей за весь период оказания услуги






Подготовка итогового отчета для представления  грантодателю

Обсуждение с командой специалистов позитивных изменений уровня жизни  выпускников детского дома;


С помощью статистического программного пакета Statistica и табличного процессора Excel определение достоверности различий выпускников интернатных учреждений на первичном и заключительном этапе работы, выявление взаимосвязи отслеживаемых показателей.

Наглядное представление результатов реализации услуги в виде столбчатых графиков и круговых диаграмм.

Рабочее совещание специалистов проекта с целью принятие решения об окончании работы с выпускником детского дома в рамках проекта.


Обсуждение с участниками целевой группы результатов совместной деятельности и составление дальнейших жизненных и профессиональных планов;

Специалисты проекта (руководитель проекта,

социальные педагоги, психологи)



участники целевой группы

сплоченная команда профессионалов реализующих программу постинтерного сопровождения выпускников детских домов;


создание системы комплексной (юридической, психологической, социальной, бытовой) поддержки выпускников детских домов  на постоянной основе;


апробированная инновационная модель межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск в решении вопроса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

личная карточка выпускника, журнал учета оказываемых услуг





Письменный  отчет каждого специалиста о работе за весь период оказания услуги







Итоговый отчет руководителя проекта о реализации всей услуги сопровождения выпускников интернатных учреждений

3.2 Продвижение результатов реализации услуги с целью формирования позитивного имиджа  выпускников детского дома

Публикация результатов работы в региональных  СМИ

Представление результатов работы в рамках методического семинара МАУ  ЗАТО Северск «РЦО» (разработка научно-методических материалов по программе постинтернатного сопровождения: подготовка статей по результатам экспериментальной деятельности);

Специалисты проекта (руководитель проекта,

социальные педагоги, психологи)


специалисты учреждений города


научно-методические наработки по программе постинтернатного сопровождения  выпускников детских домов (статьи по итогам экспериментальной деятельности; памятки, рекомендации для выпускников детских домов и специалистов, осуществляющих сопровождение и т.д.).




Статья в местных СМИ


Выступление на методическом семинаре


3.3 Финансовая отчетность



Подготовить отчетную финансовую документацию для предоставления организации грантодателю. Утверждение отчета грантодателем.

 руководитель проекта


Отчетная финансовая документация соответствует требованиям. Отчет утвержден


Финансовый отчет

Предлагаемый механизм реализации позволяет создать организационные и профессиональные условия для системной деятельности по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, так как учитывает всю совокупность социальных, личностных факторов, а также основные закономерности функционирования и развития региональной системы постинтернатного жизнеустройства.

6. Препятствия и способы их преодоления

Таблица 2 - Препятствия в реализации проекта «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Возможные препятствия  в ходе реализации проекта

Пути  преодоления препятствий

Отсутствие межведомственного взаимодействия при решении проблем выпускников детских домов

Организация и проведение:

деловых встреч;

круглых столов по проблемным вопросам выпускников.

Нежелание выпускников сотрудничать со специалистами

Проведение индивидуальных и групповых тренингов для выпускников детских домов;

Пропаганда  положительного опыта социальной адаптации выпускников детских домов

Профессиональное выгорание специалистов

Индивидуальные и групповые занятия специалистов с психологом

Описание партнеров.

Данный проект будет реализовываться социальными педагогами службы семейного воспитания МАУ ЗАТО Северск «РЦО», с привлечением специалистов Департамента по вопросам семьи и детей, отдела социальной поддержки населения Администрации ЗАТО Северск, ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск», ОГУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск», ОГУ «Центр занятости населения ЗАТО город Северск», Муниципальное предприятие ЗАТО Северск «Единый расчетно-консультационный центр», МУ Центр жилищных субсидий, ОВД ОДН по г. Северску, ФГУЗ КБ № 81 ФМБА России, МОУ ДОД «Центр детского творчества», МОУ ДОД «Центр «Поиск», студентов-практикантов выпускных курсов Томских ВУЗов.

Таблица 3 – Описание партнерской сети проекта «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»


Организации-партнеры

Категории привлеченных лиц от организаций партнеров


Совместные мероприятия

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области

Специалист отдела профилактики социального сиротства

Консультации по вопросам социальной защиты выпускников детских домов.

Отдел опеки и попечительства Администрации ЗАТО г.Северска

Начальник  и специалист по работе с выпускниками детских домов

Корректировка целевой группы проекта.

Консультация специалистов по проблемам выпускников детских домов.

Отдел социальной поддержки населения Администрации ЗАТО Северск

2 специалиста отдела

Организация оказания материальной помощи выпускникам детских домов.

ОГУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск»

Директор, психолог, специалист отдела

Организационные моменты.

Психологическое консультирование.

Оказание адресной гуманитарной помощи.

ОГУ "Центр занятости населения ЗАТО Северск",

Специалисты центра

Трудоустройство выпускников, переподготовка по направлению центра занятости, консультации специалистов.

Муниципальное предприятие ЗАТО Северск «Единый расчетно-консультационный центр»,

Специалисты центра

Консультации специалистов по начислению оплаты за коммунальные услуги.

МУ Центр жилищных субсидий

Специалисты центра

Оформление жилищной субсидии.

ФГУЗ КБ № 81 ФМБА России

Специалисты КБ

Своевременное оказание медицинской помощи выпускникам детских домов и членам их семей.

ОГУ "Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск

Специалисты отделов

Оформление различных пособий, материальной помощи.

УВД подразделение по делам несовершеннолетних

Старший инспектор по работе с неблагополучными семьями

Правовое консультирование в рамках семейного и уголовного кодекса. Индивидуально-профилактическая работа с несовершеннолетними

МУ ДОД Центр детского Творчества

Директор центра, специалисты

Организация и проведение семейных досуговых мероприятий

Центр дополнительного образования детей «Поиск»

Директор центра, специалисты

Организация и проведение досуговых мероприятий

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России»

Руководители практики от факультета; 

студенты старших курсов СибГМУ обучающиеся по специальностям

«Клиническая психология», «Социальная работа»


Постановка целей перед студентами, конкретизация задач. Курирование процесса прохождения практики от лица университета

Проведение тренинговых занятий с выпускниками детских домов.

Проведение психодиагностических исследований направленных на оценку адаптивных возможностей целевой аудитории, специфики межличностных отношений и т.д.

Активизация досуговой деятельности представителей целевой аудитории.

Проведение тематического вечера

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники»

Руководители практики от факультетов; 


студенты старших курсов, обучающиеся по гуманитарным и техническим специальностям

Постановка целей перед студентами, конкретизация задач. Курирование процесса прохождения практики от лица университета


Разработка автоматизированных  диагностических методик позволяющих исследовать социально-психологические особенности целевой аудитории.

Профессиональное училище №10

Педагогический коллектив

Начальное профессиональное обучение

Реализация поставленных задач предполагает расширение и укрепление партнерской сети МАУ ЗАТО Северск «РЦО» с Департаментом, центрами и университетами ЗАТО Северск, г.Томска и Томской области; разработку инновационной модели межведомственного взаимодействия учреждений города и области в решении задач постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.

Описание исполнителей проекта.

В рамках реализации услуги будут задействованы штатные сотрудники ССВ МАУ ЗАТО Северск «РЦО» и внутренние совместители. Специалисты Службы семейного воспитания прошли переподготовку на базе ТОИПКРО по направлению «Социальная работа». Приняли участие в региональных и всероссийских мероприятиях по темам «Семейно-ориентированный подход в работе с детьми, нуждающимися в государственной защите. Технология раннего выявление семейного неблагополучия и работы со «случаем»», «Формы и стратегии работы с травмированным ребенком в кризисной семье», «Моделирование современной воспитательной системы УО», авторский семинар Титовой Е.В. (Санкт-Петербург), «Организация воспитания: проблемы педагогического профессионализма», «Организация социальной работы с семьями группы «риска»», «Основы профилактики употребления ПАВ», «Телефон доверия», «Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа», «Психологическое сопровождение инновационных процессов в ОУ в условиях модернизации образования», «Групповой анализ», «Введение в телесно-ориентированную психотерапию», «Научно-инновационная деятельность в образовании» и т.д.

Непосредственно для реализации услуги будут привлечены следующие специалисты МАУ «РЦО»

Таблица 4 Кадровое обеспечение услуги проекта услуги «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Требования к кадровому обеспечению в соответствии с условиями минимального стандарта

Имеющиеся ресурсы

Руководитель проекта

Сидоренко О.Ю.

Социальный педагог

Непомнящая О.И., Микулинская Н.А.

Психолог

Климова О.И., Шелемехова М.С.

Все специалисты, работающие в рамках проекта, объединены единой целью и задачами деятельности. При этом каждый из специалистов имеет собственные полномочия и зону ответственности. Междисциплинарный принцип работы, то есть привлечение к работе представителей разных специальностей (специалистов органов опеки и попечительства, семейных, детских психологов, социальных педагогов (работников), юристов, педагогов различной специализации и уровня подготовки в зависимости от потребности выпускников интернатных учреждений позволит обеспечить комплексное постинтернатное сопровождение и организовать межведомственное взаимодействие специалистов ЗАТО Северск в решение заявленной проблемы.

Рабочий план реализации проекта:

Таблица 5 – План-график реализации проекта «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Период

Вид деятельности/ мероприятие

Участники/

целевая группа

Организаторы/

исполнители

Необходимые ресурсы

1-5 июля

Организационный сбор исполнителей проекта

Социальные педагоги ССВ, психологи ССВ, специалист отдела опеки и попечительства

Руководитель проекта

Каб.312

Канцелярские товары

15-20 июля и в течение реализации проекта

Работа консультационной службы

Выпускники детских домов

Социальные педагоги ССВ, психологи ССВ, специалисты учреждений города

Каб.308, 309, 310, 311

Канцелярские товары

В течение реализации проекта

Оказание правовых консультаций, юридическое сопровождение дел

Выпускники детских домов, кровные родственники

Специалисты ССВ, студенты старших курсов Тусур, СибГМУ

Каб.308, 309, 310, 311

Канцелярские товары

В течение реализации проекта

Оказание психологической помощи (психологичекое сопровождение)

Выпускники детских домов

Специалисты ССВ, студенты старших курсов СибГМУ

Каб.308, 309, 310, 311

Канцелярские товары

В течение реализации проекта

Социальные консультации

Выпускники детских домов

Специалисты ССВ, студенты старших курсов ТУСУР

Каб.308, 309, 310, 311

Канцелярские товары

август

Проведение занятий по организации профессионального  обучения

Выпускники детских домов

Специалисты ССВ, ЦЗН ЗАТО Северск

Каб. 313

20-30 августа

Встреча с представителями образовательных учреждений

Выпускники детских домов,

специалисты ПУ

Специалисты ССВ

Каб. 313

Сентябрь

Проведение семинара «Законодательство в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников детских домов»

Выпускники детских домов, специалисты учреждений города

Специалисты ССВ, студенты старших курсов

Каб.313, буклеты, канцелярские товары

Октябрь

Открытие клуба выпускников детских домов

Выпускники детских домов, кровные родственники, специалисты отдела опеки и попечительства

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов СибГМУ, ТУСУР

Каб. 313,

подарки для выпускников

Октябрь

Тренинг «Я и мое окружение»

Выпускники детских домов

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов ТУСУР, СибГМУ

Каб. 313

Канцелярские товары

Октябрь

Семинар «Моя будущая семья»

Выпускники детских домов

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов ТУСУР, СибГМУ

Каб. 313

канцелярские товары

Ноябрь

Семинар по теме полоролевого воспитания

Выпускники детских домов

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов ТУСУР, СибГМУ

Каб. 313

канцелярские товары

Ноябрь

Заседание клуба выпускников по теме «Мои успехи» (встреча с выпускниками детских домов, имеющих положительный опыт в жизнеустройстве)

Выпускники детских домов

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов ТУСУР, СибГМУ

Каб. 313

сладкие призы, набор чайной посуды

Декабрь

Создание странички на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО», посвященной проблемам выпускников детских домов.

Выпускники детских домов

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов ТУСУР, СибГМУ активисты клуба «Выпускник»

Компьютер

Декабрь

Заседания клуба «Выпускник». Тема: «Мое будущее»

Выпускники детских домов

Специалисты  ССВ, студенты старших курсов ТУСУР, СибГМУ

Каб. 313

сладкие призы, набор чайной посуды

Декабрь

Круглый стол. Тема: «Перспективы  постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в ЗАТО Северск»

Специалисты учреждений ЗАТО Северск, занимающиеся проблемами семей и детей.

Специалисты ССВ

Каб.313

Декабрь

Подведение итогов проекта

Специалисты ССВ

супервизор

Канцелярские товары

Описание ожидаемых результатов проекта и критерии оценки 

Таблица 6 - Ожидаемые результаты проекта и критерии оценки

Ожидаемые результаты проекта

Критерии оценки

Целевая аудитория: выпускники интернатных учреждений и их ближайшее окружение

повышение социальной компетентности выпускников через общение участников проекта в условиях реального и виртуального клуб выпускников детских домов на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО»;

Количество встреч в рамках клуба, результаты диагностического  исследования социальной компетентности выпускников на разных этапах исследования

социально-психологическая поддержка выпускников на этапе перехода из интернатного учреждения в условия независимого проживания и в дальнейшие периоды жизнеустройства.

Разработанность программы поддержки

Целевая аудитория: специалисты осуществляющие процесс постинтернатного сопровождения

повышение профессиональной компетентности специалистов через обучающие семинары;

Компетентность в решении актуальных задач.

Количество, проведенных обучающих семинаров для специалистов учреждений города

систематизированная работа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов; сплоченная команда профессионалов реализующих программу постинтерного сопровождения выпускников детских домов;

Четкое определение зоны ответственности каждого специалиста и выбор адекватных методов воздействия.

Внедрение инновационной модели межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск в решении вопроса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов

научно-методические наработки по программе постинтернатного сопровождения выпускников детских домов (статьи по итогам экспериментальной деятельности; памятки, рекомендации для выпускников детских домов и специалистов, осуществляющих сопровождение и т.д.).

Востребованность наработок в практике постинтернатного сопровождения.

Обобщение опыта работы по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, распространение опыта работы на Сибирский регион (возможность проведения обучающих семинаров)

Целевая аудитория: муниципальное образование ЗАТО Северск:

снижение количества детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилья;

количество детей сирот нуждающихся в предоставлении жилья.

Количество выпускников, обеспеченных жильем (выделенное жилье, создание условий для проживания в кровных семьях)

снижение количества детей – сирот, не имеющих профессионального образования;

количество детей – сирот, не имеющих профессионального образования;

Количество выпускников детских домов, получающих образование

снижение количества выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью;

количество выпускников детских домов, не занятых трудовой деятельностью;

Количество трудоустроенных выпускников детских домов

проект инновационной модели межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск в решении вопроса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

Создание проекта модели межведомственного взаимодействия структурных подразделений ЗАТО Северск в решении вопроса постинтернатного сопровождения выпускников детских домов и представление материалов Главе Администрации ЗАТО Северск

В ходе реализации проекта необходимо:

систематизировать работу по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов,

установить межведомственный подход к решению проблем выпускников

снизить социальное напряжение

организовать клуб выпускников детских домов

создать страничку на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО», посвященную выпускникам детских домов.

Таблица 7 – Детализация количественных и качественных результатов проекта «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Виды деятельности/ мероприятия по проекту

Количественные результаты проекта

Качественные результаты проекта

1. Тренинги, семинарские занятия, индивидуальные консультации, сопровождение выпускников детских домов

Участники целевой группы (13 человек) получат комплексную поддержку.

Привлечение социального окружения целевой группы к реализации проекта.

Создание системы  комплексной поддержки (психологической, социальной, бытовой, юридической) выпускников детских домов.

Нормализация процесса социальной адаптации выпускника.

Ориентация выпускников в своих правах и обязанностях, возможностях получения льгот и выплат.

2. Привлечение волонтеров из числа студентов старших курсов ТУСУР, СибГМУ

Состав волонтерской группы – 10 человек.

Развитие добровольческого движения в городе.

3.Создание клуба выпускников детских домов.

Формирование актива клуба (из числа участников целевой группы)

Привлечение социального окружения целевой группы к работе клуба.

Снижение социального напряжения.

Пропаганда положительного опыта социальной адаптации выпускников детских домов.

Совместное проведение досуга.

Изменение социального окружения выпускника.

Экстренная помощь выпускникам детских домов.

4.Создание странички на сайте МАУ ЗАТО Северск «РЦО» для выпускников и их семей.

Количество посещений  этой страницы сайта.

5.Проведение встреч со специалистами учреждений города по проблемам выпускников детских домов

Рост числа учреждений, желающих оказать помощь выпускникам детских домов.

Комплексное, оперативное решение проблем выпускников детских домов.

11.Описание эффекта проекта «Сопровождение выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в ближайшей перспективе

После окончания работы в рамках грантовой заявки возможно:

создание системы постинтернатного сопровождения в ЗАТО Северск;

экономия бюджета города на оплату коммунальных услуг выпускникам интерантных учреждений при использовании маневренного жил. фонда для организации проживания выпускников интернатных учреждений;

расширение сети социальных партнеров на уровне регионов и России. Укрепление тесного сотрудничества с представителями партнерских организаций ЗАТО Северск в решение проблем постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;

развитие добровольческого движения в ЗАТО Северск. Развитие волонтерского движение через тесное взаимодействие со студенческими отрядами города и области;

создание платформы профессиональных проб для выпускников интернатных учреждений  в реальном и виртуальном режиме

формирование распределенных групп поддержки выпускников интернатных учреждений через портальное взаимодействие;

информационное интернет продвижение инновационного опыта межведомственного взаимодействия на российском уровне. Представление инновационной модели поститернатного сопровождения и научно-методических разработок на методологических семинарах и научно-практических конференциях;

участниками процесса станут не только выпускники в возрасте от 16 до 18 лет, но и семьи, где один или оба супруга выпускники детских домов;

Дальнейшее развитие проекта

Отлаженная в рамках проекта система по сопровождению выпускников детских домов будет совершенствоваться, вовлекая в работу учреждения Северска и Томска, различные категории населения города. Привлеченные в рамках данного проекта волонтеры продолжат сотрудничество со специалистами ССВ и станут добровольческим ресурсом в работе с выпускниками детских домов, семьями выпускников детских домов и их социальным окружением. При таком комплексном подходе к проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детских домов позволит МАУ ЗАТО Северск «РЦО» выйти с предложениями к руководителям ЗАТО Северск об открытие отделения постинтернатного обслуживания, где будут иметься места для временного проживания выпускников. Дополнительное финансирование деятельности позволит реализовать систему на более высоком методическом уровне.


Приложение 1

Личная карточка выпускника детского дома

Ф.И.О. ______________________________________________________________________________

Дата рождения _______________________________________________________________________

Место жительства, телефон ____________________________________________________________

Форма устройства, статус ______________________________________________________________

Место учебы (работы) _________________________________________________________________

 

Подробная анкета выпускника (примерная)

1. Образование ______________________________________________________________________

2. Семейное положение _______________________________________________________________

3. Наличие и количество детей _________________________________________________________

4. Где и когда воспитывались__________________________________________________________

5. Место проживания на данный момент_________________________________________________

6. Телефон, по которому можно связаться с выпускником__________________________________

7. Жилищные условия:

отдельная квартира с удобствами

отдельная квартира без удобств

отдельная комната в общежитии

съемная квартира

съемная комната

ветхое жилье

собственный дом

другое  ________________________________________________________________________

8. Чем занимается в данный момент:      

учеба

работа

учеба и работа одновременно

незанятость

учет в центре занятости  населения

8.1. Название учебного заведения, профессия, которую осваивает____________________________

9. Место работы, должность ___________________________________________________________

10. Средства содержания:    

заработная плата по месту постоянной работы

случайный заработок

помощь родителей, родственников

стипендия

пособие по безработице

берет деньги в долг

перепродажа жилья, имущества

попрошайничество

 другое   _______________________________________________________________________

11. Нужда, потребности в настоящее время:    

одежда

пища

медицинское обслуживание

жилье                                                                          

другое ________________________________________________________________________

12. Чем любит заниматься в свободное время:

гулять по улицам

заниматься спортом

спать

ходить в компьютерный клуб (играть в компьютерные игры)

проводить время в компании друзе

другое _______________________________________________________________________________

13. С кем охотнее всего общается:

с родственниками

с друзьями

ни с кем

другое _________________________________

14. Курение:                  

да

нет

15. Алкоголь:                

нет                                  

по праздникам

редко

часто

ежедневно

раньше употреблял, сейчас нет

учет нарколога

16. Наркотики:              

да                        

нет

Если «да», то какие_______________________________________________________________

17. Токсикомания:        

да

нет

не часто

раньше токсикоманил, сейчас нет

18.Правонарушения:    

отбывал наказание в местах лишения свободы

был условно осужден

выплата административного штрафа

другое _____________________________________

19.Социально-поддерживающая сеть:

родственники

супруг (супруга)

друзья

коллеги

специалисты службы семейного воспитания_____________________________

20. Трудности на данный момент: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Год, число, месяц заполнения

 


Приложение 2

Маршрут сопровождения выпускника детского дома (план сопровождения)

Специалисты

Проделанная работа

Результаты

Вопросы на контроле

1.

Психолог



1.

2.

3.

4.

2.

Юрист

1.

2.

3.

4.

3.

Социальный педагог

1.

2.

3.

4.


Коллегиальное заключение



Приложение 3

Образец заявления выпускника для начала работы по сопровождению

                                                                                                    В службу семейного воспитания

                                                                                МАУ ЗАТО Северск

                                                                                                     «Ресурсный центр образования»

                                                                                                    от __________________________

                                                                                                      _____________________________

                                                                                    проживающего (ей)___________

                                                                                                     ____________________________

                                                                           

Заявление

Прошу оказать помощь________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________20______г.

Подпись______________________


Приложение 4

ДОГОВОР

О ПОСТИНТЕРНАТНОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ЛИЦА ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

         Учреждение, осуществляющее постинтернатное сопровождение структурное подразделение МАУ ЗАТО Северск «РЦО» служба семейного воспитания (именуемое в дальнейшем ССВ) и лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей __________________________________________________________________, проживающий(ая) по адресу _____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

,именуемые в дальнейшем "Стороны" заключили настоящий   договор  о нижеследующем:

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Предметом договора является установление постинтернатного сопровождения лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование и реализация индивидуального плана постинтернатного сопровождения  _____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество выпускника)

 паспорт серия _______  № ______________, выдан_________________________________

_____________________________________________________________________________

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

2.1. Учреждение обязуется:

2.1.1.Оказывать психолого-педагогическую, социально-правовую, социально-методическую и иную помощь лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях обеспечения их успешной социальной адаптации.

2.1.2. Соблюдать права и законные интересы лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, над которым установлен постинтернатный патронат.

2.1.3. Содействовать в предоставлении мер социальной поддержки.

2.1.4. Формировать индивидуальный план постинтернатного сопровождения, который является приложением к договору.

2.1.5.Оказывать содействие в дальнейшем самоопределении и социальной адаптации лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получении им образования и лечения во взаимодействии с соответствующими организациями и физическими лицами (родственниками, значимыми близкими, сверстниками и далее)

 2.2. Учреждение имеет право получать необходимые сведения о лице из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, давать свои предложения и рекомендации по изменению и дополнению плана индивидуального сопровождения.

2.3. Лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которого установлено постинтернатное сопровождение, имеет право:

2.3.1.Обращаться за содействием в защите прав и охраняемых законом интересов, в реализации мер социальной поддержки и социальной адаптации.

2.3.2.Обращаться за психолого-педагогической, социально-правовой, социально-методической и иной помощью.

2.3.3.Вносить предложения и изменения в план индивидуального сопровождения, предлагаемый и утверждаемый учреждением, осуществляющим постинтернатный патронат и согласованный с органом опеки и попечительства.

2.3.4.В случае изменения места жительства обратиться в учреждение, осуществляющее постинтернатное сопровождение с инициативой о расторжении договора о постинтернатном сопровождении.

3.  СРОКИ   ДЕЙСТВИЯ  ДОГОВОРА

Настоящий договор заключен на срок с_____________ до___________

4. УСЛОВИЯ   РАСТОРЖЕНИЯ   ДОГОВОРА

4.1. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно по инициативе лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, места жительства.

4.2. За неисполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1.Любые изменения и дополнения к настоящему договору имеют силу, если они оформлены в письменном виде, подписаны Сторонами и не противоречат Уставу МАУ ЗАТО Северск «РЦО».  

5.2.Договор составлен в двух экземплярах для каждой из Сторон, каждый из которых имеет одинаковую Юридическую силу.

6. ПОДПИСИ СТОРОН

Специалист ССВ_________________                    Выпускник____________________

________________________________                    ______________________________

___________________20__________г.                    ___________________20________г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома.

Программа социальной адаптации и постинтернатного сопровождения выпускников детского дома. Учитывая важные аспекты проведения работы по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению выпускнико...

Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации.

Статья на тему: Постинтернатное сопровождение и адаптация детей – сирот как условие их успешной социализации....

Постинтернатное сопровождение.

Программа и фотографии выпускников....

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Ровесники.ру/Москва"

Программа организации постинтернатного сопровождения выпускников детского дома, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18-23 лет.Программа адаптирована, для в...

ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАТЕГОРИИ «ДЕТИ-СИРОТЫ» В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: адаптация, дети – сироты, постинтернатное сопровождение, инновационный проект. С целью получения дополнительной информации, реализации и внедрения нового опыта работы со студентам...

ДОКЛАД «ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время ...

программа по постинтернатному сопровождению выпускников.

Программа по постинтернатному сопровождению выпускников была утверждена на педсовете  ГБОУ РМ " Ялгинский детский дом школа" 28.08.2015году до 2017 года....