ДОКЛАД «ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»
статья на тему

Безбородова Алла Владимировна

 

   Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.

    Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл postinternatnoe_soprovozhdenie.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

«ПОСТИНТЕРНАТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СИРОТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Подготовила: Безбородова В.А.,

социальный педагог

   Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход.

    Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни.

 По данным российских исследований трудности, которые испытывает выпускник интернатного учреждения, можно разделить на два блока:

  • комплекс социальных затруднений: жилищно-бытовая неустроенность, неразвитость социальной сети, в которую включены выпускники, отсутствие мотивации к социальной реализации, не оформившиеся социальные навыки, отсутствие позитивных социальных связей и т. д.
  • комплекс психологических затруднений: отсутствие доверия к миру людей, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, значительные трудности в управлении и планировании своей жизни, низкая готовность самостоятельно решать жизненные задачи и т. п.

     За период с 2011 – 2015г.г.  из школы-интерната выпустилось 46 воспитанников, из них:

- обучаются в учебных заведениях – 25 (54,3 %) выпускников;

- закончили обучение,  трудоустроены – 8(17,3%) выпускников;

- служат в рядах Российской Армии – 1(2,1 %) выпускников;

- выпускники – инвалиды – 5 (10,8 %);

- неуспешные выпускники - 4 (8,6%) выпускников;

- по уходу за ребенком -  3 (6,5%).

  В 2016 году вступают во взрослую жизнь 8 воспитанников:

- планируют обучатся в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Дубёнский аграрный      техникум»- 7 выпускников;

- планируют обучатся в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум»- 1 выпускник.

       Опыт работы  учреждения показывает, что покидая школу-интернат, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

- материальное самообеспечение;

- самостоятельное решение бытовых проблем;

- решение сложных жизненных проблем, выход из конфликтных ситуаций;

- взаимодействие с различными государственными структурами, инстанциями;

- взаимодействие, общение с различными людьми;

- создание собственной семьи: защита своих законных прав и интересов;

- забота о своем здоровье.

   

      Необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

     В целях оказания комплексной индивидуально-ориентированной помощи выпускникам в школе-интернате организована консультативная служба по постинтернатному сопровождению. Постинтернатное сопровождение оказывают специалисты: социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, воспитатели.  

      Для реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

 - разработка и реализация индивидуальных планов сопровождения выпускников;

- защита прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- оказание помощи в сборе или оформлении необходимых документов;

- оказание помощи во взаимодействии с учреждениями социума;

- оказание всесторонней поддержки выпускникам и экстренной помощи (в случае возникновения);

- оказание помощи  в трудоустройстве выпускников;

-оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций, обучение навыкам конструктивного взаимодействия.

    Формы взаимодействия с выпускниками: индивидуальное консультирование, общение по телефону, правовое и профориентационное  консультирование, оказание психологической и материальной помощи, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение выпускников и др. 

 

Работа с выпускниками определяется на основе диагностики уровня его социальной адаптации – бытовых условий, характера занятий, круга общения, наличия социальных и психологических проблем.

Постинтернатное сопровождение реализуется в несколько этапов: подготовительный этап постинтернатного сопровождения выпускников начинается со сбора информации о выпускнике: учеба, работа, место жительства;  

следующий этап в работе – составление базы данных на выпускников школы-интерната;  

По мере поступления дополнительной информации о выпускниках в базу данных вносятся изменения.

На основании полученной информации, специалистами службы обозначаются возможные проблемы жизнеустройства выпускников и пути их решения, определяются степень их сложности. 

       В первый год после окончания воспитанниками школы-интерната специалистами службы сопровождения налаживается тесный контакт с техникумами, в которых обучаются выпускники.

     В последние годы мы сотрудничаем с ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Дубёнский аграрный      техникум» и ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум».

    В Инсаре, конечно, организовать и осуществить индивидуальное сопровождение выпускников гораздо легче, так как техникум находится в шаговой доступности. Социальный педагог в моём лице и специалист органов опеки (Шабанова Л.А.) часто навещаем детей в общежитии, беседуем с мастерами, педагогами техникума. Ведётся контроль за посещаемостью занятий, за чистотой в комнатах общежития. Ребята имеют возможность навестить своих друзей в школе-интернате после занятий, посоветоваться с воспитателями, обратиться за помощью к администрации в решении бытовых проблем, оформлении документов.

   В конце учебного года оказано содействие по вселению в закреплённое жильё Кудерову Игорю, выпускнику 2014 года.

   Квартира, закреплённая за Игорем, принадлежит и его родственнику. Родственник многие годы не платил за коммунальные услуги. Поэтому за долги квартира была опечатана и Игорь не смог войти туда. Была оказана помощь в разделении счетов оплаты за коммунальные услуги и выпускник получил возможность жить дома. На данный момент Кудеров Игорь проходит срочную службу в рядах вооружённых сил.

   В нашей работе есть и приятные моменты. Хотелось бы отметить нашего выпускника Абрамого Олега, который начал заниматься спортом ещё в стенах нашей школы-интерната под руководством преподавателя физкультуры Баймаковской Н.И. Олег два раза ездил на чемпионат России по лёгкой атлетике. В 2015 году он стал чемпионом России в эстафете среди лиц с интеллектуальными нарушениями. В 2016 году- чемпион России в беге на 800 метров и бронзовый призёр в эстафетном беге. На чемпионате его заметил тренер сборной России по лёгкой атлетике и Олег стал кандидатом в сборную среди лиц с интеллектуальными нарушениями. Окончив ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Инсарский аграрный техникум» он продолжит обучение в техникуме г.Саранска.

   Очень часто общаемся с руководством, социальным педагогом и мастерами ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Дубёнский аграрный техникум».

Была оказана консультативная помощь в оформлении регистрации выпускников, в переводе пенсионных дел инвалидов и получающих пенсию по потере кормильца. Ведётся контроль за посещаемостью учебных занятий.

   Выпускники, обучающиеся в  ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «Дубёнский аграрный      техникум» также часто приезжают в школу-интернат (свой родной дом). Им оказывается консультативная помощь по возникшим вопросам.

   Отсутствие знаний законодательства РФ, затрагивающего детей-сирот, в частности в сфере пенсионных начислений по инвалидности, неспособность самостоятельно продлить себе пенсию, лишает их порой единственного источника к существованию. Выпускникам Нигомашеву Олегу, Чурочкиной Ольге оказана помощь в сборе документов на продление пенсии по инвалидности.

   Но есть и негативный пример: Трегубова Настя отказалась от сбора документов на продление инвалидности. «Я не инвалид и эти деньги мне не нужны!» Были проведены неоднократные беседы с выпускницей, но они ни к чему не привели.

     

    Решение проблем трудоустройства является частью адаптационного процесса. Очень важно, чтобы бывший воспитанник школы-интерната, условия, проживания которого отличаются от сверстников, правильно сориентировался, выбрал профессию по своим интересам, возможностям, затем успешно устроился на работу.

   Специалисты школы-интерната взаимодействуют с мастерами начального профессионального образования.

   Для неработающих выпускников специалистами учреждения создаются условия для активизации участия выпускника в своём трудоустройстве:

- индивидуальные беседы по выбору профессии и формированию адекватного понимания выпускником своих профессиональных возможностей и соответствующей им оплаты труда.

- сотрудничество службы с центром занятости населения. Это помощь в подготовке документов для трудоустройства или на получение пособия по безработице.

- мероприятия специалистов учреждения по трудовой адаптации позволяют выпускникам решить вопросы трудоустройства и быть полноправными, материально независимыми членами общества.

      Наши выпускники, окончившие обучение, успешно трудятся дворниками, грузчиками, уборщицами.

В заключении хотелось бы сказать, что результатом работы службы по постинтернатному сопровождению является:

1. Готовность к самостоятельной жизни.

2. Умение взаимодействовать в социуме (коммуникативная компетентность).

3. Развитое самосознание, ответственность, умение принимать решения.

4. Потребность в здоровом образе жизни.

5. Профессиональная и трудовая самореализация.

Библиографический список:

1.        Бобылева, И. А. Социальная адаптация выпуск-ников интернатных учреждений [Текст] : учеб, пособ. / И. А. Бобылева. - М. : Национальный фонд зашиты детей от жестокого обращения. 2007. - 176 с.

2.        Владимирова, Н. В. Шаг за шагом. Индивиду-альное консультирование выпускников детских до¬мов, школ-интернатов [Текст] / Н. В. Владимирова, X. Спаньярд. -М. : «Генезис», 2007. - 176 с.

3.        Преодоление трудностей социализации детей- сирот [Текст] / под ред. Л. В. Байбородовой. - Яро¬славль : Изд-во ЯГПУ, 1997. - 196 с.

4.        Рожков, М. И. Взаимодействие субъектов по¬

стинтернатного сопровождения детей-сирот [Текст] : метод, пособ. / М. И. Рожков, Л. Б. Байбородова, Т. Н. Сапожникова. - Калининград : Изд-во РТУ им. И. Канта, 2010.        108 с.

5. Система социально-психологического сопрово-ждения детей-сирот в интернатном учреждении [Текст] : метод, пособ. для специалистов / под. ред.

Н. М. Иовчук. - М. : Издательский центр «Реалтэк», 2003.        211 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социализации и адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. "Ты не один"

Цель: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе....

Анализ изменений в решении жилищной проблемы детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа в свете изменений в законадательстве РФ с 01.01.2013 г.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396699","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"325","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6396707","at...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

«Служба содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» г. Ноябрьска

О работе службы содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей и сопровождению замещающих семей в рамках деятельности Центра помощи семье и детям в МКУ «Детский дом «Семья» ...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей.."

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия  по учебной дисциплине ОУДВб.10 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ  по теме"Дети-сироты. Дети, оставшиеся без попечения родителей." Предназначен для проведения занятий н...

Общая программа воспитания детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей

Данная программа разработана для воспитания детей проживающих в детских домах. Реализуется по модулям....