Автоматизация звуков
материал по теме
Практический материал для автоматизации звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizaciya_zvukov.docx | 53.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Автоматизация звука Л.
Произносить (читать) слоги.
Ла - ло - лу - лы
Ло - лу - ла - лы
Лу - лы - лы - ло
лы - лу - ло - ла
ла - лы - лу - ло
лы - ла - ло - лу
ал - ол - ул - ыл
ял - ёл - юл - ил - ел
ал - ял - ол - ёл
Произносить (читать) слова.
Ла: лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
Ло: лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.
Лу, лы: лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает.
Ал: бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал.
Ол: вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол.
Ул: гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан.
Ыл: ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка.
Ял: мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка.
Ёл: вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка.
Ел: ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел.
Ил: бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил.
"Трудные" слова с двумя звуками л:
лаял, плыл, колол, полол, послал, молол, делал, лакал, лазил, ласкал, гладил, плавал, наладил, ослабел, ловил, ломал, глотал, баловал, колокол, колотил, молотил, доложил, положил, целовал, лопнул, слушал, служил, слышал, получил, улыбался.
Слова со стечением согласных:
благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, кладовая, пламя, плавать, пластинка, пластмасса, заплатка, платок, Слава, сладкий, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла, блок, глобус, клок, плот, пломба, площадь, слон, весло, слово, сложный, флот, хлопать, хлопок, блузка, каблук, глупый, клуб, клумба, клубок, клубника, плуг, слух, слушать, случай, служить, заслуга, глыбы, злы, клыки, плыть, слышать, котлы, хлыст.
Произносить (читать) предложения.
Мила ела салат.
Луша взяла лопатку.
Ласточка свила гнездо.
Мама сделала молочную лапшу.
Мила вымыла ладони.
Около палаток лопухи и полынь.
Наступила зима.
Готовь лыжи и салазки. Луша полола лук и свеклу.
Мила видела слона.
Слава идет в кладовую за веслами.
В глубоком колодце вода холодная.
В лавке спелые и сладкие яблоки.
Володя - смелый пловец и не боится глубины.
Клава надела на голову белый платок.
Подберите картинки: лопата, лодка, мыло, кукла. Начните предложение, а ребенок будет заканчивать по картинке, затем повторит предложение целиком.
Дядя Лука копает клумбу (лопатой).
Володя и Слава плывут на (лодке).
Клава мыла ладони (мылом).
Собака унесла в чулан (куклу).
Володя поехал на (велосипеде).
Михаил смотрел на (глобус).
Павел ловил (голубя).
Павел сел за (стол).
Дядя Михаил коня напоил.
Дедушка Нил поймал рой пчел.
Павел поймал галку.
Брат уехал на футбол.
Вова поставил бутылку на полку.
Папа купил елку.
Стул упал на пол, и я испугался.
На елке Павел увидел белку.
Михаил играл в футбол и забил в ворота гол.
Дядя Нил повязал галстук и вышел.
Отец поехал на вокзал.
Во дворе лаял пес.
По реке плыл плот.
Котенок лакал молоко.
Павел пригладил волосы.
Нил получил письмо от Михаила.
Нил сам выгладил полотенце и платки.
Я нашел и положил в банку много червей.
Отец служил на флоте и плавал на подводной лодке.
Солдат доложил, что выполнил задание.
Петя сломал, а потом наладил велосипед.
Володя забыл, куда положил пенал.
Во дворе полаял и замолк пес.
Кот ловил мышку, но не поймал - мышка убежала.
Кол около стола, стол около кола.
Вот веселый колобок покатился, как клубок.
Произносить (читать) тексты.
Загадки.
Белое одеяло землю одевало.
Солнце напекло, одеяло потекло.
(Снег)
Отстегал по ушам, отхлестал по щекам,
шапку с головы сорвал и… удрал.
(Ветер)
Кукла Мила.
Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась.
Наш кот.
Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться.
Рыболов.
Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.
Выучи наизусть стихотворения.
Зима.
Все бело, бело, бело. Много снегу намело.
Вот веселые деньки! Все - на лыжи и коньки!
Солдатик.
Солдатик оловянный жил. Он пел, шутил и не тужил.
Он воевал, не уставал. И падал сам, и сам вставал.
И помнил он всегда в бою свою солдатскую семью.
Где был за всех, и за него стояли все до одного! (В. Аушев)
Елка.
Елка плакала сначала от домашнего тепла.
Утром плакать перестала, задышала, ожила. (С. Маршак)
Белый цвет.
Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела, белой даже не была. (И. Токмакова)
Заяц белый.
Заяц белый, заяц белый, ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал: - Я не бегал, я скакал.
Желаю удачи!
Автоматизация звука [C] прямых слогах:
С-с-с -а С-с-с - ы С-с-с - о С-с-с - у | СА-са-са Сы-сы-сы Со-со-со Су-су-су | СА-со-су-сы Со-са-сы-су Су-са-со-сы Сы-са-су-со |
- взрослый называет начало слова, а ребенок договаривает слог, например:
Добавляй слог СА: ли....(СА), колба...(СА), о...(СА) и т.д
Добавляй слог СЫ: кос...(СЫ), но...(СЫ), ча...(СЫ) и т.д.
Автоматизация звука [C] в обратных слогах:
А-с-с-с и-c-c-с О-с-с-с У-c-c-c | Ас-ас-ас иc-иc-иc Ос-ос-ос ус-ус-ус | Ас-ис-ес-эс Ос-ас-ис-ус Ис-ас-ус-юс Яс-ас-ис-ус |
Автоматизация звука [С] в интервокальной позиции
Аса-аса-аса Исы-исы-исы Осо-осо-осо Усу-усу-усу | Аса-оса-уса асэ-осэ-усэ Асо-осо-усо Асы-осы-осу | Ёса-юса-иса Ёсо-юсо-исо |
Автоматизация звука [C] в слога со стечением согласных
Бса-бсы- бсо -бсу Пса- псы- псо-псу мса- мсы- мсо-мсу дса-дсы- дсо -дсу | Тса- тсы- тсо-тсу Гса- гсы- гсо-гсу Кса-ксы-ксо-ксу | Сва-свы-cво-сву Сма-смы-смо-сму Спа-спы-спо-спу Сба-сбы-сбо-сбу |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [C]В СЛОВАХ
«Какой звук пропал?» Повтори слова и скажи, какой звук пропал во втором слове.
Маски-маки, соски-соки, ласки-лаки.
«Поставь перед словом звук [С]» и проговори это слово
Тол-стол, тук-стук, кот-скот, ток-сток
«Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [С], повтори это слово, четко проговаривая звук [C]
Палки- Салки, бок-Сок, кон-Сон, мало - сало
Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС
Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [C] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [C] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [С].
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [С]. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [С]. Такие задания развивают словарь ребенка, помогают усвоить понятия обобщенного понятия слов (мебель, обувь, животные домашние, дикие и пр)
- «Повтори цепочку слогов» СА-со-су, сы-со-су и т.д
Автоматизация звука [С] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [С]
Сад Сани Сапог Сода Сок Соль | Сом Сон Суд Судно Сук Сукно | Сундук Суп Сын Сайка Сало |
Автоматизация звука [С] в конце слова без стечения согласных звуков
Вес Вкус Мусс Мыс Пас Пас | Опус Кактус Покос Тёс Ус Фокус | Лес Вопрос Утёс Рис Бас Парус |
Автоматизация звука [С]в середине слова в интервокальной позиции
Бусы Оса Весы Досуг Коса | Осока Песок Кусок Посуда Посадка | Часок Посылка Посол Носок Басок |
Автоматизация звука [С] в словах со стечением согласных
Басня Воск Капуста Киоск Космос Каска Куст Маска Место Мост | Паста Писк Пустыня Тесто Хвосты Миска Мускул Полоска Писк Послание | Скала Скат Скамейка Слова Слон Смена Сметана Спина Ставни Снаряд |
Автоматизация звука [С] в словосочетаниях
Вкусный квас Густая сметана Квашеная капуста Миска с рисом Мясной салат Осколок стекла Свежее мясо Смелый поступок Солист ансамбля | Соловьиная песня спелые сливы Стадо скота Ствол осины Стеклянный стакан Страшная маска Фасад дома Фасолевый суп Чистая посуда Солить суп |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [С] В ПРЕДЛЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука С.
Береги нос в трескучий мороз. В кувшине кислый квас. В кустах кто-то пискнул. Кактусы посадили в песок. Нас восхитила песня пастуха. Недалеко были посадки леса. Саша поет грустную песню. Собака своих не кусает. Суп солите сами по вкусу. У сома усы. Я вынесу сор. | Саша рассказывает. Саша рассказывает историю. Саша рассказывает историю о собаке. Саша рассказывает историю о собаке, спасшей матроса. Искала сыроежки. Соня искала сыроежки. Соня искала сыроежки в кустах. Соня искала сыроежки в кустах, а нашла бруснику. В субботу у Кости будут гости. |
Стихи, чистоговорки для усовершенствования произношения звука [C]
Сад в снегу и лес в снегу, А по лесу я бегу. У Сони - посылка, В ней бусы и косынка. Стынет суп у Сони, Светы, А они сосут конфеты. У мамы в сумке Сом и сметана. Сом - коту А сметана - Степану . Сойка, сидя на сосне, Поёт песню о весне, О том, как солнце светит Всем на свете детям. Сам сказать сумей-ка В саду стоит скамейка. На скамейке сидит кот, Он нам песенки поет. | Соня в суп добавит соль, А потом - капусту. Все соседи хвалят суп: Он сегодня вкусный. Есть посуда - самовар, Есть машина - самоход, Есть игрушка - самокат И, конечно самолет! Суп могу я сам варить, В сад могу я сам ходить, Самокат мой сам катать, С горки в санках сам слетать! Я несусь на самокате Мимо сосен и берез. Оставляет на асфальте Самокат следы колес. Самокат я сам катаю, Встану сам, сам разгоняю, Ну а если сам сломаю, Сам его я починю! |
Са-са-са, са-са-са, Летит оса! Сы-сы-сы, сы-сы-сы. Не боимся мы осы! Су-су-су, су-су-су Видел кто из вас осу? Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Мы не видели осы. | Са-са-са, са-са-са, Укусила в нос оса. Со-со-со, со-со-со, Стал мой нос, как колесо! Сы-сы-сы, сы-сы-сы, Не боюсь я злой осы! Су-су-су, су-су-су, Я осу в руке несу! |
Автоматизация звука [З] прямых слогах:
З-з-з -о З-з-з - а З-з-з - у З-з-з - э | ЗА-За-За Зэ-Зэ-Зэ Зо-Зо-Зо Зу-Зу-Зу | ЗА-Зо-Зу-Зы Зо-За-Зы-Зу Зу-За-Зо-Зы Зы-За-Зу-Зо |
Добавляй слог ЗА: ва....(ЗА), ро...(ЗА), ко...(ЗА), гро...(ЗА), ло...(ЗА) и т.д
Добавляй слог ЗЫ: ко...(ЗЫ), моро...(ЗЫ), лин...(ЗЫ), ва....(ЗЫ), гро...(ЗЫ), зано...(ЗЫ) и т.д.
Автоматизация звука [З] в обратных слогах:
А-З-З-З И- З-З-З О- З-З-З У- З-З-З | АЗ-аЗ-аЗ ЯЗ-яЗ-Яз ОЗ-оЗ-оЗ уЗ-уЗ-уЗ | АЗ-иЗ-яЗ-оЗ ОЗ-аЗ-иЗ-уЗ ИЗ-аЗ-уЗ-юЗ ЯЗ-уЗ-иЗ-аЗ |
Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции
аЗа-аЗа-аЗа иЗэ-иЗэ-иЗэ оЗо-оЗо-оЗо уЗу-уЗу-уЗу | аЗа-аЗо-аЗу-аЗы-аЗэ оЗа-оЗо-оЗу-оЗы-оЗэ уЗа-уЗо-уЗу-уЗы-уЗэ ыЗа-ыЗо-ыЗу-ыЗы-ыЗэ | эЗа-эЗо-эЗу-эЗы-эЗэ |
Автоматизация звука [З] в слога со стечением согласных
Зва-Звы-Зво-Зву-Змэ Зма-Змо-Змы-Зму-Змэ | Зда-Здо-Зды-Зду Зла-Зло-Злы-Злу | Зпа-Зпо-Зпы-Зпу Зба-Збы-Збо-Збу |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З]В СЛОВАХ
«Какое слово получилось?». Замени первый звук (последний, в середине) в слове на звук [З], повтори это слово, четко проговаривая звук [З]
Губы-Зубы, лоб-Зоб, дверь-Зверь, наряд-Заряд, дуб- Зуб, ров - Зов, гнать - Знать
Пёк-ПёС, нож - ноС, голод- голоС, пар - паС, март-марС
Качка- КаСка, лепка-леСка, сопка-соСка, парт-паСта
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [З]. Можно усложнить задание, предложив ребенку назвать животных, посуду, мебель и.д. в названии которых есть звук [З].
- Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [З]: Зуб, лак, диван, Змей, книга, жираф, Замок, ЗАгадка, стог, каф, кастрюля, Звук и т.п.
«Назови второй слог»
Называй второй слог в слове, а затем повтори все слово.
Му-ЗЫ-ка, Ка-За-ки, га-ЗО-ны, фа-За-ны, до-ЗО-ры и т.п.
«Один-Много»
АрбуЗ- арбуЗЫ, ПровоЗ- ПаровоЗЫ, гаЗ- гаЗЫ, мороЗ- мороЗЫ, расскаЗ- расскаЗы, груз - груЗЫ, таз -таЗЫ
Автоматизация звука [З] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [З]
Зов Зоб Зал Зона Зуб | Загар Закат Замок Запас Зонт | Завод Загадка Зоопарк Заря Затея Зоя |
Автоматизация звука [З] в интервокальной позиции без стечения согласных звуков
Тазы Возы Газы Ваза Газон Коза | Морозы Карнизы Пузырёк Паровозы Грузы Музыка | Узоры База Арбузы Казаки Вазоны Дозоры |
Автоматизация звука [З] в словах со стечением согласных
Зверь Змей Азбука Звон Звук Знак Знамя Зной | Звание Воздух Гнездо Избыток Значок Здоровье Звать Знать | Звонок Злой |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Восточный базар Забытая база Задать вопрос Закрытая зона Звуки музыки Золотая казна Зоркие глаза Закладка Зои | Спелые арбузы Резкий запах Ржавый замок Громкий звонок Завтра морозы Пасутся козы Розовый закат Злой зубр |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [З] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука З.
В зале заиграла мазурка. За зубами нужен уход. Зоя купила в магазине зонт. Мама поставила в вазу незабудки. Мы изучаем азбуку. Он не знал, как называется фильм. | В квартире раздался звонок Зоя помазала порез мазью Лиза звонко запела песню На цветке сидела стрекоза В зале заиграла звонкая музыка Зайчик замерз зимой в лесу |
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [З]
За-за-за - вот идет коза Зу-зу-зу - везу козу на возу Зы-зы-зы - утащили мы тазы Зо-зо-зо - нам с тобою повезло За-за-за- идет коза, коза-дереза | Прибежали козы рано по утру, Гложут у березы белую кору. Не ходите, козы, в молодой наш лес. Вырастут березы, будут до небес. |
Зоя на закате Звонит Зине, Кате. Пусть знакомые узнают: Мне котенка покупают! | Мама Лизы, мама Зины Побывали в магазине. Лизе купили зайку, А Зине - мозаику. |
Знает Знайка все о звездах, Он возводит звездолет. На закате звездолет К звездному пути пойдет, Достигает заданной звезды И всем мигает из темноты | Зазвонил дозорный В каске лучезарной, За рекой, за холмом Загорелся Кошкин дом, Из окошек вьется пламя Золотыми языками. |
Автоматизация звука [Ш] прямых слогах:
Ш-ш-ш -а Ш-ш-ш - е Ш-ш-ш - о Ш-ш-ш - у | ША-Ша-Ша Ше-Ше-Ше Шо-Шо-Шо Шу-Шу-Шу | Ши-Ша-Ше-Шо Шо-Ша-Ши-Ше Шу-Шо-Ша-Ши Ши-Ша-Шо-Шу |
Игра «Договори слово»
Я буду говорить начало слова, а ты добавляй последний слог
Например: слог - ША
КА...(ША), ГРУ...(ША), ТУ...(ША), ЛАП...(ША), ЧА...(ША), КЛУ...(ША)
Игра на развитие фонематического восприятия.
Подними руки вверх и покачай ими, когда услышишь слог со звуком [Ш].
Ребенку предлагаются слоги: КА-ПА-ШУ-ТЫ-НО-ШИ- ПА-ША-РА-КА-ШО и т.д.
Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах:
А-Ш-Ш-Ш И -Ш-Ш-Ш О-Ш-Ш-Ш У-Ш-Ш-Ш | АШ-аШ-аШ иШ-иШ-иШ ОШ-оШ-оШ уШ-уШ-уШ | АШ-иШ-ыШ-уШ ОШ-аШ-иШ-ус ИШ-аШ-уШ-оШ ЯШ-аШ-иШ-уШ |
Автоматизация звука [Ш] в интервокальной позиции
АШа-аШа-аШа ИШи-иШи-иШи ОШо-оШо-оШо УШу-уШу-уШу | АШа-оШа-уШа аШэ-оШэ-уШэ АШо-оШо-уШо АШи-оШи-оШу | еШа-еШо-иШа оШо-уШо-иШо |
Автоматизация звука [Ш] в слога со стечением согласных
Шма-Шмо-Шму Шпо-Шпа-Шпи пШа-пШо-пШи мШа-мШо-мШу | тШа- тШи- тШо-тШу Шта-Што-Шты-Шту Шпо-Шпа-Шпы-Шпу Шны-Шно-Шну |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [ш]В СЛОВАХ
«Измени первый звук в слове»
Инструкция для ребенка: «Внимательно послушай слово и замени в нем первый звук на звук [Ш].
Какое слово у тебя получилось?»
Тапка- шапка, жаль - шаль, мах-шах, губы-шубы, мыло-шило, бык-шик, дар-шар, майка-шайка, топот - шёпот, чашка-шашка, мышка-шишка, парить-шарить, накал-шакал и т.д.
«Поставь перед словом звук [Ш]» и проговори это слово
Инструкция для ребенка: «Внимательно слушай слова и добавляй к нему первый звук [Ш].
Какое слово у тебя получилось?
Лак- Шлак, ах-Шах, лица-Шлица, пион-Шпион, рамы-Шрамы, утки-Шутки и т.д.
«Посмотри на картинки и скажи, что на них нарисовано». Это задание необходимо проводить на последних этапах автоматизации звука [Ш] в словах. Подберите картинки, в названии которых есть звук [Ш] и предложите ребенку назвать их, четко проговаривая звук [Ш].
Инструкция для ребенка: «Посмотри на картинки и назови предметы в названии которых есть звук [Ш], четко проговаривая звук [Ш]. (например, картинки могут быть такие: шкаф, дверь, стул, шишка, шуба, тарелка, каша и т.д.) Ребенок выбирает картинки со звуком [Ш] и называет их
«Вспомни слово» в названии, которого есть звук [Ш].
Я буду читать слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком [Ш]: Шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка и т.п.
«На каком месте стоит звук [Ш]в слове» Шар -в начале слова, лапШа - в середине слова, малыШ- в конце слова
«Придумай слово, чтобы звук [Ш] был в начале слова (в конце, середине)»
«Повтори цепочку слогов» Ша- Шо-Шу, Ши-Ша-Шо и т.д
Автоматизация звука [Ш] в начале слова без стечения согласных звуков
Повтори слова, четко проговаривая звук [Ш]
Шум Шут Шея Шаг Шик Шах | Шёпот Шина Шуба Шайба Шапка Шахта | Шить Шайка Шпоры Шарф Шахматы Шиповник |
Автоматизация звука [Ш] в конце слова без стечения согласных звуков
Камыш Мякиш Финиш | Шалаш Голыш Малыш | Карандаш Детёныш Ландыш Гуляш |
Автоматизация звука [Ш]в середине слова в интервокальной позиции
Камыши Каша Ландыши Лошадка Машина Мешок | Мишень Мышата Мышонок Ноша Ошейник Ошибка | Петушок Пушок Тишина Ушанка Уши Ушиб |
Автоматизация звука [Ш] в словах со стечением согласных
Бабушка Букашка Вишня Дедушка Кашка Каштан Пышка Тушканчик | Квакушка Кошка Кувшин Кукушка Ладошка Лапша Лукошко Лягушка | Мышка Окошко Пашня Петушки Пешка Пушка Лапша Лепешка |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ
Букашка на ромашке Лягушка-квакушка Малышка с пышкой Мешать кашу Мешок с пшеном Острый карандаш Вкусный шоколад Широкий ремешок Широкий шаг Шорох мышки Бабушка Маша | Петушиное перышко Пушистая кошка Пшённая каша Теплая шуба Хорошая рубашка Шаловливая лошадка Дедушка Миша Шелушить шишки Шерстяной шарф Шикарная машина |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ш] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.
Ландыши хороши. В шалаше шалят ребятишки. Маша ест пшённую кашу. Паша и Миша гоняют шайбу. Даша надела широкий шарф. Малыши шагают в школу. Миша и Паша едут на лошадке. Наш Мишутка любит шутки. Готовит Наташа пшённую кашу. У нашей машины шипы на шинах. Идет пешком мышонок с мешком. | Миша нашёл камешки. По шоссе идет машина. Наташа пишет письма Маше. У Лёши ландыши и ромашки. У Маши шляпа и шарфик. У шиповника острые шипы. Хороша уха из ершей. Маша и Даша шьют шубу Наташе. У Ксюши на подушке вышита кукушка. Маша вышивает мышку. |
Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звука Ш.
Мыши шуршат. Мыши шуршат в тишине. Мыши шуршат шишкой в тишине. Мыши шуршат шишкой в тишине при коше. Мыши шуршат шишкой в тишине при кошке Маше. | Пушистая кошка. Пушистая кошка на окошке. Пушистая кошка на окошке слушает Пушистая кошка на окошке слушает шорох. Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей. |
СТИХИ, ЧИСТОГОВОРКИ ДЛЯ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА [Ш] В РЕЧИ
Ша-ша-ша - нет карандаша. Шо-шо-шо - нам гулять хорошо. Шу-шу-шу - я сижу и не шуршу. Ши-ши-ши - притихли малыши. Ше-ше-ше- подарили шарфик Даше. Мыши широкими шагами Шаркали по мостовой.
В камышах шуршат мышата, Шумно плещутся в ушатах. Шли шестнадцать мышей, Нашли шесть грошей, А мыши, что поплоше, Шумливо шарят гроши Шумит на опушке Мишка Топтыжка. Шишка на макушке У бедного мишки Наша кошка под окошком Шутит с мышкой понемножку. Что-то не до шуток мышке, помогу-ка я малышке У мышонка у Тотошки Кашки немножко. Думает Тотошка Отдать кашу кошке. И не будет кошка Шипеть на Тотошку. | Широкие шины Шикарной машины Бесшумно шуршат по шоссе. Шуршат камыши, В камышах малыши. В тишине лесной глуши Шёпот к Шороху спешит. Шёпот к шороху спешит, Шёпот по лесу шуршит. Ты куда? К тебе лечу. Дай на ушко пошепчу: Шу-шу-шу, да ши-ши-ши. Пишет школьник Паша: Шапка, шайба, каша, Мышка, мошка, шутка, Шахматы, Мишутка. У Маши - котенок Тимошка, У Миши - мышонок Тотошка. Не могут Тотошка и Тимошкой Не шуметь хотя б немножко Шубу, шапку и калоши Мы найти никак не можем. Вот такие шутки У нашего Мишутки |
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л'] упражнения » Автоматизация и дифференциация сонорных звуков
Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Л']. -
ли-ле-ля-лю-лё ля-лю-лё-ли-ле
ле-ля-лю-лё-ли лю-лё-ли-ле-ля
Проговаривать слова, чётко произнося звук [Л'].
Ляля, лямка.
Болят, велят, делянка, коляска, полянка, солянка.
Белят, пилят, солят, неделя, Оля, Валя, Галя, Коля, Миля, Поля, Толя, Уля, Филя.
Клякса, пляска, слякоть,, тля, хлястик, шляпа.
Лида, Лиза, липа, Лина, лист, листик, лифт.
Алина, Галина, долина, калина, малина, Полина, улитка.
Лимон, лимонад, листок, лицо, улица, палица, били, вили, ныли, пили.
Блин, влить, глина, длинный, злить, клин, сливы, сливки.
Лебедь, лев, левый, лейка, лента, лес, лесенка.
Билет, жалеть, колено, телега.
Левкой, ледокол, ледоход, лежать, лежанка, летать.
Валенки, колесо, маленький.
Блеск, бледный, клетка, плеск.
Лёгкий, лёд, лёжа, лён.
Далёкий, зелёный, колёса, пелёнка, селёдка, уголёк, мотылёк, самолёт, цыплёнок.
Взлёт, клён, плёнка, плётка, шлёпать.
Люба, Люда, люди, лютик, лютый, люстра.
Велю, делю, колю, мелю, пилю, полю, шалю.
Любимый, любой, любоваться, полюс.
Клюв, клюква, клюнуть, ключ, клюшка, хлюпать.
Даль, жаль, медаль, педаль, сталь, шаль.
Мальчик, пальчик, пальма.
Пальто.
Паяльник, рояль.
Быль, крылья, костыль, пыль, мыльный.
Пыльца, рыльце.
Будильник, гильза, килька, сильный, шпилька.
Боль, моль, роль, соль, фасоль.
Пульс, пулька.
Тюль, вестибюль, июль.
Тюльпан.
Ель, мель, метель, постель, сельдь.
Дельфин.
Лида и Лена сидели под липой.
Алина и Люда пили лимонад.
Над калиной вились мотыльки.
Полина любит малину со сливками.
Коля и Валя мыли лестницу.
Лев сидит в клетке.
Люба поливает лилии.
Толя любуется лебедем.
У калитки — тополь.
Оля и Уля обули валенки.
На листке левкоя — маленькая улитка.
Выучить потешки, отработав произношение звука [Л'].
Оля, Оля маленькая, Оленька удаленькая.
Люли, люли, люлюшки,
Прилетели гулюшки.
Гули, гули, гулюшки
Сели возле люлюшки.
Летели две птички, Собой невелички.
Отработав произношение звука [Л'] в словах, проговаривать скороговорку.
Летели лебеди с лебедятами.
Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Л']
На полянке, на зелёной
Посидели мы под клёном,
Пошалили, почитали,
А потом читать устали,
Взяли лютиков букет,
Побежали на обед.
На полянке два козлёнка
Ждут козу и блеют тонко: — Me! Тебя ждут два сынка,
Дай нам, мама, молока.
Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Л'].
ЛЯЛЯ
Ляля маленькая.
Она лежит в пелёнках.
Лиза и Лида катали Лялю в коляске, а потом поставили коляску под клён.
Они отгоняли от Ляли мотыльков. Пусть маленькая Ляля спит.
АЛЁНА И ПОЛЯ
(иллюстрация 29)
Алёна и Поля ходили в поликлинику к окулисту. Потом они
гуляли на поляне у поликлиники и плели венки из лютиков.
После они зашли в магазин и купили хлеб, вафли, сливки и
лимоны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]
Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...
«Автоматизация звука В и звука Ш на речевом материале по теме «Посуда»
Занятие для подготовительного класса школы II вида (для слабослышащих детей) Задачи...
Тема: Автоматизация звука «Л» в сочетании с согласными звуками. Анализ и синтез слов типа слон.
Конспект логопедического занятия....
Мультимедийная презентация "Наведи порядок", направленная на автоматизацию звука "Р" и определение места данного звука в слове.
Необходимо назвать изображенный предмет, определить место звука в слове (1, 2, 3, 4) в соответствии с заданием и кликнуть по названной картинке мышкой. В результате предмет перемещается на полку. Мест...
Открытое индивидуальное занятие по РСВ и ОП «Автоматизация звука «Ш» в начальной позиции перед гласными в игровых упражнениях. Коррекция звука «Р».
На индивидуальном занятии ведется работа по коррекциии звука «Р» и автоматизации звука «Ш» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: па...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...